Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Специфика контроля в преподавании иностранного языка




 

В первую очередь необходимо выявить особенности преподавания иностранного языка, для того, чтобы дать характеристику специфике контроля в этой дисциплине.

Согласно принципам коммуникативного подхода, которые признаны как в отечественной, так и в зарубежной методике и психологии, в процессе преподавания иностранного языка необходимо создать все условия для формирования навыков по общению на данном языке, то есть приобретение «коммуникативной компетенции». Коммуникативная компетенция это общее понятие, в которое включены и умения и навыки по работе с самим языковым материалом, и знания страноведческие и лингвострановедческие. Эти два аспекта коммуникативного аспекта взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы. Коммуникативный процесс невозможен, если отсутствует один из аспектов. Коммуникационная компетенция подразумевает обученность общению - умение принимать и получать информацию при различной речевой деятельности. В контексте специфики дисциплины «иностранный язык» именно достижение учащимся определенного уровня языковой компетенции определяет степень его обученности общению на изучаемом языке. Следовательно, объектами, на которые будет направлен контроль, должны быть именно речевые умения. А конкретнее, наблюдаться должна деятельность по развитию конкретных умений: речь, письмо, чтение, аудирование. Обеспечить контроль знаний, умений и навыков социокультурного характера могут занятия по аутентичным материалам[15].

Контроль лексических, грамматических и произносительных навыков

 

Формирование лексических, грамматических и произносительных навыков является средством развития речевых умений, поэтому они в чистом виде не могут быть объектом итогового контроля только при условии, что они включены в «коммуникативный контекст» [Фоменко, 2008]. Сами навыки могут проверяться в других видах контроля, например, в текущем или тематическом. [11, с.349] По мнению В.М. Филатова контроль лексических навыков выполняет корректирующую, стимулирующую, воспитательную, а также мобилизующую функцию («мобилизует их [учащихся] усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана» [Филатов, 2004].

Что же проверяется в контроле лексических навыков? «Знание формы, значения и особенностей употребления лексической единицы […] и владение навыками оперирования лексикой в процессе коммуникации» [Фоменко, 2008]. Контроль лексических навыков может проверять как активную, так и пассивную лексику [14, c.9].

В контроле грамматических навыков проверяются: «знание грамматического явления (грамматических правил), знание значения грамматического материала, его формы и употребления» [Фоменко, 2008].

Контролю фонологических (произносительных) навыков в русскоязычных источниках, используемых при написании данной работы, не уделяется внимания. В пособии автора Heaton J.B. объектами фонологического контроля являются: умение распознавать и произносить смыслоразличительные звуки, умение распознавать и использовать ударение, умение распознавать и повторять просодические единицы языка. [14, c.9-10]

Контроль навыков говорения

педагогический контроль тестирование английский

Объект данного контроля - уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для успешного формирования навыка устной диалогической и монологической речи. В ходе проведения контроля навыков говорения проверяются:

) способность понимать собеседника и определение характера его коммуникативных намерений, что является необходимым умением для коммуникации в форме диалога; соответствующая реплике собеседника реакция (ответ, выражение согласия или несогласия, собственное мнение или отношение); выражение собственных коммуникативных намерений в данной ситуации, что означает, проявить инициативу для диалога: спросить, попросить о чем-то и др.; использовать характерные для диалогической речи нормы языка и коммуникативного этикета[15]; также другие аспекты диалогической речи:

• беглость: острота реакции;

• владение речевыми формулами и их правильное использование;

• уместность и разнообразие реплик;

• корректное использование грамматических структур и лексики;

• соблюдение характеристик диалога (эллипсность, ситуативность, наличие эмоционально-оценочных слов и предложений)[3].

) умения, необходимые для монологической речи, как формы общения: построение связного текста различных коммуникативных направленностей (сообщение, описание, повествование). Контроль осуществляется с помощью устного задания: передача своими словами содержание текста, предоставленного испытуемому в письменной форме, и участие в беседе по данному тексту[15]; а также проверяются:

• правильность употребления и разнообразие грамматических структур и лексики;

• развернутость и последовательность сообщения;

• объем высказывания;

• соответствие языковых средств ситуации общения;

• наличие коммуникативного намерения и его реализация;

• количество предложений, выражающих субъективную информацию (личное мнение по поводу высказываемого)[3].


