Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования, предъявляемые к написанию и

НАУЧНЫЕ работЫ

 

Учебно-методическое пособие по написанию,

оформлению и защите научных работ для
студентов и аспирантов всех образовательных
программ и форм обучения

 

Хабаровск 2014

ББК У 9(2)

Б 77

 

Бойко Т. С. Научные работы: учебно-методическое пособие по написанию, оформлению и защите научных работ для студентов и аспирантов всех образовательных программ и форм обучения / Т. С. Бойко, Ю. В. Рожков. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. – 76 с.

 

 

Рецензенты:   Ивашкин М. В., д-р экон. наук, профессор (ТОГУ)  
  Калиновская Н. А, канд. экон. наук, доцент (ДВГУПС)    

 

Утверждено редакционно-издательским советом Хабаровской государственной академии экономики и права в качестве учебно-методического пособия для студентов и аспирантов всех образовательных программ и форм обучения

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются основные вопросы, связанные с подготовкой, написанием, оформлением и защитой научных работ: курсовых, выпускных квалификационных работ студентов и научно-квалификационных работ аспирантов. Пособие целесообразно также использовать при написании рефератов и отчётов по практике. В виде приложений дан перечень соответствующих образцов документов.

Предназначено для студентов и аспирантов всех образовательных программ и форм обучения образовательных организаций высшего профессионального образования, а также научно-преподавательского состава.

Воспользоваться электронным вариантом пособия можно на сайте ХГАЭП по адресу: http://www.ael.ru в разделе «Учебно-методические материалы для студентов, магистрантов и аспирантов академии».

 

 

ã ХГАЭП, 2014

ã Бойко Т. С., 2014

ã Рожков Ю. В., 2014

соДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….    
1 Общие требования, предъявляемые к написанию и содержанию научных работ …………………………………..    
1.1 Порядок выполнения научной работы ………………………  
1.2 Выбор темы научной работы ………………………………  
1.3 Работа с литературными, интернет -источниками и практическим материалом …………………………………………....… 1.4 Требования к содержанию научной работы ……………… 1.5 Получение отзыва и рецензии на работу …………………..    
2 Требования к оформлению научных работ ………......    
2.1 Общие требования ………………………..……..……………  
2.2 Нумерация страниц ………..…………………….…………  
2.3 Иллюстрации ……………………………………………..…  
2.4 Таблицы ………………………………………………………..  
2.5 Формулы …………………………………………………..…  
2.6 Примечания ……………………………………….…………  
2.7 Приложения ……………………………………………….…  
2.8 Ссылки ………………………………………………………...  
2.9 Список использованных источников …………………….…..  
2.10 Перечень основных приложений …………………….…......  
   
3 Порядок защиты выпускной квалификационной работы ………………………..…………………………………    
3.1 Состав и процедура работы государственной экзаменационной комиссии ……………..……………………….……  
3.2 Подготовка доклада и демонстрационных материалов к защите ВКР …………………………………………………………..…..  
3.3 Процедура защиты ……………………………………………  
3.4 Критерии оценки …………………………………………….    
ПРИЛОЖЕНИЯ ……..…………………………………………...  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость регламентации требований к качеству образования и уровню развития систем контроля за выполнением этих требований является важным принципом менеджмента. Требования к качеству образовательной услуги по каждой образовательной программе устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Эти требования включают:

1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ, выполнение которых позволяет сформировать у выпускников общекультурные и профессиональные компетенции.

2. Требования к структуре основных образовательных программ, предусматривающие изучение дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественно-научного, профессионального циклов. Изучение дисциплин вышеназванных циклов формирует у выпускников знания, умения, навыки в соответствии с направлением (профилем) подготовки (специальности), способствует развитию аналитической, научно-исследовательской деятельности и других качеств.

