Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
У П Р А В Л Е Н И Я И Э К О Н О М И К И
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра маркетинга и социальных коммуникаций
Учебно-методические материалы
по учебной дисциплине
СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ
для бакалавров заочной формы обучения
Санкт-Петербург
Содержание
1. Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
«Стилистика и литературное редактирование» ______________ 3
2. Содержание тем ______________________________________ 5
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины __________________________________________ 7
4. Методические указания к контрольным работам ____________ 8
5.Тематика контрольных работ по дисциплине «Стилистика
и литературное редактирование» __________________ 10
6. Образец Титульного листа____________________________________13
7. Презентация _________________________________________ 14
8. Темы презентаций _____________________________________ 15
9. Экзаменационные билеты по дисциплине:
«Стилистика и литературное редактирование» _______________ 16
10. Электронный тест в Гиперметоде ____________________________ 17
БАЛЛЬНО - РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА по дисциплине
«Стилистика и литературное редактирование»
1.Посещение лекций – 5 баллов за 1 лекцию х 6 = 30 баллов максимально
Студенты, не посетившие лекции, выполняют
два задания из 3-х предложенных ниже:
2.Контрольная работа, реферат,
презентация (что-то одно или два,
если не удалось попасть на начитку) = 30 баллов максимально
Электронный тест из Гиперметода – 40 вопросов = 20 баллов максимально
Экзамен (устный ответ на 2 вопроса) = 20 баллов максимально
_______________________________________________________________________
__________________
ВСЕГО: 100 баллов
Содержание тем дисциплины
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание темы
|
МОДУЛЬ 1. Функциональные стили речи
|
3.1.
| Введение. Место дисциплины в системе подготовки бакалавра. Достижения современной лексической стилистики.
| Ведущая роль слова в системе языковых средств. Достижение современной лексической стилистики. Номинативные и эстетические функции стилистики.
|
3.2.
| Понятие о
функциональных стилях
речи (I часть)
| Основные понятия функциональных стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Сфера его функционирования и использования. Особенности научного стиля.
Официально-деловой стиль речи. Сферы применения официально-делового стиля речи. Характеристика основных подстилей официально-делового стиля речи.
|
3.3.
| Понятие о
функциональных стилях
речи (II часть)
| Публицистический стиль. Области применения публицистического стиля речи. Своеобразие публицистического стиля Стили художественной литературы.
Разговорный стиль, его понятие и характерные особенности.
|
3.4.
| Лексическая стилистика
| Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов. Стилистическое разграничение паронимов. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.
|
3.5.
| Стилистические свойства слов в связи с их происхождением (1 часть)
| Общеславянская и восточнославянская семья языков. Роль старославянского языка - как языка культуры. Лексические, морфологические, фонетические и стилистические отличия старославянской лексики от современного русского языка.
|
3.6.
| Стилистические свойства слов в связи с их происхождением (2 часть)
| Заимствованная лексика. Процесс заимствования. Историческое и хронологическое пополнение отечественной лексики. Стилистическая роль заимствований. Варваризмы. Экзотизмы. Макароническая лексика.
|
3.7.
| Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Общеупотребительная лексика.
| Устная и письменная форма языка. Лексика книжных стилей: высокая, риторическая, официально-деловая. Разговорная и просторечная лексика. Литературная норма речи.
|
3.8.
| Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Лексика, ограниченная в употреблении
| Лексика ограниченной сферы употребления.
Диалектная лексика. Проникновение диалектной лексики в литературный язык. Диалектизмы в художественной речи. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов.
Профессиональная лексика. Использование профессиональной лексики в литературном языке.
Жаргонная лексика. Использование жаргонной лексики в литературном языке. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.
|
3.9.
| Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка
| Устаревшие слова. Процесс архаизации лексики. Состав устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи.
Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов. Пополнение лексики новыми словами.
Типы неологизмов. Индивидуально-стилистические неологизмы в художественной речи.
|
3.10.
| Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской
| Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешанные стили: канцеляризмы и речевые штампы.
|
3.11.
| Стилистическое использование фразеологических средств языка
| Особенности употребления фразеологизмов в речи. Стилистическая окраска фразеологизмов.
Синонимия и антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов.
Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи. Фразеологическое новаторство писателей.
|
3.12.
| Разрушение образного значения фразеологизмов. Устранение ошибок в использовании фразеологических средств.
| Изменение количества компонентов фразеологизма. Преобразование состава фразеологизма. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма. Искажение образного значения фразеологизма. Контаминация различных фразеологизмов. Методика выявления и устранения ошибок.
|
МОДУЛЬ II. Практическая стилистика
|
4.1.
| Изобразительно-
выразительные средства
языка. Тропы
| Понятие образности речи. Характеристика и содержание изобразительно-выразительных средств языка.
Определение тропа. Границы использования тропов в речи. Характеристика основных тропов.
