Этническая сегрегация и каста
Если следствия /указанной статусной узурпации/ начинают проявляться в полной мере, статусная группа эволюционирует в замкнутую касту. Статусные отличия тогда сохраняются уже не просто соглашением или даже законом, а ритуалом. Тогда оказывается, что любой физический контакт с членами касты, расположенной "ниже" члена касты, "расположенной выше", рассматривается как "пятнающий” этого члена, после чего требуется для него "очищение" посредство} ритуального акта. В разных кастах почитаются совершенно различные культы. Но в целом статусная структура приходит к таким крайним пределам только в том случае, если в основании этой структуры лежат различия, которые считаются "этническими". Каста - это естественная форма, которой обычно живут этнические общины и которая существует наряду с другими формами, характерными для общества вообще. Эти этнические общины прокламируют кровнородственную связь, исключительно эндогенные браки и замкнутое социальное общение. Такая кастовая ситуация включает в себя явление, называемое "люди-парии", - подобное явление можно найти в любой части мира. Эти люди образуют общины, присваивают себе посредством профессиональной традиции особые ремесла или другого рода искусства и культивируют веру в свою этническую общность /community/. Они и в "диаспоре" строго изолируются от всех личных общений во вне, за исключением неизбежных, хотя эта их ситуация здесь юридически совершенно необоснована. В силу экономической полезности их к ним относятся вполне терпимо, они в действительности часто имеют привилегии и рассредоточены по политическим общинам. Евреи - наиболее яркий исторический пример такой ситуации.
"Статусная" изолированность, выращивая своей структурой кастовые разлитая, формирует изолированность, по существу, этнического характера: кастовая структура трансформирует горизонтальное и не связанное друг с другом сосуществование этнически изолированных групп в вертикальную социальную систему по принципу соподчинённости. Более точно говоря, всесторонняя "социэтализация" /societalization / этнически разрозненных общин интегрирует их в едином конкретном политическом коллективном действии. Таким обра- зом, явно различаются эти два вида сосуществования по своим следствиям: этническое сосуществование вызывает взаимную неприязнь, презрение друг к другу, позволяя тем самым каждой этнической общине считать свой социальный престиж /hоnоr / самым высоким; кастовая же структура связана с социальной субординацией и с признанием "большего престижа" за привилегированными кастами и статусными группами. Это происходит потому, что в кастовой структуре этнические отличия как таковые становятся "функциональными" для политической "социализации" /societalization /. Воины, священники, ремесленники - политически важны для войн, для созидания и проч. Но также и парии, которые наиболее унижены, обычно также бывают склонны именно к такому образу действия, в одинаковой степени характерному и для этнических, и для статусных общин: к вере в свой особый "престиж" /honor/. Это видно на примере евреев. Только у негативно привилегированных статусных групп "дух благородства" /"чувство собственного достоинства"/ демонстрирует особое отклонение. "Дух благородства" - это отражение в индивидах того социального престижа и конвенциальных требований, которые привилегированные статусные группы внедряют в образ действия своих членов. "Дух благородства", характеризующий положительно привилегированные статусные группы, естественно связан с их "бытием", которое для них "удобно и прекрасно". Их царство – на земле. Они живут для настоящего, эксплуатируя свое "великое прошлое". Дух благородства негативно привилегированных страт, разумеется, относится к их будущему, в основу которого должно лечь настоящее и определить будущее, на том или на этом свете - безразлично. Другими словами, их должна утешать вера в свой особый престиж перед Богом. Достоинство "изгнанников" подкрепляется верой либо в то, что в будущей жизни "последние будут первыми", либо в то, иго уже в этой жизни появится Мессия и принесет свет в мир, разделенный на касты, и тогда обнаружится скрытый престиж парий. Это просто констатация положения вещей, а вовсе не то "негодование", которое настойчиво подчеркивает Ницше в своей излюбленной конструкции в "Происхождении морали", - она /эта констатация/ является источником религиозно-культивируемых статусных групп парий.
