Тема: Изучение комбинированных уплотнений
Цель: Актуализация знаний при изучении комбинированных уплотнений насосов. Теоретическая часть. КОМБИНИРОВАННЫЕ УПЛОТНЕНИЯ Создание современных уплотнительных систем на валу ТНА немыслимо без комбинационного применения отдельных видов или типов уплотнений. Даже такое простое уплотнение как манжетное, применяемое самостоятельно, не ставится без дренажа, перепуска или системы автоматического регулирования удельного давления контакта манжеты на поверхность вала. Как правило, ни одно из известных уплотнений не обеспечивает полную герметизацию полостей ТНА, работающего по сложной циклограмме с множеством пусков и длительными остановами. В связи с этим появляются конструкции с различными по принципу действия уплотнениями, выполняющими только определенную роль. Взаимодействие входящих в комбинацию элементов и уплотнений обеспечивает повышенную надежность узла в целом. Описать все комбинации уплотнений весьма затруднительно из-за большого их количества и выбор каждого определяется задачами и параметрами насосного агрегата, а также его гидравлического тракта, связанного с проточной частью насоса. При проектировании ТНА возможны комбинации уплотнительных устройств, представляющих собой сочетание нескольких бесконтактных и контактных уплотнений. В число элементов уплотняющего узла включают системы перепуска и отсечек, полостей с буферными средами, которые связаны гидравлически. Иногда некоторые из уплотнительных узлов служат не только для уплотнения, но и для подачи рабочей жидкости с заданными параметрами в систему обеспечения работоспособности двигательной установки, например питание вспомогательных ЖГГ низкого давления и т.п.
Конструкция уплотнительного узла полости высокого давления при комбинации импеллера с другими типами уплотнений (щелевого, торцевого, манжетного) представлена на рисунке 1
Комбинированное уплотнение многорежимного насоса: 1 - втулка; 2 - манжета; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - пружина; 5 - контактное кольцо; 6 - импеллер; 7 - подшипник; 8 - плавающее кольцо; 9 - центробежное колесо; 10 - вал Вал 10 насоса с центробежным колесом 9 и плавающим кольцом 8 щелевого уплотнения установлен на подшипниках качения, один из которых (поз. 7) охлаждается компонентом, проходящим щелевое уплотнение с кольцом 8. За подшипником расположен импеллер 6, к торцевой поверхности которого со стороны лопаток пружиной 4 поджато кольцо 5 торцевого уплотнения, предотвращающее дальнейшее движение компонента на валу. Страхующая манжета 2 установлена после щели, выходящей в дренажную полость между втулкой 1 и корпусом торцевого уплотнения. Особенность рассматриваемой конструкции заключается в последовательной установке уплотнений различного типа, эксплуатационные характеристики которых последовательно, по ходу движения предполагаемых протечек компонента, понижаются, а герметизирующие свойства повышаются, что позволяет создать абсолютно герметичный узел для уплотнения полости высокого давления. До запуска агрегата роль основного уплотнения выполняет торцевое нагруженного типа, в котором необходимое удельное давление обеспечивается пружиной 4. При выходе агрегата на номинальный режим утечки компонента высокого давления из центробежного колеса 9 поступают через щелевое уплотнение с плавающим кольцом 8 и далее в подшипник 7. Для уменьшения расхода жидкости через полость подшипника, разгрузки его от осевых сил и обеспечения циркуляции жидкости между полостью с импеллером 6 и центробежным колесом 9 в стенке над подшипником выполнены отверстия. Импеллер 6 ограничивает дальнейшее движение жидкости по валу, отбрасывая ее к периферии в трубопровод перепуска для подачи на вход в насос. Со стороны лопаток импеллера устанавливается граница раздела жидкость — газ, а капельки жидкости задерживаются кольцом 5 торцового уплотнения, работающего в режиме полужидкостного трения. Просочившаяся через торцевое уплотнение жидкость и ее пары по щели над втулкой 1 попадают в полость дренажа и отводятся от вала, что облегчает условия работы манжеты 2, выполняющей роль страхующего уплотнения.
