Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов




 

При анализе полученных данных по методике № 1 исследования, выявлено, что мальчики более возбудимы, капризны, упрямы, агрессивны, девочкам более свойственно проявлять плаксивость и сочувствие. Для мальчиков характерно компенсируемое состояние усталости, девочки попадают в зону оптимальной работоспособности. Эмоциональное состояние детей в целом находится в норме. Мальчики дошкольного возраста, как при эмоциональном, так и при деловом выборе не опираются на эмоционально-личностные особенности своих сверстников, а девочки при отрицательном выборе опираются на эмоционально-личностные характеристики других людей.

. Методика одномоментных срезов путем наблюдения

Рассмотрим полученные данные, характеризующие отдельно особенности общения девочек и особенности общения мальчиков.

Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявились по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом (78 %.) избирательных контактов по сравнению с мальчиками (71 %) Следует добавить, что на одну девочку в среднем приходится 1,2 случая избирательного контактирования, а на одного мальчика - только 0,95.

Полученные данные свидетельствуют и о том, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками. Эта разница возрастает от среднего дошкольного возраста к старшему. По широте круга общения (экстенсивности) различий между мальчиками и девочками фактически не обнаружено.

Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактировали, то можно видеть, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола, чем у мальчиков.

По режимным моментам: приход в детский сад, завтрак, занятия с воспитателем и т.д.: в средней группе девочки общаются со сверстниками своего пола в 81% случаев, а мальчики - в 79%, то в старшей группе этот разрыв больше: число контактов со сверстниками своего пола у девочек становится равным 80 % от общего числа контактов, а у мальчиков - 74%. Это свидетельствует о том, что появление новой тенденции - интереса, к представителям другого пола как будущим спутникам во взрослой жизни у мальчиков проявляется ярче, чем у девочек.

Хотя общая широта круга общения у девочек и мальчиков была одинаковой, так же как и соотношение широты круга общения с детьми своего и противоположного пола, возрастная тенденция здесь проявилась несколько иначе, чем по параметру интенсивности общения. При общем расширении круга общения у мальчиков и девочек круг общения девочек с девочками в младших и средних группах детского сада был значительно шире, чем мальчиков с мальчиками. Выравнивается этот показатель в средних группах, а в старших - мальчики превосходят по нему девочек.

Вероятно, это происходит потому, что их игровые объединения в этом возрасте более крупные по числу участников, а игры - более динамичные.

По избирательности общения, которая, как указывалось, была выше у девочек, различий в направленности контактов (со сверстниками своего или противоположного пола) у мальчиков и девочек фактически не обнаружилось. Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек всех возрастных групп ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном выражено сильнее, чем у мальчиков.

Несколько труднее проследить тенденцию консолидации со сверстниками своего пола по параметру экстенсивности, так как необходимо учитывать расширение круга общения детей от младших групп к старшим. Вероятно, о динамике половой дифференциации более адекватно можно судить, сравнивая разность широты круга общения с детьми своего пола и детьми противоположного пола в каждой возрастной группе. Если показатели этой разности в средней группе - существенны (25%), в старшей - наибольшие (32 %).

Как видим, общая тенденция подтверждается и здесь: кульминационной точкой половой дифференциации по параметру экстенсивности общения являются также старшие группы детского сада.

Проведенное исследование свободного общения дошкольников друг с другом и их избирательных отношений с помощью разработанного нами варианта социометрического эксперимента показало, что

) в группах детского сада существует ярко выраженная консолидация детей со сверстниками своего пола;

) эта консолидация возрастает от среднего дошкольного возраста к старшему, приводя по существу к образованию двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек.

Мальчики дошкольного возраста, как при эмоциональном, так и при деловом выборе не опираются на эмоционально-личностные особенности своих сверстников. Девочки при положительном эмоциональном и деловом выборе также не руководствуются эмоционально-личностными характеристиками. Но при отрицательном выборе они опираются на эмоционально-личностные характеристики других людей.

