Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто ставит цели в организации?




Стратегия и стратегические цели

Введение

Стратегическое мышление и стратегический менеджмент являются важней­шей стороной любого частного бизнеса или организации общественного сек­тора. От того, насколько умело они осуществляются, будет, в конечном счете, зависеть результат деятельности организации: либо ее долговременный успех, либо банкротство. В данной главе приводятся базовые положения, связанные с этими процессами, обсуждаются различные значения термина «стратегия», исследуются уровни (стратегический и оперативный принятия решений в ус­ловиях успешного стратегического менеджмента. После определения указан­ных уровней рассматриваются связи между ними и, наконец, изучается при­рода стратегических целей: кто несет ответственность за их постановку и ка­кова их сущность.

Что такое стратегия?

Вполне уместным представляется начать книгу о стратегическом менеджменте

с вопроса: что такое стратегия? Ответ на него гораздо сложнее, чем может показа ться на первый взгляд.

Это объясняется тем, что термин «стратегия» имеет несколько значений. Наверняка вы слышали, как говорят о стратегии в бизнесе, стратегии футбольной игры, стратегии военных кампаний или даже о стратегии подготовки к экзаменам. Эта множественность применения данного термина и заставила Генри Минцберга (университет МакДжилл, Монреаль, 1987) предложить свое определение стратеги «пяти П».

«Пять П» стратегии Минцберга

Минцберг выдвинул идею о том, что термин «стратегия» практикуется неодно­значно. По его мнению, стратегия включает:

• план (plan);

• прием как тактический ход (ploy);

• поведенческую модель (pattern of behaviour);

• позицию по отношению к другим (position in respect to others);

• перспективу (perspective).

Очень важно рассматривать каждую из этих составляющих во взаимосвязи. Не­достатком данной схемы является вынужденное упрощение ее компонентов. «Пять П» не являются взаимоисключающими составляющими. Это означает, что в рамках орга­низации возможно одновременное использование нескольких компонентов.

 

Определения

План - это понятие, которое употребляется, когда говорят о стратегии. Под ним понимают за­ранее намеченные действия, ход которых контролируется от начала до конца. Некоторые бизнес-стратегии следуют данной модели. Составители планов разрабатывают внутреннюю документацию, которая в деталях прописывает ход деятельности компании на определенный период времени (скажем, на 5 лет). План может включать различные графики, например, план выпуска новой продукции, график слияний, планирование финансирования, зарабатывание денег (изменения в сфере человеческих ресурсов и т.д.).

Прием, или тактический ход, в общем означает краткосрочную стратегию, которая характери­зуется очень ограниченными целями и в случае необходимости может быть изменена. Наглядный пример такого вида стратегии - разработанная политика игры на футбольном матче. Если в ко­манде имеется очень сильный игрок, то менеджер команды противника может поручить двум иг­рокам «вести» его на протяжении всей игры. Однако такой прием может быть использован только для одной игры, а в следующей игре будет применена совсем другая стратегия. Более того, стра­тегия будет действовать лишь до тех пор, пока опасный игрок находится в игре. В случае его за­мены или травмы стратегия тотчас же может быть изменена.

Минцберг описывает прием, т.е. тактический ход, как «маневр с целью переиграть своего против­ника или конкурента» (Мintzberg et al. 1998. P. 14) Он отмечает, что некоторые компании применя­ют данную стратегию в качестве угрозы. В целях дестабилизации конкурентов компания может, скажем, заявить снижении цены на свою продукцию, не собираясьв действительности делать это. Руководитель может пригрозить уволить служащего, если он не справляется с работой, не по­тому, что он действительно намерен исполнить свою угрозу, а потому, что предполагает добиться улучшения работы.

Стратегия поведенческой модели - это стратегия изменений путем следования принятой фор­ме поведения. В отличие от планов и тактических приемов, поведенческие модели проявляются как результат последовательного поведения. Самым простым примером данной модели является поведение маленьких фирм вроде тех, что занимаются сбором утиля. Вряд ли они разрабатывают сложные планы, они просто покупают столько металлолома, сколько могут. Если речь идет о партии старой железной арматуры, они скупят ее не раздумывая. Однако они не станут покупать старую пластмассу, так как это выходило бы за рамки их модели поведения в бизнесе. Последова­тельное поведение сборщика утиля делает его в конечном счете состоятельным человеком (при­мер удачно выбранной стратегии).