Реализация требований ФГОС ВПО обеспечивает подготовку конкурентоспособного специалиста, легко адаптирующегося к требованиям рынка, умеющего грамотно использовать в жизни глубокие знания по избранной специальности, правильно ориентироваться в сложившейся экономической ситуации, проводить качественный анализ, определять тенденции, характеризующие общественное явление, и на основе этого принимать самостоятельные решения. Подготовка высококвалифицированных специалистов должна предусматривать сочетание творческой, научной и практической подготовки студентов и аспирантов.

Вопросы организации научно-исследовательской деятельности играют важную роль в подготовке высококвалифицированных выпускников. При этом научно-исследовательская деятельность направлена:

· на глубокое изучение вопросов, связанных с написанием рефератов, отчётов по практике, курсовых, выпускных и научно-квалификацион-ных работ, повышение их практической значимости и качества подготовки специалистов, профессиональное становление будущих специалистов;

· осознание необходимости и важности непрерывного образования на протяжении всей профессиональной деятельности и пополнения знаний, полученных в вузе и др.

Результатом научно-исследовательской деятельности является написание рефератов, курсовых работ, ВКР, которые показывают умение человека работать с литературными источниками, творчески осмысливать экономические и иные процессы, применять знания на практике и др. Любые работы, имеющие даже лишь простейшие элементы научности (рефераты и курсовые работы студентов), должны выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов. Настоящее пособие может также использоваться аспирантами при написании научно-квалификационных работ (НКР) – диссертаций на соискание учёной степени кандидата соответствующих наук.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и иными документами высшей школы РФ применительно к методике оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников ХГАЭП. Оно предназначено для студентов и аспирантов всех образовательных программ и форм обучения при подготовке, написании и оформлении рефератов, курсовых работ, отчётов по практике, выпускных квалификационных работ и научно-квалификационных работ (диссертаций).

Настоящее пособие является откорректированным и дополненным вариантом учебно-методического пособия, подготовленного в 2009 году по решению учебно-методического совета ХГАЭП.

Законодательные и нормативные акты, использованные в настоящем пособии, датируются 01.09.2014 г.

Общие требования, предъявляемые к написанию и

Содержанию научных работ

 

1.1 Порядок выполнения научной работы

Выполнение и защита научной работы состоит из ряда этапов:

1. Выбор темы и составление плана-задания работы.

2. Подбор, изучение и анализ литературных и интернет-источников, практических материалов.

3. Консультации с научным руководителем, практическими работниками и составление окончательного плана работы.

4. Написание и оформление работы.

5. Получение отзыва научного руководителя, а также, в необходимых случаях, – отзывов и рецензий сторонних организаций и специалистов (по ВКР и НКР).

6. Защита научной работы.

 

1.2 Выбор темы научной работы

 

Качество научной работы в существенной мере зависит от выбранной темы. Тематика рефератов, курсовых работ, ВКР и НКР формируется выпускающей кафедрой в рамках госбюджетных, хоздоговорных тем, грантов с учётом заявок подразделений академии и организаций ДВФО РФ. Обновление тематики проводится ежегодно с учётом предложений работодателей и обучающихся. Следует приветствовать стремление организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей предлагать по заявкам свою тематику кафедрам (в том числе и под конкретного обучаемого). Форма заявки представлена в приложении А.

Тема должна быть актуальной, соответствовать направлению (профилю) подготовки, специальности, учитывать возможность использования необходимых для её разработки практических данных. Она должна способствовать совершенствованию научно-исследовательской и (или) практической деятельности кафедры.

Тема научной работы выбирается студентом и аспирантом самостоятельно (кроме рефератов и курсовых работ), исходя из его научных и практических интересов. Бакалавранты, магистранты и аспиранты выбирают тему, учитывая мнение соответствующего преподавателя кафедры – потенциального научного руководителя. Тема ВКР после её утверждения приказом ректора ХГАЭП не подлежит, как правило, изменению. Тема НКР утверждается на учёном совете академии и в дальнейшем может корректироваться. После выбора темы студент пишет заявление на закрепление темы ВКР (приложение Б).

ВКР по согласованию с кафедрой могут выполняться по одной комплексной теме, направленной на решение сложной научно-практической проблемы. В этом случае каждый из студентов, участвующих в такой работе, исследует отдельную составляющую заявленной темы.

