Освоение средств обработки нечисловых данных
1. Поиск и подсчет необходимых данных записанных в нечисловой форме 2. Освоение работы с фильтром и сортировкой данных 3. Построение диаграммы Методы обучения – наглядно-иллюстративный, метод демонстраций, репродуктивный. Практическая работа №4. Обработка данных средствами электронных таблиц MicrosoftExcel. Освоение средств обработки нечисловых данных ЗаданиеI. По результатам таблицы (приложение 6) определить количество человек с высокой, средней и низкой самооценкой. 1.01 Откройте файл «Социометрия». Скопируйте таблицу на новый лист. Назовите лист «Подсчёт». Удалите столбцы, содержащие числовые данные. 1.02 Подпишите строки, в которых будут результаты подсчета: 1) В ячейки В32 «Самооценка». 2) В ячейки В33 – В35 введите названия «Высокая», «Средняя», «Низкая». 1.03 В ячейки С33 – С35 введите функцию подсчёта ячеек, удовлетворяющих данному условию Счётесли. 1) Эта функция из категории «Статистические». 2) В графе Диапазон наберите номера ячеек или определите его протягиванием мыши (С2 – С30) (a) Не забывайте, что номера ячеек пишутся на английском алфавите. 3) В графе Критерий наберите «в» для подсчета количества человек с высокой самооценкой, «ср» - для средней, «н» - для низкой самооценки. 4) Скопируйте полученные формулы в ячейки F33 – F35
ЗаданиеII. Подсчитайте в каждом столбце количество принятых, отверженных и изгоев.
ЗаданиеIII. Подсчитайте количество принятых, отверженных и изгоев среди учеников, имеющих высокую самооценку. 3.01 В ячейки В33 – В35 введите названия «В-прин», «В-отв», «В-изг». 3.02 В ячейку С33 введите функцию подсчёта ячеек, удовлетворяющих нескольким условиям Счётеслимн 1) Диапазон условия 1 ячейки С2 – С30, Условие 1 – «в» (ученики, имеющие высокую самооценку)
2) Диапазон условия 2 ячейки D2 – D30, Условие 2 – «прин» (принятые по результатам социометрии ученики) 3.03 Аналогично высчитывается количество отверженных и изгоев среди учеников, имеющих высокую самооценку.
ЗаданиеIV. Просмотр данных показателей учащихся, имеющих разную самооценку 4.01 Выделите столбец «Самооц1» (столбец С) 4.02 Включите режим фильтрации данных (a) Данные } Фильтр 4.03 Под именем столбцов появляется указатель 6. Просмотрите показатели учеников с высокой самооценкой. Щелкните левой кнопкой мыши по указателю 6 в столбце С – «Самооц1».
4.04 Выделите «В». (При необходимости уберите Pпротив остальных наименований). 4.05 Сосчитайте, сколько среди них принятых, изгоев, отверженных. Посмотрите, изменилась ли их самооценка и показатели социометрии после эксперимента 4.06 Аналогично просмотрите показатели учеников со средней, и низкой самооценкой Вернитесь к исходной таблице.В окне фильтра } Выделить все.
ЗаданиеV. Сортировка данных. 5.01 Выделите всю таблицу 5.02 Отсортируйте данные, для этого в меню выберите в меню Данные } Сортировка или Главная } Сортировка и фильтр 1) В открывшемся окне. Отметьте RМои данные содержат заголовки 2) Выбираете показатель, по которому будет проводиться сортировка Сортировать по 6самооц (1) нужно выбрать порядок сортировки по возрастанию
(a) При выборе порядка сортировки по возрастанию сперва будут идти числовые данные, затем ячейки, начинающиеся с пробела, затем знаки препинания, например, кавычки, затем латинский и русский алфавит. (b) В операциях с нечисловыми данными необходимо иметь ввиду, что Excelпри чтении содержимого ячейки учитывает пробелы, стоящие перед, после и между словами. Поэтому, если при наборе данных Вы случайно ввели пробел до или после вводимого текста, то программа будет воспринимать, один и тот же текст с разным количеством пробелов, как разный.
