Какие мысли надо внушать ребёнку алкоголика?
§ Разговаривать о твоих домашних проблемах- не значит поступать “низко” по отношению к твоей семье. Если ты будешь делиться своими чувствами, тебе не будет так одиноко. § Начни заниматься тем, что тебе приносит удовольствие в школе или около дома. Например, игрой в школьном оркестре, софтболом, участием в бойскаутах или герлскаутах и прочим. Участвуя в этих мероприятиях, ты забудешь о домашних проблемах и сможешь узнать новое о себе и о том, как живут другие люди. § Живя с родителями-алкоголиками, вполне обычно испытывать боязнь и одиночество. Тебя сбивает с толку то, что ты ненавидишь болезнь алкоголизм и в тоже время любишь родителей-алкоголиков. У всех людей бывают чувства, вызывающие у них замешательство: два разных чувства одновременно. Такие чувства бывают у многих детей алкоголиков. § Запомни, что надо веселиться! Иногда дети алкоголиков так много переживают, что забывают, как быть “просто ребёнком”. Придумай способы развлечения. § Если можешь, Не ЕЗДИ в машине, когда водитель пьян. Это опасно. Иди пешком или постарайся сесть в машину человека, который не пил. Если твои родители уходят из дому, чтобы напиться в другом месте, постарайся не идти с ними. Если тебе придётся сеть в машину с пьяным водителем, сиди на заднем сиденье, в середине. Закрой свою дверь. Пристегни ремень. Попытайся не волноваться. § То, что твой родитель- алкоголик, не означает, что и ты будешь алкоголиком. Большинство детей алкоголиков не становятся алкоголиками. § Ты не можешь сдержать пьянства родителя. Проблема эта началась не по твоей вине, и ты не можешь её остановить. Ты не ответственен за то, что делает твой родитель-алкоголик, и это- не твоя вина.
Заключение
Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом. Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство. Вопрос такой реабилитации является относительно новым в отечественной практике. Еще совсем недавно государство боролось исключительно с проблемой алкоголизма родителей. При этом, в случае неспособности этих родителей осуществлять свои прямые семейные функции, детей передавали в специализированные детские дома и интернаты. Лишь в последнее время появилось понимание того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер. Значительное место в этой работе должно уделяться психотерапии. Сегодня отечественная практика социальной работы с' детьми алкоголиков содержит примеры такого комплексного подхода. Содействуя с
различными антиалкогольными фондами, общественными и церковными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные программы. Такие программы уже на первичном уровне позволяют осуществлять контакт с детьми из неблагополучных семей. Впоследствии для таких детей составляется индивидуальный план реабилитации. Один из элементов программы реабилитации - обязательная трудовая деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров. Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
Библиографический список
1. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 1988. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Владос, 1998. 3. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. – М.: Медицина, 1995. 4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педакадемия, 1999. 5. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989. 6. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991. 7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. – М.: Просвещение. 1990. 8. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 1993. 9. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995. 10. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997. 11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. 12. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993.
13. Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995. 14. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М.: Союз, 1994. Ч. 1–2. 15. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. М.: Союз, 1998. 16. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. 17. Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. 18. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 1992. 19. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. М.: ИСР, 1997. 20. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47–55. 21. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995. 22. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И.Холостовой. М.; Тула: ИСР, 1996. 23. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 24. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 1994. 25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Специальная литература, 1995. 26. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1995. 27. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54. 28. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15. 29. Теудер Ю.В., Сидоров П.И. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохрание РФ. – 1993, №7 с. 16-19 30. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11.
Приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|