Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д. По градации (характеру передачи полутонов)




- нормальные;

- мягкие;

- контрастные (рис. 6.54).


Рис. 6.54. Характеристика оригиналов по градации

Передача полутонового изображения в полиграфии
с помощью растрирования

Воспроизведение штриховых оригиналов не вызывает особых сложностей. На печатной форме воспроизводятся две оптических плотности: максимальная – это штрих и минимальная – это, например, бумага.

При печатании либо способом высокой печати, либо способом офсетной печати (плоской) на поверхность печатной форм красочными валиками наносится тонкий слой краски. Краска равномерно распределяется по всей поверхности печатной формы, причем толщина красочного слоя во всех точках одинакова. На офсетной печатной форме толщина красочного слоя на форме примерно 2 мкм, а на форме высокой печати – примерно 10 мкм.

Таким образом, возникает вопрос: как же передать различные оттенки полутонового оригинала, если красочный слой во всех точках одинаков?

Художники, работавшие с гравюрой, офортом, плоской печатью придумали оригинальный прием – стали рисовать полутоновые изображения на печатной форме линиями. На темных участках изображения линии рисовались с максимальной частотой, и чем светлее был участок изображения, тем линии становились реже и тоньше. При такой манере рисунка создавалось зрительное восприятие темных и светлых участков на оттиске. Некоторые художники разные оттенки изображения на печатной форме рисовали точками разных размеров и разной частоты. Вот так интуитивно художники дошли до способа передачи градации изображения.

Однако необходимо заметить, что эта работа делалась вручную, была достаточно трудоемкой и не могла передать всех оттенков рисунка.

После того как была разработана система оптического растрирования, возможности передачи полутонового изображения значительно расширились.

Оптический растр представляет собой две склеенные стеклянные пластины, на которых во взаимно перпендикулярном направлении нанесены тонкие непрозрачные линии (рис. 6.55). Частота ячеек определялась количеством линий на 1 сантиметре, и характеристика растра тоже определялась как количество линий на 1 см, т.е. лин/см. Чем выше линиатура растра, тем точнее передается градация оригинала. Диапазон линиатуры растров колебался в широких пределах – от 20 до 80 лин/см и выше. Так, в газетной печати применялся растр 24 лин/см, а при печатании многокрасочных иллюстраций – 50–60 лин/см. Опытным путем было установлено, что глаз не различает две отдельно стоящих точки в растровом изображении, если оно отпечатано с линиатурой растра 60 лин/см.

Проекционный оптический растр устанавливался в фотоаппарате перед фотопленкой на определенном расстоянии, в зависимости от линиатуры растра (примерно 3–6 мм). При фотографировании происходило автоматическое формирование растровых точек на темных участках негатива (т.е. там, где были светлые участки оригинала) формировались растровые точки больших размеров, и чем темнее были участки оригинала, тем меньше становились растровые точки. В процессе изготовления печатной формы растровая структура фотоформы передается на структуру изображения печатающих элементов.

На рисунке 6.55 показано, как размеры растровых точек на форме связаны с размерами растровых точек на оттиске и как это влияет на восприятие полутона.

 

 

Рис. 6.55. Формирование растрового изображения на оттиске

 

Как видно из рисунка 6.55, размер растровой точки влияет на восприятие полутона: чем больше размер растровой точки на форме, тем больше краски попадает на оттиск и, следовательно, насыщеннее изображение.

Для того чтобы оценка растрового изображения была унифицирована для растров различной линиатуры, было введено понятие «относительного размера растровой точки». На рисунке 6.56 представлен принцип оценки растрового изображения по относительному размеру растровой точки. Если площадь растровой точки равна площади растровой ячейки растра, то точка занимает 100 %, или, оценивая величину растровой точки в относительных единицах, считают, что «относительная площадь растровой точки равна 1». Чем меньше оптическая плотность оригинала, тем меньше размер растровой точки, следовательно, меньше ее величина относительно размера растровой ячейки. Таким образом, изменение относительных размеров растровой точки от 100 % до 0 % (или от 1 до 0) описывает характер градационной передачи изображения, будь то растровая фотоформа или оттиск, т.е. можно сказать, что относительная площадь растровой точки Sотн является функцией оптической плотности оригинала Dор, или Sотн = f(D).

 

 

Рис. 6.56. Понятие об относительных размерах растровой точки:

Sр.т. – площадь растрового элемента; Sр.я. – площадь растровой ячейки;

Sотн – относительный размер растрового элемента

 

Способы растрирования

Воспроизводить полутона можно различными способами модуляции.

Амплитудная модуляция (АМ) этоспособ растрирования с применением периодической структуры. При использовании этого способа отдельные растровые точки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, однако имеют различный диаметр (или различную площадь растровой точки при другой ее форме). На рисунке 6.57 показан результат амплитудной модуляции (АМ).

 

 

Рис. 6.57. Периодический растр АМ

 

Пример амплитудно-модулированного растрирования, представленный на рисунке, отличается следующими характеристиками:

- равные расстояния между точками;

- разные размеры точек;

- одинаковая форма точек.

Частотная модуляции (ЧМ) это способ растрирования, при котором отдельные растровые точки могут иметь одинаковые размеры и распологаться на различном расстоянии одна от другой (растрирование с формированием нерегулярной структуры). При преобразовании полутонов оригинала пометоду частотной модуляции количество и размер точек (в так называемой растровой ячейке), а также расстояние между ними должно устанавливаться. Это можно осуществить по различным алгоритмам. Обычно для определенного уровня тона расстояние от точки к точке разное и распределено по случайному закону.

По этой причине ЧМ-растрирование называется случайным, или стохастическим растрированием (рис. 6.58).

 

Рис. 6.58. Один из типов ЧМ-растра и пример стохастического растрирования

 

На рисунке 6.58 приведен пример амплитудно-модулированного растрирования:

- разные расстояния между точками;

- разные размеры точек;

- одинаковая форма точек.

Изображения, приведенные на рисунке 6.57–6.58, показывают, что
ЧМ-раст­рирование обеспечивает лучшую передачу мелких деталей, чем
АМ-раст­рирование. Благодаря использованию случайного, стохастического растрирования можно избежать возникновения муара при многокрасочной печати.

«Монополия» фоторепродукционных аппаратов стала уходить после того, как были разработаны и пришли на полиграфические предприятия электронные цветоделительные машины.

Электронные цветоделители–цветокорректоры, такие, как например ChromaGraph фирмы Hell, появились в типографиях вначале 60-х гг. К середине 80-х годов многие типографии приобрели электронные цветоделительные машины ChromaGraph DC300 и С299 фирмы Hell, а также отечественные электронные цветоделительные машины ЭЦМ, выпускавшиеся Одесским заводом «Полиграфмаш» по лицензии фирмы Hell на базе DC300.

Запись полутоновых фотоформ производилась с линиатурами записи 140 и 200 лин/см, растровых – с линиатурами записи 300, 600 лин/см при растрировании с контактным растром и 140, 200 лин/см при электронном растрировании. При электронном рас­трировании синтезировались растры 30, 34, 40, 44, 54, 60, 70 и 80 лин/см.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...