Две половинки или два вида людей?
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Сергей Петрушин Почему любят одних, женятся на других, а живут с третьими
Сам себе психолог –
«Почему любят одних, женятся на других, а живут с третьими. Сергей Петрушин»: Питер; Санкт-Петербург; 2015 ISBN 978-5-496-01403-8 Аннотация
Эта книга родилась в результате многолетних личных размышлений, материалов консультаций, общения с коллегами. В ней говорится о том, могут ли мужчина и женщина договориться; что надо говорить, чтобы спасти отношения; как сохранить удовольствие от совместной жизни надолго; в каких случаях любовь не спасает от проблем. Прочтите и научитесь различать, какие отношения мешают, а какие помогают в любви; какие существуют приемы, способные поддержать любовь; чем женская любовь отличается от мужской. Книга предназначена для читателей и читательниц, которые интересуются психологией любви и взаимоотношений.
С. Петрушин Почему любят одних, женятся на других, а живут с третьими
© ООО Издательство «Питер», 2015
Введение
В этой книге я хочу помечтать. Пофантазировать, как могли бы строиться любовные отношения, если бы люди были знакомы с психологией, находились бы в осознанном состоянии и были бы внутренне взрослыми. Такая вот психолого-фантастическая книга о возможном пути в направлении повышения качества совместной жизни. В реальности таких отношений между людьми я встречал очень мало… Отчасти это связано с тем, что ко мне обращаются люди с проблемными отношениями, зачастую на стадии надвигающегося развода, когда консультант видится как последнее средство вроде «все равно терять уже нечего». Особенность современной семьи в том, что она находится на переходном этапе. Старый тип семейных отношений (патриархальный) уже не соответствует сегодняшним реалиям. Установки, что муж должен зарабатывать, а жена – заниматься детьми и хозяйством, представляются узкими для все большего числа людей, особенно молодых. Новый же тип семьи пока тоже не устоялся, и периодически возникают различные варианты устройства брака. В современной литературе их уже насчитывается более тридцати. Люди пробуют, экспериментируют, порой дорогой для себя ценой. На вопрос, какой должна быть сегодняшняя семья, нет однозначного и четкого ответа. Отсутствие единых стандартов в отношениях создает конфликты, так как каждый считает себя правым. Но эта правота базируется на разных источниках. Исчезло важное «нечто», что было бы над парой, что могло бы создавать опору в их переговорах друг с другом (авторитет, канон, постулаты и т. д.).
С другой стороны, все это дает мне повод для оптимизма, так как мы находимся в ситуации очень творческой, когда каждый имеет право жить согласно своему выбору. Это позволяет мне предложить свой вариант рассмотрения того, как сохранить любовь и преуспеть в браке. Если он кому-то поможет, это для меня будет самой большой наградой. Знания, положенные в основу данной книги, собраны в результате моих многолетних личных размышлений, материалов консультаций, общения с коллегами. После некоторых изменений я включил в этот текст также некоторые содержательные моменты из прошлых изданий, но с новым логическим завершением. Если у вас возникнет желание поделиться своими мыслями, задать вопрос или покритиковать, заходите на мой сайт www.petrushin.ru или пишите по адресу spv2003@inbox.ru.
Мужчина и женщина
Зарождение семейных отношений всегда начинается со встречи мужчины и женщины, которая потом может перерасти в любовные отношения, семейные или дружеские. Но как бы они ни развивались, очень важно в них сохранить то первичное чудесное, что было вначале. Мужское и женское – это наша данность, принятие которой дает дополнительную энергию всему тому, чем решили заниматься вдвоем. И наоборот, игнорирование или изгнание из отношений этого взаимодействия сильно их обедняет.
К сожалению, сегодня граница между мужчинами и женщинами стирается все быстрее. Начав с социального равенства, она переходит на уровень моды, этикета и все больше вторгается в частную жизнь. Неслучайно реакцией на такой процесс является возникновение тренингов по развитию женственности и мужественности, при этом первых намного больше. Сто лет назад в таких специальных тренингах не было нужды, и у тогдашних женщин не было сомнений в том, что они настоящие женщины, так же как и у мужчин в отношении себя. Однако потом в сфере отношений мужчин и женщин произошли самые разные революции. Отсюда и разговоры, что «настоящих мужчин почти не осталось» или «женщины стали совсем как мужики». Сегодня нам снова пора разбираться, в чем же сущность мужчины и женщины и как сохранить в отношениях эту разницу, несмотря на желание жить вместе.
