Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геополитические проблемы Африки.




В отличие от таких регионов, как Восточная Азия, Латинская Америка, Африку нельзя назвать актором в современном геополитическом пространстве. Как отмечает выдающийся американский ученый И.Валлерстайн, «Африка была исключена из нашей современной миросистемы, и можно полагать, что в случае сохранения нынешних политических, экономических и культурных механизмов регулирования миросистемы на протяжении 25-50 лет, тенденция к исключению из нее Африки и африканцев будет усиливаться»[131]. Можно назвать две основные причины отстраненности Африки от мировых геополитических процессов. Первая заключается в фактическом отсутствии интеграционного процесса, с помощью которого регионы позиционируют себя как акторы геополитики, действующие в интересах региональной и мировой безопасности. В Африке нет движений, которые бы составляли силу региональной интеграции, наподобие тех национально-освободительных движений, которые сформировались еще в колониальную эпоху и активно боролись за национальную независимость, были направлены против разделительного партикуляризма в рамках одного государства. Добившись национальной независимости, национально-освободительные движения распались, «никакие другие политические силы не заполнили образовавшийся вакуум и не смогли аналогичным способом мобилизовать национальное сознание, и такие силы пока не появились»[132]. В отличие от Азии, где после колониализма очевидной была тенденция к консолидации, в результате которой, например, Индия, Индонезия, Малайзия стали крупнее, в Африке имела место тенденция к фрагментарности, основной причиной которой было то, что «административные границы каждой колонии были проведены без учета этнической и племенной идентичности; более того, колониальные власти нередко даже считали полезным разделять этнические или племенные группы, чтобы затруднить возникновение сплоченной оппозиции колониальному владычеству»[133]. Результатом этого стали постоянные этнические и племенные конфликты и войны. Единению Африки препятствует и снижение легитимности государств. Государства в Африке не способны обеспечивать безопасность и социальную поддержку населению. В Африке нет ни одной страны, располагающей достаточными геополитическими ресурсами, чтобы доминировать в регионе, стать инициатором и лидером регионального интеграционного процесса. Пожалуй, только Нигерия и ЮАР в состоянии играть некоторую существенную роль за пределами непосредственно прилегающего к ней региона. Делу объединения африканских стран не может служить и распространение в регионе демократии. В Африке нет прочно установившихся демократических государств, за исключением ЮАР. С 1990 года выборы с участием нескольких партий прошли в 48 африканских странах к югу от Сахары, что породило надежду на избавление в регионе от авторитарных руководителей и свирепствующей коррупции. Хотя демократия несколько приоткрыла африканскую политику и принесла людям свободу, она также создала хаос и нестабильность, ибо чрезмерное значение в регионе придавалось многопартийности выборов, а базовые принципы либерального правления фактически игнорировались. «Идею лояльной оппозиции - самую суть современной парламентской демократии, - отмечает Г.Киссинджер, - трудно реализовать в случае, когда оппозиция рассматривается как угроза национальному единству, а принадлежность к ней приравнивается чуть ли не к государственной измене. По этой причине африканские страны столь склонны к гражданским войнам»[134].

Единственная межправительственная организация в Африке – это Африканский союз (АС), созданный в мае 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) и объединяющий 52 государства Африки. Основными задачами АС, которые фактически так и остались на бумаге, были провозглашены экономическая интеграция, ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. Парламент Африканского союза, в который входят 265 членов национальных законодательных органов из 54 стран континента и который создавался для продвижения демократии, осуществления тесного политического сотрудничества и обеспечения экономического роста стран Африки, оказался на грани банкротства из-за того, что ведущие страны континента, такие как Ливия, Нигерия, Алжир, Египет и Южная Африка, не платят членских взносов.

Вторая причина отстраненности Африки от мировой геополитики заключается в том, что после окончания холодной войны у ведущих мировых держав в этом регионе не было насущных интересов в сфере безопасности. Если в годы биполярного мира и холодной войны, будучи стратегическими противниками, США и СССР, разрабатывая национальную геостратегию, уделяли специальное внимание африканскому континенту, ибо каждый из них был заинтересован в приобретении новых союзников, в усилении своего блока, то «с окончанием «холодной войны» вне Африки не осталось стран, которые были бы к ней враждебно настроены и стремились бы в ней доминировать, равно как и нет ни одной африканской страны, располагающей достаточными военными и экономическими возможностями, чтобы доминировать {на континенте} самой»[135]. В связи с этим у США не было необходимости разрабатывать новую африканскую политику. Более того, после краха биполярного мира, краха СССР у США, ЕС и России возникли новые и более актуальные, первостепенные геополитические проблемы.