Бросив взгляд в прошлое, мы заметим, что понятие "негодование" можно применять, с большей иди меньшей степенью точности, только к очень ограниченному кругу явлений: к одному из основных примеров Ницше - буддизму - это не применимо вообще. Развитие статусных групп из этнической сегрегации никоим образом не является естественным. Оно случайно. Поскольку объективные "расовые различия" не являются основными для возникновения любого субъективного ощущения, характерного для этнической общины, расовое основание статусной структуры - дело исключительно конкретного стечения обстоятельств. Довольно часто статусная группа - средство для сохранения в чистоте антропологического типа. Конечно, статусная группа весьма эффективна для создания ярко выраженных типов, ибо она отбирает индивидов с теми или иными чертами личности /например, в рыцари отбирались те, кто был способен физически и психически к военным действиям/. Но такая селекция - далеко не единственный и даже не преобладающий способ образования статусных групп: политическая принадлежность и классовое положение во все времена оказывались чаще всего решающими. Сегодня классовое положение - преобладающий фактор, так как возможность вести такой образ жизни, который отличается от члена той или иной статусной группы, конечно, сильно обусловлена экономическими обстоятельствами.
Статусные привилегии Со всех точек зрения, стратификация по статусу идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных благ и возможностей /они связаны между собой/ таким образом, который нам представляется типичным. Наряду с особым статусным престижем, который всегда предполагает дистанцию и какую-то исключительность, мы обнаруживаем также монополию на материальные блага всех видов. Так, престижные предпочтения могут включать в себя привилегии придерживаться каких-то особых привычек, например, есть особую пищу, которая является "табу" для других, носить оружие, - что имеет особое значение с точки зрения возможных последствий, - заниматься некоторыми видами искусства непрофессионально, дилетантски, например, играть на определенных музыкальных инструментах. Разумеется, такие монополии материального характера поддерживают очень сильное стремление к исключительности, замкнутости статусной группы; хотя сами по себе они редко бывают достаточными для такого выделения, но тем не менее они часто входят в игру, хотя бы частично. В статусном кругу всегда существует проблема смешан- ных браков: семьи, заинтересованные в монополизации возможных супругов, имеют, в конечном счете, равный вес относительно тех семей, которые со своей стороны также заинтересованы в монополизации будущих жен. Дочери лиц, принадлежащих к данному кругу, должны быть предусмотрены в браках. По мере роста замкнутости статусной группы, конвенциально предпочитаемые возможные для членов их занятия постепенно перерастают в юридически закрепленную монополию на особые должности. Некоторые блага также превращаются в объекты монополизации статусных групп. Как правило, к таким благам относятся родовые имения, часто - право владения рабами или крепостными и, наконец, право осуществлять особые занятия. Такая монополизация носит позитивный характер, если статусная группа имеет на эти блага исключительное право и распоряжается ими, и негативный, если для того, чтобы поддерживать свой особый образ жизни, статусная группа не должна владеть ими или распоряжаться.
Решающая роль "образа жизни" для "статусного престижа" означает, что статусные группы - это конкретные носители тех или иных "условностей" /conventions /. Они должны демонстрировать себя всеми способами так, чтобы достигнуть полной "стилизации" жизни, которая создает статусную группу и сохраняет ее. Как бы сильно ни отличались друг от друга все эти принципы, организующие статусные условности, они всегда сохраняют некоторые типичные черты, - особенно это верно для тех страт, которые занимают привилегированное положение в обществе. Почти во всех привилегированных статусных группах существует запрет на выполнение простой физической работы. Этот запрет сейчас насаждается и в Америке, несмотря на старую традицию уважения к труду. Очень часто стремление к какой-либо рационально обоснованной экономической цели, - и в особенности "предпринимательство", - расценивается как дисквалификация своего статуса. Артистическая и литературная деятельность также рассматриваются как недостойный труд, если предпринимается ради заработка или если она связана с тяжелым физическим трудом. Например, скульптор, который трудится, как каменщик, в пыли, смотрит снизу вверх на живописца в его похожей на "салон" студии, а некоторые формы занятий музыкой считаются, наоборот, приемлемыми для привилегированных статусных групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|