Интервью с директором департамента государственного регулирования В экономике минэкономразвития алексеем херсонцевым
Через два года исчезнут очереди при получении паспортов и других документов Такой "пакетный" принцип будет внедрен в ближайшее время в системе многофункциональных центров предоставления государственных услуг. До конца года ее сеть накроет всю страну. А значит, об очередях при получении 90 процентов госуслуг можно будет забыть. Даже при получении загранпаспорта. Об этом "РГ" рассказал директор департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Алексей Херсонцев. Алексей Игоревич, очереди в госучреждениях когда-нибудь исчезнут? Сейчас провести 5-6 часов в ожидании приема - норма, которой никого не удивишь. Алексей Херсонцев: Думаю, что 5-6 часов ожидания уже снова начали шокировать. Безусловно, по некоторым госуслугам есть серьезные проблемы, но в целом за последние 3-4 года среднее время ожидания в очереди существенно сократилось. За последний год оно уменьшилось еще на 10 минут, и теперь составляет 40 с небольшим минут. Это данные опроса 17 тысяч граждан на тему удовлетворенности качеством госуслуг, который ежегодно для нас проводит Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. И каждый третий опрошенный уже сейчас назвал время ожидания в очереди приемлемым. Хотя по-прежнему именно очереди люди чаще всего считают основной трудностью при получении госуслуг.
Центры госуслуг теперь обязаны работать по 10 часов в день и должны быть открыты в субботу или воскресенье Каким образом? Алексей Херсонцев: Прежде всего за счет развития в масштабе всей страны сети центров "Мои Документы", которые на бюрократическом языке называются многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
Да, бывают пики, когда и здесь нормативы не выдерживаются. В частности, по давней традиции люди склонны чаще приходить в понедельник и вторник, причем в первой половине дня. А что с паспортами? Алексей Херсонцев: По ним работа налажена еще не до конца. Мы только в экспериментальном режиме переводим выдачу их в МФЦ, и занимаются этим сотрудники Федеральной миграционной службы, а не МФЦ. В течение опять же одного-двух лет и это перестанет быть проблемой.
В МФЦ сейчас можно оформить далеко не все документы. Алексей Херсонцев: В этом отношении ситуация тоже стремительно меняется. Например, услуги Росреестра доступны уже почти в 90 процентах МФЦ. Сейчас мы проводим эксперимент, чтобы в центрах была полностью заведена регистрация рождения ребенка. Нам важно, чтобы в МФЦ были сосредоточены все услуги, связанные с рождением ребенка. А это примерно 30 услуг, часть из них обязательна, другая связана с мерами господдержки. Мы хотим, чтобы все эти услуги можно было получить за один раз, по одному заявлению. Это так называемый принцип жизненной ситуации, который внедряется в системе МФЦ. Поэтому недоступность услуг во многих случаях уже является историческим опытом. Поскольку каждый отдельный гражданин не так часто сам за ними обращается, он помнит, что было 3-5 лет назад. Но ситуация, повторюсь, меняется кардинально.
По каким еще направлениям будет введен пакетный принцип предоставления госуслуг? Среди них открытие своего дела, восстановление похищенных и потерянных документов, утрата близкого человека. Пакетный принцип позволяет свести взаимодействие с государством в этих случаях к двум посещениям МФЦ - для подачи заявления и получения документов. Понятно, что во многих регионах наиболее востребованными являются и какие-то особые пакеты услуг. Где-то, например, это получение порубочных билетов. Нам важно создать правовые условия для внедрения самого подхода к жизненной ситуации, который регионы могут гибко применять.