В последние годы крупные мировые державы обращают все большее внимание на африканский регион. Их интересы в Африке сосредоточены в сфере энергоресурсов – нефти и газа. На долю Африки приходится 7,4% мировых запасов нефти. Если на данный момент доля Африки в общемировой добыче составляет 12%, то к 2010 году на долю Африки придется 30% увеличения мирового уровня добычи жидкого углеводородного сырья и 25% сжиженного природного газа. Большая часть африканской нефти добывается на побережье Гвинейского залива в Нигерии, Экваториальной Гвинее, Камеруне, Габоне и Республике Конго. Кроме того, нефть поступает на мировой рынок из Анголы, Алжира, Чада. Обнаружены месторождения «черного золота» в Судане, Центральноафриканской республике, Мавритании, ведутся поиски нефти в Уганде. Самыми крупными производителями и экспортерами нефти являются Нигерия, Ангола, Алжир.

Большой интерес к африканской нефти проявляют Соединенные Штаты Америки, которые после 11 сентября 2001 года целенаправленно и активно ищут эффективные способы покончить с чрезмерной зависимостью от арабской нефти. Американские компании готовы инвестировать десятки миллиардов долларов в реализацию существующих и новых проектов в Африке. Вполне возможно, что США в ближайшее время увеличат свое военное присутствие в Африке для того, чтобы гарантировать безопасность поставок нефти. Например, островное государство Сан-Томе и Принсипи, обладающее значительными запасами нефти (по оценкам, 6-11 млрд. баррелей) уже пригласило американцев построить там базу ВМС и военный порт для патрулирования Гвинейского залива. В последние годы серьезным соперником Соединенных Штатов в Африке в сфере энергоресурсов стал Китай, который предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки и обеспечения растущих потребностей своей экономики. Недавно Китай приобрел 45% акций огромного месторождения Akpo на глубоководном шельфе в Нигерии за 2,3 млрд. долл. США. Российские компании также проявляют интерес к энергетическим проектам в Анголе, Алжире, Египте, Ливии, Нигерии, Судане, что, безусловно, будет способствовать увеличению веса России в энергетическом секторе мировой экономики.

Вероятно, в перспективе в результате значительного повышения роли Африки в удовлетворении мирового спроса на энергоносители Черный континент может стать одним из мировых центров многополярного мира. Но в настоящее время еще трудно назвать нефть и газ Африки геополитическими ресурсами, благодаря которым регион становится финансово и экономически успешным, влиятельным и авторитетным в современном геополитическим пространстве. Несмотря на значительные поставки нефти на мировые, прежде всего американский, рынки, собственные нефтеперерабатывающие заводы Нигерии, например, пребывают в упадке и речь идет об их продаже. Внешний долг Нигерии на 1 января 2004 года достиг 30,9 млрд. долларов. Несмотря на увеличение доходов от продажи нефти и других природных ресурсов, регион Центральной Африки погряз в нищете.

Пока Африка является регионом, в большей степени дестабилизирующим современное геополитическое пространство. О существовании Африки в геополитическом пространстве напоминают периодически заразные болезни, которые распространяются отсюда по всему миру. Как отмечалось в декларации «Рост и ответственность в Африке, принятой на саммите «большой восьмерки» в Германии в июне 2007 г., «ежегодно ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия уносят жизни более 6 млн. человек во всем мире и угроза распространения этих и других инфекционных заболеваний особенно остро стоит в Африке; в Африке проживает 63% всех ВИЧ-инфицированных людей в мире. Более 80% жителей Африки, нуждающихся в антиретровирусной терапии, не имеют к ней доступа. Особую озабоченность вызывает постоянный рост числа инфицированных ВИЧ/СПИДом женщин и девочек»[136]. Кроме того, локальные конфликты и войны в регионе, в результате которых требуется постоянная гуманитарная помощь, также периодически напоминают миру об Африке. Африка сегодня – это, прежде всего, вызов, на который должны серьезно и конструктивно реагировать авторитетные международные организации и ведущие страны мира. Большую помощь в решении многих проблем в Африке оказывает ООН. Лидеры стран G-8 на саммите в Германии в вышеназванной декларации также подтвердили свою твердую решимость выполнить обязательства по содействию развитию африканского континента, в частности продолжать списание задолженности в объеме до 60 млрд. долларов США, а также увеличить официальную помощь развитию Африки на 25 млрд. долларов в год к 2010 году. В документе «Рост и ответственность в Африке» нашла отражение и неожиданная инициатива американского президента Д.Буша – увеличить Глобальный фонд по борьбе с инфекционными заболеваниями по крайней мере на 60 млрд. долларов (половину суммы обязуются предоставить сами США).

