Теоретические основы проблемы поддержки детей из неполных семей
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Сущность понятий "социально-педагогическая поддержка" и "неполная семья"
В нынешнем столетии социальные достижения и катастрофы, с одной стороны, а с другой, появление новых философских и психологических взглядов на человека, его предназначения и возможности постепенно привели ктому, что в социальной педагогике появилось понятие «социально-педагогическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Рассматривая понятие «социально-педагогическая поддержка» необходимо выделить несколько подходов в определении сущности данного термина. Для этого нужно рассмотреть социальный, психологический и педагогический аспекты данного направления исследования. Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Во-первых, существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства (продовольственная помощь), Детское бюро (программа по защите прав и интересов детей), Служба защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной помощи). Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб. В целом эта система полностью децентрализована и функционирует через разного рода социальные программы, регламентируемые или федеральным законодательством, или законодательством штата, или совместными органами управления. Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой степенью участия государства, большим охватом населения различными социальными услугами и видами помощи. Общим для этих стран является то, что эти системы складывались эволюционным путем, их развитие на каждом этапе направлялось реальными потребностями общества. [32, с. 146]
В России история социальных служб помощи уходит корнями в историю милосердия и благотворительности, ведущую роль в которых на протяжении многих веков играла церковь. По мере укрепления государства стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления в развитии общественного призрения (социальной помощи). Первое направление - расширение частной благотворительности, в укреплении положительного, одобрительного общественного мнения по отношению к проявлениям милосердия. Второе - совершенствование форм и рост масштабов государственного общественного призрения при сохранении приоритета церкви в вопросах благотворительной деятельности. В целом социальная помощь носила характер гуманного, щадящего, благожелательного отношения к людям, нуждающихся в помощи. В советский период социальная помощь в нашей стране понималась достаточно узко - как социальная защита и социальное обеспечение определенных категорий граждан. Так, граждане, в том числе дети, которые не относились к установленным категориям (дети-инвалиды, дети-сироты, дети одиноких матерей и т.д.) никакими видами социальной помощи не обеспечивались, поскольку считалось, что они в ней не нуждаются. [32, с. 16] В современной России система социальной помощи и поддержки предусматривает более широкое понимание данной проблемы, которая включает в себя защиту прав и интересов наиболее незащищенных категорий населения и обеспечивается государственной политикой. В этой связи особый интерес представляет применение таких понятий, как «социальная поддержка» и «социально-педагогическая поддержка» в российском законодательстве. Базисным положением для анализа нормативно-правовых основ социально-педагогической поддержки семей, имеющих детей, является признание этого феномена элементом государственной семейной политики как части политики социальной.
Анализ нормативных правовых актов конца XX - начала XXI вв. позволил выделить три этапа в развитии отечественного законодательства, направленного на решение проблем семьи и детей, хотя их границы, да и само выделение этапов, весьма условны. Первый этап (1991-1995/96 гг.) - этап формирования в условиях переходной экономики новых подходов к проведению политики в сфере жизнедеятельности семьи, социальной поддержки материнства и детства. В нормативно-правовых актах, принятых в этот период, был сделан акцент на признание приоритета семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, необходимость формирования соответствующего образа жизни семьи с целью создания оптимальных условий для воспитания и социализации подрастающего поколения. Второй этап (1995/96 - 2001/02 гг.) - этап выработки конкретных направлений социальной политики в отношении отдельных групп населения и категорий семей с детьми. Для данного этапа развития нормативной правовой базы социальной политики в интересах семей с детьми характерна стратегия отказа от патерналистской позиции государства в отношении всех семей и утверждения принципа адресной поддержки наиболее социально уязвимых категорий семей с детьми. Третий этап (2001/02 - 2006/07 гг.) - этап реформирования отечественного законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при поддержке семьи и детей. Таким образом, анализ нормативно-правовых документов показал, что они ориентированы преимущественно на реализацию мер социальной поддержки семей с детьми в прямых их формах: материальные выплаты и различные преференции. [44, с. 26] Психологическим аспектом социально-педагогической поддержки является широкий круг проблем, связанных с особенностями психического развития человека в период его социализации и нарушениями развития. Способы деятельности, предназначенные для оказания помощи человеку и поддержки его в трудный для него период жизни, составляют основу социально-педагогической поддержки. В 50-е годы XX в. появились многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической практике, которые привели к появлению специфической области человеческой деятельности - наставничества, психологического вспомоществования, консультирования.
Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематики позволяет выделить главные направления оказания психологической помощи. Проблема психического развития ребенка. . Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, избегании эмоциональных травм, осознаний неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностей и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д. . Личностные проблемы ребенка-подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознания своих неограниченных возможностей в семье. . Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повтор ном браке, приемным семьям, матерям-одиночкам. . Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др. . Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска. Таким образом, психологическая помощь и поддержка детей предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построения процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности. [32, с. 46]
Научная идея и научное понятие педагогической поддержки как педагогической помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением, были сформулированы в 1995 году Олегом Семеновичем Газманом. Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многозначно. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Мы пользуемся этим термином в контексте деятельности различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей и подростков, осуществляемой, в первую очередь, социальным педагогом. Поэтому целесообразно говорить о «социально-педагогической поддержке» детей как об относительно самостоятельной проблеме, требующей своего теоретического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике социально-педагогической защиты детей. [25, с. 58] Социально-педагогическая поддержка становится особенно актуальной тогда, когда взаимодействие макро- и микросистем носит характер конфликта. Ребенок в проблемной ситуации становится необычайно чувствителен к внешним воздействиям и как следствие - чрезвычайно уязвим. Проблема - это эмоциональный шок и деятельностный тупик: переживаний много, а выхода нет. Часто ребенок, как утопающий за соломинку, хватается за первое же решение, которое сулит ему облегчение, избавление от проблемы, но эта поспешность может породить еще большие проблемы. Создать условия для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика, но при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный минимум, на который социально-педагогическая поддержка рассчитана. [26 с. 31] Социально-педагогическая поддержка направлена на главное - социализацию личности ребенка. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе. Таким образом, социально-педагогическая поддержка- это социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Исходный социальный стимул для осуществления школой педагогической поддержки, как считал О.С. Газман, является: трудное экономическое положение семьи и низкий культурно-педагогический уровень родителей, не проявляющих должного внимания к воспитанию детей. Специальное исследование запросов родителей и учащихся на педагогическую поддержку выявило следующие приоритеты: помощь детям в решении конфликтов с учителями, друзьями, родителями; поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями; помощь в усвоении учебных программ; помощь в организации досуга, развивающего индивидуальные творческие способности ребенка. Исходя из основных направлений социально-педагогической поддержки, мы определили цель социально-педагогической поддержки- это устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка. А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности. Предметом деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей, нуждающихся в социальной защите и помощи, выступает процесс совместного с ребёнком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достичь результатов. Термин «препятствие» рассматривается на данном этапе как обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемное. Препятствие-то, что отдаляет или отделяет личность (учащегося) от достижения желаемого результата. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте или в окружающей социальной среде или в материальных или иных условиях. Таким образом, препятствия могут дифференцироваться на: • субъективные (личностные) «Я - препятствия»; • социальные (средовые) «ОНИ - препятствия»; • материальные. «Я - препятствия». По уровню сложности преодоление препятствий их можно разделить на три группы: . Препятствие - отсутствие ориентировки; . Препятствие - трудность; . Препятствие проблема. Отсутствие ориентации как препятствие мы связываем, главным образом, с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог сориентироваться, то есть определить свое местоположение в пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения, опасностях для жизни; определить оптимальное направление своей активности. Отсюда в системе поддержки ориентировать - означает: отвечать на вопросы, давать необходимую информацию, и, тем самым, помогать в дальнейшем самодвижении. «Я - препятствия» обычно лежат в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой компонентах структуры личности. Препятствие - трудность:некоторая сложность в деятельности, в отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации. Препятствие-проблема- есть переживаемая недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата; и эту недостаточность нельзя устранить имеющимся у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов или отказаться от в принципе не решаемых задач. Социальные препятствия («ОНИ - препятствия»). Источником этого вида препятствий выступает социальная среда - школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношения к детям; друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населённого пункта и др. Материальные препятствия могут лежать в сфере образовательного процесса (недостаток учебников пособий, помещений, оборудования в школе), или связанные с материальным положением семьи. Предпринятая дифференциация препятствий не исключает другие подходы. Продуктивным, на наш взгляд, может оказаться исследование препятствий, сопутствующих процессам самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, что потребует специального внимания к неизбежным трудностям самопознания. Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно социально-педагогической поддержки. Это предполагает наличие медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки и иных их форм постольку, поскольку школа в лице социального педагога, как первого контактного для ученика и его родителей профессионала, удерживающего целостность ребёнка, берёт на себя интегрирующую функцию. [9, с. 18] Основными принципами обеспечения социально-педагогической поддержки могут служить следующие: Согласие ребёнка на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности; совместимость, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Эти принципы разработаны О.С. Газманом. Их смысловое содержание было прослежено при проектировании индивидуальной деятельности основных субъектов социально-педагогической поддержки - классных воспитателей, кураторов, социальных педагогов. С позиции изложенных выше теоретических положений о социально-педагогической поддержке детей мы подходим к деятельностному подходу в осуществлении данной помощи, проводимой социальным педагогом. [1, с. 67] Таким образом, система социально-педагогической поддержки направлена на устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка и поддержание его в трудной жизненной ситуации. Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865). В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям. Инфантицидный - детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.). Бросающий - ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV-XVII вв.). Амбивалентный - дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV-XVII вв.). Навязчивый - ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.). Социализирующий - усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них - объект воспитания и обучения (XIX - начало XX в.). Помогающий - родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. - настоящее время). В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества. Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж. Пиаже, З. Фрейда и их последователей). Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|