Очень многих не устраивает режим работы госучреждений. Приходится отпрашиваться с работы, чтобы туда попасть. Алексей Херсонцев: Дело в том, что в учреждениях ведомств, которые ведут прием граждан, работают госслужащие. Там есть установленная предельная численность сотрудников, и им трудно менять график или оперативно реагировать на возросший поток посетителей и проводить дополнительный набор персонала. Наша стратегия - там, где возможно, вообще отказаться от использования фронт-офисов самих ведомств. Ведь система МФЦ может более гибко адаптироваться к потребностям граждан, имея при этом единый для всей страны стандарт обслуживания. Задача заключается в том, чтобы фронт-офисы, или, по-старому, присутственные места, были клиентоориентированы. А значит, подходы должны быть такими же, как в любой сети, ориентированной на клиента. Растет поток посетителей - открываем дополнительные окна, увеличиваем емкость, расширяем часы приема.
Недавно в федеральный стандарт для МФЦ внесены изменения, по которым они теперь должны работать не менее 10 часов в день и, более того, должна иметься возможность, чтобы они работали до восьми вечера. Это важно, хотя и непривычно. Но только для крупных городов нужен такой график. Алексей Херсонцев: Теперь МФЦ должны работать минимум один выходной день, обычно это суббота. Москва приняла для себя решение, что МФЦ открыты семь дней в неделю. Это удобно, хотя люди, опять же, еще не успели к этому привыкнуть и немногие знают, что в воскресенье в МФЦ можно получить услугу безо всяких очередей. Правда, пока это не касается паспортов, поскольку, как я говорил, в МФЦ их выдают все еще специалисты ФМС в силу ряда технических ограничений. Возможно, во мне опять говорит опыт 3-летней давности, но сама обстановка присутственных мест зачастую производит удручающее впечатление. Нет ни стола, на котором можно написать заявление, ни стульев, на которых можно просидеть свои пять-шесть часов. На эти нюансы кто-нибудь обращает внимание? Алексей Херсонцев: Так получится, что весь наш разговор с вами сведется к рекламе МФЦ. То, о чем вы говорите, действительно было большой проблемой. Ситуация начала меняться с развертыванием сети МФЦ. Федеральный стандарт их организации ввел требования по площади зоны ожидания в зависимости от количества окон приема, предусмотрел зону администратора и ряд других параметров, которые делают атмосферу присутственного места более комфортной.
Это не просто смена вывески с МФЦ на "Мои Документы"? Алексей Херсонцев: Стандарт вводит более жесткие требования к внутренней среде центров госуслуг. Чтобы там была электронная очередь (кроме небольших населенных пунктов, где она просто не нужна), кондиционирование, туалеты, диваны, столы, стулья, - все это досконально расписано. И, конечно, чтобы центры были доступны для инвалидов.
Нам было важно сделать обновленные центры госуслуг таким образом, чтобы их обстановка заставляла сотрудников быть клиентоориентированными. Этого ведь сложно добиться в обшарпанном заведении. Там и у посетителей настрой другой. Когда весной 2014 года в Великом Новгороде был открыт первый офис "Мои Документы", результат превзошел все наши ожидания. Побывав в нем, я сам испытал культурный шок. Это совсем новый взгляд на отношения граждан и государства. Удержать результат сможете? Алексей Херсонцев: А вот это более сложная работа. Это как с ресторанами, еда в которых через несколько лет перестает быть такой же вкусной, как сразу после открытия. Трудность в том, что в отличие от внедрения стандартов обслуживания, например, в крупном банке, нам сложнее управлять внедрением новых подходов: федеральный центр не является владельцем сетей МФЦ, у каждой сети свой хозяин - регион. И около года потребовалось, чтобы убедить всех коллег, а теперь это 85 регионов, в необходимости новых стандартов. Я уверен, что в ближайшем будущем МФЦ ничем не будут уступать офисам обслуживания населения ведущих коммерческих организаций. Кстати, если вы придете в офис урегулирования убытков страховой компании, то можете спокойно провести там часа четыре. Объективно, по ряду параметров многие центры госуслуг уже сейчас превосходят коммерческий сектор.
Что означает логотип "Моих Документов"?
