Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опытно-поисковая работа по реализации программы социально-педагогической поддержке с неполными семьями




 

Проблемы неполных семей

 

Семья! Именно она наполняет всю нашу жизнь теплом, дает веру, надежду и опору в трудные минуты. Семейный уклад и семейные традиции с давних времен считались неприкосновенными, передавались из поколения в поколение, чтобы не прервалась цепочка жизни, чтобы дети, рождавшиеся в семье, знали свои корни. Но как сложится жизнь ребёнка, не знает никто. А между тем его судьба, личностные качества, которые дают ему возможность в дальнейшем взаимодействовать с окружающим миром, закладываются уже в младенчестве и, проявляясь в дальнейшей жизни, помогут создать полноценную семью. Здоровье семьи - основа социального здоровья общества.

Состояние семейных взаимоотношений в обществе на сегодняшний день во многом нестабильное, а важнейшим показателем является увеличение из года в год числа «неполноценных семей».

Как видим, система семейных взаимоотношений далека от идеальной, и мы все более привыкаем к этому сочетанию слов: «неполноценная семья», что заставляет задуматься о «здоровье» общества.

Неполные семьи существовали на всех этапах развития человечества. Среди наиболее известных причин появления неполных семей была смерть одного из родителей. Это всегда вызывало сочувствие. Расторжение же брака или рождение внебрачного ребёнка практически всегда осуждалось общественным мнением. Но с течением времени мы стали относиться к неполным семьям более терпимо, как к неотъемлемой части жизни, так как эта проблема затронула большинство семей. Более того, современность добавила новые, если так можно выразиться, виды неполных семей.

Например, институт «гражданского брака», при котором супруги практически не связаны формальными отношениями. Если зачастую «муж» не был зарегистрирован отцом ребёнка, то юридически такие семьи относят к числу неполных. Или более «экзотический» вид неполной семьи, когда пары одного пола, воспитывают своих, или приемных детей. Соответственно, обозначения неполных семей стало другим. Среди них наиболее распространены следующие: «материнская семья», «семья, возглавляемая женщиной», «семья одинокой матери», «особая», «нетипичная». Таким образом, к неполным семьям всегда относились неоднозначно и единого мнения по данной проблеме еще не выработалось.

Во все времена общество ожидало от семей выполнения своих непосредственных функций, основными из которых были и остаются - репродуктивная и воспитательная. Специалисты так и определяют семью, как «сложный социальный институт, содержащий свою многогранную систему отношений и представляющий особый мир взрослых и детей, где постоянно присутствует процесс воспитания».

Действительно, воспитать личность, социально адаптированную к изменяющимся условиям современной жизни, возможно только в полноценной семье, так как именно отношения родителей между собой и с окружающим миром закладывают фундамент ее развития. Прежде всего, в ней задается модель межполовых отношений, и проигрываются мужские и женские социальные роли. Изменение состава семьи, связанного со смертью одного из родителей, предразводной ситуацией и разводом, служит признаком ее «дисфункциональности». Специалисты по семейному воспитанию все более единодушно приходят к мнению, что попытки единственного родителя неполной семьи совмещать обе родительские функции, заполнить собой «функциональные пустоты» семьи чаще всего не дает нужного результата, если нет систематической помощи со стороны родственников и общественности. [25, с. 36]

Неоднозначное отношение в общественном мнении к проблемам неполной семьи рождает различные оценки этого явления. Одни, панически предполагающие, что данная проблема приобретает вид всемирной «эпидемии» и наподдается «лечению», традиционные семейные отношения в современном обществе терпят крах, и семейные традиции требуют полного пересмотра. Другие неоправданно оптимистически, утверждающие, что даже в неполной семье можно воспитать полноценную личность, так как в такой семье отсутствуют конфликтующие стороны.

Анализ известной нам научной литературы свидетельствует о том, что системного изучения последствий развития детей в неполной семье не проводились. Но в трудах отечественных и зарубежных ученых А. Бодалева, В. Столина, А. Колмакова и др. автор курсовой работы находит косвенные доказательства деструктивного влияния неполной семьи на личностный рост ребёнка. Они отмечают, что у детей могут развиться такие негативные отклонения в развитии личности, как психическая депривация, нарушение социальной адаптации эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям. У мальчиков может не сложиться представление о своих собственных гетеросексуальных влечениях. У девочек собственная половая идентификация может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Возникают различного рода зависимость препятствующие нормальному развитию личности. Специалисты по суицидальному поведению указывают, что значимым фактором, приводящим к самоубийствам, является воспитание в неполной семье. Детям, воспитывающимся в неполных семьях, также трудно в будущем создать полноценную семью. [14, с. 35] Но это только косвенные данные.

