Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах: (ст.5)




Принципы организации налогообложения

(самостоятельно еще посмотреть ст.3 НК)

1) принцип справедливости - всеобщностьналогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами.

2) принцип определенности - сумма налога, способ осуществления налогового платежа, время его соверше­ния должны быть точно и заранее известны налогоплательщикам.

3) принцип удобности - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков.

4) принцип экономии - сумма собранного каждого конкретного налога должна превышать затраты на его сбор и обслуживание.

 

Система принципов налогообложения классифицируется в четыре группы:

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

1) достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);

2) эластичность (подвижность) обложения.

2. Народно-хозяйственные принципы:

3) правильный выбор источников налогообложения;

4) выявление способов избавления от уплаты налогов (нужно понимать законные пути снижения налогового бремени).

3. Этические принципы, принципы справедливости:

5) всеобщность обложения (охват всех слоев населения обложением налогами);

6) равномерность обложения, прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика).

4. Административно-технические принципы налогообложения:

7) определенность обложения;

8) удобство уплаты налогов;

9) максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов

Наиболее применяемые в настоящее время в налоговых системах экономически развитых стран принципы налогообложения можно классифицировать как экономические, юридические и организационные.

К группе экономических принципов относятся:

• хозяйственная независимость предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика;

• справедливость предполагает социально справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика;

• соразмерность основана на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.

К группе юридических принципов относятся:

• учет интересов основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки, время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога;

• экономичность основана на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание;

• нейтральность предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством;

• установление налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны;

• отрицание обратной силы налогового закона основано на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия;

• сочетание интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, оно проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных налогов.

К группе организационных принципов относятся:

• установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

• подвижность (эластичность) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены.

Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов, и изменение размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям;

• стабильность основана на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям;

• исчерпывающий перечень налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, изымаемых как с юридических, так и с физических лиц; как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы;

• гармонизация налогообложения основана на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

Функции налогов

Функции налогов – это способ реализации сущности налога. Функции налога можно рассматривать как конкретную форму проявления или внешнего воздействия на экономику страны.

В число функций налога входят: экономическая (поскольку налогообложения по своей сути - это экономические отношения), фискальная, распределительная, контрольная, стимулирующая (реализуется через систему льгот), регулирующая.

Следует выделить Основные функции:

- фискальная – (fiscus – государственная корзина, казна) изъятие средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней – тем самым формируются финансовые ресурсы государства.

- регулирующая - достижение определенных целей, таких как развитие приоритетных отраслей экономики или ускоренное решение определенных социально-экономических проблем. – применяется в виде изменения ставки налога, предоставления/ прекращения льгот и т.д.- позволяет регулировать инвестиционную деятельность хоз.субъектов, предпринимательскую активность.

- контрольная – контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и контроль за использованием имущества и т.п. (контроль за деятельностью организаций, ИП, через обязание их представлять налоговую отчетность, платить налоги и вставать на налоговый учет – им присваивается ИНН, а для организаций еще и КПП)

 

 

ПОСТАНОВКА НА НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ (ст.83-86)

ИНН – и дентификационный н омер н алогоплательщика

КПП – к од п ричины п остановки (только!) организации на налоговый учет

ИНН присваивается:

- для организаций с момента их государственной регистрации на основании сведений поступивших в базу ЕГР(единый государственный реестр)

- для физ.лиц – постановка осуществляется на основании сведений, поступивших в ЕГР 1) из ЗАГСа –регистрация новорожденного и 2) из паспортного стола – по факту регистрации новорожденного по месту жительства

ИНН остается неизменным независимо от смены места нахождения организации (места жительства физ.лица)

4401012345 – (10 знаков – для организаций)

440101234567- (12 знаков – для физ.лиц)

ИНН показывает где зарегистрирован налогоплательщик:

44 – код региона

01 – административная территория региона (01 – гор.Кострома, 16 – гор. Волгореченск, 14 – Красносельский район и т.д.)

Последующие цифры – номер налогоплательщика

ВИДЫ НАЛОГОВ

Классификация налогов — группировка законодательно установленных налогов и сборов, обусловленная целями и задачами их систематизации и сопоставления. В основу систематизации положены различные методы исчисления и взимания, распределения налогов по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии. В настоящее время наиболее существенное значение для практики налогообложения имеют следующие основные виды классификации налогов:

1) (по территориальному уровню)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ - налоги и сборы устанавливаются только Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ (все указаны в разделе YIII НК РФ)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ - налоги устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (все указаны в разделе IV НК РФ)

МЕСТНЫЕ - налоги устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований (все указаны в разделе Х НК РФ)

В отдельную позицию выделяют СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ - (раздел VIII-1 НК РФ) устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах

 

2) (в зависимости от плательщика)

- налоги с организаций – взыскиваемые только с юридических лиц, а также с их филиалов и представительств (легко определить, так как содержат в своем названии указание на «организацию» - например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций)

- налоги с физических лиц - взыскиваемые с физических лиц (легко определить, так как содержат в своем названии указание на «физическое лицо» - например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)

- общие налоги для физических и юридических лиц – взыскивается при наличии объекта налогообложения у этих лиц (не содержат в своем названии указание ни на «организацию» ни на физическое лиц - например, транспортный налог, налог на добавленную стоимость)

 

3) (в зависимости от формы обложения)

- прямой налог (подоходно-поимущественные налоги) – уплачиваются самим налогоплательщиком за счет собственных средств (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог)

- косвенный налог (налог на потребление) - налог включается в цену товара, формальным плательщиком является продавец, фактическим плательщиком является покупатель товара. (НДС, акцизы)

 

4) (в зависимости от назначения)

- налоги общего значения – используются на общие цели

- целевые налоги - используются для финансирования конкретных расходов бюджета (земельный налог и водный налог – на восполнение природных ресурсов, транспортный налог – на строительство и поддержание дорог)

ПОНЯТИЕ НАЛОГА И СБОРА (ст.8)

НАЛОГ СБОР
- обязательный (принудительный) платеж, - индивидуально безвозмездный платеж, - взимается только в форме денежных средств (вкл.электронные), - направляется на финансирование гос-ва и муниц. образований - обязательный платеж, - уплата сбора является условием для совершения юридически значимых действий в отношении данного плательщика

 

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах: (ст.5)

По общему правилу:

- акты законодательства о налогах вступают в силу при одновременном соблюдении условий:

1) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и

2) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

- о сборах вступают в силу:

не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

 

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах ( ст.9)

Налогоплательщики и плательщики сбора Консолидированная группа налогоплательщиков Юридические и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст.19) (добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков) (ст.25.1-25.6)
Налоговые агенты Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты дохода для налогоплательщика (ст.24)
Налоговые органы Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Региональные налоговые управления, Налоговые инспекции (ст.30-33)
Таможенные органы Федеральная таможенная служба, Государственный таможенный комитет, Региональные таможенные управления, Таможни и таможенные посты (ст.34)   Они участвуют в налоговых отношениях только при перемещении товаров через таможенную границу – исчисляют ндс (по подакцизным товарам еще и акцизы) с заявленной декларантом таможенной стоимости товара и не выпускают товар пока налог не будет уплачен
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...