По заявлениям студентов и решению выпускающей кафедры издаётся приказ по академии о закреплении тем курсовых, выпускных квалификационных работ и научных руководителей. Формируется список рецензентов по ВКР – сторонних лиц, работающих в научной сфере или практических работников, профессиональная деятельность которых соответствует теме ВКР. По магистерским диссертациям рецензенты, как правило, должны иметь научную степень и (или) учёное звание, а практические работники-рецензенты должны обладать существенным профессиональным опытом (как правило, пять и более лет).

Задание на выполнение ВКР (приложение В) студент получает после утверждения темы работы и закрепления научного руководителя, как правило, до начала преддипломной (производственной) практики. В задании указывается тема ВКР, приказ о закреплении темы и руководителя и иные данные, необходимые для написания работы.

Студенты обязаны строго выполнять график написания ВКР, соблюдение которого контролируется руководителем и заведующим кафедрой. Ход выполнения работы периодически обсуждается на заседаниях выпускающей кафедры и совете факультета. К студентам, нарушающим график, применяются меры воспитательного и административного характера.

 

1.3 Работа с литературными, интернет-источниками и
практическим материалом

 

Написание научной работы любого уровня сложности, включая диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, начинается с разработки идеи – замысла предполагаемого исследования. При этом важен процесс ознакомления с литературными и иными источниками и их творческий анализ.

Исследуются материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, официальные материалы, практические документы организации, по материалам которой пишется работа. Широко используются возможности сети Интернет.

Поиск, отбор и анализ литературных и интернет-источников, материалов и документов являются важным аспектом предварительной работы студента или аспиранта. В процессе исследования к первоначальному перечню источников, как правило, добавляются новые, но их основной перечень должен быть обязательно определён и изучен до начала активной работы над текстом работы.

Список использованных источников позволяет в значительной степени оценить и качество проделанного исследования. Так, отсутствие в перечне новейших материалов, признанных в научной среде трудов по избранной теме, позволяет научному руководителю и (или) рецензенту сделать вывод, что работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних достижениях научной мысли.

Перечень используемой в ВКР литературы и иных источников должен охватывать: для курсовых работ 2025, ВКР студентов программ бакалавриата – 4045, специалитета – 5055, для магистерской диссертации – 80 – 85, для НКР – 150 – 180 источников.

По рефератам, конкурсным научным работам это число регулируется индивидуально в соответствующих кафедральных методических разработках.

Использование изданий на иностранных языках для специальностей (специализаций) и профилей с углублённым изучением иностранных языков является обязательным. Без этого работа не может претендовать на допуск к защите. Этот подход особенно важен в процессе написания НКР, где наличие источников на иностранных языках есть свидетельство высокой квалификации соискателя учёной степени.

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, включая теоретические проблемы, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового, более конкретного материала.

При изучении литературных источников не следует стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует осмыслить полученную информацию. Этот процесс должен идти в течение всей работы над темой, тогда собственные идеи, возникшие в ходе знакомства с заимствованными работами, послужат основой для получения элементов нового знания.

Изучая источники, нужно тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом.

Часто бывает, что часть полученных данных оказывается бесполезной. Поэтому необходим их тщательные отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, её обобщением и представлением в форме, удобной для проведения анализа и формулирования выводов.

Говоря о достоверности анализируемой информации, пишущий работу должен помнить, что официальное издание, публикуемое от имени международных, государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы, сборник, содержащий материалы научной конференции или включающий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или общественных организаций по важнейшим научным проблемам, – все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность. Они принадлежат к числу достоверных источников.