А как быть с проблемой корректной информации по госуслугам? Зачастую сведения на сайте о том, какие документы нужно принести, не учитывают всех возможных "развилок", ситуаций, с которыми люди сталкиваются. В итоге оказывается, что печать нужна была треугольная, а не круглая. И даже изучение форумов накануне не помогло.
Напомню, что с 2010 года в стране внедряется система межведомственного взаимодействия: если информация есть у самих органов власти, от вас уже не могут потребовать подтверждающих документов. Органы власти должны друг у друга запрашивать эти сведения, а не у вас. К примеру, при регистрации по месту жительства с человека нельзя требовать свидетельство о собственности на квартиру. Вам нужно, вы сами и требуйте у Росреестра. И мы будем развивать это направление, а также систему управления изменениями. Бывает и так, что МФЦ принял у гражданина документы, а орган власти потом посчитал, что они были приняты неправильно, и в госуслуге отказал. Но в целом взаимодействие МФЦ с ведомствами по обучению и повышению квалификации персонала идет лучше, и компетенции сотрудников, а это уже огромная армия универсальных специалистов, сейчас на высочайшем уровне. Конечно, люди склонны больше доверять мнению форумов, чем законам и административным регламентам... Их понять невозможно. Алексей Херсонцев: Да, это объемные документы, не все даже могут думать таким способом, каким написаны эти документы. Какой экономический эффект дает перевод госуслуг в МФЦ? Затраты на создание сети центров перекрывают экономию от ликвидации фронт-офисов ведомств? Алексей Херсонцев: Прежде всего это дает социальный эффект. И экономический в том смысле, что вы будете не три дня жизни тратить на получение справки, а 15 минут. В этом плане вы как экономически активный агент посвящаете себя каким-то более важным для экономики делам. К тому же большинство госуслуг - это на самом деле исполнение гражданами своих обязанностей, введенных в публичных интересах. Госуслуги мы только так называем, а на самом деле еще большой вопрос, кто кому служит. Человек вправе задать вопрос: налоговая декларация нужна государству, а не мне, так почему оно делает не все для того, чтобы у меня ее принять? Чем более комфортные условия мы создаем для граждан, чтобы они исполняли свои обязанности перед государством, тем более велик шанс, что они все-таки их исполнят. Если нам не нравится, что люди занимаются бизнесом, не регистрируя его, мы должны сделать так, чтобы желающие открыть свой бизнес не испытывали трудности с бюрократическими формальностями. Безусловно, проект создания всероссийской сети МФЦ затратен. Мы оцениваем его в 32 миллиарда рублей. Много это или мало в масштабах страны? Я считаю, что сумма адекватна эффекту от внедрения, тем более что по сравнению с расходами на многие другие цели она несопоставимо меньше.
За счет этих центров число госслужащих уменьшается? Алексей Херсонцев: При прочих равных создание сети МФЦ должно привести к сокращению госслужащих. Есть регионы, где сокращены некоторые ведомства и службы, а их функции полностью переданы МФЦ. Но мы видим и нелинейные эффекты. Как только услуга переводится в МФЦ и становится более доступной, начинается волнообразный рост спроса на нее. Например, многие граждане десятилетиями не регистрировались по месту пребывания и ужесточение ответственности за это нарушение не помогало. Люди просто не хотели терять время и нервы в очередях. Сейчас, когда это становится просто, они свой "долг" начинают возвращать. Получается интересная ситуация: мы вроде как расширяем узкое горлышко, но это добавляет работы тем, кто отвечает за госуслуги в бэк-офисе, в органе власти. Потому что оказывается, что у нас высокий отложенный спрос на многие услуги. Кстати, такая ситуация и по Росреестру, в России еще много незарегистрированной недвижимости. Проект МФЦ дает возможность ведомствам высвобождать людей во фронт-офисах и переводить их в бэк-офисы. Ведь нам же важно, чтобы документы, принятые в МФЦ, качественно и быстро отрабатывались.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|