Я так же полагаю, что члены неполной семьи переживают сильный стресс, вызываемый различными внутренними и внешними факторами. Это предположение подтверждается, если обратиться к известной шкале Рахе и Холмса, в которой такие стрессогенные ситуации, как смерть супруга, смерть ребёнка, развод, расположены в начале шкалы и являются самыми разрушительными по силе воздействия на психику человека. Опыт работы также показывает, что подобная стрессовая ситуация возникает и тогда, когда женщина осознанно рождает ребёнка вне брака, но в силу различных обстоятельств не может или не хочет создать полную семью.

Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней «кризисную ситуацию», с серьезными нарушениями, как в микро -, так и в макросоциуме. Состояние дезадаптированности, в первую очередь, выражается в неспособности личности осознать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации, не в состоянии удовлетворительно отвечать тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляет к ней социальная среда и собственная социальная роль. Одним из признаков социальной дезадаптации является переживание личности длительных внешних и внутренних конфликтов.

В сложившейся ситуации необходима квалифицированная помощь специалиста по выводу членов семьи из стресса. Речь в данном случае идет не просто об оказании разовой помощи, а именно об организации социального и психологического сопровождения такой семье. В научной литературе и в реальном опыте предлагается такая форма реабилитации такой семьи, как социальный патронаж, то есть форма длительно и стабильного контакта с семьей. [26, с. 36] При появлении неполной семьи, в отличие от полной, в ней образуются так называемые «функциональные пустоты», которые требуют заполнения. Неполные семьи в своей массе - «материнские», и в некоторых ситуациях данную пустоту компенсируют другие мужчины семьи (дедушки, дяди). Но в большинстве случаев «функциональную пустоту» не удается компенсировать, потому что, с одной стороны нет глубокого понимания родственниками всех проблем и, с другой, нет методически правильно организованной сети социального взаимодействия для поддержки таких семей. И вот в этом случае помощь должна приходить от профессионалов, социальных работников, владеющих как знаниями нормативно-правовых актов социальной защиты такой семьи, так и знаниями «глубинной» психологии личность, причин возникновения деструктивных взаимоотношений в семье. [13, с. 35]

В целях выявления наиболее значимых проблем неполных семей, в рамках курсовой работы было проведено анкетирование родителей из неполных семей и проведена обработка ответов. Всего принимало участие в опросе 20 неполных семей из Витебского района.

Результаты оказались следующими:

 

Рис. 2.1. Основные проблемы неполных семей

 

По результатам анкеты выяснилось, что наиболее значимой проблемой для неполных семей (рис. 2.1), участвующих в опросе являются материальные проблемы. На втором месте по значимости - правовые проблемы. Респонденты отметили, что сталкиваются с трудностями именно с получением правильной и достоверной информации о правах, льготах, предоставляемых неполным семьям. 15% анкетируемых отметили, что сталкиваются с рядом психологических проблем.

На вопрос посещаете ли вы клубы, тренинги, связанные с работой с неполными семьями, 100% респондентов ответили отрицательно.

На вопрос о влиянии воспитания в неполной семье отпечаток на ребенка, 85% респондентов ответили положительно. Среди проблем, с которым сталкивается ребенок в неполной семье, родитель ответили, что часто не хватает ребенку «мужской руки», «мужского слова» (в семьях, где отсутствует отец), проблемы со сверстниками (дети младшего возраста) и т.п.

 

Рис. 2.2. Отличие воспитания ребенка в неполной семье

 

% респондентов отметили, что ребенок видится со вторым родителем. 86% отметили, что получают помощь от второго родителя, в основном это алименты. Только 7% отметили, что получают от второго родителя дополнительную помощь детям, кроме обязательных выплат.

Общий разговор-беседа с представителями неполных семей показали, что неполные семьи нуждаются в помощи государства, социальной, информационно-правовой, материальной. Особенно необходима семьям психологическая поддержка, общение, беседы.

Анкетирование и беседа позволили разработать план мероприятий для социального педагога по работе с неполными семьями.

Цель программы - повышение уровня социальной защищенности детей из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, улучшение условий воспитания детей в этих семьях.

 

Технико-экономическое обоснование Программы - решение проблем неполных семей должно начинаться с целенаправленной работы социального педагога школы, основанной на тесном взаимодействии школы и родителей, и обеспечивающей повышение уровня социальной защищенности неполных семей и улучшение условий воспитания детей в этих семьях. Необходима активизация деятельности школы по предупреждению образования неполных семей, оказание психологической и информационной помощи неполным семьям в воспитании детей, реализация мероприятий по социально-психологической поддержке одиноких родителей и их детей

 

1. В целях оптимизации работы с детьми и родителями неполных семей первоначально социальным педагогом должен быть собран информационный банк данных о неполных семьях, воспитывающих детей, учащихся в данной школе.

2. Осуществление мониторинга основных социально-экономических показателей положения неполных семей в районе, в котором находится школа.

.   Можно предложить организацию тематической встречи (общешкольного родительского собрания или периодически в каждом классе на родительском собрании) по вопросам социальной поддержки неполных семей.

.   Организация работы факультативных / разовых занятий для старшеклассников «Семья будущего». Социальный педагог может провести беседу во время классного часа.

