Методические указания по выполнению курсовой работы
Основные этапы и сроки выполнения курсовой работы Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы.
2.2 Структура и содержание курсовой работы При составлении плана работы необходимо исходить из того, что он является «путеводной нитью», которая может привести, при условии его удачного составления, к успеху. План работы должен в дальнейшем развернуться в логически стройный текст, поэтому нагромождение в нем большого количества вопросов, отсутствие логики во взаимосвязи между ними будут являться свидетельством недостаточного овладения теоретическим материалом, неумения отделить главное от второстепенного. Рекомендуемая структура курсовой работы включает следующие составляющие: титульный лист, введение, основная часть (состоит из отдельных глав, которые разбиваются на параграфы), заключение, список использованных источников, приложения. Примерные планы курсовой работы по отдельным темам приведены в приложении 2. Каждая структурная часть (кроме параграфов) в пределах главы начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца, с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится. Главы и параграфы обозначаются арабскими цифрами. Слово «глава» не пишется. Между номером главы (параграфа) и их названием точка не ставится.
Титульный лист Титульный лист является первой страницей курсовой работы (номер страницы не проставляется) и заполняется по строго определенным правилам оформления (Приложение 1). Введение Объем введения для курсовой работы составляет 2-3 страницы.
Введение является вступительной частью работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, ее существующее состояние. Обязательная структура введения включает следующие составляющие: – актуальность темы; – цель исследования; – задачи исследования; – объект исследования; – предмет исследования; – теоретическая и эмпирическая база исследования; – структура исследования. Актуальность исследования выражается, с одной стороны, в своевременности и значимости разрешения проблемной ситуации, в необходимости получения нового полезного результата для объекта исследования, с другой стороны, в недостаточной изученности отдельных аспектов проблемы (предполагается, что именно эти аспекты проблемы будут решены студентом в курсовой работе). Цель исследования ориентирует на его конечный результат – теоретико-познавательный и практически-прикладной. Задачи исследования формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования, то есть цель исследования логически диктует структуру его задач – теоретических и практических. Например, для курсовой работы на тему «Совершенствование управления финансовым состоянием организации (на примере ООО «X»)» цель целесообразно сформулировать в следующем виде: цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке мероприятий, направленных на улучшение управления финансовым состоянием хозяйствующего субъекта. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач: – проанализировать …; – исследовать …; – предложить …; – разработать … и т.д. В задачах исследования объект (например, конкретное предприятие) не упоминается. Объект исследования формулируется после задач исследования. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Под объектом исследования понимается избранный элемент реальности, который обладает четкими границами, относительной автономностью существования по отношению к окружающей среде. Объектом исследования может быть предприятие, регион, страна и любая другая обособленная целостность. Объект исследования как кибернетическая модель (черный ящик) представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, требующую решения.
Пример формулировки объекта исследования для вышеназванной темы курсовой работы: объектом исследования стала российская коммерческая организация «X», созданная в форме общества с ограниченной ответственностью и осуществляющая деятельность в сфере … Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования – это отношения, складывающиеся в границах объекта исследования. Предмет исследования практически совпадает с его названием. Пример формулировки предмета исследования для выше указанной темы курсовой работы: предметом исследования является система оценки и управления финансовыми ресурсами предприятия, направленные на улучшение его финансового состояния. Теоретическая база исследования должна быть представлена классическими и современными научными разработками и концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших данную проблему, законодательными актами, методическими, нормативными документами. Эмпирическая база исследования служит основой для обеспечения доказательности теоретических положений, достоверности выводов и рекомендаций и представлена, как правило, статистическими данными и аналитическими материалами (например, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Министерства финансов РФ); информационными ресурсами INTERNET; материалами, размещенными в справочных правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант»; данными по теме исследования, собранными лично автором: авторскими расчетами и т.д. Структура исследования излагается примерно следующим образом: «Курсовая работа изложена на … страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит … приложений и список использованных источников, включающий … наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены … Во второй главе определены … В третьей главе разработаны… В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на…».