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы возможные геополитические результаты региональной интеграции?

2. Каков геополитический эффект использования своих геополитических ресурсов странами Восточной Азии, Латинской Америки, Африки?

3. Насколько эффективна деятельность межправительственных организаций в Восточной Азии, Латинской Америке, Африке?

4. Каковы основные геополитические проблемы в регионе Восточной Азии, Латинской Америки, Африки?

5. Каким образом Африка может стать одним из мировых центров?

Литература.

1. Валлерстайн И. После либерализма. М. 2003. гл. 3.

2. Василенко И.А. Геополитика современного мира. М.2006. Гл. 8, 10, 11.

3. Восточная Азия между регионализмом и глобализмом. М. 2004.

4. Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). М. 2007. Гл. 10.

5. Канаев Е. АСЕАН и Россия: отношения после холодной войны. – Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 2.

6. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М. 2002. Гл.3, 4, 5.

7. Латинская Америка: возвращение на авансцену мировой политики. – Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 1.

8. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. М. 2003. гл. 9-13.

 

Глава 10. Особенности современной системы международной безопасности и геополитические угрозы и вызовы.

После краха биполярного мира и окончания холодной войны (в ноябре 1990 г. обе сверхдержавы подписали Парижскую хартию, после чего последовал крах «народных демократий»), складывается геополитическая структура мира, которая является отражением иной системы международной безопасности. Характерная особенность современной системы международной безопасности - этопротивостояние двух тенденций: (1) фрагментация и регионализация международной безопасности, результатом чего является напряженность и соперничество и (2) стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности. На наличие первой тенденции указывают следующие факты:

1. После краха биполярной системы мира произошла децентрализация системы международной безопасности, последствием которой стала фрагментация мира на относительно самостоятельные комплексы региональной безопасности.

2. Соединенные Штаты остались единственной в мире военной сверхдержавой, геополитическим амбициям которой трудно противостоять. Военные кампании США в Афганистане и Иране не дают минимально необходимых гарантий безопасности и стабильности.

3. После окончания холодной войны великие державы (кроме США), решая проблемы безопасности, прежде всего, руководствуются региональными интересами.

4. Возросло соперничество между крупными державами в регионах и мире. Как отмечает Ч.Капхен: «Возобновление соперничества и конфликтов между крупнейшими мировыми державами, без сомнения, предопределено. И более всего Америка этому поспособствует, если примется насаждать свои взгляды на терроризм, полагаясь на то, что всеобъемлющий мир продолжается. Вместо этого, Америке следует осознать, что превосходство и стабильность, вскормившие ее, уже начинают ускользать. Европа находится в середине революционного процесса политической и экономической интеграции, которая постепенно упраздняет важность внешних границ и ведет к концентрации власти в Брюсселе. Общее благосостояние Европейского Союза скоро составит конкуренцию царящему в Соединенных Штатах изобилию. Россия в конечном счете воспрянет и, возможно, займет свое место в интегрированной Европе. Азия отстала не намного. Китай уже представляет целый регион, и его экономика быстро растет. И Япония со второй по величине экономикой в мире преодолевает экономический спад и постепенно расширяет свое политическое и военной влияние»[137].