Что касается научных статей, то здесь, с позиций достоверности, их надо классифицировать по видам. Теоретическая статья значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена гипотезами, рассуждениями, сравнениями, словесными и иными доказательствами. Достоверность её содержания находится в зависимости от надёжности используемой исходной информации. Однако здесь значимость имеет позиция автора, в зависимости от которой статья, наряду с объективными научными данными, может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода некорректности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить её содержание, точно установить истинность авторских суждений и на основе анализа дать им соответствующую оценку. Следует учесть мнение научного руководителя, ибо он может принадлежать к определённой научной школе.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьёй можно встретиться в любой научной области. Она обычно всегда оперативна и актуальна, содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении.

Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, апробированные на научных конференциях, симпозиумах и иных мероприятиях. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные и апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения, рекомендации и иные моменты.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. В процессе селекции фактов из литературных и интернет-источ-ников необходимо подходить к ним критически.

Особая форма фактического материала – цитаты, которые органически вплетаются в текст рефератов, курсовых работ, ВКР и НКР, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль авторов первоисточников для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.

Наряду с прямым цитированием прибегают и к пересказу текста первоисточника. В этих случаях не исключена вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа следует тщательно сверять с первоисточником. Особенно это важно для аспирантов при написании НКР.

Важным является отбор цифрового (статистического) материала для анализа. В зависимости от объекта исследования (экономика, менеджмент, право и пр.) это могут быть данные международной и государственной статистики РФ, материалы министерств, ведомств и иных государственных органов, общественных организаций, бухгалтерская и финансовая отчётность организаций и пр.

После изучения источников и практических материалов, консультаций с научным руководителем и практическими работниками план работы может быть скорректирован с учётом интересов организации, на примере которой проводится исследование. Научный руководитель совместно со студентом составляют окончательный план (содержание) работы, которым студент руководствуется в процессе её выполнения.

 

1.4 Требования к содержанию научной работы

 

Содержание научной работы зависит от её типа.

Состав и структура ВКР и НКР должны включать:

· титульный лист;

· содержание (план работы);

· реферат;

· введение;

· основная часть работы;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости).

Отчёты по практике, курсовые и НКР оформляются без реферата.

Титульный лист – это первая страница работы. Образцы оформления для курсовой работы дан в приложении Г, ВКР для студентов программ бакалавриата и специалитета – в приложении Д, магистерской диссертации – в приложении Е, отчёта по практике – в приложении Ж, для НКР – не приводится. Титульный лист ВКР подписывается студентом, руководителем и нормоконтролёром. Другие подписи по тексту работы не допускаются.

В разделе «Содержание»ВКР и НКР приводятся все заголовки научной работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки должны точно повторять заголовки в тексте научной работы. Указанные элементы применяются и для курсовых работ (приложение И).

Рекомендуем текст содержания оформлять в виде «невидимой» таблицы. Делаем таблицу из 2 граф. Вторая (справа) – небольшая для страниц. Последнее слово заголовка соединяют отточием с номером страницы (отточие – ……). Потом делаем линии таблицы невидимыми: выделяем таблицу (нажата левая кнопка мыши). Затем на верхней строчке панели быстрого доступа находим «Конструктор». В нём есть «Границы», выбираем «Нет границы». Выполненное подобным образом содержание будет выглядеть весьма эстетичным.

Реферат ВКР должен содержать:

1. Название, сведения об объёме ВКР, числе разделов, количестве рисунков, таблиц, приложений, использованных источников.

2. Перечень ключевых слов, который должен включать 510 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют её содержание; ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются ПРОПИСНЫМИ буквами в строку через запятые.

3. Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы, метод или методологию проведения работы –при необходимости, основные результаты работы, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов ВКР, область применения, экономическую эффективность или значимость работы.

Рекомендуемый размер реферата –1 стр. Допускается применять междустрочное расстояние текста реферата менее чем 1,5 интервала, но не менее чем 1,2 (в нашем примере – приложение К – он установлен 1,29).

Название, сведения об объёме работы, числе разделов, количестве рисунков, таблиц, приложений, использованных источников для курсовой работы приводятся во Введении.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы.

Освещение актуальности должно быть немногословным. В пределах одной страницы следует показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы.