Основная часть Основная часть работы включает главы, разделенные на параграфы и пункты, в которых последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Количество глав, параграфов и пунктов не регламентируется и зависит от специфики исследуемой проблемы и круга изучаемых вопросов. Однако, как правило, основная часть курсовой работы состоит из трех глав, в каждой главе по 2-3 параграфа. Основная часть предусматривает: – выбор направления исследования, включающий обоснование принятого направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной или разработку общей методики проведения исследования; – теоретическое (библиотечное) исследование, включающее определение характера и содержания теоретических исследований, методы и инструменты исследования, методы расчета; – экспериментальное (практическое) исследование объекта по выбранной теме, включающее расчеты, измерение, анализ, обобщение и оценку результатов исследования, в том числе оценку достоверности результатов, выводы и предложения по направлению дальнейших работ; – обобщение и оценку результатов исследования, пути основных направлений совершенствования конкретных сторон исследуемого объекта, включающие разработку конкретных рекомендаций с оценкой достоверности полученных результатов и обоснованием их эффективности и практического использования. Первая глава имеет теоретический характер. В ней рассматриваются теоретические основы проблемы, раскрывается сущность экономических процессов и ключевых категорий, анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы, проводится сопоставление различных точек зрения, позиций, подходов к проблеме и обосновывается собственная позиция автора курсовой работы, дается аргументация авторского видения проблемы, раскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса, специфика их осуществления в современных пространственно-временных условиях.
В первой главе основной части: – целесообразно рассмотреть теоретические и методологические вопросы исследуемой темы на основе изученных материалов из различных источников; – кратко дать анализ изучаемой проблемы в ее состоянии на сегодняшнем этапе; – отразить собственную позицию по исследуемому вопросу в виде выводов, сформулированных в конце. Необходимо показать высокий уровень знания теории по изучаемой теме на основе проработки различных источников. При этом следует выявить особенности взглядов, подходов и мнений различных авторов, систематизировать, выполнить анализ и сформулировать свою точку зрения с обоснованием предпочтительности своего подхода по вопросам рассматриваемой темы. Аргументы, подтверждающие верность своего подхода, целесообразно подкрепить анализом статистических данных из ежегодников, журналов, газет и других источников, в том числе из источников внутренней среды организаций. Для обеспечения соблюдения авторских прав в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» обязательно наличие внутритекстовых ссылок на материалы и цитаты из использованных источников информации, даже если цитируемое представлено в работе не дословно, а в произвольной форме. Пример внутритекстовой ссылки: [4, С. 16] – номер книги в списке использованных источников четвертый, страница в книге шестнадцатая. В конце каждого параграфа первой главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа. Вторая глава основной части курсовой работы носит аналитический характер. В ней представлен глубокий и конкретный анализ деятельности объекта исследования по направлению выбранной темы с использованием определенных методов и инструментов его изучения, освоенных студентом во время обучения в университете по специальности «Экономика» (статистика, прогнозирование, моделирование, оптимизация, экономический анализ, факторный анализ, ситуационный анализ и др.). В начале второй главы основной части дается анализ финансового состояния объекта, после чего переходят к непосредственному анализу объекта в соответствии с темой исследования на основе расчетов, графиков, диаграмм, таблиц, экспертных оценок и т.п. Анализ осуществляется по данным за три (не менее) последних года с целью выявления закономерностей, особенностей и динамики показателей предмета исследования. При анализе следует опираться на теорию, методологию и выводы первой главы с учетом поставленных задач по достижению цели.
Результаты анализа должны быть наглядно отражены в иллюстративной форме в виде самостоятельно структурированных таблиц и рисунков в соответствующих местах текста или в приложениях. На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте. Анализ должен быть полным, объективным в отражении сторон деятельности объекта в соответствии с выбранным предметом исследования (темой). При этом должны быть выявлены факторы, влияющие на результаты деятельности объекта исследования. В конце каждого параграфа второй главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа. В третьей главе основной части студент разрабатывает основные направления совершенствования некоторых конкретных сторон исследуемого объекта на основании: – теоретических подходов и прогрессивных достижений мировой и отечественной практики, отраженных в первом разделе; – полученных результатов анализа во втором разделе; – своих идей. Эти направления представляют в виде алгоритмов, моделей, схем функционирования и развития процессов и структуры объекта. Они являются исходными данными для разработки проекта по совершенствованию исследуемого объекта. В третьей главе должны быть: – сформулированы конкретные рекомендации; – представлена оценка их экономической, социальной эффективности или дано обоснование другого положительного эффекта; – отражена возможность практического использования предложенных рекомендаций; – разработана программа по реализации рекомендаций, которые имеют высокую практическую ценность. В конце каждого параграфа третьей главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа. Допускается отсутствие деления третьей главы курсовой работы на отдельные параграфы.
Заключение Рекомендуемый объем заключения для курсовой работы составляет 2 страницы. В заключении курсовой работы следует подвести итоги исследования, обязательно отметив ключевые положения, к которым можно отнести авторскую или общепринятую трактовку понятия, его сущностные черты, классификационные признаки, факторы, оказывающие влияние, и конкретные предложения, способствующие решению сформулированных во введении задач. В заключении должны быть: – обобщены результаты исследования; – показана прикладная значимость результатов исследования: – показана новизна результатов исследования; – определены перспективные направления исследований по данной теме (проблеме). – показана возможность распространения полученных результатов на другие объекты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|