Например, в приведенной слева таблице повторяется одна и та же буква В, однако в первой строке есть пробел перед ней, в четвертой и шестой строке есть пробел после буквы В, в третьей два пробела, во второй и в пятой нет пробелов ни до ни после буквы. Программа будет воспринимать их как 4 разных варианта, так, как в средней таблице. При сортировке данные будут распределены так, как в правой таблице. Поэтому при наборе данных ненужные пробелы нежелательны. Выберите показатель, по которому будут отсортированы данные внутри групп, получающихся при первой сортировке. Для этого надо добавить уровень. Отметить Затем по 6 форм (1) порядок сортировки От А до Я
3) Разделите пустой строкой части таблицы с показателями детей с разной самооценкой. 4) Сохраните файл ЗаданиеVI. Построение диаграммы 6.01 Откройте новую книгу. Введите результаты из таблицы Приложения 6. 6.02 Отсортируйте данные по полу ребенка 1) Вставьте столбец между столбцами В и С («имя» и «ситуация 1»). Введите название «Пол». Заполните новый столбец, ориентируясь по именам детей (Женя М. – девочка, Женя К., Саша М. и Саша Т. – мальчики). 2) Выполните сортировку по полу 6.03 Высчитайте количество правдивых лживых и неопределенных ответов у мальчиков и девочек в каждой ситуации. 1) Добавьте 5 строк между мальчиками и девочками для таблицы
Девочки |
Ситуация 1 |
Ситуация 2 |
Ситуация 3 |
Ситуация 4 |
Ситуация 5 |
Ситуация 6 |
Ситуация 7 |
Ситуация 8 |
Ситуация 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в |
2) Заполните 1 столбец в таблице формулами, рассчитывающими количество ответов «а», «б», «в» для девочек в ситуации 1 (смотри Задание III)
3) Скопируйте формулы в остальные столбцы.
4) Сделайте такую же таблицу для мальчиков.
6.04 Постройте диаграмму, показывающую соотношение выбора правдивых и лживых ответов в разных ситуациях у девочек.
|
|
1) Выделите таблицу
| ситуация 1 | ситуация 2 | ситуация 3 | ситуация 4 | ситуация 5 | ситуация 6 | ситуация 7 | ситуация 8 | ситуация 9 |
А | 9 | 4 | 8 | 14 | 12 | 1 | 7 | 1 | 2 |
Б | 3 | 5 | 2 | 2 | 2 | 4 | 7 | 2 | 2 |
В | 9 | 12 | 11 | 5 | 7 | 16 | 7 | 18 | 17 |
В меню выберите Вставка } Диаграммы} График
2) Следующий шаг – переход в меню Работа с диаграммами.
Уберите из диаграммы ряд «б»
Открываем закладку Конструктор} Выбрать данные
удаляем ненужный ряд в таблице.
3) В закладке «Конструктор» есть макеты диаграмм. Если среди предложенных нет такого, который полностью устраивает нужно перейти к другой закладке «Макет»
(a) Введите Название диаграммы: «Соотношение правдивых и лживых ответов у девочек в разных ситуациях»
(b) Подпишите вертикальную ось – «Абсолютная частота»
(c) Переместите легенду вниз диаграммы
Легенда} Добавить легенду снизу
4) Поместите диаграмму на отдельный лист.
Вернитесь на закладку «Конструктор»
5) Диаграмму и заголовок сдвиньте в левую половину страницы, чтобы оставить место для второй диаграммы
6) Чтобы изменить формат подписей щелкните правой кнопкой по нужной надписи и выберите нужный шрифт.
7) Вернитесь к таблице, по которой строилась диаграмма, и измените названия строк
А – правдивые ответы
В – лживые ответы
| ситуация 1 | ситуация 2 | ситуация 3 |
|
Правдивые ответы | 9 | 4 | 8 |
|
Б | 3 | 5 | 2 |
|
Лживые ответы | 9 | 12 | 11 |
|
Убедитесь, что на диаграмме легенда автоматически изменилась.
Любые изменения в этой таблице или таблице, по которой в ней рассчитывались данные, будут отражаться на диаграмме
ЗаданиеVII. Постройте диаграмму ответов для мальчиков.
Поместите ее на лист Диаграмма1 на оставленное место.
Практическое занятие 5.
|
|