От доказательства актуальности выбранной темы следует перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в работе в соответствии с целью. Это обычно делается в форме перечисления («выявить» …, «установить» …, «определить» … «рассчитать» …, «проанализировать» … и т.п.).

Формулировка этих задач требует, особенно для НКР, тщательности, ибо описание их решения составит затем содержание разделов (план) работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов рождаются именно из формулировок задач исследования.

Затем даётся краткая характеристика объекта исследования, перечисляются научные работы, которые легли в основу данного типа исследования, и используемые методы исследования.

Методы исследования – инструмент получения фактического материала, являются важным условием достижения поставленной в работе цели.

Для магистерских работ и НКР в качестве обязательных элементов дополнительно формулируется предмет исследования, показываются степень апробации, научная новизна и полученные научные результаты. Здесь также в обязательном порядке раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. Показывается число авторских публикаций.

Общий объём введения должен составлять: для курсовой работы – 12; для выпускных квалификационных работ – 23; для магистерской диссертации – 45, для НКР – 8 – 9 страниц.

Основная часть научной работы студента и аспиранта, как правило, включает в себя: 1) теоретический; 2) аналитический; 3) рекомендательный разделы.

В теоретическом разделе по результатам изучения литературных и иных источников излагаются научные основы изучаемого предмета. Студент и аспирант должны показать знание теории, относящейся к данной проблеме, и увязать исследуемую проблематику своей работы с общетеоретическими положениями, дополняя и развивая их на основе проделанного исследования.

Основное внимание следует уделить критической оценке имеющихся экспериментальных данных и теоретических представлений (воззрений) по теме работы.

В тех случаях, когда литературных и иных источников, касающихся изучаемого вопроса, нет или её мало, следует использовать общую литературу и литературу по аналогичному вопросу, относящуюся к другим предметам исследования.

В данном разделе целесообразно использовать статистику в динамике по России, а также, если необходимо, по зарубежным странам.

В аналитическом разделе проводится анализ исследуемой проблемы с использованием выбранных методов. Методы исследований должны излагаться кратко, в случае использования обычных стандартных методов даётся лишь ссылка на соответствующий нормативный документ или литературный источник. Анализ, как правило, проводится за 35 и более лет (периодов) и обязательно охватывает современный период.

Для экономических расчётов целесообразно использовать различные компьютерные программы: MS Excel, Project Expert, Project Risk, Mat Lab и др.

На основании анализа выявляются тенденции и закономерности, проблемы и факторы, их определившие.

В рекомендательном разделе ВКР и НКР разрабатываются варианты эффективных экономических, управленческих и правовых решений, даются прогнозы, определяются перспективные направления развития исследуемого объекта. Рекомендации (выводы) автора должны быть чёткими и недвусмысленными.

С учётом содержания конкретной специальности может применяться иная структура разделов ВКР и НКР, что оговаривается в соответствующих методических рекомендациях выпускающих кафедр.

Заключение предполагает обобщённую итоговую оценку выполненной работы. При этом должно быть указано, в чём состоит её главный смысл, какие важные результаты получены, какие возникают новые задачи.

В Заключении могут быть отражены и практические рекомендации, что повышает ценность теоретических изысков.

В целом Заключение демонстрирует решение обозначенных во Введении задач ВКР и достижение поставленной цели.

Общий объём Заключения должен составлять: для курсовой работы – 1 – 2; для ВКР студентов программ бакалавриата и специалитета – 35; для магистерской диссертации – 46; для НКР – 810 страниц.

Список использованных источников содержит перечень библиографических и интернет-источников (законов, нормативных документов, монографий, учебников и учебных пособий, статей и т.п.), используемых при выполнении научных работ (приложение Л). Список – один из наиболее трудоёмких разделов работы. Поэтому нами приводится самой простой вариант списка, который исходит из ГОСТ Р 7.0.5–2008. Пункт 4.5.2 этого стандарта гласит: «Краткую ссылку, предназначенную только для поиска документа – объекта ссылки, составляют на основе принципа лаконизма …». Руководитель научной работы может выборочно проверить правильность ссылок на использованные источники.