Две половинки или два вида людей?
Достаточно распространен миф о том, что мужчина и женщина – это два несовершенных существа. Поэтому они нуждаются друг в друге, а если не находят, то остаются неполноценными. Такой миф формирует у человека чувство безысходности и обязательности создания пары. Особенно такое встречается у женщин. Как бы ни была женщина «самореализована», но если «нет мужчины», все равно чувствует себя ущемленной. Идея, что счастье возможно только при наличии второй половины, сегодня приобретает характер сверхценности. В итоге масса сил тратится на то, чтобы «завести» мужчину. Правда, потом не всегда понятно, что с ним дальше делать… Такая вот идущая из патриархальных времен установка, что «мужчина в доме – это к счастью». При таком подходе мы как бы неполноценные калеки, которые вынуждены искать себе «вторую половинку», другого калеку. В итоге, объединившись, мы можем абы как двигаться по дороге жизни. Но все, что создается от «недостатка», имеет мало ценности и порождает не свободные отношения, а зависимость.
Мне больше нравится другая мысль: мужчины и женщины не две половинки одного существа, а два вида людей. При таком подходе появляется возможность жить своей (женской или мужской) жизнью и взаимодействовать с другим полом не как ущербные, а как полноценные существа. Женщина – это не приложение к мужчине, и наоборот: мужчина – не вторая половинка женщины. В основе их взаимодействия лежит не слияние, а противостояние, напряжение. При противостоянии мужчины и женщины общение приобретает характер танца, в котором каждый проявляет себя по-своему, что позволяет зародиться красоте их отношений. Вспомните, например, танго: никто никому не уступает, но движение все равно совместное! В качестве иллюстрации могу привести пример с одного своего тренинга, в котором эта проблема проявилась очень ярко и убедительно. На одном из занятий в нашей группе активизировалось обсуждение темы «Мужское – женское». Я как тренер предложил участникам следующее задание: «Кто считает себя мужчиной, сядьте на эту сторону, а кто женщиной – на противоположную». Группа разделилась на две половинки, но уже в этот момент возникло напряжение. Одна девушка оказалась посередине и не смогла однозначно себя определить, а потом все же перешла к женщинам. После того как группы расположились друг напротив друга, они стали перебрасываться разными репликами и шутками. Некоторые девушки говорили о том, что им неинтересно в женской компании, хочется к мужчинам: «Там интереснее!» Мужчины также были не против оказаться среди женщин. Я предложил всем желающим сходить в гости к «противоположному полу». Через некоторое время среди женщин оказалось двое мужчин, а среди мужчин – две девушки. Со стороны было хорошо видно, как менялось их состояние: мужчины в женской компании стали «расплываться», а женщины в мужской, напротив, становились все более собранными. Тогда я предложил им вернуться обратно к «своим» и проанализировать разницу в состояниях «среди своих» и «в гостях». Все согласились, что разница есть – и если выбирать, то в «своей» группе было лучше. Уход от «своих» создавал чувство одиночества и незащищенности. Разве хорошо себя чувствует женщина, когда она одна в мужском мире? Уход от своей природы (женской или мужской) и создает отношения зависимости от другого пола.