Подобные модели поведения часто являются неосознанными, т. е. спонтанными. Если же они оказываются удачными, то в таких случаях говорят, что последовательное поведение спонтанно (эмерджентно) привело к успеху. Такая модель является прямым противопоставлени­ем

Элементы стратегии

Определение Чандлера

Если бы не было приведенного выше определения Минцберга, можно бы подумать, что авторы трудов о бизнес-стратегиях не способны договориться об одном-единственном значении термина «стратегия». В какой-то мере это хотя были попытки в сжатой форме сделать данный термин более доступным понимания студентов. Одно из определений, которое все еще широко цитируется было предложено профессором Чандлером из Харвардской бизнес-школы в 1962 г. Учитывая, что определение Чандлера датируется более ранним сроком чем определение Минцберга, не удивительно, что оно выглядит более упрощенным, и по этой причине не могло быть принято Минцбергом.

Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых длядостижения этих целей. (Выделено курсивом Чандлером. -Авт.).

Три компонента стратегии

Определение Чандлера можно назвать удачным, так как в нем определена «хорошей» стратегии. Курсивом в данном определении выделены три существенных компонента стратегии.

Определение основных долгосрочных целей имеет отношение к концептуализции логически последовательных и достижимых стратегических целей. Нет целей - нет действий. Если вы не знаете, куда хотите пойти, тогда каким образом вы будете действовать, чтобы куда-то попасть?

Принятие курса действий относится к действиям, направленным на достижение предварительно поставленных целей. Например, если вашей целью является посещение Монголии, тогда ваши действия будут направлены на организацию поездки ездки, и, возможно, вы станете звонить в туристическое агентство.

Размещение ресурсов связано с возможными затратами, которые необходимы достижения поставленных целей. Если действия не поддерживаются соответствующими ресурсами, тогда цель не будет достигнута.

Таким образом, стратегия содержит три компонента. Например, чтобы добиться цели - посещение Монголии, вы должны предпринять действия, связанные с приобретеним билета, оформлением отпуска и полетом. Однако эти действия будут невыполнимы, пока их не обеспечат соответствующими ресурсами. Вам понадобятся такие ресурсы, как самолет с обученным пилотом, аэропорт, деньги, чтобы оплатить полет, и другие «вложения». И если каких-либо из этих ресурсов не окажется, то не сможете достичь своей цели.

Основные положения

Ресурсы Ресурсные составляющие (иногда их называют факторами производства) - это те необходимые компоненты, которые требуются для нормального функционирование организации. Это все то, без чего организация просто не могла бы продолжать свое существование или выполнять свои задачи. Такие жизненно важные ресурсы, как воздух, вода, пища, тепло, кров и т.д., необходимы лю­дям. Организация также испытывает потребность в необходимых ресурсах. Ресурсы организации подразделяются на четыре основные категории:

1) финансовые ресурсы - деньги, необходимые для вложения в капитальные и текущие активы. Источниками финансовых ресурсов являются акционеры, банки, держатели облигаций;

2) человеческие ресурсы - соответствующим образом обученные работники, задачей которых является увеличение прибыльности производимой продукции, а также те работники, которые обеспечивают процесс производства, сбыта продукции и т.д. (например, служащие, занятые в маркетинге, бухгалтеры, кадровики). Источником человеческих ресурсов является рынок труда с пред­ложением рабочей силы, бладающей соответствующими профессиональны­ми знаниями и умениями, необходимыми в данной организации;

3) материальные (осязаемые) ресурсы - земля, здания (офисы, склады и т.д.), производственные помещения, оборудование, материальные запасы и т.д. Источниками приобретения материальных ресурсов являются агентства по не­движимости, строительные фирмы, торговые поставщики;

4) интеллектуальные (неосязаемые) ресурсы - ресурсы, которые невидимы
и неощутимы, но являются весьма необходимым условием для успешного раз­вития компании; например, ноу-хау, действующие патенты и лицензии, бренды, запатентованные дизайны, логотипы, секретные формулы и рецепты, коммерческие коммуникационные сети, базы данных и т.д.

Кто ставит цели в организации?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...