Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8. Когда стартовала Новоземельская экспедиция школьников с целью пополнения продовольственных запасов в Архангельске и Молотовске?




Ответ. 30 июня 1942 года из Архангельска на остров Новая Земля отправилась самая необычная за всю историю Арктики промысловая экспедиция – в составе её были учащиеся старших классов и техникумов города. Цель их поездки – сбор яиц и добыча тушек кайры на птичьих базарах полярного острова

13 мая 1942 г. бюро Архангельского обкома комсомола рассмотрело вопрос “О направлении студентов и учащихся на заготовку яиц, тушек кайры и добычу рыбы на остров Новая Земля”. Было принято решение подобрать 150 учащихся техникумов и старших классов средних школ для полярной экспедиции. Почти все средние школы города направили своих посланцев для выполнения этого важного задания. Прифронтовой Архангельск переживал тяжелое время. Резко ухудшилось продовольственное снабжение населения. С сентября 1941 г. в городе были введены карточки на самые необходимые продукты: хлеб, мясо, крупу, сахар. Но с каждым днем норма выдачи продовольствия неуклонно сокращалась. Зимой 1941/1945 гг. минимальная норма выдачи хлеба сократилась до 200 граммов - чуть более, чем в осажденном Ленинграде. Местные власти изыскивали внутренние резервы для расширения продовольственной базы. Кайра является промысловой птицей из семейства чистиковых. Неповоротливое туловище с черной спинкой и белой манишкой на грудке придают ей сходство с маленьким пингвином. Длина кайры составляет 40–48 сантиметров, вес около одного килограмма. Мясо этой птицы употребляется в пищу. Особенно питательными свойствами обладают ее яйца, которые по вкусовым качествам не уступают куриным, но значительно крупнее их. В начале июня 1942 г. в Архангельске в кинотеатре “Эдиссон” (в последствии кинотеатр “Север” — В. Б. ) собрались подростки, желающие отправиться в экспедицию. В президиуме — представители горкома комсомола, Архангельской базы военизированного флота “Главсеврыбпрома”, моряки и полярники. Слово было предоставлено начальнику экспедиции капитану А. А. Гроздникову. Затаив желание, слушали мальчишки рассказ о сложном продовольственном положении в городе, о предстоящем арктическом походе. Все они пережили трудную зиму в Архангельске, не могли забыть мучительное чувство голода от постоянного недоедания. Привлекала их и романтика необычного для них дела. Конечно, не обошлось без конфликтов и дискуссий с родителями. Ведь костяк экспедиции составили 14 — 17–летние школьники. Правда, были среди них и подростки, которые уже поработали на производстве. В распоряжение участников похода было выделено несколько судов: рыболовный траулер РТ “Зубатка”, моторно–парусная шхуна “Авангард” и бывший парусник “Азимут”. Наставниками ребят на время плавания стали капитаны П. П. Замятин, Н. Н. Васильев, В. А. Мехреньгин, механики Н. Н. Томилов, П. Г. Голубин и другие. Комиссаром экспедиции был назначен партийный работник В. П. Брагин. Жители Архангельска окрестили необычайный арктический поход молодежи на Новую Землю “школьной яично–птичьей экспедицией”. Подготовка к походу заняла не мало времени. Ребята были размещены в общежитии в порту рыбной фактории. Они тщательно готовили снаряжение экспедиции — ремонтировали и оборудовали суда, таскали необходимые грузы, много работали на огородах, которые создавались тогда повсеместно. В один из дней состоялась встреча школьников с прославленным полярником И. Д. Папаниным, который в те годы работал в Архангельске в качестве уполномоченного Государственного Комитета Обороны. Иван Дмитриевич Папанин, ознакомившись с ходом подготовки арктической экспедиции, распорядился выделить дополнительные продукты для питания молодых промысловиков и пожелал им успешного выполнения задания. Накануне отплытия юношей перевели на траулер. Их разместили на широких двухярусных нарах. Каждый получил ватный тюфяк, вместо подушки выдали пробковые спасательные пояса. Спартанские условия жизни с первых дней похода укрепляли боевой дух будущих промысловиков.                                                                       Перед отъездом состоялось собрание участников экспедиции. Капитан А. А. Гроздников был краток: “Трудно вам придется, ребята. Очень трудно. Вас ждет работа, причем опасная! Не всегда согреешься, не всегда отдохнешь по–настоящему. Кто боится — еще не поздно вернуться домой. Отпустим, слова плохого не скажем. Есть такие? ” В дружных рядах молодежи дезертиров не оказалось. 