Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этническая сегрегация и каста




Если следствия /указанной статусной узурпации/ начинают проявляться в полной мере, статусная группа эволюционирует в замкнутую касту. Статусные отличия тогда сохраняются уже не просто соглашением или даже законом, а ритуалом. Тогда оказывается, что любой физический контакт с членами касты, расположенной "ниже" члена касты, "расположенной выше", рассматривается как "пятнающий” этого члена, после чего требуется для него "очищение" посредство} ритуального акта. В разных кастах почитаются совершенно различ­ные культы.

Но в целом статусная структура приходит к таким крайним пределам только в том случае, если в основании этой структуры ле­жат различия, которые считаются "этническими". Каста - это ес­тественная форма, которой обычно живут этнические общины и ко­торая существует наряду с другими формами, характерными для об­щества вообще. Эти этнические общины прокламируют кровнородствен­ную связь, исключительно эндогенные браки и замкнутое социальное общение. Такая кастовая ситуация включает в себя явление, называемое "люди-парии", - подобное явление можно найти в любой части мира. Эти люди образуют общины, присваивают себе посредством про­фессиональной традиции особые ремесла или другого рода искусства и культивируют веру в свою этническую общность /community/. Они и в "диаспоре" строго изолируются от всех личных общений во вне, за исключением неизбежных, хотя эта их ситуация здесь юридически совершенно необоснована. В силу экономической полезности их к ним относятся вполне терпимо, они в действительности часто имеют привилегии и рассредоточены по политическим общинам. Евреи - наиболее яркий исторический пример такой ситуации.

"Статусная" изолированность, выращивая своей структурой кас­товые разлитая, формирует изолированность, по существу, этничес­кого характера: кастовая структура трансформирует горизонтальное и не связанное друг с другом сосуществование этнически изолиро­ванных групп в вертикальную социальную систему по принципу соподчинённости. Более точно говоря, всесторонняя "социэтализация" /societalization / этнически разрозненных общин интегрирует их в едином конкретном политическом коллективном действии. Таким обра-

зом, явно различаются эти два вида сосуществования по своим следствиям: этническое сосуществование вызывает взаимную неприязнь, презрение друг к другу, позволяя тем самым каждой этнической общине считать свой социальный престиж /hоnоr / самым высоким; кастовая же структура связана с социальной субординацией и с признанием "большего престижа" за привилегированными кастами и статусными группами. Это происходит потому, что в кастовой структуре этнические отличия как таковые становятся "функциональными" для политической "социализации" /societalization /. Воины, священники, ремесленники - политически важны для войн, для созидания и проч. Но также и парии, которые наиболее унижены, обычно также бывают склонны именно к такому образу действия, в одинаковой степени характерному и для этнических, и для статусных общин: к вере в свой особый "престиж" /honor/. Это видно на примере евреев.

Только у негативно привилегированных статусных групп "дух благородства" /"чувство собственного достоинства"/ демонстрирует особое отклонение. "Дух благородства" - это отражение в индивидах того социального престижа и конвенциальных требований, которые привилегированные статусные группы внедряют в образ действия своих членов. "Дух благородства", характеризующий положительно привилегированные статусные группы, естественно связан с их "бытием", которое для них "удобно и прекрасно". Их царство – на земле. Они живут для настоящего, эксплуатируя свое "великое прошлое". Дух благородства негативно привилегированных страт, разумеется, относится к их будущему, в основу которого должно лечь настоящее и определить будущее, на том или на этом свете - безразлично. Другими словами, их должна утешать вера в свой особый престиж пе­ред Богом. Достоинство "изгнанников" подкрепляется верой либо в то, что в будущей жизни "последние будут первыми", либо в то, иго уже в этой жизни появится Мессия и принесет свет в мир, разделен­ный на касты, и тогда обнаружится скрытый престиж парий. Это просто констатация положения вещей, а вовсе не то "негодование", которое настойчиво подчеркивает Ницше в своей излюбленной конст­рукции в "Происхождении морали", - она /эта констатация/ являет­ся источником религиозно-культивируемых статусных групп парий.