Во всех конструкциях ТНА полость уплотнения с импеллером разобщается с внешней средой или полостью соседних насосов одним или рядом контактных уплотнений. Широко применяются комбинации манжет с бесконтактными уплотнениями. Конструкция комбинированного уплотнения (рисунок 1) шнекоцентробежного насоса со стороны входа рабочей жидкости в шнек 9 обеспечивает высокую степень герметичности на всех режимах. За подшипником 7 расположено гидродинамическое уплотнение с радиальным импеллером 6, имеющим с обеих сторон лопатки 4 и 5. Далее по валу установлен ряд манжет 3, 2, 1, разобщенных между собой дренажными полостями, которые сообщаются с полостью низкого давления для сброса протечек уплотняемой жидкости и ее паров. Манжета 2 за первой дренажной полостью герметизирует узел и не допускает попадания по валу агрегата капель и паров рабочей жидкости, которые могут иногда просочиться через манжету 3. Подшипник 7 охлаждается и смазывается компонентом, циркулирующим от лопаток 5 импеллера 6, а лопатки 4 ограничивают течение жидкости к валу. При этом создается граница раздела жидкости и газа по радиусу импеллера со стороны лопаток 4. Конструкция комбинированного уплотнения, представленного на рисунке 1, обеспечивает герметизацию полости с высоким давлением рабочей среды и включает в себя бесконтактные уплотнения: щелевые с плавающим кольцом 2 и гидродинамические с радиальными лопатками 3, выполненными на торце центробежного колеса 1, а также контактные уплотнения по валу (манжеты 4, 5 и 6) с дренажными полостями между ними для отвода протечек, как уплотняемой жидкости, так и ее паров. При запуске ТНА жидкость высокого давления с выхода из центробежного колеса 1 по боковой пазухе поступает в щелевое уплотнение с плавающим кольцом 2 и, отбрасываемая лопатками 3 гидродинамического уплотнения, движется по каналу с шайбой 7 на вход в насос (по стрелке). Принцип постановки и работа манжет 4, 5, 6 аналогичны конструкции, представленной на рисунке 2
При высоком значении давления в газовой полости рг >рвх надежное отделение ее от жидкостной обеспечивается комбинированным уплотнением, представленным на рисунке 2, которое включает: стояночное (контактное) уплотнение 2, гидродинамическое с импеллером 1 и щелевое с плавающим кольцом 4. Для запирания газовой полости с высоким значением давления рг к импеллеру 1 подводится жидкость с выхода из насоса через настроечное гидросопротивление (шайбу) 5 с давлением р = рг + рим. Из полости с импеллером 1 жидкость через подшипник 3 по зазору между корпусом и валом поступает на вход в насос. Для поддержания постоянной величины высокого значения давления р и снижения расхода циркулирующей жидкости на валу установлено плавающее кольцо 4 щелевого уплотнения. Настройка заданного давления р на входе в полость с импеллером осуществляется с помощью шайбы 5.
Рисунок 2. Комбинированное уплотнение полости насоса с высоким давлением жидкости: 1 - центробежное колесо; 2 - плавающее кольцо; 3 - лопатки импеллера; 4, 5, 6 -манжеты; 7 – шайба Известно большое количество конструкций комбинированных уплотнений, в которых используется воздействие центробежных сил на элемент, отключающий или включающий контактное уплотнение в работу. На рисунке 3 представлена конструкция с отходящим торцевым уплотнением, состоящим из установленного на валу 8 стакана 5 с выполненными по его периферии лопатками 1 импеллера. Подвижная втулка 3 с кольцом 2 торцевого уплотнения связана со стаканом 5 сильфоном 7 и поджимается пружиной 6. При невращающемся роторе или при малых его окружных скоростях герметичность обеспечивается торцевым уплотнением. Лопатки 1 импеллера работают эффективно при определенной (расчетной) угловой скорости ротора. Под действием центробежных сил шарики 4 перемещаются по пазам подвижной втулки 3 в радиальном направлении от оси вала 8. Подвижная втулка 3 сдвигается вправо до упора в бурт стакана 5, отключая тем самым торцевое уплотнение. Герметичность узла создается только лопатками 1 гидродинамического уплотнения. С уменьшением угловой скорости вала втулка под действием пружины 6 возвращается в исходное положение, и тогда при малой угловой скорости и неподвижном роторе герметичность обеспечивается торцевым уплотнением.
Задание. 1. Изучить теоретическую часть. 2. Начертить схемы уплотнений.
Практическая работа №11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|