После этого у меня возникла идея предложить им взаимодействие друг с другом, но не в «растворенном» состоянии, а удерживая связь со своей группой. В этом случае участник с каждой стороны выходил на середину комнаты и садился на стул. Мужчина и женщина сидели напротив друг друга, но за их спинами находилась вся остальная подгруппа. Оказалось, что при этом ни женщина, ни мужчина не теряли своей привлекательности, не расплывались, но и не суровели. Выяснилось, что такая модель отношений, при которой женщина не уходит от «женского», но может общаться с мужчинами, очень продуктивна. Перед ней мужчина, но за ее спиной не пустота, а женское пространство, своеобразная опора. Значит, даже если мужчина уйдет, есть на что опираться. Получается, что для того, чтобы успешно общаться с другим полом, надо сначала принять мир своей природы. Или, как писал Б. Хеллингер, мужчина должен отойти к отцу, а женщина – к матери. Это уже отдельная терапевтическая задача – женщине принять свою мать, а мужчине – отца как опору в своем половом самоопределении. Пока женщина не принимает маму, она вынуждена оставаться с папой, психологически пребывать в мужском пространстве. Обычно такие женщины говорят, что с другими женщинами им неинтересно, и всегда стремятся к мужчинам. Такая установка ошибочна, так как опорой для развития мужественности или женственности должен быть человек не противоположного пола, а своего. Ввиду того, что мы разные, нужно принять как факт то, что мужчины почти ничего не понимают в психологии женщин, так же как и женщины – в психологии мужчин. Однажды на консультации женщина очень активно критиковала своего мужа с точки зрения того, что он плохой мужчина. Я ее долго слушал, а потом спросил: «Скажите, пожалуйста, а что вы точно знаете про мужчин? Есть хотя бы одно, по поводу чего вы совершенно уверены?» Вот тут она задумалась и призналась, что точно сказать про мужчин не может ничего. Действительно, у нас есть только некоторые слабые представления по поводу противоположного пола, но они очень мало соотносятся с реальностью. Мы можем только предполагать, но не можем быть уверенными. Мужчина точно знает только про мужчин, а женщина – про женщин. А вот про другой пол… Тут только версии. Если бы мужчина случайно оказался свидетелем женского разговора, то был бы крайне удивлен: оказывается, у них тоже обсуждаются и фигуры мужчин, и ноги и т. д.
Иногда женщины жалуются, что мужчины их не понимают. Конечно, не понимают – потому что они не женщины, а мужчины! Если вам нужно полное понимание, ищите его у человека своего пола. А пол противоположный интересен как раз тем, что он другой, непонятный, но с ним можно взаимодействовать или дополнять друг друга. Отсюда важный вывод, что воспитать мужчину может только мужчина, а женщину – только женщина. Если мужчину воспитывает женщина, то она это делает согласно своим представлениям о мужчинах, которые никогда не соответствуют реальности. В результате женского воспитания вырастает мужчина, удобный для женщины, так называемый дамский угодник. Это тип мужчины с подавленной природной мужественностью, ориентированный на удовлетворение женских потребностей, женской фантазии о «настоящем мужчине». За этой маской всегда будет скрываться неуверенность в себе как мужчине. Ведь с детства такой мужчина воспитан на женских оценках, а значит, он смотрит на себя женским взглядом. Отсюда избегание мужского общества и зависимость от женщин. Такой мужчина всегда будет искать у женщин признания своей мужественности. Приходит на ум притча о том, как львенка, у которого погибла мать, взяли на воспитание овцы. Львенок вырос, своим поведением копируя поведение овец. Конечно, увидев настоящего льва, он очень испугался. Понадобилось время, чтобы львенок осознал свою натуру. К сожалению, искаженное при воспитании принятие себя у мужчин и у женщин может создавать им сложности в дальнейших отношениях.