Бросив взгляд в прошлое, мы заметим, что понятие "негодова­ние" можно применять, с большей иди меньшей степенью точности, только к очень ограниченному кругу явлений: к одному из основных примеров Ницше - буддизму - это не применимо вообще. Развитие

статусных групп из этнической сегрегации никоим образом не явля­ется естественным. Оно случайно. Поскольку объективные "расовые различия" не являются основными для возникновения любого субъек­тивного ощущения, характерного для этнической общины, расовое основание статусной структуры - дело исключительно конкретного стечения обстоятельств. Довольно часто статусная группа - сред­ство для сохранения в чистоте антропологического типа. Конечно, статусная группа весьма эффективна для создания ярко выраженных типов, ибо она отбирает индивидов с теми или иными чертами лич­ности /например, в рыцари отбирались те, кто был способен физи­чески и психически к военным действиям/. Но такая селекция - да­леко не единственный и даже не преобладающий способ образования статусных групп: политическая принадлежность и классовое положе­ние во все времена оказывались чаще всего решающими. Сегодня классовое положение - преобладающий фактор, так как возможность вести такой образ жизни, который отличается от члена той или иной статусной группы, конечно, сильно обусловлена экономическими об­стоятельствами.

Статусные привилегии

Со всех точек зрения, стратификация по статусу идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных благ и возможнос­тей /они связаны между собой/ таким образом, который нам пред­ставляется типичным. Наряду с особым статусным престижем, который всегда предполагает дистанцию и какую-то исключительность, мы об­наруживаем также монополию на материальные блага всех видов. Так, престижные предпочтения могут включать в себя привилегии придер­живаться каких-то особых привычек, например, есть особую пищу, которая является "табу" для других, носить оружие, - что имеет особое значение с точки зрения возможных последствий, - занимать­ся некоторыми видами искусства непрофессионально, дилетантски, например, играть на определенных музыкальных инструментах. Разу­меется, такие монополии материального характера поддерживают очень сильное стремление к исключительности, замкнутости статус­ной группы; хотя сами по себе они редко бывают достаточными для такого выделения, но тем не менее они часто входят в игру, хотя бы частично. В статусном кругу всегда существует проблема смешан-

ных браков: семьи, заинтересованные в монополизации возможных супругов, имеют, в конечном счете, равный вес относительно тех семей, которые со своей стороны также заинтересованы в монополиза­ции будущих жен. Дочери лиц, принадлежащих к данному кругу, долж­ны быть предусмотрены в браках. По мере роста замкнутости статус­ной группы, конвенциально предпочитаемые возможные для членов их занятия постепенно перерастают в юридически закрепленную монопо­лию на особые должности. Некоторые блага также превращаются в объекты монополизации статусных групп. Как правило, к таким бла­гам относятся родовые имения, часто - право владения рабами или крепостными и, наконец, право осуществлять особые занятия. Такая монополизация носит позитивный характер, если статусная группа имеет на эти блага исключительное право и распоряжается ими, и негативный, если для того, чтобы поддерживать свой особый об­раз жизни, статусная группа не должна владеть ими или распоряжать­ся.

Решающая роль "образа жизни" для "статусного престижа" оз­начает, что статусные группы - это конкретные носители тех или иных "условностей" /conventions /. Они должны демонстрировать себя всеми способами так, чтобы достигнуть полной "стилизации" жизни, которая создает статусную группу и сохраняет ее. Как бы сильно ни отличались друг от друга все эти принципы, организующие статусные условности, они всегда сохраняют некоторые типич­ные черты, - особенно это верно для тех страт, которые занимают привилегированное положение в обществе. Почти во всех привилеги­рованных статусных группах существует запрет на выполнение прос­той физической работы. Этот запрет сейчас насаждается и в Амери­ке, несмотря на старую традицию уважения к труду. Очень часто стремление к какой-либо рационально обоснованной экономической цели, - и в особенности "предпринимательство", - расценивается как дисквалификация своего статуса. Артистическая и литературная деятельность также рассматриваются как недостойный труд, если предпринимается ради заработка или если она связана с тяжелым физическим трудом. Например, скульптор, который трудится, как ка­менщик, в пыли, смотрит снизу вверх на живописца в его похожей на "салон" студии, а некоторые формы занятий музыкой считаются, наоборот, приемлемыми для привилегированных статусных групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...