.   Разработка и внедрение примерных рекомендаций для ведения факультатива по теме «Подготовка к семейной жизни» для старшеклассников.

.   Проведение лекций, бесед, консультаций, кинолекториев по вопросам планирования семьи, укрепления авторитета семьи, адаптированных для среднего и старшего звеньев.

.   Разработка и реализация плана мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся.

.   Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному дню семьи с приглашением родителей и детей.

.   Формирование организационно-методической базы работы с одинокими родителями по воспитанию детей.

.   Реализация программ, направленных на социально-психологическую поддержку одиноких родителей

.   Разработка методик адресного социального патроната неполных семей

.   Организация работы психологической службы по направлениям:

консультирование неполных семей;

подготовка к изданию информационного бюллетеня.

. Организация бесплатного посещения школьниками из малообеспеченных неполных семей культурно-досуговых мероприятий, проводимых в учреждениях культуры

Задачи:

повышение социальной компетенции неполных семей;

изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;

формирование социальных навыков;

оказание социальных услуг неполным семьям;

активизация эффективности социально ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых, гражданских отношений;

формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции;

обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;

оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психореабилитационного пространства для неполных семей.

Основные функции программы заключаются в следующем:

1.    Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.

2. Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы, дающие возможность научно обоснованного планирования, создания и апробации современных социальных проектов.

.   Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных семей, осуществлении социальной помощи и поддержке.

.   Социально-профилактическая функция, которая заключается в социальном оздоровлении неполной семьи, в современном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.

.   Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.

Работа программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.

.   Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.

.   Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует решение проблем путем преодоления профессиональных ограничений.

Можно отметить, что грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить множество задач.

Укрепление семьи - острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан.

Основные методы, которыми пользуется в своей работе современный социолог, такие, как тестирование, анализ, наблюдение, консультирование, психодиагностика, опрос, анкетирование, сделают его работу наиболее продуктивной.

Чтобы оказывать настоящую помощь семье, а точнее, чтобы осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием, нужно глубоко и всесторонне знать каждую неполную семью. Но чтобы выдвинуть задачу изучения и помощи для семьи, надо вооружиться программой. Рекомендуется собрать следующие сведения:

1. Общие сведения: состав семьи, места работы взрослых, профессии, материальная обеспеченность, жилищные условия.

2. Культурный уровень: образование членов семьи, наличие библиотеки подписка, читательские и прочие культурные интересы, семейные традиции и праздники.

. Воспитательные возможности: характеристика взаимоотношений между членами семьи, отношение родителя, бабушек, дедушек к детям и детей ко взрослым, степень родительского авторитета в семье; гражданское лицо родителя, его авторитет на работе, осведомленность детей о профессии родителя; какие методы и приемы воспитания применяет; меры поощрения и наказания; существует ли единство требований и действий взрослых; есть ли у детей семейные обязанности; есть ли в семье вредные влияния на детей, от кого они исходят; как семья выполняет требования школы, как участвует в жизни класса, каков режим семьи.

. Внесемейные влияния на детей и отношение к ним родителя: товарищи, двор, улица, соседи, знакомые родителей.

Социальный работник в одиночку не сможет сделать того, что можно сделать в союзе с родителем и учителями. Важным моментом в учебно-воспитательной работе с детьми из неполных семей является организация и проведение родительских собраний и классных часов.

Какие пути следует искать для повышения авторитетности и эффективности родительских собраний?

Во-первых, собрание должно проводиться по инициативе самих родителей, и именно они должны определять его содержание. Что волнует семью, то и обсуждает собрание. Руководить подготовкой и проведением его должен родительский комитет при активном содействии и детей. Не всегда нужны общеклассные собрания. Полезно собираться иногда отдельным группам родителей, например, только отцам или только матерям. Собрание бабушек может иметь свою интересную специфику.

Успех собрания, конечно же, зависит от его подготовки. Немалое значение имеет оформление собрания. Здесь каждая мелочь важна. Красиво написанный пригласительный билет, специально оформленная комната, стенгазета по теме собрания, подборка литературы, продажа книг, фильм или концерт детей - все это поможет сделать собрание событием неполной семьи.

Но собрание - не единственная возможность встречи родителей и социального педагога. В поисках менее официальных форм некоторые школы организуют родительские огоньки, вечера, просто посиделки, где ведется свободный, непринужденный разговор на волнующие всех темы.

Можно проводить встречи родителей на дому. Большую пользу принесут встречи родителей, дети которых дружат или входят в одни детские объединения. Таким родителям всегда найдется, о чем поговорить: об интересах и увлечениях, о влияниях и авторитетах, о режиме учения и отдыха. Семьям полезно договориться между собой о единстве требований, предъявляемых к ребятам.

Социальному педагогу не надо думать, что помощь нужна только детям из неполных семей - родителям такая работа ничуть не менее важна. И социальный педагог должен об этом помнить.

Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:

осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.

Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей - тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...