«Ложная женщина»/«ложный мужчина»
Впервые я с этим феноменом столкнулся на одном из своих тренингов. Группе девушек было предложено пройтись по залу разными походками – сначала как мужчина, а потом как женщина. С первым заданием никаких проблем не возникло: девушки с некоторой долей юмора изображали то, как, на их взгляд, ходят мужчины. К слову сказать, у меня это вызвало удивление и вопрос: «А где вы таких мужчин видели?» То, что они показывали, было полной карикатурой на мужчин – шаркающие ноги, согбенные плечи, тяжелый шаг. Зато первая часть нашего «подиума» прошла весело и оживленно. Когда же я предложил им пройтись по-женски, меня ждало еще более сильное удивление. Девушки стали задумываться, смущаться, теряться. Одна даже сказала, что так не сможет. Возникла парадоксальная ситуация – с одной стороны, что может быть естественнее для женщины, чем женская походка? А с другой – появилось такое смущение, как если бы я предложил пройтись женской походкой мужчинам. Второй момент, который заставил меня задуматься об этом феномене, – часто возникающие разговоры о том, как женщине стать женственной. Словно они не женщины, а должны развивать что-то, чего нет в их природе. Такой феномен я условно обозначаю как «ложная женщина»/«ложный мужчина». «Ложной женщиной» я называю то, что женщина думает о женщине, а «ложный мужчина», соответственно, представления мужчины о том, каким должен быть мужчина. «Ложная женщина»/«ложный мужчина» – это та часть, которая сформировалась под влиянием среды. Ее источником является противоположный пол – то есть когда мама рассказывала сыну, каким должен быть настоящий мужчина, или папа говорил дочке комплименты по поводу ее женственности. Взросление мальчика среди женщин приводит к тому, что у него формируется ложный образ мужчины. Отсюда могут быть последующие сомнения в своей мужественности. Возникает сложная жизненная ситуация: женщина надевает на себя маску женщины, чтобы нравиться мужчине, в данном случае папе. У нее формируется идея того, какой должна быть «настоящая женщина». В последующем, когда она взрослеет, другим мужчинам приходится строить отношения с ее маской, а скрытая под ней реальная женщина остается неудовлетворенной… Приходит на ум сравнение с мужчиной, который захотел бы притвориться женщиной. Как бы он поступил? Стал бы надевать маску женственности. Что бы он стал делать? Конечно, в первую очередь оделся бы женственно, использовал бы косметику, отработал бы походку и манеры поведения, голос, сделал бы себе прическу. Не на это ли тратят время многие женщины в надежде повысить свою женственность? Такое развитие маски женственности лишь усиливает внутреннее «мужское». В этом отличие сексуальности от сексапильности, которое является проявлением «ложной женщины». Женщина скрывается за маской сексапильности, комплименты со стороны успокаивают ее тревожность и страх разоблачения. И как любая маска – это уход, защита от реальных отношений с мужчинами. Искажение восприятия своей природы часто приводит человека к критичности к своему полу. Поэтому человек с синдромом «ложного мужчины» будет избегать близкого общения с мужчинами или конкурировать с ними. Какие бы комплименты ему ни говорили женщины, внутренняя неуверенность в себе как мужчине будет сохраняться. Это справедливо и в случае воспитания девочки отцом. Женщина под влиянием мужчины может много внимания уделять тому, чтобы нравиться мужчинам, таким способом повышая свою самооценку. Но внутри, наедине с собой, она будет испытывать сомнения в своей женственности и самокритичность. Женщина, которая бежит в мужское, – это папенькина дочь, а мужчина, устремленный в женское, – маменькин сынок. Именно для таких написаны книги типа «Мужчинам о женских секретах». Маменькиным сынкам очень интересна именно женская психология, так как взаимоотношения с женщинами они строят на основе манипуляций. Такие отношения влекут за собой неуважение и использование друг друга. Окончательный выбор и принятие своего мира (мужского или женского) с последующей опорой на него дает возможность строить отношения от избытка. А как говорили древние: «Все истинное – от избытка!» При воспитании противоположным полом возникает самодостаточный человек, в том смысле, что у маменькиного сынка много женского, а у папенькиной дочки много мужского. Я иногда провожу экспресс-тест, в котором прошу человека записать, чего он ожидает от своего партнера. После этого прошу в списке отметить то, что из этого человек может сделать сам. К удивлению самого отвечающего, он может сделать себе сам практически все, чего ожидает. В таком случае возникает вопрос, который часто остается без ответа: «А зачем вам нужен мужчина (женщина), если вы можете сделать сами все, что хотите?» Получается, что реальная потребность в общении с противоположным полом отсутствует или не понимается. В маменькином сынке самом много женского, поэтому ему женщины особенно и не нужны. У папенькиной дочки сильна мужская часть, поэтому она рано или поздно начинает с мужчинами бороться. Оба они являются самодостаточными существами. Только психологически вернувшись к родителю своего пола (женщине необходимо принять свою мать, мужчине – отца), мы почувствуем истинную необходимость друг в друге. Мы разные, но дополняем друг друга. Для чего мы реально нужны друг другу? Что женщина может дать мужчине такого, чего нет у него (и наоборот)?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|