30 июня. День выдался солнечный, теплый. С мостика РТ “Зубатки” раздался зычный голос капитана: “Отдать концы! ” Прощальный гудок — и траулер медленно отошел от причала порта Фактория. Школьники облепили правый борт судна, а мимо уже проплывали знакомые строения древнего Архангельска: здания знаменитого Гостиного двора, многочисленные причалы, лесозаводы. Было немножко грустно. Когда “Зубатка” проходила мимо печально знаменитого острова Мудьюг, капитан дал протяжный гудок — в память о погибших людях в концлагере, созданном интервентами в годы гражданской войны на Севере. В проливе между островом Мудьюг и материком формировался военный конвой. Через два дня суда конвоя снялись с якоря, и под их охраной ребята отправились в путь. Студеное Белое море встретило неприветливо — разыгрался шторм. Команды судов экспедиции прилагали большие усилия в борьбе со стихией. Положение осложнялось еще тем, что на буксире тральщика “Зубатка” шел парусник “Азимут”. Тяжело приходилось ребятам — многие из них впервые испытали сильную морскую качку. В районе мыса Канин Нос суда экспедиции отделились от конвоя и направились к Новой Земле уже самостоятельно. Баренцево море также было неспокойно. Огромные волны яростно обрушивались на корабли. На подходе к Новой Земле встретились льды. Трудности увеличивались, но успокаивало одно — в этих условиях уменьшалась опасность нападения немецких подводных лодок, которые рыскали здесь в поисках легкой добычи. Неуклюжая “Зубатка” медленно пробивалась по разводьям между серыми торосистыми льдами. Матросы и школьники баграми отталкивали льдины, которые преграждали путь. Однако судно “Азимут” получило пробоину. Двадцать подростков во главе с Сашей Каменевым перешли с “Зубатки” на поврежденную шхуну. Начался аврал. Ребята несколько часов откачивали воду ручными помпами из затопленного трюма. Другая группа моряков и школьников готовило судно к ремонту. Когда все было готово “Азимут” накренили на левый борт и пробоину тщательно заделали деревянной заплатой и паклей. Только ранним утром 6 июля экспедиция благополучно достигла становища Малые Кармакулы. Новая Земля с ее суровой природой произвела неизгладимое впечатление на участников экспедиции. Юношей ошеломили птичьи базары, не прекращающийся птичий гам. Школьной экспедиции были выделены птичьи базары Вилы, Домашнее и на острове Пуховый. Небольшой скалистый остров Пуховый занимал не более двух километров в длину и около 500 метров в ширину. Тысячи и тысячи чаек, кайр разместились на узких карнизах скал. Ребята сразу приступили к оборудованию своих стоянок. Установили брезентовые палатки, самодельные печи для их обогрева. Арся Баков и его друг Гена Перфильев, умевшие обращаться с плотницким топором, начали изготовлять нары, стол и скамейки. Все им дружно помогали. А вскоре начались трудовые будни. Молодые полярники были разделены на бригады, которые возглавили опытные промышленники Мошков, Старков, Котлов, не раз бывавшие на Новой Земле. Первоначально промысел заключался в собирании яиц кайры. Обвязавшись веревкой, школьники, как опытные альпинисты, ползали по отвесным скалам и собирали яйца в корзины. Работа была опасной и сопряжена с большими физическими трудностями. Школьники упаковывали деликатесную продукцию в ящики, пересыпая стружкой. Эта “яичная операция” продолжалась в течение недели, дальше промысел пришлось прекратить. Многие яйца были уже насижены и непригодны к употреблению в пищу. Сказались задержка с подготовкой к арктическому походу, ледовые трудности и остановка во время морского пути. Начался следующий этап промысла — заготовка тушек кайры. На острове Пуховый молодых промысловиков разделили на три группы. В группу стрелков вошли ребята постарше — Саша Потапов, Володя Дергач, Сергей Колтовой и другие. Их задачей был отстрел кайры. Другая группа, в которую вошли Николай Вурдов, Тема Кривополенов, Борис Меньшиков — с баркасов подбирала убитую птицу и отвозила ее на берег. Нелегкое это было дело. Море всегда штормило и нужно было обладать немалой физической силой и сноровкой, чтобы выловить дичь из воды. Руки юных гребцов стали сильными, их ладони покрылись первыми трудовыми мозолями.                         Четырнадцатилетние подростки составляли третью группу, которая “шкерила” дичь. Они снимали с кайры шкурки, затем тушки промывали, солили и укладывали их в бочки. Молодые полярники работали дружно, соревнуясь бригадами. Так проходил день за днем. В свободное от работы время, особенно в период штормовой погоды, ребята проводили импровизированные концерты, беседы и лекции. Увлеченно и азартно играли в футбол. Большим событием в их жизни был приход на остров судна, доставлявшего свежий хлеб и продукты. Однажды к школьникам приехал знаменитый Тыко Вылка, которого местные жители любовно окрестили “президентом Новой Земли”. Илья Константинович Вылка рассказал ребятам о своей дружбе с прославленным полярником Владимиром Русановым, о том, как он ездил в Москву, где учился живописи, наукам. В памяти ветерана Арктики всплывали встречи с Михаилом Ивановичем Калининым и другими известными людьми. Его задушевные и самобытные беседы надолго остались в памяти школьников. Наставники проводили для юных промысловиков политинформации, рассказывали о последних событиях на фронтах. Эхо войны докатилось и до острова. В один из дней море вокруг острова покрылось густым слоем нефти. Где–то совсем рядом тонули суда, гибли люди. Тревожно становилось на сердце у подростков, но они гордились тем, что делали очень нужную работу. Однажды на остров пожаловали необычайные