Допускается уменьшение межстрочного расстояния для этого раздела до 1,3 строки. Напомним, этот параметр для основного текста – 1,5.

Приложения содержат рисунки, таблицы, формы документации, фотографии, алгоритмы и программы проведения расчётов, которые по размерам или содержанию нецелесообразно размещать непосредственно в тексте работы. На приложения обязательны ссылки по тексту работы, приводимые в тексте в квадратных скобках ([12] или [25, с. 45]. Варианты оформления приложений приведены в приложениях М, Н и П.

Объём ВКР, включая приложения, должен составлять для программ бакалавриата 5070, специалитета 80100, магистратуры – 130150, НКР – не более 200. Для курсовой работы определён объём 3035 страниц.

 

1.5 Получение отзыва и рецензии на работу

 

Оформленная ВКР предоставляется на проверку научному руководителю, а затем на рецензию стороннему специалисту.

Научный руководитель даёт отзыв на работу, где отражает степень самостоятельности выполнения работы, глубину, полноту и достоверность аналитических выводов, степень обоснованности и практической значимости предложений автора и другие моменты. Форма отзыва на ВКР бакалавранта и специалиста дана в приложении Р.

Научный руководитель магистранта делает отзыв, показывая как теоретический вклад автора в решение заявленной проблемы, так и элементы научной новизны (приложение С).

На лучшие ВКР научный руководитель может составить справку о научной и практической значимости. Передача справок в ГЭК должна носить обоснованный и не массовый характер. Её форма дана в приложении Т.

Справка подшивается в ВКР после отзыва руководителя. Она не включаются в общую нумерацию работы.

Далее работа направляется на внешнюю рецензию. Форма направления ВКР на рецензию приведена в приложении У.

Рецензент на основе изучения теоретических положений, аналитических выводов и рекомендаций (авторских предложений) передаёт в ГЭК развёрнутую рецензию на выполненную научную работу (выпускная квалификационная работа бакалавра, специалиста, ВКР в форме магистерской диссертации).

Форма рецензии на ВКР бакалавранта и специалиста приведена в приложении Ф, на магистерскую диссертацию – в приложении Х. Рецензию можно оформлять и в рукописном, и в машинописном виде.

Подшивать документы в ВКР необходимо в следующем порядке:

1. Титульный лист.

2. Задание по подготовке ВКР.

3. Отзыв руководителя.

4. Справка о научной и практической значимости (при наличии).

5. Рецензия сторонней организации (специалиста).

6. Реферат.

7. Содержание.

Листы документов по пунктам 1–7 (см. выше) не нумеруются. Нумерация начинается с Введения (номер страницы 5, внизу посредине).

2 Требования к оформлению научных работ

 

.2.1 Общие требования

 

Требования, изложенные в данном разделе учебно-методического пособия, обязательны к применению и студентами, и аспирантами, то есть независимо от типа выполняемых научных работ.

Текст научной работы следует оформлять на одной стороне листа белой бумаги формата A4 по ГОСТ 9327 (210 х297 мм).

Основной текст верстается на компьютере через полтора межстрочных интервала с применением шрифта типа «Times New Romаn», кегль 14 pt. Кегль – это размер шрифта. При этом значок —символ конца абзаца —будет равен этому размеру. Для внутренних заголовков и текстовой части таблиц и рисунков могут применяться иные размеры кегля.

Следует соблюдать следующие размеры полей: левое (там, где переплёт) – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 12,5 мм –установка по умолчанию в «Microsoft Word».

Опечатки, описки, неточности, обнаруженные в процессе оформления научной работы, разрешается исправлять наклеиванием, подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на то же место исправленного текста.

Структурные элементы научной работы РЕФЕРАТ, Введение, 3аключение, Список использованных источников располагаются без абзаца, в середине строки без точки в конце, без подчёркивания. Их следует писать ПРОПИСНЫМИ буквами.