5. После распада биполярной системы мира увеличилось количество конфликтов и локальных войн (вспышка национальных конфликтов и рост напряженности в Европе и на Балканах, на Ближнем Востоке, на границе между Индией и Пакистаном, в Южной Азии, в Африке), так как исчезли механизмы, сдерживающие их в период холодной войны. В эпоху биполярного мира большинство локальных конфликтов не разрешались, накапливался их отрицательный потенциал, а когда исчез «надзор» в образе противостоящих друг другу США и СССР, конфликты обнажились угрожающе.

Процессам фрагментации и регионализации противостоят мощные центростремительные силы, усиливающие стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности, о чем свидетельствуют следующие факты:

1.Угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, массовая бедность в развивающихся странах, деградация окружающей среды, потоки беженцев, наркотики, преступность, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями. Эти проблемы не могут быть решены с помощью только военной силы или средствами отдельного национального государства. Необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами.

2. Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию. Доктрина национальной безопасности остается одним из самых важных принципов современной государственности. Государство с момента своего возникновения заботилось о сохранении суверенитета, т.е. о своей национальной безопасности, понимаемой как недопущение внешней агрессии. Национальная безопасность традиционно понималась, главным образом, в военных терминах: как мобилизация, развертывание и использование военной силы с целью достижения национальных целей. В век глобализации с ее вызовами и угрозами достижение национальной безопасности становится сложной и долговременной проблемой для всех государств. В эпоху глобализации национальная безопасность в значительной степени может быть обеспечена только с помощью формирования системы коллективной или глобальной безопасности. В современном мире происходит институциализация системы совместной обороны, укрепляются коллективные меры оборонного характера и международное военное сотрудничество. Для большинства развитых европейских стран, например, стратегия «национальной безопасности» почти перестала отличаться от стратегии международной безопасности, поскольку все они образуют единую систему «коллективной безопасности», в пределах которой военная сила не играет никакой активной роли в отношениях между государствами, являющимися элементами этой системы.

В современном мире безопасность обеспечивают Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня, и межправительственные организации регионального уровня, которых большинство и которые достаточно успешно сотрудничают друг с другом. Принадлежность государства к ООН (членами ООН являются 192 государства)теоретически предполагает участие в глобальном режиме коллективной безопасности. Совет Безопасности как основная структура ООН (в Совет Безопасности входят пять постоянных членов – Великобритания, Китай Россия, США, Франция, обладающих правом вето, и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года) рассматривает и принимает решения по самым сложным проблемам в сфере региональной и глобальной безопасности. ООН была создана в 1945 году. Цели ООН изложены в ее Уставе:

· Поддерживать международный мир и безопасность.

· Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

· Осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам.

· Быть центром для согласования действий наций в достижении общих целей.

Принципы, в соответствии с которыми действует ООН:

· суверенное равенство всех членов ООН;

· добросовестное выполнение всеми членами ООН своих обязательства согласно Уставу;

· разрешение своих международных споров мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

· члены ООН должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против любого государства;

· члены ООН должны оказывать ООН всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

· Устав ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого бы то ни было государства.

Биполярная система мира не позволяла ООН в полной мере выполнять свои функции по поддержанию коллективной безопасности. За весь период холодной войны ООН осуществила всего 15 миссий: миротворческие силы ООН на Ближнем Востоке, на Кипре, операция ООН в Конго, наблюдательные миссии ООН в Индии и Пакистане, Йемене и т.д. В настоящее время ООН активизировала действия по поддержанию мира. С 1989 г. по настоящее время ООН осуществила уже более 30 миссий: миссия в Анголе, в Руанде, миссия наблюдателей на границе между Кувейтом и Ираком, в Сальвадоре, в Камбодже, миротворческие силы в Югославии, в Сомали, в Судане, в Ливане, на Гаити и др. В перспективе не исключено появление новых организаций глобального уровня, каждая из которых будет специализироваться на предотвращении какой-либо одной из многочисленных и постепенно набирающих силу глобальных угроз современного мира.

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора). Организация Североатлантического договора все еще сохраняет статус главного форума, на котором вырабатываются и согласовываются оборонные стратегии западноевропейских государств. НАТО создавался в 1949 году по инициативе США представителями 12 стран как система американских гарантий безопасности, в том числе ядерной, союзной Европе. В настоящее время НАТО – самый крупный военно-политический блок. Вооруженные силы НАТО составляют 4,5 млн человек. На 2007 г. в составе НАТО 26 членов. В НАТО стремятся Хорватия, Македония, Сербия, Грузия, Украина, Албания. НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств, стремящихся в НАТО, либо поддерживающих его политику. Программа взаимодействия с этими государствам и называется «Партнерство во имя мира». Среди участников программы: Албания, Азербайджан, Армения, Австрия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швеция, Швейцария. На ежегодные саммиты глав государств НАТО съезжаются почти 50 лидеров различных групп стран, включая 26 официальных союзников.

Несмотря на значительные разногласия, НАТО и Россия сохраняют партнерские отношения. Наиболее приоритетный проект взаимодействия России с НАТО – это создание в соответствии с решениями Римской встречи России и НАТО в мае 2002 года Совета «Россия-НАТО». Деятельность этого Совета позволила более полно отработать систему связи и консультаций между Россией и НАТО в кризисных ситуациях и порядок формирования совместных воинских контингентов в зонах конфликтов. Россия не только участвует, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. В Москве находится Информационное бюро НАТО, одна из главных задач которого – вместе с российскими партнерами добиваться того, чтобы изменить к лучшему отношение граждан России к Североатлантическому блоку.

После окончания холодной войны Североатлантическим блоком была принята новая стратегическая концепция, свидетельствующая о том, что НАТО де-факто уже не союз коллективной обороны, а скорее организация коллективной безопасности, базирующаяся на четырех положениях:

· Обеспечение необходимых оснований для стабильного и безопасного развития Европы, когда ни одна страна не могла бы запугивать или принуждать силой ни одну из европейских наций.

· НАТО - форум обсуждения проблем общеевропейской безопасности.

· Обязательство «сдерживать и защищать от любой угрозы агрессии против территории каждого государства-члена».

· Задача НАТО - «сохранение стратегического баланса» в Европе.

После окончания «холодной войны» НАТО постепенно расширяется на Восток. Президент США Клинтон в мае1997 году в своей речи на выпускной церемонии в Военной академии США в Вест-Пойнте изложил основные причины расширения НАТО:

· укрепление альянса с целью «воздействия на конфликты, угрожающие всеобщему миру» в грядущем столетии;

· содействие сохранению исторических завоеваний демократии в Европе, расширению «зоны демократии»;

· поддержка потенциальных членов альянса в их стремлении решать свои разногласия мирным путем.

· в рамках программы «Партнерство ради мира» и на базе специальных соглашений с Россией и Украиной «уничтожение искусственного водораздела в Европе, созданного Сталиным, и объединение Европы в целях обеспечения безопасности на основе отказа от разделенности и нестабильности».

Вероятно, можно назвать еще одну геополитическую причину расширения НАТО. Так, Польша, Венгрия, Чехия были достаточно быстро приняты в НАТО, чтобы раз и навсегда заполнить тот стратегический вакуум в Центральной Европе, который в XX веке провоцировал как германский, так и российский экспансионизм.

России, безусловно, не нравится столь динамичное расширение НАТО на Восток. В России такое расширение изначально рассматривалось как откровенный антирусский шаг, геополитический вызов, возрождающий конфронтацию и борьбу за сферы влияния. Но нельзя игнорировать тот факт, что большая часть населения центрально- и восточноевропейских стран (граждане Польши, Чехии, Румынии, Венгрии Болгарии, Словении и др.) поддерживала намерения своих лидеров вступить в НАТО, чтобы исключить возможность будущего возвращения в сферу экономического и военного доминирования России - велика была неприязнь по отношению к тоталитарному режиму в СССР. На преодоление негативных исторических последствий советского периода необходимо весьма продолжительное время и геополитика, направленная на становление стабильного, безопасного мира.

Долгое время Россия не столь активно противостояла продвижению НАТО на восток, так как считала, что после окончания холодной войны, потери противника и миссии НАТО закрепит за собой новые насущные задачи, многие из которых практически уже выполняет. Примеры тому – Косово, преодоление последствий урагана «Катрина» в США, землетрясения в Афганистане, поддержка миротворческой операции Африканского союза в Дарфуре, обучение военнослужащих Ирака, наконец, участие в нормализации ситуацию в Афганистане. Россия и сегодня не возражает против расширения НАТО, но ей небезразлично, какой будет эволюция, трансформация НАТО, и какая в результате этого ситуация будет на ее приграничных территориях. Так, факт активного стимулирования Соединенными Штатами вступления Грузии в НАТО негативно отразился на возможности разрешения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, поощрив тем самым «партию войны», что привело к резкой дестабилизации обстановки в регионе.. Деятельность НАТО дестабилизировала в некоторой степени и внутреннюю ситуацию в Украине. Кроме того, Россию вполне закономерно настораживают целенаправленные работы НАТО по созданию военной инфраструктуры в непосредственной близости от России (планы по размещению ПРО в Польше и Чехии, баз в Румынии и Болгарии, строительство радара в Прибалтике, а также военные базы на Кавказе и в Центральной Азии), что не только нарушает существующий военно-стратегический паритет, но и ставит под угрозу механизм взаимодействия между Россией и соответствующими структурами ЕС и НАТО в области безопасности, сложившийся в новых геополитических условиях. Россию не успокаивают заверения лидеров НАТО, что все это делается не против России, а против возможных атак террористов и стран-изгоев. Но если не против России, то почему не вместе с ней создавать такую инфраструктуру? Возможно, пророческими станут следующие слова Зб, Бжезинского: «С расширением НАТО, особенно если к ней в той или иной форме будет приобщена Россия, могут сложиться условия для создания трансъевразийской структуры коллективной безопасности, охватывающей также Китай и Японию»[138]. Будущее НАТО будет в немалой степени зависеть не от того, сколь много новых государств пригласят в альянс, а от того, насколько реально партнерскими станут отношения НАТО и России. Нахождение новой миссии для НАТО возможно только в условиях самого тесного партнерства с Россией.

Кроме НАТО, влиятельной структурой в сфере европейской безопасности является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), созданная в 1975 году, в том числе по инициативе бывшего СССР. Кроме Европейских государств, членами ОБСЕ являются США и Канада. Она была призвана смягчать противостояние двух основных держав в Европе. ОБСЕ сыграла полезную роль в наблюдении за осуществлением ряда миротворческих инициатив, предпринятых в связи с этническими конфликтами, которые разразились в Европе после окончания «холодной войны». В системе ОБСЕ – «три корзины». Первая корзина – вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями; вторая – развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды; третья – сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека. Изначально ОБСЕ было нацелено не на отражение угрозы извне, а на предупреждение угрозы внутри самой системы. В настоящее время у ОБСЕ фактически нет стройной концепции безопасности, в которую бы входили задачи отражения таких новых угроз, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения. Данная организация, в основном, акцентирует свое внимание на решение гуманитарных проблем и, прежде всего, проблемы прав человека.

Международной региональной структурой безопасности на постсоветском пространстве является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В мае 1992 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности (ДКБ), который впоследствии трансформировался в более статусную организацию – ОДКБ. В августе 2001 года в рамках ОДКБ были сформулированы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, куда входят десять батальонов: по три – от РФ и Таджикистана, по два – от Казахстана и Киргизии. Численность личного состава – около 4 тысяч человек. В апреле 2003 года сессия Совета коллективной безопасности приняла решение о введении в состав коллективных сил быстрого развертывания российской авиабазы в киргизском городе Кант. Кроме военной составляющей, в рамках ОДКБ согласовываются позиции по внешней политике, борьбе с наркотиками и незаконной миграцией, принимаются меры по устранению техногенных катастроф, обеспечивается информационная безопасность, что свидетельствует о трансформации ОДКБ из военно-политического блока в международную универсальную организацию. Организация открыта для всех желающих. У нее есть нормативная база, регулирующая порядок вступления в альянс. В рамках конкретных программ ОДКБ привлекает к работе другие государства. Так, в программах противодействия наркотрафику, кроме стран «Семерки», участвуют еще двенадцать государств.

Проблемами безопасности, а именно и координацией усилий по борьбе с терроризмом, в Центральноазиатском регионе занимается и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Государства – члены ШОС крайне заинтересованы в недопущении развития изнутри и инспирации извне угроз политической нестабильности, связанной с терроризмом, и с проблемами межнациональных, межконфессиональных и прочих конфликтов. Региональная антитеррористическая структура ШОС в 2007 году завершит создание общего банка данных о террористических организациях. Одновременно создается защищенная система связи между странами-членами ШОС для обеспечения оперативной и секретной деятельности спецслужб, вырабатываются общие стандарты с учетом специфики антитеррористической деятельности, проводятся антитеррористические военные учения в разных странах ШОС. Таким образом, у «шанхайской шестерки» появляются общие возможности для оказания помощи небольшим государствам – Киргизии, Узбекистану, Таджикистану и другим – в случаях возникновения там террористических и внутриполитических эксцессов.

Тенденция в направлении к глобализации и регионализации режимов безопасности просматривается и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Действующий в рамках АСЕАН Региональный форум (ARF) представляет собой развивающееся консультативное соглашение между Азиатско-Тихоокеанскими государствами и ключевыми глобальными силами, такими как США и ЕС, по проблемам региональной безопасности, противодействию новым вызовам и угрозам. Ассоциация государств Южно-восточной Азии начала регулярно проводить форумы в 1994 и с тех пор «превратился в мощный мотор», двигающий этот регион планеты в направлении совместной с другими странами, в том числе с Россией, борьбы с терроризмом и другими геополитическими угрозами.

Геополитические угрозы – это те явления, которые дестабилизируют геополитическую ситуацию в мире, и если им не противостоять, ими не управлять, могут привести к мировому хаосу. К геополитическим угрозам можно отнести региональные и локальные войны, нарушение режима ядерного нераспространения, современное производство и торговлю оружием, международный терроризм, современные конфликты, деградацию окружающей среды, проблему демографии и глобальной миграции.

Война как угроза современной международной безопасности. Полномасштабная, несущая массовые разрушения война в современном мире почти невероятна. Огромная военная мощь ядерных держав делает войну устаревшей в качестве инструмента национальной политики. Как отмечает К.Гаджиев: «Аргументы в пользу того, что в условиях ядерно-космического века большая война может превратиться в нечто вроде Армагеддона во всепланетарном масштабе, имеют под собой веские основания. Она недопустима с точки зрения рациональных доводов, практического разума, обыкновенного политического расчета. Война, в которой заведомо не может быть, во всяком случае явных, победителей и побежденных, бессмысленна со всех точек зрения. Более того, не только ядерная война, но и война с применением обычных вооружений в современных условиях в глазах любого здравомыслящего человека не может не выглядеть как преступление против человечества и поэтому не может считаться средством разрешения международных политических вопросов»[139]. Но в наше время вполне реальны локальные войны – войны между двумя или несколькими государствами, ведущиеся на относительно ограниченной территории с использованием сравнительно малочисленных вооруженных сил слабо насыщенных военной техникой. Такие войны могут быть различной продолжительности, могут затихать и начинаться вновь (например, война между Израилем и Палестиной). Их масштаб, напряженность и интенсивность, как правило, зависят от прямого или косвенного участия в них крупных держав. Примерами локальных войн XX века являются война в Корее 1950-1953 гг., война во Вьетнаме 1959-1975 гг., война в Афганистане 1979-1087 гг., война в зоне Персидского залива 1991 г., война в Ираке, которая началась в 2003 г. и продолжается до сих пор. Потери гражданского населения в Ираке в результате войны уже достигли 100 тыс. человек.

Нарушение режима ядерного нераспространения – серьезная геополитическая угроза.Ядерное оружие является оружием массового уничтожения. Официальными членами «ядерного клуба», или государствами, обладающими вполне легально ядерным оружием, являются пять членов Совета безопасности ООН: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. Кроме этих стран, ядерным оружием обладают Индия и Пакистан. Следует отметить, что в годы холодной войны поведение США и России в сфере распространения ОМУ было не столь уж безупречным. США содействовали усилиям Великобритании в создании ядерного потенциала, помогали в том же Франции, Израилю, Пакистану. СССР оказывал помощь Китаю и Индии.

Импульсом для прекращения распространения ядерного оружия в мире стала угроза явного ядерного конфликта во время Карибского кризиса 1962 г. Вскоре после него, в 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Впоследствии к нему присоединились более 100 государств. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились 187 стран. Неядерные страны обязались не приобретать ядер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...