Контроль навыков письма

 

Объект контроля - степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации[16]. Показатели степени сформированности умений и навыков письма:

) успешность осуществления письменного общения;

) качество содержания продуцируемого письменного текста;

) качество языковой стороны письменного текста;

) степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.

Успешность осуществления письменного общения определяют следующие факторы:

) разнообразие ситуаций, в контексте которых пишется текст;

) наличие коммуникативного намерения;

) способность выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации;

Качество содержания письменного текста определяется:

) разнообразием тематики;

) количеством передаваемых фактов;

) уровнем языковой трудности;

) разнообразием предложений и речевых, в том числе, формул;

) объемом письменного текста [3].

Типичные ошибки при осуществлении письменного контроля: недостаточная проверка в ходе учебного процесса выработки специфических письменных навыков и умений по составлению плана, выделению основополагающего, самоконтролю, скорости письма и т.д.; недостаточное определение типичных недочетов и ошибок, которые в последствии необходимо ликвидировать в ходе учебного процесса; нарушение единого режима орфографии в ходе проведения письменных работ; недостаточное количество заданий, подобранных индивидуально для каждого ученика, нацеленных на ликвидацию пробелов и недочетов[10].

Контроль навыков чтения

 

Объект контроля - степень сформированности коммуникативных (речевых) навыков и умений при ознакомительном чтении текстов (чтение с общим охватом содержания) и при изучающем чтении (детальный охват содержания). Контролю подвергаются:

) ознакомительное чтение текстов: понимание основной информации в тексте, идеи автора (общий охват содержания);

) изучающее чтение: способность четко и полно понять основную и дополнительную информацию, которую содержит текст; умение уместно интерпретировать ход мыслей, оценки и выводы автора;

) владение лингвистическим и коммуникативным материалом, необходимым для того, чтобы понять читаемый текст.

В процессе контроля, которому подвергаются выпускники средней школы, проверяются:

) умение понять главные факты текста и его общее содержание;

) умение поиска и нахождения в тексте необходимой информации;

) умение с точностью понять содержащуюся в тексте информацию. Для контроля наличия этого умения необходимо использовать задания, в которых нужно выбрать правильный вариант ответа из нескольких предлагаемых, так называемые «задания закрытого типа»[15].

В начальной фазе педагогического процесса проверяются следующие умения и навыки: распознавание букв и их называние; соотнесение буквосочетаний и отдельных букв с соответствующими им звуками; произношение букв, слов, словосочетаний, предложений; деление на ритмические группы предложений, интонирование; понимание текста с точностью и полно (изучающее чтение); общее понимание текста (поисковое и ознакомительное чтение); корректное чтение вслух. На продвинутом этапе (среднем или старшем) возможно использование различных упражнений для соответствующих видов чтения. Следующие упражнения служат для контроля навыков по ознакомительному чтению: прогноз содержания по иллюстрациям и заголовку; формулировка вопросов к общей информации и ответ на них; выбор заголовка, соответствующего содержанию текста; деление текста по смыслу на отдельные части и выбор названия для каждой из частей; выписка общей информации.

Следующие упражнения используются для проверки изучающего чтения: составление подробного плана (резюме, вывод, комментирование); формулировка утверждений для их подтверждения или опровержения; формулировка вопросов к целому тексту; частичный или выборочный перевод текста.

Для проверки поискового чтения применяются следующие упражнения: перечисление основных фактов и данных; формулировка вопросов к главной информации; оценка или рецензия к тексту или его фрагменту; понимание и объяснение коммуникативной цели автора; составление реферата или аннотации; выборочный перевод.

Для контроля навыков чтения студентов языковых вузов необходимо применять тексты с тематикой, интересующей будущую специальность обучающихся. К вышеперечисленным упражнениям необходимо добавить еще одно упражнение: подготовка устных рефератов и обзоров по одному или нескольким текстам; составление характеристики действующих лиц; сравнение социокультурной информации, содержащейся в тексте, с социокультурный фоном своей страны; выборка из справочной литературы информации по профилю специальности и ее интерпретация; определение в устной или письменной форме идеи или проблемы, изложенной в данном печатном материале (например, статья), составление выводов; группировка и систематизация информации, содержащейся в нескольких текстах, адекватно поставленной задаче[3].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...