Размер кегля для вышеуказанных заголовков – 16 pt. После заголовка следует делать пробел междустрочным интервалом равным 1,5 (кегль прежний – 14).

Текст основной части научной работы делят на разделы (1, 2, 3 и т.д.) и подразделы (1.2, 1.3, 3.2 и т.д.). В конце номера подраздела точка не ставится. При выполнении студентами рефератов, курсовых работ, ВКР и НКР делить текст на пункты (1.2.3, 3.2.1 и т.д.) и подпункты (1.2.3.1, 3.2.1.4, 3.3.1.4 и т.д.) не рекомендуется.

Каждый раздел работы следует начинать с нового листа. Заголовки разделов и подразделов следует писать с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной), перенос текста не допускается. Заголовки разделов имеют размер кегля 16 pt. Если разделы имеют две строки и более, то междустрочное расстояние равно 1,2.

Заголовки подразделов также печатают строчными буквами (кроме первой прописной). Размер кегля – 14 pt. Применять полужирный шрифт, подчёркивать и переносить слова в заголовках не допускается. Точку в конце заголовков не ставят. Можно делать заголовок из двух предложений, которые разделяют точкой. Заголовки разделов, отделяют от последующего текста интервалом, равным 1,5 межстрочного интервала, кегль – 14 pt, подразделов – 1,5 и 14 соответственно. Если подразделы имеют две строки и более, то междустрочное равно 1,2.

В работах следует использовать сокращения русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12–93; для иностранных европейских языков – по ГОСТ 7.11–2004 (ИСО 832:1994).

Полное наименование темы на титульном листе и при первом её упоминании в тексте должно быть одинаковым с её наименованием в задании на выполнение работы и приказе на утверждение темы.

В тексте научной работы не допускается применение математических операторов ( =), а также знаков №, % без цифр. Употребление последнего знака – частая ошибка. Поэтому вместо: «Как видим, % выбраковки скота увеличился», следует писать «Как видим, процентвыбраковки скота увеличился».

Автоперенос обязателен: ширина зоны переноса равна 0,25 см.

 

а2.2 Нумерация страниц

 

Страницы научных работ нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, включая приложения.

Титульный лист, задание (для ВКР), реферат, содержание включаются в общую нумерацию, но номер на этих страницах не ставится. (Советуем для упрощения работы эти реквизиты оформлять отдельным файлом). На всех других страницах, начиная с ВВЕДЕНИЯ (стр. 5), номер проставляется в центре нижней части листа арабскими цифрами без точек, дефисов, тире и иных знаков.

Поскольку отзывы научного руководителя и рецензента подшиваются в ВКР после брошюрования, то они, как мы отметили выше, не включаются в общую нумерацию. Отзывы на реферат и курсовую работу составляются от руки на оборотной стороне титульного листа или вклеиваются сразу после титульного листа, если они делаются на отдельном листе формата А4 в компьютерном исполнении или от руки.

 

2.3 Иллюстрации

Иллюстрации (схемы, графики, диаграммы, компьютерные распечатки, фотографии и т.д.), расположенные на отдельных страницах работы, включаются в общую нумерацию. Все они обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Например, «Рисунок 5 –Доля розничного товарооборота». Если в работе лишь одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок 1 –Доля оптового рынка».

Иллюстрации следует размещать по тексту работы после первой ссылки на них с тем расчётом, чтобы они располагались, как правило, на одной странице текста. Иллюстрации не переносятся (не разрываются). Иллюстрации на листах формата А3 размещаются в приложении.

Фотографии размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы А 4 белой бумаги.

ГОСТ 7.32–2001, применяемый при оформлении научных работ (п. 6.5.1), разрешает цветные иллюстрации. Особенно это касается цветных иллюстраций в многосекторных и многолинейных диаграммах.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы. Если иллюстрация требует поворота, то она размещается в приложении.

Иллюстрации должны иметь название. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст).

Номер и наименование иллюстрации помещают под ней посредине без абзацного отступа строчными буквами (первая – прописная), без точки в конце последн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...