Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким должен быть воспитатель?

О воспитании

Записки матери

 

 

Содержание

 

Предисловие...........................................................................................4

Зачем и почему люди рождают детей?.................................................5

Социальное значение воспитания. Причины непопулярности этого вида деятельности.................................................................................7

Сколько иметь детей..............................................................................15

Каким должен быть воспитатель..........................................................17

Некоторые важные принципы

О планах и надеждах.........................................................................20

Когда воспитывать ребёнка.............................................................21

О душевной работе...........................................................................23

Об ответственности родителей.......................................................25

Воспитание на примере....................................................................27

Приоритеты. Жертвенность родителей..........................................31

Дети — наше будущее.....................................................................34

Быть с ребёнком. Любовь и внимание — жизненно необходимые факторы для ребёнка. О дошкольном обучении.......41

Помнить себя ребёнком....................................................................46

Воспитание независимости, чувства собственного

достоинства и ответственности. О послушании................................48

О лжи и умолчании детей и взрослых.............................................57

Требования к ребёнку. Терпение и настойчивость родителей......63

Курение, алкоголь и наркотики........................................................67

 

 

Отдельные заметки

 

 

Беременность, соль и вода................................................................68

Грудной ребёнок: ночной сон..........................................................69

Не следует торопить маленьких детей............................................70

О еде. Нельзя заставлять ребёнка есть............................................72

О книгах. Библиотеки. Школьные уроки литературы.............................................................................................75

Телевизор...........................................................................................79

Компьютер.........................................................................................83

Игрушки.............................................................................................85

Помощь старших родителей: в какой мере следует ею

пользоваться..........................................................................................86

Состав семьи. Родственники, друзья..............................................88

Братья и сестры.................................................................................89

О домашнем труде............................................................................94

Контакты с посторонними...............................................................97

О наказаниях....................................................................................105

О признании своей вины, ошибок и недостатков.........................109

О справедливости, великодушии и любви, а также о детской жадности...............................................................................................113

О врождённых качествах................................................................117

О воспитании воли..........................................................................121

О безопасности и приобретении опыта........................................124

Детские открытия, рассуждения и выводы. Логическое

мышление. Эгоизм и эгоцентризм......................................................135

Юмор и насмешки...........................................................................147

О выборе...........................................................................................150

Болезни. Уход за ребёнком. Приём лекарств................................155

Список рекомендуемой литературы...................................................159

 

 

Предисловие

 

У меня трое детей. Воспитывая третьего ребёнка и осмысливая предыдущий опыт, я пришла к некоторым выводам, которые помогли мне разумнее подходить к воспитанию. Я прочитала немало популярной литературы для родителей и выслушала изрядное количество советов от знакомых и родственников, эти знания мне очень помогли, но некоторые вещи я смогла понять только на собственном опыте. Если бы я ограничилась одним или двумя детьми, как делает большинство родителей, многих выводов я не смогла бы сделать. Именно поэтому мне и хотелось бы поделиться своими мыслями и наблюдениями с молодыми и будущими родителями, которые к моменту появления ребёнка ещё только начинают накапливать свой опыт. Мой опыт для них — чужой, а значит, не так ценен, как собственный, но и на нём можно чему-то научиться.

За то время, пока росли мои дети, жизнь очень изменилась, особенно в нашей стране; многие реалии кажутся теперь устаревшими. Однако, люди вообще и дети в частности меняются всё же не так быстро, поэтому надеюсь, что мои наблюдения не потеряли актуальности.

Настоящие записки не являются законченным описанием системы воспитания; ими нельзя пользоваться как справочником. Здесь только то, что мне кажется важным, но не находит, на мой взгляд, достаточного отражения в литературе.

Я постаралась разбить записки на разделы, но это разделение условно. В жизни, как известно, всё взаимосвязано, и процесс воспитания не является исключением. Поэтому прошу извинить меня за невольные повторы.

Кроме того, прошу учесть, что все мнения, изложенные здесь, исключительно субъективны. Я — мать, и мои записки адресованы в основном женщинам, матерям. Мой опыт ограничен ещё и потому, что я воспитала только троих детей, и все они — мои собственные дети, значит, имеют что-то общее и со мной, и между собой.

Некоторые проблемы воспитания я только обозначила, не имея конкретного опыта или не зная конкретных способов их решения, но думаю, что родителям полезно даже просто знать, что такие проблемы существуют или могут возникнуть.

Поэтому данные записки не следует понимать, как прямое руководство к действию, а лишь как мнения, с которыми можно согласиться или не согласиться, как советы, которые можно принять или не принять, а также как элементы общей картины подхода к воспитанию, которая должна создаваться у молодых родителей.

 

Зачем и почему люди рождают детей?

 

  1. Чтобы избежать одиночества;
  2. Чтобы было, о ком заботиться;
  3. Чтобы иметь единомышленников;
  4. Чтобы было, кому передать редкую профессию;
  5. Чтобы сохранить семью (чтобы не бросил муж);
  6. Хочется иметь большую дружную семью;
  7. Чтобы иметь опору в зрелые годы и в старости;
  8. Чтобы иметь наследника;
  9. Чтобы не прервался род;
  10. Потому что любят детей.

Бывают, наверное, и какие-то иные причины. От того, какая причина является основной, зависят в какой-то мере и особенности воспитания.

Эти причины я бы назвала «уважительными», в разной, правда, степени. А бывают и «неуважительные» причины. Например:

1. Женщина не собирается иметь ребенка, но забеременела и по каким-то причинам не хочет делать аборт. Боится повредить здоровью, например.

Аборт – это, конечно, очень плохо, но если нет никаких возможностей и желания заниматься ребенком, если беременная не ощущает даже зачатка материнского чувства, то тут надо взвесить все «за» и «против». Давать жизнь живому существу, рассматривая его появление просто как одно из физиологических отправлений организма и не желая или не имея возможности полюбить это существо – безнравственно. Для любого человека ужасно, если он никому не нужен, а для ребёнка – тем более. Часто бывает, что, родив ребёнка, женщина всё же находит в себе силы полюбить его вопреки своим предчувствиям и намерениям, но так происходит, к сожалению, не всегда. Поэтому надо очень серьёзно подумать, прежде чем решать вопрос о судьбе неожиданной беременности. И вообще, я считаю, что за свои ошибки женщина должна расплачиваться сама, пусть даже своим здоровьем. (Это, кстати, одна из причин, по которым я против отмены абортов.) А лучше всего этих ошибок не совершать.

В общем, я призываю вести себя ответственно.

2. Есть еще такая причина – «так полагается». У всех есть дети, значит, и у нас должны быть. Бывает, что люди поженились, и через год родственники начинают спрашивать: когда же, наконец, вы осчастливите нас внуками? Не надо поддаваться на такие провокации. Если вы по каким-то причинам не хотите иметь ребенка, лучше и не надо. Эти причины могут быть вполне уважительными, например, профессионального характера: человек увлечен работой и чувствует, что не сможет уделять ребенку достаточно времени. Или Вам кажется, что Вы не любите детей. Обычно с возрастом, а особенно с появлением всё-таки своего ребенка это проходит, но не всегда. Таким людям, мне кажется, лучше совсем не иметь детей, чем рожать их потому, что «так принято». Лучше подождать, когда появится соответствующее желание. Главное, чтобы не оказалось поздно.

Бывает, что женщина не хочет иметь ребенка просто потому, что не хочет брать на себя «лишние» заботы. Мне не нравятся такие люди, но не могу не признать, что их выбор тоже заслуживает некоторого уважения хотя бы потому, что люди не боятся себе, а часто и другим признаться в таком одиозном взгляде на жизнь.

Лучше не иметь ребенка совсем, чем родить его и потом проклинать за то, что он появился на свет. Я за то, чтобы детей рождали женщины, которым это в радость, тогда и дети получаются счастливыми.

Иногда человек, не желающий обременять себя детьми, мотивирует это тем, что хочет пожить для себя, что-то увидеть в жизни, а не растрачивать её на такие банальности и глупости, как уход за ребёнком. Однако, на мой взгляд, именно люди, не имеющие детей, теряют в жизни очень многое. Не возьмусь чётко сформулировать, в чём состоят эти потери, но масштабы их примерно таковы, как у человека, не покидающего своей квартиры, не важно, по каким причинам. Даже если он имеет друзей, семью, если он располагает всей информацией, доступной в его положении, (книги, телевизор, Интернет, газеты, журналы — да всё, что угодно), — согласитесь, что он очень сильно проигрывает по сравнению с человеком, который может выйти на улицу и посмотреть вокруг. Воспитание детей много даёт не только детям, но и самим воспитателям как в эмоциональной, психологической сфере, так и в познавательной. Поэтому людям, которые стремятся как можно более полно прожить жизнь, не стоит отказываться от такой существенной её части.

Кроме того, надо заметить, что человек, принимающий активное участие в жизни детей, невольно смотрит на многое их глазами, а значит, надолго продлевает свою молодость. Он как бы проживает вторую жизнь со своими детьми, а то ещё и третью — с внуками.

Часто причиной нежелания иметь ребенка (или второго и последующих детей) является материальная несостоятельность. Но надо помнить, насколько это относительно. Здесь, конечно, каждый решает для себя, но имейте в виду, что большинству людей ребёнок приносит гораздо больше радости, чем новый автомобиль или поездка на Канары. И счастливы бывают дети вовсе не оттого, что они всем обеспечены.

 

 

Социальное значение воспитания. Причины непопулярности этого вида деятельности

 

Социальное значение воспитания, на мой взгляд, гораздо серьёзнее, чем это обычно принято считать.

Успехи в любой сфере человеческой деятельности, будь то промышленность, искусство, медицина или какая-то другая область приложения знаний или умений, зависят от множества разных причин: от наличия и качества сырья, энергии, оборудования и инструментов, от погоды, в конце концов. Страшно, однако, подумать, какое количество хороших, добрых начинаний погибло не от отсутствия указанных ресурсов, а оттого, что исполнители не справлялись со своими задачами. И наоборот, сколько запущенных, безнадёжных, неисполнимых, казалось бы, проектов было возрождено взявшимися за дело умелыми работниками и руководителями. И в тех и в других случаях сыграло роль то, что теперь принято называть человеческим фактором. Нигде не возможны серьезные достижения, если не хватает подходящих людей – умных, трудолюбивых, честных. Примерно так обстоит дело сейчас в нашей стране. Я бы сказала, что у нас дефицит порядочных людей. А если процент жуликов в стране превышает какой-то уровень, страна становится неуправляемой, и никакая власть при всем желании не может навести порядок. Не говоря уже о том, что власть тоже реализуется людьми, и среди них такой же процент жуликов (если не больше). А ведь все эти жулики, а также другие одиозные личности — бандиты, взяточники, бездельники, алкоголики, наркоманы, скины — не свалились к нам с Луны, не заброшены из-за границы стараниями врагов, а выращены, воспитаны в нашей стране. Их всех растили родители, учителя, воспитатели, которые вряд ли хотели сделать из своих детей и воспитанников мерзавцев. Получается, что они плохо справились со своей задачей. На то есть разные причины. Одна из них — та, что, к сожалению, государство и общество не уделяют этой сфере человеческой деятельности (воспитанию) должного внимания. На мой взгляд, это причина многих наших бед, как частных, личных, так и государственных.

Какие человеческие качества мешают Какие качества мы хотим видеть

обществу существовать нормально? в своих детях?

  1. Нечестность 1. Честность
  2. Жадность, скупость 2. Доброта
  3. Тщеславие 3. Скромность
  4. Глупость 4. Ум
  5. Склонность к пьянству, наркотикам 5. Склонность к

здоровому образу жизни

  1. Лень 6. Трудолюбие
  2. Безволие 7. Целеустремленность
  3. Недисциплинированность 8. Дисциплинированность
  4. Профессиональная несостоятельность 9. Высокие проф. качества
  5. Неуважение к людям, хамство 10. Уважение к людям
  6. Неуважение к себе 11. Уважение к себе
  7. Низкая самооценка 12. Уверенность в себе
  8. Безответственность 13. Ответственность

 

Список можно продолжить.

Таким образом, получается, что цели родителей и общества совпадают, и на родителях лежит высокая ответственность не только перед своим ребенком и перед своей семьёй, но и перед обществом.

Я бы выделила отдельную отрасль народного хозяйства – «производство людей». Оно состоит из следующих этапов:

1. создание семьи;

2. создание ребенка (зачатие, беременность, рождение);

3. воспитание ребенка;

и относиться к этой отрасли следует с такой же, если не с большей, серьезностью, как и к любой другой. Работа в этой отрасли, я считаю, должна цениться так же, как работа на любом другом производстве.

Моё личное мнение по этому поводу таково, что усилия государства должны быть направлены не столько на повышение рождаемости, сколько на повышение качества воспитания, а общество, грубо говоря, должно всё бросить и заниматься только воспитанием и обучением детей. Только тогда, может быть, в будущем оно достигнет благополучия. Причём основной упор должен делаться на воспитание в семье. Общественное воспитание тоже очень важно, с этим не поспоришь. Но беда в том, что оно реализуется людьми, страдающими теми же недостатками, что и другие граждане. Конечно, у нас много прекрасных учителей и воспитателей, которые отдают все силы своей работе, но немало есть и безответственных, плохо профессионально подготовленных, малокультурных, а то и просто недобрых. Одним лишь повышением зарплаты (которое, безусловно, необходимо) этот вопрос не решить. Надеяться можно только на семью, на родителей. Только они, какими бы недостатками ни обладали, искренне любят своих детей, и эта любовь может помочь следующему поколению стать хотя бы немного лучше. Поэтому общество должно изменить своё отношение к важности этой проблемы и обязано дать материальную возможность матери растить, воспитывать своего ребёнка. Только тогда можно рассчитывать, что через несколько поколений дело сдвинется в лучшую сторону.

Здесь есть два взаимосвязанных аспекта, которые трудно разделить, поэтому буду говорить сразу об обоих. Один из них касается точки зрения государства на «производство людей», другой – общественного мнения по этому поводу.

Если нанимают няню, ей платят деньги за то, что она занимается только ребенком. Тот же труд, выполняемый матерью по отношению к своим детям, обществом и государством оценивается очень низко, а ведь на женщине, помимо ухода за детьми, чаще всего лежат и другие обязанности; обычно это готовка, стирка, уборка, покупки. Наёмные домработница, няня или гувернантка, которые выполняют ту же работу, но в меньшем объеме и в чужой семье, оцениваются обществом значительно выше, чем женщина, выполняющая те же обязанности в своей семье.

Это отразилось и в нашем языке: для женщины, занимающейся воспитанием собственных детей, даже нет названия. Есть понятие «сидеть с ребенком» — так обычно говорят о женщине, которая временно оставила работу, потому что дети еще малы и надо за ними присматривать. Причем, заметьте, не «ухаживать», не «воспитывать», а просто сидеть, то есть просто присутствовать, причём сидя, то есть не очень себя утруждая. Ещё про такую женщину принято говорить «она не работает», хотя по своему опыту могу сказать, что уход даже за одним маленьким ребёнком при наличии помощников (двух бабушек и мужа) — достаточно серьёзная работа, хотя бы потому, что она продолжается 24 часа в сутки; даже ночью мама «дежурит». Единственное преимущество этой работы состоит в том, что в этом случае женщина может более свободно распоряжаться своим временем. Но это кажущееся благо, примерно такое же, какое видится ребёнку, недоумевающему, почему мама не покупает конфет — вон же у неё сколько денег в кошельке!

Также есть слово «домохозяйка» — но домашнее хозяйство, вообще говоря, не включает в себя детей. Работа домохозяйки — это уход за домом, а не за детьми. Однако, у нас этим словом принято называть любую неработающую женщину, независимо от того, есть ли у неё дети. Социальный статус домохозяйки очень низок. В глазах общества это ленивая неряшливая туповатая особа, всем другим занятиям предпочитающая просмотр сериалов и болтовню с подругами. Хотя не могу не заметить, что добросовестное бытовое обслуживание семьи из трёх-четырёх человек даже при помощи современной бытовой техники требует не меньше внимания, сил и времени, чем работа на производстве. Если Вы — наёмная работница и растите чужого ребенка, то Вы имеете профессию «няня» или «гувернантка», Вам платят деньги за трудную работу, Вы – уважаемый обществом человек. А «мать» — это разве профессия? Это – так, что-то вроде хобби. Ведь за это не платят денег.

Причиной сложившегося положения вещей является, по-видимому, не разница в степени полезности мужских и женских занятий, а разница в мужской и женской психике. Я читала, что существует туземное племя, в котором охотой занимаются женщины, а мужчины готовят пищу, следят за детьми и т.п. Так вот, в этом племени те дела, которые делают мужчины, считаются очень важными, полезными, необходимыми, а сами мужчины — так же почитаемы, как и при привычном для нас распределении обязанностей. А женщины — как всегда, так, какой-то чепухой заняты. Получается, что мужчинам больше необходимо общественное признание и уважение, чем женщинам. Винить за это что мужчин, что женщин, конечно, нельзя. Это проделки природы, и истоки тут следует искать (наверное, это дело профессионалов) скорее в биологии, чем в истории или социологии. Но коли уж женщинам не нравится такая ситуация и они борются за свои права, то делать это, мне кажется, следует иначе. Эмансипация должна состоять не в том, что женщины, забросив свои дела, пытаются превзойти мужчин в их традиционных занятиях, а в том, чтобы изменить общественное мнение в пользу важности и полезности традиционных женских занятий, в особенности — в пользу воспитания.

Поймите меня правильно — я вовсе не считаю, что женщина должна заниматься исключительно домом и детьми, также как не считаю, что она должна обязательно работать на производстве или участвовать в бизнесе. Она просто должна иметь выбор. Сейчас она его практически не имеет, она должна работать, чтобы было, на что жить, и должна создавать и поддерживать семью — обслуживать мужа, рожать и растить детей, ухаживать за домом — чтобы жизнь была полноценной. В результате женцина мечется между семьёй и работой, но в большинстве случаев ни сил её, ни времени на всё не хватает. Совместить эти две функции так, чтобы никакая из них не страдала, удаётся очень немногим женщинам, честь им и хвала за это.

В идеале же мужчина должен зарабатывать столько, чтобы мог без усилий содержать семью (при этом надо, конечно, иметь какие-то границы "аппетитов", а у некоторых людей они отсутствуют). Женщина должна иметь возможность выбрать, чем ей заниматься, и при желании изменить свой выбор, а традиционный женский труд не должен быть настолько презираем обществом, чтобы женщины всеми силами старались его избежать. Думаю, что при таких условиях многие женщины выбрали бы дом и семью вместо наёмной работы или бизнеса. Для тех же, кто захочет совмещать эти две сферы деятельности, обществом должны быть созданы условия, при которых это совмещение будет возможным без ущерба как для работы и семьи, так и для самой женщины — её здоровья, настроения, возможностей для отдыха и пр. При этом доминировать должны в любом случае интересы детей. Ведь профессиональную деятельность всегда можно прервать, как бы трудно это ни было, а с детьми, коли уж они родились, что сделаешь?

Помню одну свою сотрудницу, заботливую мать и в то же время хорошего, добросовестного инженера, которая однажды призналась, что бывает даже довольна, когда кто-то из детей простужается, не серьёзно, а так, слегка. Это даёт возможность получить больничный лист по уходу за ребёнком. «Я и домашние дела, которые накопились, успеваю все переделать, и с ребёнком могу пообщаться. А то в будние дни я детей практически не вижу: прихожу домой около семи часов, а в девять им уже пора спать укладываться,» — говорила она. И многие матери с ней согласятся. Разве такое положение дел, при котором мать не имеет другой возможности побыть с ребёнком, кроме как во время его болезни, можно считать нормальным?

Общество не должно осуждать и тех женщин, которые предпочли исключительно профессиональную деятельность, как это сделала, например, одна знаменитая балерина. На несколько бестактный вопрос журналиста, не жалеет ли она, что у неё нет детей, она ответила: "Тут уж надо выбирать что-то одно." Возможно, она в глубине души иногда и сомневается в своём выборе, но её творчество настолько богато, столько радости принесло и ей, и всему человечеству, что с точки зрения её личной состоятельности вполне могло заменить воспитание пусть даже нескольких детей.

Всё-таки основная проблема здесь, по-моему, — это отношение общества. Если бы люди немного иначе смотрели на эти проблемы, нашлись бы и возможности, и деньги, и время для воспитания детей. Однако, многие люди заняты зарабатыванием (а то и воровством) денег, и считают, что для детей это тоже самое важное. Дети, подрастая, и, с одной стороны, не имея других идеалов, а с другой, пытаясь заменить недостаток родительской любви материальным достатком, идут по той же дороге. Так и получается порочный круг. Разорвать его непросто; по-хорошему, как я уже говорила, за это дело следовало бы взяться в государственном масштабе.

Конечно, родители, планируя обзавестись ребенком, не думают о благе общества, так же как почти никогда не думают об этом те, кто, например, нанимаются на какую-нибудь службу. Но в одном случае люди получают зарплату, а впоследствии и пенсию, то есть государство или общество (в лице работодателя) более или менее по достоинству оценивает их труд, а в другом – не оценивает почти никак. То есть рождение и воспитание детей в глазах государства – это что-то вроде развлечения, которое позволяют себе отдельные граждане для собственного удовольствия. (Однако надо заметить, что плодами этих развлечений государство впоследствии беззастенчиво пользуется, например, когда рожденные и воспитанные граждане достигают призывного возраста.) Государственные денежные пособия, касающиеся материнства и детства, смехотворно малы; и даже пресловутый материнский капитал, обещанный за рождение второго ребенка, вопроса не решает. (Причем, насколько мне известно, пособия выдаются именно «на ребенка», т.е. имеется в виду помощь ребенку, но не матери).

А теперь представим себе, что ребёнка по достижении им определённого возраста, скажем, шестнадцати лет, можно продать. Нет, я не имею в виду рабство или какие-то другие ужасы. Просто когда сыну или дочери исполняется шестнадцать лет, они проходят тестирование, выявляющее их качества, и по результатам этого тестирования государство выплачивает родителям большую сумму денег за воспитание ребёнка. Серьёзную сумму, которая в значительной степени покрывает материальные и трудовые затраты родителей по уходу за ребёнком и его воспитанию. Однако, сумма эта должна сильно колебаться в зависимости от результатов теста. Испытание тоже должно быть серьёзным: оцениваются все человеческие качества, в которых заинтересовано общество. То есть тест должен касаться всех сфер деятельности человека, как профессиональных (работоспособность, ум, добросовестность, креативность и т.д.), так и личных (честность, доброта, самоуважение и т.д.). Кроме того, должно проверяться и здоровье подростка, но оцениваться только в той мере, в какой оно зависит от родителей (от правильного питания, здорового образа жизни, своевременного лечения и т.п.). Также представим себе, что тестирование проводится честно, без взяток и протекций. Такое вообразить ещё труднее, но всё же попытаемся. А теперь подумаем, как же изменится отношение общества к воспитанию, к его необходимости и значению? Уверена, что сильно изменится. Само собой, увеличится рождаемость, но речь сейчас не об этом. Сразу возрастёт социальный статус как родителей, так и воспитателей и учителей всех уровней. Никто уже не будет смотреть на молодую неработающую мать, как на бездельницу. И сами родители будут относиться к своим обязанностям серьёзнее, ведь от успеха будет зависеть оплата их труда. Сразу появится множество разных курсов и учебников для матерей, отцов, возможно, даже для бабушек. Сейчас, думаю, такие курсы тоже существуют, но не слишком популярны. Появится множество детских физкультурных секций, где детей будут тренировать не для получения результата, как в спортивных секциях, а для приобретения здоровья и навыков здорового образа жизни. И так далее и тому подобное.

Но ведь то, что даёт человеку хороший сын или дочь, дороже любой компенсации, любых денег. Получается, судя по существующему положению вещей, что люди в большинстве своём об этом не задумываются. А жаль!

Разница в материальном положении бездетной семьи и семьи с детьми очень велика. Кроме того, молодой женщине, имеющей даже одного маленького ребенка, трудно устроиться на работу: с точки зрения работодателя такой работник ненадежен. Сидя дома с детьми, женщина зачастую теряет квалификацию; это снижает ее шансы найти работу, когда ребенок подрастет. Женщина, занимающаюся только домом и детьми, в большинстве случаев вынуждена ограничить свой круг общения свомим близкими — не потому, что она не хочет никого видеть, а потому, что работа её слишком тяжела, сил и времени не хватает на общение с другими людьми.

В этом причины низкого социального статуса родителей, в особенности матери.

Эти же причины не способствует повышению рождаемости.

Усматриваю также следующую причину непопулярности разного рода воспитателей в обществе. Существуют виды человеческой деятельности, результат которой бывает заметен в основном тогда, когда эта деятельность осуществляется плохо, недобросовестно. Например, это работа домашней хозяйки. Если в доме грязь, пыль, кругом валяются неубранные вещи, на столе стоит грязная посуда — тогда люди видят, что домашнее хозяйство ведётся плохо. Если же в доме чисто, убрано — большинство людей воспринимают это как должное и не задумываются над тем, сколько усилий и времени тратит хозяйка на поддержание порядка. Разве что другая хозяйка оценит этот труд. Работа воспитателя принадлежит к деятельности такого же рода.

Рассмотрим гипотетический пример в нескольких вариантах.

1) Мальчик перелезал через высокий забор и сломал ногу. Попал в больницу, ему наложили гипс, но кость срослась неудачно, и бедный мальчик вынужден при ходьбе пользоваться костылями. Через несколько лет он попадает в поле внимания хорошего хирурга, тот делает ему операцию и навсегда избавляет от костылей. Мальчик и его родители, счастливые и благодарные, надолго запоминают его: ведь он избавил мальчика от тяжёлой инвалидности.

2) Мальчик перелезал через забор и сломал ногу. В больнице ему попался более знающий и умелый, а может быть, просто более внимательный и добросовестный врач. Он удачнее совместил сломанные кости, и нога срослась правильно. Мальчик после снятия гипса не только не нуждается в костылях, но даже не хромает. Он и его родители, конечно, благодарны врачу, который оказал ему помощь, но рассматривают всё это происшествие как досадный инцидент и скоро его забывают, как и врача.

3) Мальчик перелезал через забор и не сломал ногу, потому что отец занимается с ним физкультурой и научил его правильно прыгать, научил осмотрительности в экстренной ситуации, привил и другие полезные навыки.

4) Мальчик не стал перелезать через забор, а прошёл через калитку, потому что так его научила мама.

5) Мальчик вообще не оказался в ситуации, когда надо преодолеть забор, например, потому что другие мальчишки звали его воровать яблоки, а он считал, что не следует этого делать, и не поддался дурному влиянию приятелей – так воспитали его родители.

Самыми эффектными выглядят действия хирурга в первом случае. Он прекрасный врач, он спас ребёнка от страданий, хотя в данном случае просто исправил чужую ошибку. Второй врач по своей квалификации может быть ниже этого хирурга, он просто добросовестно сделал свою работу. Кропотливая же работа родителей по воспитанию и обучению ребёнка в 3, 4 и 5 случаях вовсе никому не видна, не заметна. Но что же объективно лучше для самого ребёнка, что эффективнее? Думаю, это ясно.

Вот и получается, что хорошая работа родителей, воспитателей, учителей (и часто врачей) для общества тем меньше заметна, чем она эффективнее.

Воспитание также можно рассматривать как своего рода профилактику – профилактику, так сказать, плохих поступков воспитуемого. А польза любой профилактики в большинстве случаев не наглядна, не эффектна, хотя и вполне эффективна. Эта польза часто бывает заметна лишь статистически, то есть на большом количестве случаев.

Простой пример — прививки. Люди часто рассуждают так: зачем делать прививку? Вот А. сделал прививку и всё равно заболел, а В. никогда не делает никаких прививок и никогда не болеет. А то, что С. сделал прививку и остался здоров — так, может быть, он и так бы не заболел! Всё это верно, но врачи знают, что среди привитых заболевает, скажем, 10% людей, а среди непривитых — 50%, потому они и затевают эти прививки. (Осложнения и заболевания от прививок тоже имеют свою статистику, которая учитывается.) Если же поставить вопрос так — с какой вероятностью Вы хотели бы быть здоровым, с вероятностью 10% или 50%, то многие люди изменили бы своё мнение в пользу прививок.

Так же статистически бывает заметна и польза воспитания. Любой ребёнок может оказаться добрым или злым, умным или глупым, вежливым или грубым вне зависимости, казалось бы, от того, кто его родители. Однако, учителя хорошо знают, что если в каком-то классе волею случая собираются дети из неблагополучных семей, то там и дисциплина плохая, и успеваемость ниже, чем в параллельных классах.

Ещё одна причина непопулярности хороших воспитателей в обществе — это отдалённые по времени результаты их работы. Итоги других видов деятельности, как правило, проявляются достаточно быстро, и человек может попробовать те или иные методы, выбрать наиболее подходящие, оперативно исправить ошибки и набраться опыта. Здесь же такой подход невозможен. Воспитателям, особенно «начинающим» родителям во многих случаях приходится учиться лишь на чужом опыте, а насколько он подходит к данным конкретным условиям — зачастую судить нелегко. Поэтому причинно-следственная связь между воспитанием и его конечным продуктом сложна и неочевидна; иногда людям кажется, что её вообще не существует. Есть даже такое выражение — «удачный ребёнок», которое подразумевает, что хорошие дети — вопрос удачи, а не заслуга родителей. Родители нянчатся с ребёнком, опекают его, беседуют с ним, читают ему книжки, водят по музеям, учат его и вообще, делают для него, как им кажется, всё, что можно и нужно, а что из него вырастет — бог весть! Бывает и так, что в одной семье при, казалось бы, одинаковом воспитании вырастают непохожие дети. Но если приглядеться, можно увидеть в таких семьях как различия в условиях воспитания, так и общие черты между этими «непохожими» братьями и сестрами.

Понятнее и быстрее проявляются результаты работы плохих воспитателей: например, ребёнок орёт, дали ему подзатыльник — замолчал. Значит, подзатыльник — эффективная воспитательная мера. На самом деле эффект здесь примерно такой же, как с лекарствами: чем быстрее действует лекарство, тем вероятнее побочные неблагоприятные последствия.

В одной моей знакомой семье в детском саду ребёнка заперли в кладовку за то, что он плохо ел. При этом мальчику сказали, что в этой кладовке водятся крысы, желая, видимо, таким сообщением усилить воспитательное воздействие. К счастью, малыш не испугался, а стал с интересом ждать появления никогда им не виданных зверьков. Потом маме рассказывал: «Я ждал-ждал, а они так и не пришли». У ребёнка с другой психикой такое наказание могло вызвать сильнейший стресс. Когда мать пришла к воспитательнице за разъяснениями, та отвергла все претензии. «Я работаю с детьми уже двадцать лет и не Вам, молодой мамаше, меня учить,» — сказала она. Возможно, эта мера все двадцать лет была эффективна с точки зрения воспитателя: дети становились послушнее. А как такие методы сказываются на психике ребёнка, на его дальнейшем развитии — воспитательницу не волновало. С выросшими своими воспитанниками она не встречалась и не видела необходимости задумываться о таких «тонких материях». Так ведёт себя профессиональный, опытный воспитатель в полной уверенности, что поступает правильно. Чего же ждать от зачастую неподготовленных родителей? А ведь для них гораздо важнее будущие качества ребёнка, чем для детсадовской воспитательницы.

На формирование личности ребёнка помимо воспитания влияет, конечно, и множество других факторов, среди которых — и наследственность, и окружающая среда. Но это вовсе не значит, что от воспитания ничего не зависит и можно об этом вовсе не думать.

Большинство людей понимает, что причиной жизненных неудач может быть сам неудачник, его психические особенности и недостатки. Многим известно также, что истоки некоторых, если не большинства, из этих недостатков надо искать в детстве. Однако, далеко не все задумываются о том, как с помощью разумного воспитания избавить от этих недостатков собственных детей.

Непопулярность в обществе воспитания и воспитателей приводит к тому, что некоторым людям вообще не приходит в голову, что с детьми надо обращаться как-то обдуманно.Они часто неосознанно ведут себя так, как вели себя с ними их родители. А это далеко не всегда правильно.

На самом деле воспитание ребенка – гораздо более важное и увлекательное занятие, чем представляется в сознании многих людей, требующее, как и любое другое серьёзное дело, и знаний, и навыков.

Конечно, при уходе за детьми много рутинной работы, но ее много и в большинстве профессий, общепризнанно творческих.

И неужели создание книги, картины или музыкального произведения — более интересный, более творческий труд, чем создание человека?

 

Сколько иметь детей?

 

По этому поводу есть, как известно, разные мнения, и все они небезосновательны. Есть семьи, которые сразу решают, что ограничатся одним ребенком, некоторые хотят иметь именно двоих или именно троих, а есть и такие, которые считают, что чем больше, тем лучше (но их, конечно, немного). О семьях, которые с самого начала не предполагают иметь детей, мы уже говорили.

На чём чаще всего основываются решения будущих родителей?

Аргументы в пользу одного ребёнка обычно сводятся к следующим:

1) трудности с жилплощадью;

2) нет возможности обеспечить материально больше одного ребёнка;

3) трудности со здоровьем родите

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...