На основе настоящего исследования можно также констатировать, что положение девочек в структуре межличностных групповых отношений несколько выше, чем положение мальчиков; кроме того, у них ярче выражена избирательность общения и они более постоянны в своих симпатиях.

Вопрос о причинах обнаруженной в нашем исследовании ярко выраженной в общении и межличностных отношениях консолидации дошкольников со сверстниками своего пола (что свидетельствует о наличии процесса половой социализации) - особая проблема.

Анализ данных, характеризующих возрастную динамику этого процесса, позволяет предположить, что биологический фактор, которому придается такое большое значение рядом зарубежных исследователей, в дифференциации между мальчиками и девочками дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях со сверстниками не является единственным, тем более решающим. Вероятно, большее значение в этом процессе принадлежит второму фактору, который мы обозначаем как фактор дифференцированного (в зависимости от пола ребенка) влияния окружающих взрослых и сверстников.

Таким образом, полученные экспериментальные данные, характеризующие половую консолидацию детей 4-6 лет в свободном общении со сверстниками, показывают, что предпочтение отдается детям своего пола. Это проявляется в избирательности общения, широте его круга и интенсивности.

Суммируя данные эксперимента, проведенного с детьми в группах детского сада на разных этапах дошкольного детства, можно сделать тот же вывод, что и по данным, характеризующим свободное общение детей: в группах детского сада, наблюдается резкая дифференциация между детьми разного пола, тенденция определенной консолидации полов. Это выражается в предпочтении при выборе сверстников своего пола, которое усиливается от средней группе к старшей. Игра «Секрет» Результаты этого эксперимента показали, что о дифференциации в межличностных отношениях детей разного пола можно судить по соотношению выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Средний показатель по всем возрастным группам оказался равным: выборы, отданные сверстникам своего пола - 71,1 %, противоположного - 28,9 %. Еще больше эти различия проявились в данных, характеризующих взаимные выборы. Их средние показатели составили 84,8 % между детьми одного пола и 15,2 % - разного пола. Представляют определенный интерес обоснования детьми выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Кроме таких качеств, как умение дружно играть, доброта, успешность в различных видах деятельности, жизнерадостность, мальчики обосновывали свой выбор такими качествами девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки мальчиков - такими качествами, как сила, способность заступиться за них.

. Оксана В. о Жене С. “С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.

. Таня З. о Жене: “Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно”.

. Сережа Р. о Жене: “Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть”. 4. Андрей М. о Жене: “Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает”. взаимоотношение общение мальчик девочка

. Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.

. Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: “А кто же это - мы?” девочка ответила: “Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей”.

. Таня К. Об Оксане сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.

. Максим Ш. об Оксане: “Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка”.

Прослеживая возрастную динамику выявленных различий в общении дошкольников в зависимости от пола сверстников, можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, что от младших групп детского сада к старшим возрастает общее количество избирательных контактов с детьми своего пола; соответственно уменьшается число контактов с детьми противоположного пола.

Если судить по общему числу выборов, отданных девочками девочкам, а мальчиками - мальчикам, то оно достигает кульминации в группе шестилетних детей (старшей); а если судить по числу взаимных выборов - то в группе четырех-пятилетних детей (средней). На основе обработки полученных данных можно сделать следующие выводы. Проведенный опыт еще раз подтверждает возрастную динамику выявленных различий в общении дошкольников. Можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, что от младших групп детского сада к старшим возрастает общее количество избирательных контактов с детьми своего пола; соответственно уменьшается число контактов с детьми противоположного пола. Если судить по общему числу выборов, отданных девочками девочкам, а мальчиками - мальчикам, то оно достигает кульминации в группе шестилетних детей (старшей); а если судить по числу взаимных выборов - то в группе четырех-пятилетних детей (средней). Растет потребность в общении с людьми своего пола.

 


Заключение

 

Согласно цели исследования решались задачи, направленные на: анализирование теоретических аспектов регулирования педагогом взаимодействия детей со сверстниками; рассмотрение понятия об индивидуальном стиле педагога; изучение сущности и типов педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста. Таким образом, исходя из поставленных задач, были сделаны следующие выводы:

Индивидуальный стиль рассматривается как устойчивая система способов выполнения деятельности, обусловленная типологическими особенностями. Стиль деятельности объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как характер выдвигаемых учителем целей, используемых им методов и средств, способы анализа результатов работы.

Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится потому, что в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления развитием личности.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, протекающее в рамках сотрудничества воспитателя и ребенка, основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.

 


Список использованной литературы

 

1. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев// Избранные психологические труды, 2-е изд. - М.: Международная педагогическая академия, 2005-314с.

.   Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009.-311с.

.   Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» / Л.С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие 2-е. - М.: 2005- 228с.

.   Выготский, А.С. Педагогическая психология/ А.С. Выготский// - М., 2011-243с.

.   Гарбузов В.И. Практическая психология /В.И. Гарбузова//- М., 2009-184с.

.   Детская практическая психология: Учебник под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255с.

.   Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. - 2008. - № 5.-123с.

.   Каралашвили Физкультурная минутка М.: ТЦ Сфера, 2010.-251с.

.   Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольная педагогика. - 2005. - №1-74с.

.   Комисаренко Т. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12.

.   Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития. - 2007. -211с.

.   Кобазаева, Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка / Ю.А. Кобазаева// Психолог в детском саду. - 2006. № 3 - 116с.

.   Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития. - 2007-244с.

.   Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 2007.-218с.

.   Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3.-91с.

.   Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2008.-125с.

.   Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. - Ярославль. - 2010.-177с.

.   Нагаева Л.Г. Тревожность родом из детства // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 6.-91с.

.   Развитие общения дошкольника со сверстниками/ Под. ред. А.Г. Гузкой. - М., 1999-165с.

.   Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009-346с.

.   Семенака С.И. Социально- психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. - М.: АРКТИ, 2009.-154с.

.   Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.-227с.

.   Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.; Просвещение, 2010.-269с.

.   Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Сост.: О.Л.Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. -167с.

 


Приложения

Приложение 1

 

Инструкция:

. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Она (он) играет с малышами».

. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Она (он) играет гуляет со своей мамой и малышом».

. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка. Она (он) одевается».

. Ига со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) играет со старшими детьми».

. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) идет спать».

. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) в ванной».

. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: весел или печальное?»

. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?».

. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) убирает игрушки».

. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Рисунки для мальчиков. Комментарии остаются прежними.


Приложение 2

 

Имя: Ира Возраст: 6 лет

Рисунок Высказывание Выбор  
      Веселое лицо Печальное лицо
1 Игра с младшими детьми У меня тоже есть братик. Правда он еще не умеет играть.   +
2 Ребенок и мать с младенцем (в продолжение) И мы ходим в парк. Я катаюсь на качелях, а Сережа спит. +  
3 Объект агрессии Мальчик ее обижает и дерется.   +
4 Одевание Холодно.   +
5 Игра со старшими детьми Гости. +  
6 Укладывание спать в одиночестве А кому она ручку чесать будет?   +
7 Умывание Мойдодыр. +  
8 Выговор Маму не слушалась вот и поругались.   +
9 Игнорирование - +  
10 Агрессивность Забрал игрушку.   +
11 Собирание игрушек Помогает маме. +  
12 Изоляция -   +
13 Ребенок с родителями А что, у нее папа есть? +  
14 Еда в одиночестве Молоко пьет и я хочу. +  

 

ИТ = 7:14•100=50 средний уровень тревожности

 

Имя: Даша Возраст: 6 лет

Рисунок Высказывание Выбор  
      Веселое лицо Печальное лицо
1 Игра с младшими детьми Не хочет играть с мальчиком.   +
2 Ребенок и мать с младенцем Она гуляет. +  
3 Объект агрессии Умеет стулом драться.   +
4 Одевание Она собирается идти гулять. +  
5 Игра со старшими детьми Она его знает. +  
6 Укладывание спать в одиночестве Любит спать. +  
7 Умывание Не хочет умываться и идти в сад.   +
8 Выговор Она ее ругает.   +
9 Игнорирование Она любит, когда папа играет с ребенком. +  
10 Агрессивность Она хочет поиграть.   +
11 Собирание игрушек Любит собирать игрушки. +  
12 Изоляция Все ушли, она одна осталась   +
13 Ребенок с родителями Она любит гулять вместе. +  
14 Еда в одиночестве Любит есть. +  

 

ИТ = 6:14•100=42,85 средний уровень тревожности

 

Имя: Даниил Возраст: 6 лет

Рисунок Высказывание Выбор  
      Веселое лицо Печальное лицо
1 Игра с младшими детьми Он играть умеет?   +
2 Ребенок и мать с младенцем Гуляют. +  
3 Объект агрессии Бьет.   +
4 Одевание Пойдет на улицу. +  
5 Игра со старшими детьми Играют. +  
6 Укладывание спать в одиночестве Темно в комнате.   +
7 Умывание Вода холодная он замерзнет.   +
8 Выговор Будет плакать.   +
9 Игнорирование Обиделся, что играют не с ним.   +
10 Агрессивность Отберет игрушку. +  
11 Собирание игрушек Можно играть еще. +  
12 Изоляция Большие дети не принимают.   +
13 Ребенок с родителями Будут ругаться, а он будет плакать.   +
14 Еда в одиночестве Кушает. +  

 

ИТ = 8:14•100=57,14 высокий уровень тревожности

 


Имя: Егор Возраст: 6 лет

Рисунок Высказывание Выбор  
      Веселое лицо Печальное лицо
1 Игра с младшими детьми Они играют. +  
2 Ребенок и мать с младенцем Идут в парк на карусели. +  
3 Объект агрессии Обижает маленького. Папа говорит, что маленьких нужно защищать. А я уже большой.   +
4 Одевание Пойдет на улицу. +  
5 Игра со старшими детьми Еще можно в футбол играть. +  
6 Укладывание спать в одиночестве Спокойной ночи посмотрел. +  
7 Умывание Проснулся. +  
8 Выговор Огорчил маму.   +
9 Игнорирование - +  
10 Агрессивность Он делится игрушкой. +  
11 Собирание игрушек Я тоже убираю игрушки. +  
12 Изоляция Они наверно в прятки играют. +  
13 Ребенок с родителями Значит, выходной и они пойдут к бабушке. +  
14 Еда в одиночестве Чай пьет. +  

 

ИТ=2:14•100=14,28 низкий уровень тревожности

Были обследованы 2 группы детского сада (34 испытуемых - 18 девочек и 16 мальчиков), из них: 1 средняя группа (4-5 лет), 1 старшая группа (5-6 лет).

 

Таблица № 1.Сумма балов

Картинки Девочки Мальчики  

  Средняя группа Старшая группа Средняя группа Старшая группа  

  + - + - + - + -
1. 4 4 8 2 3 4 3 6
2. 7 1 9 1 5 2 5 4
3. - 8 - 10 - 7 1 8
4. 5 3 8 2 3 4 6 3
5. 5 3 8 2 3 4 6 3
6. 4 4 7 3 4 3 7 2
7. 6 2 9 1 3 4 7 2
8. 1 7 - 8 1 6 - 9
9. 1 7 3 7 1 6 1 8
10. 2 5 1 9 4 3 5 4
11. 6 2 9 1 3 4 5 4
12. 3 5 3 7 2 5 4 5
13. 8 - 9 1 6 1 7 2
14. 2 6 6 4 2 5 5 4
Всего детей 8 10 7 9        

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...