Эпитет. Развернутый эпитет. Эпитеты, закрепленные в народно- поэтической речи.
Сравнение. Метафора. Олицетворение. Стилистически не оправданное употребление тропов.
|
4.2.
| Изобразительно-выразительные средства языка. Фигуры.
| Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза и оксюморон. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание.
Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие и бессоюзие
|
4.3.
| Стилистика словообразования
| Создание оценочных значений средствами словообразования. Стилистическое переосмысление форм субъективной оценки в современном русском языке.
Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка. Словообразовательные архаизмы. Окказиональное словообразование. Устранение недочетов в словообразовании при стилистической правке текста.
|
4.4.
| Стилистика частей речи
(1 часть)
| Место имени существительного в разных стилях речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных.
Место имени прилагательного в разных стилях речи. Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи.
Место имени числительного в разных стилях речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных.
Употребление местоимений в разных стилях речи. Стилистическое использование местоимений в художественной речи.
|
4.5.
| Стилистика частей речи
(2 часть)
| Место глагола в разных стилях речи. Инфинитив. Причастие. Деепричастие. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола.
Стилистический аспект в изучении наречия. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении наречий.
|
4.6.
| Стилистический синтаксис
| Место второстепенных членов предложения и порядок слов в предложении. Добавочные замечания о порядке слов.
Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное.
Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием.
|
4.7.
| Стилистический синтаксис
| Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением. Сказуемое при подлежащем типа «брат с сестрой».
Определение с существительным общего рода. Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение.
Согласование определения с существительным и однородными членами предложения. Согласование приложений. Согласование приложений - географических названий.
|
4.8.
| Практическая стилистика и
методика работы над
совершенствованием текста.
| Научная и методическая базы редактирования: значение традиционных филологических приемов анализа текста для формирования практических навыков редактирования.
Психологические предпосылки редактирования, его коммуникативные и логические основания. Юридические и этические аспекты редактирования.
Литературное редактирование материалов массовой информации. Макро и микро редактирование.
|
4.9.
| Классификация ошибок
| Классификация фактических ошибок, причины их появления и пути их устранения.
Действие законов логики в стилистике. Классификация логических ошибок. Методика их устранения.
Смещенное логическое ударение. Смещение логического ударения как стилистический прием.
Схема действий по выявлению речевых ошибок. Классификация речевых ошибок. Методика их устранения.
|
4.10.
| Основные качества речи
| Коммуникативная точность речи. Типы ошибок, нарушающих коммуникативную точность. Нарушение коммуникативной точности как стилистический прием.
Краткость речи. Лишние слова. Нелишние лишние слова. Лишнее слова как прием стилизации. Полнота речи.
|
4.11.
| Фоника. Благозвучие речи
| Цели и задачи фоники. Значение фоники в стилистической правке. Звукопись речи. Ошибки в звукописи и пути их устранения. Понятие благозвучия речи. Значение благозвучия речи. Стилистика и благозвучие речи.
|
4.12.
| Стилистика и лексикография
| Лексикография как лингвистическая наука. Два вида словарей и справочников (энциклопедические и лингвистические). Типы лингвистических словарей. Краткая характеристика словарей, изданных за последние 15 лет.
Лексикография и ее роль в повышении стилистической культуры будущего создателя книг и издателя
|
| | | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.. Учебное пособие для вузов. - М.,
2012.
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. Учебное пособие
для вузов. - М., 2012
3.Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие для вузов/ И. Б. Голуб. - М.: КноРус, 2010. - 264 с. - Словарь ударений и литературного произношения: с. 251.
4. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. Учебник. Горшков А.И. 2006, 368с.
5.Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. Учебное пособие. Блохина Н.Г. и др. 2010, 191с.
6.Русский язык и культура речи. Учебник. Под ред. Гойхмана О.Я. 2009, 240с.
7.Дуличенко, А. Д. История интерлингвистики: учебное пособие для вузов/ А. Д. Дуличенко. - М.: Высшая школа, 2007. - 184 с. - Библиогр.: с. 184
б)дополнительная литература
1. Большой толковый словарь правильной русской речи. Скворцов Л.И. 2009, 1104с.
2. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. 2004, 3-е изд., 384с
3.Русский язык и культура речи. Краткий курс. Голованова Д., Михайлова Е. 2008, 144с.
4. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. Голованова Д.А., Михайлова Е.В.,
Щербаева Е.А. 2009, 40с
5. Базанова А. Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. — Ч. 1. — М.:
Изд-во РУДН, 2006
6. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста: учебник / А. Э. Мильчин.-
М.: Логос., 2005.-524 с.
7. Антонова А.С. Редакторская подготовка изданий. Учебник. – М.: Логос, 2004.
8. Николенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка:
Учебное пособие для вузов М.: Академия,2005
10.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: