Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Россия как актор геополитики.




После окончания холодной войны, отказа от идеологической геополитики и распада СССР геополитическое место и роль России существенно изменились. Были утрачены значительные геополитические ресурсы:

· От России откололась четвертая часть территории бывшего СССР с почти половиной населения. Россия потеряла большие геополитически важные территории (страны Балтии, Грузия, Молдова, Украина, страны Средней Азии), которые представляли определенную ценность не только с точки зрения экономики и демографии, но и являлись «защитной оболочкой» России.

· Россия лишилась значительных портов в Черном и Балтийском морях, удалилась от ряда мировых транспортных путей.

· Около 25 миллионов русских остались за пределами России как этническое меньшинство.

· На границах и на периферии России появились «горячие точки».

· Экономика России фактически рухнула. Как отмечал лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц: «Опустошение, выраженное в потерях ВВП, было большим, чем Россия испытала во Второй мировой войне. В период 1940-1946 гг. промышленная продукция в Советском Союзе сократилась на 24%. За период 1990-1999 гг. промышленное производство России упало почти на 60% - даже больше, чем ВВП (54%)»[116]. По совокупному объему ВВП Россия уступает США в 10 раз, а Китаю в 5 раз. Разрыв в доходах между бедными и богатыми в России до сих пор огромен. В первом полугодии 2004 года он составлял 1 к 15. С точки зрения социальной безопасности разрыв должен быть не более чем 1 к 8, иначе это чревато ростом напряженности в обществе, социальными конфликтами.

· Военно-промышленный комплекс находился в кризисном состоянии.

· Вследствие тяжелого социально-экономического положения рубеж многие высококвалифицированные специалисты вынуждены были покинуть Россию.

Как отмечал российский ученый С.Рогов, «в отличие от Советского Союза Российская Федерация не может претендовать на роль сверхдержавы. Однако по размерам своей территории, населения, экономического, научно-технического потенциала она как великая евразийская держава может стать одним из ведущих участников многополярного мира, принимающим равноправное участие в решении вопросов, затрагивающих ее законные интересы»[117]. Позиционировать себя в качестве ведущей мировой державы XXI века Россия может благодаря следующим геополитическим ресурсам:

· Россия – крупная энергетическая держава, важный фактор обеспечения глобальной энергетической безопасности. Иногда ее называют энергетической сверхдержавой. Этот статус делает Россию важным игроком в Азии и Европе, а также в перспективе может повысить ее привлекательность для Соединенных Штатов Америки. Как отметил Питер Дэвис, ведущий экономист British Petroleum, в своем выступлении в июне 2004 года о перспективах развития энергетической отрасли в мире, «благодаря своему быстрому росту в добыче нефти в 1998-2003 годах Россия в одиночку (имеется в виду то, что Россия – главный мировой поставщик нефти, не входящий в ОПЕК – Т.Л.) обеспечивает 46% мирового роста потребления нефти… и 23% растущего китайского потребления. У России имеется материальная база и потенциал для увеличения добычи и экспорта нефти и газа, чтобы удовлетворить значительную долю растущего мирового спроса… Россия способна обеспечить - и обеспечит – значительную часть растущих энергетических потребностей Азии»[118]. Энергоресурсы (нефть и газ) – основа российской мощи сейчас и в обозримом будущем. Запасы нефти в России по «оптимистическим» оценкам составляют 13% мировых, по «пессимистическим» - не более 4% (соответственно 6 млрд. и 2 млрд. т.). Запасы газа в России составляют 25% мировых (47,7 трлн.куб.м), а объем производства - 574 млн. куб. м. в год. Высокие цены на нефть и резкий рост добычи нефти в России после 1999 года были чрезвычайно полезны для российского федерального бюджета. Природные ресурсы составляют 80% российского экспорта, а нефть и газ составляют 55% всего экспорта, что делает бюджет особенно зависимым от энергетического сектора. 37% доходов бюджета обеспечивается за счет налогов на нефть и газ. Энергетика является реальным высокотехнологичным сектором России и ее научно-производственной базой. В настоящее время российский энергетический сектор представляет государственные интересы России во всем мире. Российское правительство оказывает помощь российским энергетическим компаниям в выходе на международную арену. Через двадцать лет реальный энергетический потенциал России может быть сосредоточен не в нефти, а в газе. Сжиженный газ и его транспортировка за границу представляет собой важный долгосрочный геополитический потенциал для России, включая экспорт в Соединенные Штаты Америки.

· В результате резкого взлета цен на нефть и возрождения энергетической отрасли экономическое благосостояние России заметно улучшается. Россия постепенно наращивает темпы экономического роста и увеличивает свой валовой внутренний продукт. Если в 2000 году валовой национальный доход России опустился до 205 млрд. долларов, а ВВП на душу населения составил 1410 долларов, то в 2006 году размер ВВП России составил 0,975 трлн. долларов – 12-е место в мире. Россия после прорыва Индии в клуб стран - триллионеров возглавляет своеобразную «группу преследования» стран - триллионеров. ВВП на душу населения – 12 100 долларов на человека в год – 81-е место в мире. 2007 год войдет в историю как один из самых успешных в развитии российской экономики. Итоги первого полугодия 2007 года: рост ВВП -7,7 – 7,8%; инфляция – 5,1 – 5,2%; объем стабилизационного фонда – 3,14 трл. руб.; приток инвестиций – 60 млрд. долларов; рост доходов населения – 12%% рост производительности труда – 5 – 6%.

· Россия – ядерная держава. Именно ядерные силы играют ключевую роль в определении статуса России как великой военно-политической державы. Они придают России несопоставимую мощь по сравнению со странами, по другим параметрам превосходящим ее. Опасаясь того, что «возрастает уровень и масштабы угроз в военной сфере» в связи с изменением военной стратегии НАТО и ослаблением и отставанием России после распада СССР, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 год) был понижен «ядерный порог»: допускается использование ядерного оружия в качестве ответного средства возмездия не только в ядерной войне, но и в обычной войне, когда будут исчерпаны все средства отражения агрессии.

· Россия занимает первое место в мире по размеру территории (17075,4 тыс. кв. км – 13% общей площади земного шара). Обладая территорией, по площади равной США и Канаде, вместе взятым, Россия остается географической сверхдержавой, растянувшейся на 11 часовых поясов от южного побережья Балтийского моря до Берингова пролива.

· Россия - это геополитический центр, т.е. ее местоположение - выгодное в геополитическом смысле: Россия - уникальный транзитный коридор через Евразию. Через Россию могут пройти коммуникации между тремя мировыми центрами – Европейским Союзом, Восточной Азией, Северной Америкой. Поэтому геополитика России в значительной степени будет определяться ее способностями «обустроить» евразийское пространство.

· Демографический – население России составляет около 142 млн. человек.

· Россия – постоянный член Совета безопасности ООН, располагает правом вето; входит во многие европейские и азиатские региональные организации. Российская Федерация, являясь членом большинства международных организаций и связанная многочисленными двухсторонними и многосторонними соглашениями практически со всеми странами мира, способна сказать свое веское слово в процессе принятия решения практически любой международной проблемы.

· Перспективным ресурсом России является ее демократический выбор, благодаря которому она сможет стать более активным актором геополитики, используя для своего авторитета и влияния в мире, прежде всего, «мягкую» силу.

Какова геополитическая стратегия России? Способна ли Россия конкурировать в геополитическом пространстве на равных с другими великими державами? После краха биполярного мира и распада СССР России, как и многим другим державам, приходится заново формулировать свои политические цели и приоритеты, определять новые параметры национальных интересов и национальной безопасности. Чтобы геополитическая стратегия государства была реальной, рациональной, не утопической, она должна формироваться в соответствии с имеющимися ресурсами государства и геополитическими параметрами. В российском правительстве есть понимание своих действительных интересов. В самом общем виде они просты и конкретны: российские границы и российские жизненные интересы должны быть гарантированы и защищены на западе, на востоке, на юге и на севере. В современном глобальном мире Россия стремится отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать свою собственную безопасность, понимая, что они не должны кардинально противоречить интересам и безопасности наиболее развитых стран мирового сообщества. Современная геополитическая стратегия России базируется на следующих основных принципах:

· Внешнеполитическая самостоятельность России – безусловный императив.

· Отстаивание национальных интересов России с параллельным отказом от «сверхдержавного» поведения на мировой арене.

· Прагматизация действий России на мировой арене с учетом своих национальных интересов и геополитических ресурсов.

Ключевые положения геополитической стратегии России изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена 10 января 2000 года указом президента РФ В.В.Путина. Основополагающая цель геополитической стратегии Российской Федерации – это постепенное приобретение статуса более влиятельного и авторитетного актора в современном геополитическом пространстве. Реализация этой цели предполагает комплекс следующих задач:

1. Формирование в пределах государственных границ РФ политического, военно-промышленного, социально-экономического, культурного, информационного целостного функционального пространства, соответствующего стандартам современного развитого демократического общества.

2. Прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации.

3. Ориентация на интеграцию в мировую политическую, экономическую и финансовую систему, но при этом противостояние многообразным формам внешнего давления.

4. Приверженность в геополитике идее многополярного мира.

5. Координация усилий всех заинтересованных государств в деле создания геополитической картины мира, гарантирующей глобальную безопасность, отвечающей интересам развития всех народов планеты и исключающей гегемонию стран «золотого миллиарда».

6. Противодействие усилению влияния других великих держав на постсоветском пространстве, обеспечение безопасности и стабильности в этой «геополитической оболочке» России, сохранение и расширение для России доступа к природным ресурсам этого региона.

7. Многовекторность геополитики, формирование партнерских отношений в пространстве ближнего и дальнего зарубежья, формирование общих с прилегающими странами экономических, военно-политических, информационных, культурных и иных пространств;

Основные векторы геополитики России:

1. Россия и Запад (США, ЕС).

2. Ближнее зарубежье (страны СНГ).

3. Азиатско-Тихоокеанский регион.

Во взаимоотношениях с Западом Россия стремится к глобальному партнерству, надежному и предсказуемому. В настоящее время практически не осталось фундаментальных неразрешимых противоречий между национальными интересами России и западных стран. Западные страны и Россия имеют ряд совпадающих интересов: укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения всех видов оружия массового уничтожения, предотвращение региональных конфликтов, создание надежной и стабильной системы глобальной и региональной безопасности, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, защита прав и свобод человека и т.д. Партнерские взаимоотношения Соединенных Штатов Америки, Евросоюза и России, которые начали постепенно складываться после окончания холодной войны, имеют определенные позитивные геополитические результаты:

· Были предприняты беспрецедентные шаги в области сокращения стратегических наступательных вооружений.

· Запад, в особенности США, и Россия совместно сумели успешно предотвратить расползание ядерного потенциала СССР по новым независимым государствам, возникшим после краха СССР.

· США, ЕС и Россия – союзники в решении проблемы нераспространения ядерного оружия. Они придерживаются единого мнения о том, что Корейский полуостров должен быть свободен от ядерного оружия, а Иран не должен овладеть технологией обогащения урана.

· Определенные успехи в области борьбы с терроризмом, одним из примеров которых является совместная операция ФБР и российской Федеральной службы безопасности, позволившая обезвредить террористов, пытавшихся приобрести зенитные ракеты для использования против гражданских самолетов в воздушном пространстве США.

· Сотрудничество Запада и России в качестве посредников в урегулировании арабо-израильского конфликта, так называемый «квартет» - ООН, США, ЕС, Россия.

· Совместное сотрудничество в Совете Безопасности ООН, в «Большой восьмерке». Благодаря протекции США Россия регулярно с конца 1990-х годов принимает участие в заседаниях «Большой восьмерки», группы семи промышленно развитых стран мира и России (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, России), которая обсуждает и согласовывает актуальные стратегические международные проблемы.

В российской геополитике большое значение имеют отношения с Соединенными Штатами Америки. Реализация российских национальных интересов, возможностей во внешнем мире во многом определяются отношениями с США. Устанавливая партнерские отношения с США, Россия должна учитывать, что США – страна, которая превосходит Россию по численности населения вдвое, по объему ВВП более чем в десять раз, по военным расходам – в пятьдесят раз, а по современным технологиям и экономической конкурентноспособности еще больше. Россия нуждается в Америке для осуществления своей модернизации, для интеграции в мировую экономику, для обеспечения своей безопасности в региональном и глобальном масштабе. Партнерство с США – это гарантия участия России в формировании нового мирового порядка. Вполне очевидно, что США и Россия вступили в XXI век с разными целями и задачами. Перед США, единственной сверхдержавой, стоит задача всеобщей безопасности и процветания, которая решается трудно, недостаточно эффективно, порождая дополнительные геополитические проблемы. Россия стремится стать полноценным мировым центром, для чего ей, кроме таких ресурсов, как ядерный потенциал, нефть и газ, территория, географическое местоположение, необходимо иметь экономическую мощь, быть конкурентноспособной страной. Америка нужна России, прежде всего, в связи с наращиванием экономического потенциала, что в значительной степени зависит от доступа к современным технологиям, к новейшему организационному и управленческому опыту, к ВТО. Без лояльной, или по крайне мере, нейтральной позиции Соединенных Штатов, обладающих наиболее значимым внешнеэкономическим весом, России будет весьма сложно добиться сколько-нибудь серьезного прогресса в реализации своих экономических интересов.

Российско-американское партнерство не означает отсутствия разногласий, противоречий, конфликтов, о которых можно услышать в речах президента США Дж.Буша и которые достаточно определенно были обозначены президентом РФ В.В.Путиным на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. В настоящее время у Вашингтона к России серьезные претензии в основном относительно ее внутренней политики. Это касается содержания российских реформ, которые обещали расширение прав и свобод граждан, но были, по мнению Вашингтона, сорваны. Речь идет об отсутствии в России эффективной конструктивной политической оппозиции, а также свободных, независимых от государства средств массовой информации, которые объективно необходимы в демократическом обществе. Кроме того, США беспокоит непредсказуемое поведение по отношению к бизнесу и по некоторым другим направлениям экономической политики, что отпугивает иностранных инвесторов и препятствует установлению более стабильного сотрудничества. Но как отмечает Г.Киссинджер: «На развитие российской внутренней политики нельзя смотреть как на индикатор содержания внешней, всегда волновавшей ее соседей. Связь между рыночной экономикой и демократическим государством и мирной внешней политикой – далеко не та очевидна, как это может показаться с позиций здравого смысла. Западной Европе понадобились столетия, чтобы процесс демократизации принес свои плоды, что не исключало целого ряда катастрофических войн. В России, у которой нет необходимых капиталистических или демократических традиций и которая не переживала ни периода Реформации, ни эпохи Просвещения, ни века Великих (географических) открытий, соответствующая эволюция, скорее всего, будет проходить непросто. На раннем этапе этот процесс может даже побудить российских лидеров искать народной поддержки, апеллируя к националистическим чувствам. Но при всех этих оговорках Соединенные Штаты и атлантические государства весьма заинтересованы в России, экономически развивающейся и демократизирующейся, в России, которая впервые в своей истории сосредоточивается на проблемах внутреннего развития и не ищет безопасности, пускаясь во внешние авантюры»[119].

Россия, в свою очередь, препятствует миссии США в качестве единственного мирового арбитра. Она не согласна с пренебрежительным отношением США к основополагающим принципам международного права и считает, что попытки США внедрить в мировые дела концепцию однополярного мира стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряженности. Россию раздражает столь интенсивное и быстрое расширение НАТО, которое, как отмечал президент РФ В.В.Путин на Мюнхенской конференции, не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе, но является провоцирующим фактором, снижающим уровень взаимного доверия. Россию беспокоит кризисное состояние адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), согласно которому НАТО должно было начать сокращение обычных вооруженных сил для достижения равной безопасности в Европе, подорванной с роспуском Организации Варшавского договора (военный блок так называемых социалистических стран под руководством СССР в Европе, возникший в 1955 году как противовес НАТО) - уровни вооружений, приходившиеся на государства-члены Организации Варшавского договора, перекочевали в натовскую квоту. Страны НАТО не спешат сокращать обычные вооруженные силы в Европе. Хотя в 1999 году ДОВСЕ подписали тридцать стран, к 2007 году его ратифицировали только четыре государства. Главный камень преткновения в отношения России и США – это противоракетная оборона (ПРО). Россия активно возражает против планов США разместить элементы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе (в Польше и Чехии) и предлагает вместо этого совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане, арендуемой Россией, в целях противодействия иранским баллистическим ракетам. Кроме того, В.В.Путин предложил американскому президенту вовлечь в решение этого спорного вопроса европейцев, создать в Москве центр по обмену информацией в рамках ПРО, использовать строящуюся на юге России (в Армавире) станцию по раннему предупреждению ракетных пусков, а также создать в одной из европейских стран, например в Брюсселе, аналитический центр, в результате чего к 2020 году была бы создана единая система противоракетной обороны с равным доступом к управлению этой системой. Россия также не согласна и с идеей «подконтрольной независимости» Косово и отделения края от Сербии, которую отстаивают и стремятся реализовать США и страны ЕС.

Ключевое значение для России имеют отношения с Европейским Союзом, мощным и активным актором в современном геополитическом пространстве. Основным документом, регулирующим отношения между Россией и ЕС, является подписанное в июне 1994 г. на острове Корфу и вступившее в силу 1 декабря 1997 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничеству (СПС), целью которого была выработка концепции единого экономического пространства, зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Но в течение длительного времени ничего конструктивного, что свидетельствовало бы об эффективном сотрудничестве, сделано не было. Только на встречи членов ЕС иПутина в ноябре 2004 года наметилась определенная позитивная динамика во взаимоотношениях ЕС и России. Эти отношения включают проекты четырех общих пространств - экономического; свободы, безопасности и прав; внешней безопасности; науки, образования и культуры. Определенные результаты сотрудничества очевидны в области экономики, науки и образования. Россия – основной поставщик энергоресурсов для Европы. Российский газ составляет более 20% западноевропейского газового рынка, а российская нефть – около 16% потребления нефти Европейского Союза, причем Россия планирует серьезно увеличить экспорт газа в Европу. На ЕС приходится около 40% всего экспорта России. Россия занимает третье место после США и Китая в импорте ЕС. Объем ее поставок в страны ЕС в 2005 году составил 133,4 млрд долл. Экспорт же из ЕС в Россию за тот же период – 43,6 млрд. долл. После встречи ЕС и России в ноябре 2004г. было решено открыть российско-европейский колледж, упрощен визовый режим для студентов, научных работников, бизнесменов. Что касается проблем международной безопасности и правосудия, то в этих сферах больше нерешенных проблем, нежели позитивных результатов.

В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество России со странами ЕС осуществляется преимущественно на двусторонней основе. В действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве общее экономическое пространство прописано в достаточно общих терминах и его необходимо наполнять конкретным содержанием, конкретными бизнес-проектами. Ожидалось, что это будет сделано на восемнадцатом саммите Россия – ЕС в Хельсинки (ноябрь 2006 г.) при подписании Договора о стратегическом партнерстве между Россией и объединенной Европой, который должен сменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (срок действия СПС истекает в 2007 году). Но на пути объявился «польский фактор» - Польша выступает против подписания Договора в связи с ограничениями, введенными в ноябре 2005 года на ввоз ее мясной продукции в Россию, которые, по мнению главы МИД Польши являются «сугубо политическим решением» Москвы – и Договор подписан не был. Рассчитывать на то, что в случае конфликта кого-либо из пусть и не самых популярных стран-членов с внешним, пусть даже и принципиально важным партнером организация займет сторону последнего, было бы странно, ибо это поставило бы под сомнение легитимность альянса. Но вполне возможно и то, что Польшу использовали, чтобы смягчить позицию России по другому, куда более насущному вопросу – ратификации Договора к Энергетической хартии (Энергетическая Хартия была создана в 1991 г. в Гааге для правового регулирования вопросов, связанных с производством, транспортом и торговлей энергоносителей). Чем сильнее и влиятельнее становится Россия на международном рынке энергоресурсов, тем усиливается внешнее давление. Евросоюз опасается энергетического шантажа со стороны России, т.е. Россия, будучи мощным энергетическим экспортером, может использовать этот ресурс для достижения своих геополитических целей, и уверена, что присоединение России к Энергетической Хартии гарантирует Европе в значительной степени энергетическую безопасность. Россия не ратифицирует Энергетическую хартию, считая, что она выгодна, главным образом, потребителям энергетического сырья, а для стран-поставщиков в ней кроются слишком большие риски. Во-первых, в Договоре Энергетической хартии декларируется «недискриминационный доступ транзиту энергетических продуктов», включая беспрепятственное использование транспортных мощностей компаниями-нерезидентами, что прямо ущемляет интересы России. Во-вторых, во избежание определенных рисков и в целях модернизации газотранспортной системы транзитных государств «Газпром» хотел бы войти в капитал газотранспортных компаний транзитных государств, т.е. приобрести газораспределительные сети в Европе, но этому возражает Евросоюз. В-третьих, ратификация договора к хартии не позволит России решить проблему доступа продуктов ядерного топливного цикла на западноевропейский рынок.

Несмотря на эти довольно сложные проблемы, Россия продолжает эффективно использовать свои энергоресурсы в качестве «мягкой силы», постепенно расширяя пространство востребованности энергоресурсов и в Европе, и в Азии и диверсифицируя маршруты их транспортировки. Что касается отношения России к международному энергетическому сотрудничеству, то президент России В.В.Путин в своей речи на Мюнхенской конференции 10 февраля 2007г. отмечал: «В энергетической сфере Россия ориентируется на создание единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий, понимая, что цена на энергоресурсы должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления и шантажа. Мы открыты для сотрудничества. Зарубежные кампании участвуют в наших крупнейших энергетических проектах. По различным оценкам до 26% добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Попробуйте, привести мне пример подобного широкого присутствия российского бизнеса в ключевых отраслях экономики западных государств. Нет таких примеров!»

Важным вектором геополитики России является ближнее зарубежье (постсоветское пространство), а именно отношения со странами СНГ (Содружество Независимых Государств)[120]. СНГ – это во многом искусственное образование, которое создавалось в связи с распадом СССР, для того чтобы обеспечить цивилизованный, «мягкий» раздел военно-промышленного комплекса с ядерным потенциалом. После окончания этого раздела, в повестке дня бывших советских республик уже остро стояли проблемы экономики, безопасности, демографии др., решать которые предполагалось в рамках СНГ. Несмотря на то, что СНГ существует уже длительное время, оно не является интегрированной межправительственной организацией, эффективно решающей проблемы экономики, обороны, безопасности и т.д. Скорее можно говорить о кризисе СНГ, наглядной иллюстрацией которого является появление на постсоветском пространстве иных более эффективных локальных блоков - межправительственных организаций: Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Союз России и Белоруссии, Центральное экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова)[121], Организация Договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан).

Ближнее зарубежье, или постсоветские пространство - это, во-первых, государства Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия, во-вторых, государства в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан), в третьих, государства на западном направлении (Украина, Белоруссия, Молдова). Новые постсоветские государства после распада СССР получили возможность самостоятельно определять свои национальные интересы, формулировать геополитическую стратегию, выбирать себе партнеров и союзников, т.е. стали равноправными акторами мировой политики. Большинство из них действуют весьма прагматично и склонны к сбалансированным отношениям равноправного экономического, политического, культурного и иных форм сотрудничества с Россией, Западом и Востоком.

Россия стремится удержать свое влияние и авторитет в этих регионах, так как они составляет зону ее жизненно важных интересов в области экономики, обороны, национальной безопасности. Совместно со странами СНГ Россия может эффективнее отстаивать свои национальные интересы в мировом геополитическом пространстве, осуществлять геостратегию, противостоять гегемонистским амбициям США. Россия заинтересована в такой пограничной оболочке по всему периметру своих границ, которая состоит из дружественных и миролюбивых государств, в которой отсутствуют территориальные, межнациональные, конфессиональные и иные конфликты.

Россия, хоть и является энергетической сверхдержавой, тем не менее достаточно серьезно зависима от поставок центральноазиатских углеводородов, которые помогают закрывать периодически возникающие «дыры» в энергобалансе страны. В стремлении сохранить влияние в ближнем зарубежье, сохранить доступ к сырьевым ресурсам Центральной Азии и Кавказа, рынкам сбыта для своих товаров Россия конкурирует с ведущими западными государствами, Турцией, Ираном, Китаем, что заставляет Россию быть активнее и искуснее в дипломатическом, политическом и экономическом отношениях. Также российскому влиянию на постсоветском пространстве противостоит ГУАМ, некоторые проекты которого в целях более эффективной модернизации финансирует Запад, тем самым фактически поощряя противостояние стран ГУАМ России. Так, во время второго саммита этой организации в июне 2007 г. в Баку представитель комитета ЕС по экономике и социальной политике М-И. Опран заявил, что в ближайшие три года страны ГУАМ получат от Евросоюза около 915 млн. евро (1,2 млрд. долларов) на различные проекты, которые будут способствовать интеграции этих государств в европейские структуры. Согласно этой программе Азербайджан получит 92 млн. евро, Грузия – 120 млн. евро, Молдавия – 209 млн. евро, Украина – 494 млн. евро. Нынешний политический режим Грузии способствует укреплению американских позиций на Кавказе и вытеснению России из региона. Грузия вышла из состава Совета министров обороны стран СНГ и взяла курс на вступление в НАТО.Азербайджан не возражает против создания на его территории американских и турецких военных баз.

Понимая, что энергоресурсы – это мощный геополитический ресурс, страны ГУАМ пытаются избежать энергетической зависимости от России и стремятся диверсифицировать газовые и нефтяные потоки. Нефтепровод Баку – Супса уменьшил зависимость Азербайджана от России в транспортировке нефти на западные рынки. Страны ГУАМ планируют построить нефтепровод «Одесса – Броды», который должен дойти до Польши. Соединенные Штаты, Евросоюз и Турция также стремятся к поставкам среднеазиатского газа в обход территории России. Для этого предлагается построить Транскаспийский газопровод из Туркмении в Азербайджан, который пройдет по дну моря и затем будет подключен к газопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум (Азербайджан – Грузия – Турция) и (или) проектируемому газопроводу Nabucco (Турция – Австрия). На разработку технико-экономического обоснования Транскаспийского газопровода и нефтепровода из Казахстана в Азербайджан уже выделил деньги департамент США, что, безусловно, нанесло удар по российской монополии на транзит энергоносителей из Центральной Азии. Иран также использует свои экономические ресурсы для влияния в тюркоязычных странах постсоветского пространства. Уже значительные объемы казахской и азербайджанской нефти перекачиваются через трубопроводную систему на севере Ирана. Серьезным конкурентом США и России в борьбе за энергоресурсы этого региона является Китай, который планирует вложить значительные финансовые средства в освоение энергоресурсов Центральной Азии. Пекин и Астана подписали пакет договоров о строительстве трубопроводов между Казахстаном и Китаем. Для Казахстана строительство трубопроводов в сторону Китая – приоритетный нефтегазовый проект. Лидеры Китая и Туркмении подписали договор о строительстве газопровода Туркмения – Китай, строительство которого должно быть завершено к 2009 году. Успешными проектами геополитических конкурентов России в этом регионе можно считать строительство железной дороги Теджен – Сераха - Мешхед, которое открыло новые возможности Туркмении и Узбекистану для развития экономических связей с Ираном, а также открытие Каракорумского шоссе, которое стало важным транспортным мостом между Китаем, Киргизией и Казахстаном.

Страны «новой Восточной Европы» (Украина, Молдова, Белоруссия) также стали объектом геополитической игры России и Запада. У России в этой игре изначальное положение хуже. Эти страны помнят советский режим, и опасаются настойчивой «опеки» Москвы. А внешняя угроза – значительно более важный фактор самоидентификации нации, нежели родство культур и этносов. Кроме того, всякий, выбирающий демократическое развитие, кто поставлен перед необходимостью делать стратегический выбор между Западом и Россией, выберет Запад. Соревнование с Западом в цивилизационной привлекательности Россия проиграла всерьез и надолго. Если бы демократическая модернизация в России происходила быстрее и успешнее, возможно, «теплее» были бы ее взаимоотношения с Украиной и Молдовой. «Оранжевая» революции в Украине, волнения в Молдове – это показатель западного выбора этих республик, стремящихся в ЕС и НАТО. Поскольку страны западного постсоветского пространства – это пограничные с Россией территории, то Россия вправе добиваться того, чтобы любые шаги по сближению ее восточных соседей с ЕС с ней согласовывались. Речь идет не о праве вето, а о том, чтобы постепенно и заранее выстраивать такую структуру отношения с ЕС, при которых даже вступление в ЕС Украины не становилось ударом по российским интересам. Если, например, Украина оказалась бы частью Шенгенской зоны, то это могло бы нанести значительный ущерб России при условии, что она сохраняет визовый режим с ЕС, и совсем иначе, если виз больше не надо.

Имея ограниченные возможности для своей деятельности в политическом пространстве стран «новой Восточной Европы», Россия остается активным актором в экономическом пространстве этого региона. В экономическом отношении Украина, Белоруссия и Молдова тесными узами связаны с Россией. Россия – основной поставщик энергоресурсов в эти страны. Из России Украина получает более 40% импорта, наша страна до сих пор является основным импортером украинской продукции. Зависимость Украины от экономических связей с остальными странами СНГ, особенно Россией, не сократилась и в результате происшедших там в последние два-три года событий. Сотни тысяч украинских, белорусских, молдавских рабочих заняты в различных секторах экономики России. Иллюстрацией тесных экономических отношений между Россией и Белоруссией является строительство трансконтинентального газопровода Ямал – Европа, который в перспективе может стать дополнением или даже альтернативой украинской ветке. Россия и Белоруссия делали определенные шаги по пути экономической и политической интеграции: 2 апреля был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, согласно которому должно было создаваться единое экономическое пространство, или общий рынок товаров, капиталов и рабочей силы; 25 декабря 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России; 2 декабря 1999 г. – договор о создании Союзного государства. Но им не суждено было реализоваться, существенной причиной чего является авторитарный режим в Белоруссии. Как известно, успешно интегрируются в экономическом и особенно политическом отношении государства с демократическим режимом.

Вполне очевидно, что в связи с возникшими проблемами относительно принятия Европейской Конституции темпы объединительных процессов в Европе могут резко замедлиться. Целесообразно было бы строить единую Европу не только на Западе, но и на Востоке. Создание единого экономического пространства, включающего в себя Россию, Украину, Белоруссию, Молдову, Казахстан, могло бы принести выгоду как этим странам, та<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...