гости. Говорили они на иностранном языке. Это были американские моряки с затонувшего транспорта. Володя Ермолин, владевший языком гостей, стал переводчиком. Но больше объяснялся жестами и хорошо понимали друг друга. Американские моряки рассказали повзрослевшим юношам о своем морском переходе, о том, как их судно было атаковано немецкими подводными лодками и самолетами, о том, как они несколько дней болтались в море на шлюпке, как достигли Новой Земли. Известный полярник и писатель К. С. Бадигин вспоминает, как однажды он прочитал статью в одном из ноябрьских номеров журнала “Лайф” за 1943 г. “Авария в русских полярных водах”. Участник конвоя “PQ–17” Росс Рассел так писал о встреченных им архангельских школьниках: “Шхуна привезла их и высадила на этот остров, в 700 милях от Северного полюса. В течение двух месяцев они собирали яйца, просаливали уток, собирали гагачий пух. Затем шхуна возвращалась за собранными припасами и переправляла их на материк. Дети были вполне самостоятельны. Поддержка дисциплины и распорядка поручена трем пятнадцатилетним комиссарам, но в этом не было нужды. Дети имели большое чутье к кооперативным началам, которые нам трудно вообразить. Каждый день они ползали вверх и вниз по скалам, как обезьянки. Они ставили свои ялики в скалистые убежища у берегов, когда отправлялись опустошать многочисленные гнезда, где несметное число уток несли яйца. Дети пылали здоровьем и были полны радостной живучести. Когда я говорю, что они спасли нам жизнь, я хочу сказать этим, что именно так оно и было. Любопытными синими глазами они сразу увидели тяжесть нашего положения. Немедленно дети принялись за доставку провизии нашим страдающим людям. Они притащили жареных уток, круто сваренные яйца и печенье, сделанное из муки и яиц. Они даже снабдили нас просоленной рыбой и черным хлебом из собственных запасов. Что еще важнее, они научили как добывать пропитание на суровом острове. Смеясь и болтая, они брали нас с собой на прогулки, указывая места, где находится здоровая питьевая вода, лучшие места для сбора яиц, учили отличать хорошие яйца от плохих и ловить силками уток. ” Когда за американскими моряками пришло судно, провожать их вышли все обитатели небольшого скалистого острова. Школьники были свидетелями и разбойничьего нападения на становище Малые Кармакулы фашистского самолета. Участник полярной экспедиции школьников на Новую Землю Николай Александрович Вурдов в повести “Робинзоны студеного острова” так описывает этот эпизод: “Наша бригада блаженствовала в баньке. Поддавали пару. Хлестались вениками из морской капусты, до красноты терли друг другу спины. На полке Геня Сабинин и Сергей Колтовой с двух сторон с великим усердием охаживали вениками Володю Попова. Володя терпел и даже кряхтел от удовольствия... И вдруг, все стихло, а перед окном заплясали, запрыгали ребята. Самолет! Самолет летит!. Из–за высокой сопки с выключенными моторами планировал самолет. И вдруг спереди у него забился огонек, слух резанула пулеметная очередь. От деревянного створного знака, стоявшего рядом с банькой, полетела щепа. Оглушив включенными моторами, самолет пронесся над нами, на крыльях у него чернели кресты. Ребята бросились врассыпную... ”. Через пять дней после этого события на острове Пуховый узнали печальную весть — поселок Малые Кармакулы обстрелян и сожжен немецкой подводной лодкой, хотя здесь не было никаких военных объектов. Не прошло и трех недель, как в проливе Югорский Шар гитлеровская подводная лодка напала на два наших буксира — “Норд” и “Комсомолец” — С баржами и потопила их. 21 августа две подводные лодки подвергли артиллерийскому обстрелу советские суда в Белушьей губе. Школьники были наслышаны и о пиратских действиях немецкого рейдера “Адмирал Шеер”, которому дан достойный отпор советскими полярниками и моряками на острове Диксон. В этой опасной обстановке ребята самоотверженно работали изо дня в день, зная, как ждут продовольствие в Архангельске. Наступил сентябрь, а вместе с ним — разгар полярной осени. Заметно похолодало. Участились шторма, дожди, туманы, все это затрудняло и без того сложный промысел. 27 сентября 1942 года к сожженному становищу Малые Кармакулы подошел тральщик РТ “Сом” и приял на борт 156 пассажиров. Траулер был взят под охрану эскортом военных тральщиков во главе с СКР–18, в мирное время прославленным ледорезом “Ф. Литке”. Был взят курс на Архангельск. С чувством исполненного долга покидали Арктику архангельские школьники. Так закончилась необычная школьная арктическая экспедиция. Молодые промысловики сделали большое дело — заготовили около 5 тысяч яиц, свыше 20 тысяч тушек кайры, выловили 360 килограммов “красной рыбы” — гольца для населения родного Архангельска. По решению местных властей города заготовленные продукты были направлены в первую очередь в детские ясли, сады и школы. Опыт школьной арктической экспедиции на Новую Землю был успешно повторен и в следующем году

Источники:

https: //vk. com/wall-12288779_58168

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...