Заинтересованные лица и цели
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Одной из моделей, которая широко используется для объяснения того, каким образом заинтересованные лица оказывают влияние на формирование целей, является модель, предложенная Менделоу (Mendelow, 1991). Согласно этой модели, всех заинтересованных лиц можно классифицировать в зависимости от двух переменных - их интересов и их власти: • власть заинтересованного лица определяет его способность оказывать влияние на организацию; • интерес заинтересованного лица определяется его желанием влиять на организацию. Другими словами, интерес соотносится со степенью заинтересованности лица в деятельности организации. Из этого следует, что: Влияние заинтересованного лица = Власть х Интерес. Фактическое влияние заинтересованного лица будет зависеть от той позиции, которая позволяет ему оказывать это влияние. С позиции данной схемы нужно оценить следующие факторы: 1. какое заинтересованное лицо будет, скорее всего, наиболее влиятельным в вопросе определения целей организации; 2. какие заинтересованные лица могут, вероятнее всего, оказаться в потенциальном конфликте друг с другом, если речь идет об определении стратегических целей организации (когда на схеме в зоне высокой степени власти и высокой степени заинтересованности оказываются два заинтересованных лица или более). Примерами заинтересованных лиц с высоким уровнем власти и большой степенью заинтересованности являются генеральный директор компании и ее совет директоров. Это объясняется не только тем, что они руководят компанией, но и тем, что они зависят от этой компании. А, например, руководство бара, куда служащие наведываются после окончания рабочего дня (или в рабочее время), может быть примером лица, имеющего высокую степень заинтересованности, но низкую степень власти (а следовательно, и низкую степень влияния).
Что ожидают компании от стратегии? Строго говоря, самой важной целью компании является задача выживания. Другие цели зависят от типа организации и от характера окружающей среды. Цели бывают траекторными точечными. По области приложения виделяют: Экономические цели Экономические цели можно выразить с помощью финансовых показателей. Для коммерческой организации основным финансовым критерием целей является ее доход. Доход как бухгалтерский термин - это результат производственной деятельности, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и произведенными затратами. Рис. 1.3. Схема «заинтересованное лицо» (заимствовано: Mendelow, 1991) Доходность от продаж, или, иначе говоря, прибыль, служит показателем того, как компания контролирует свои расходы (т. е. по существу является разницей между себестоимостью и продажной ценой. - Ред.), тогда как доходность активов (или доходность используемого капитала) характеризует эффективность использования денег инвесторов. Оба показателя отражают ключевые цели в бизнесе: обеспечить достаточную прибыль с целью будущих инвестиций и дивидендную доходность по акциям своих инвесторов. Некоммерческие организации также имеют экономические цели, но эти цели выражены через иные критерии измерения. Благотворительные организации, государственные структуры, университеты обычно измеряют свою экономическую деятельность с помощью таких инструментов, как «затраты - выгоды» («издержки - прибыль») или аудит «стоит ли денег» (проверка эффективности использования ресурсов в некоммерческих организациях. - Прим. пер.). Подобные организации большей частью рассчитывают на доход, над которым они имеют ограниченный контроль и который устанавливается, например, центральным правительством. В данном случае цель будет состоять в извлечении максимальной выгоды от этих доходов. Например, университет будет экономно использовать свои доходы в рамках бюджета, чтобы обеспечить проведение академической и исследовательской работы.
Социальные цели Не следует считать, что все цели, которые ставит перед собой компания, являются по своей природе финансовыми. Многие цели формируются для того, чтобы частично или полностью предоставить социальные льготы. Многие организации, финансируемые общественными фондами, такие, как школы, больницы и тюрьмы, существуют для того, чтобы предоставлять услуги обществу в целом. Благотворительные организации и кооперативы предоставляют социальные услуги определенным категориям потребителей. Экономические цели таких организаций являются вторичными по отношению к их цели предоставить социальные услуги. Коммерческие организации также постепенно включают социальные цели в стратегическое планирование (см. 4.6). Хотя их социальные цели, как правило, подчинены экономическим целям, эти организации могут поддерживать социальные программы или программы, связанные с охраной окружающей среды, если они верят в их целесообразность. Например, они могут признать социальную значимость поддержки проектов местного сообщества или оказать помощь (за свой счет) своим работникам, которые ведут благотворительную деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|