Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
1. Актуальность вопроса:
В Словаре практического психолога дано такое определение: «Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней стороны – поведения человека в социально значимых ситуациях. Сегодня многие стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители, сами дети, оказываются неэффективными. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой. Неэффективными оказались такие привычные педагогические стереотипы как выделение воспитания из общего образовательного процесса, ограничение его роли и места внеучебными формами взаимодействия учителя и ученика; разделение воспитания на множество видов (нравственное, трудовое и др.). Попытка создать единую цель воспитания, единую модель организации воспитательного процесса также оказалась неэффективной. Сегодня даже среди педагогов бытует мнение, что воспитание – бег на месте, в силу его полного несоответствия уровню социальных перемен. Такое положение дел требует переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе. Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Так в контексте современной социокультурной ситуации можно выделить следующие проблемы воспитания:
Первая проблема связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания жизни российского общества и его подрастающего поколения. В ситуации стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России оказалось в мировоззренческом вакууме. Это разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия системы воспитания, повлекло за собой резкую смену образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе. На фоне отсутствия концептуальных оснований произошло ослабление воспитывающей функции школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных жизненных ситуаций и потому оказалось невостребованными подрастающим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях жесточайшей конкуренции и выживания. Более того, в социальном мире произошла жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными и людьми с кланово- социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.
Вторая проблема связана с принципиальными изменениями модели и механизма социализации детей и подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья и школа вырабатывают нормы, а молодежь эти нормы присваивает и следует предписанным этими нормами поведению. Сегодня молодежь активно включается в процессы социализации как ее равноправный участник. Она конституирует себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и TV, с семьей и школой посредством не-формальных (не-оформленных) способов воспитания. Смысло-порождение, смысло-образование, смысло-оправдание этой жизни и в этой жизни в большей части происходит вне института школы.
Третья проблема связана с необходимостью изменения стереотипов понимания сущности воспитания. В течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумевала воспроизводство соответствующих форм социального бытия через формирование внешней стороны жизнедеятельности человека. В ситуации резкой смены образа жизни и социального поведения, принятого в обществе, многие стереотипы, к которым привыкли родители, педагог, дети, оказались неэффективными. Все больше обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а о возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий выбор в проблемных ситуациях.
Четвертая проблема вытекает из размытости и неопределенности методологических и концептуальных подходов к воспитанию. Очевидно, что в условиях культурного многообразия не может быть единой теории воспитания и главным становится диалог между разными воспитательными парадигмами. Фактически речь идет о методологическом плюрализме в рамках гуманитарно-системного подхода, который означает, что в поисках модели воспитательной системы педагог может обращаться к различным гуманитарным теориям и концепциям воспитания. Кроме того, необходимо опираться на новые продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания.
Пятая проблема связана с узкой специализацией педагогического работника (в т.ч. и воспитателя, как реализатора «чистой» технологии). При множественности проявлений человека каждого учителя должен интересовать вектор внутреннего развития ребенка. В идеале – это духовность, которая проявляется в разных жизненных ролях – семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, что требует профессионального образования. Известный педагог Владимир Караковский не согласен, что цели образования сегодня диктуют экономика и политика, он считает, чтобы «они вытекали из культуры, частью которой и является образование. Но наша современная культура – это разбитое зеркало. В стране и обществе разрушена система культуры воспроизводства. Борясь со старым, новоявленные реформаторы стали бороться с вечным, с ценностями, «которым нет цены». 2. Образование и ценности
Что такое ценности? Существует два основных понятия: 1) все то, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности; 2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. В современной культуре также существует понятие приоритетных, общечеловеческих, высших ценностей – это правда, красота, цель, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.
Структуру ценностей можно представить в следующем виде: Таблица 1
Ценности имеют две формы существования:
1) как идеал, культурно-одобряемый образец, т.е. человек ценности знает и принимает; 2) как «ценностные ориентации» - часть субъективного мира человека, его личное достояние, т.е. ценность прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений. Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы: 1. Предъявление ценностей человеку. 2. Осознание личностью ценности. 3. Принятие ценности. 4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении. 5. Закрепление в статусе качества личности. 6. Актуализация в ценностных ситуациях. Процесс формирования ценностей – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения. Образование ценностно по самой природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения с ними (предметное, ситуативное) уходит, а ценности – остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров воспитанников. В контексте деятельности школьной психологической службы «ценности» - это система устремлений личности, высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми; внутренний источник поведения человека, основание его выборов. Другое понятие, которое активно используется педагогами - «ценностное поле» - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (ценностный контекст образовательной среды школы) формируется за счет нескольких источников: 1) проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений); 2) личные ценности участников образовательного процесса; 3) ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса. Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Они могут совпадать, могут быть близки, а могут находиться в значительном разрыве и даже конфликте. Школа со своими традициями «разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.
В качестве иллюстрации этих процессов в обществе можно привести результаты социологических исследований.
Пример № 1: исследование жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска. В течение 10 лет (1985 - 2005 гг.) педагоги проводили мониторинг жизненных ориентаций выпускников школ. Результаты исследования (таблица 2) подтверждают, что в жизненных (читай «ценностных») ориентациях молодых людей за этот период произошли качественные изменения: переосмысление ценностей, снижение рейтинга «позитивных базовых ценностей»: Таблица 2
Примечание: только 47-49% выпускников школ г. Архангельска ответили, что уверены в завтрашнем дне. Пример № 2: социологическое исследование «Ценностные предпочтения молодежи». Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с ее спецификой. Данное исследование проводилось на территории России в 2007 году. Молодым людям было предложено 8 смысловых блоков-кластеров: - семья- власть- труд- патриотизм- справедливость- дело- эффективность- мораль. Результаты показывают, что произошли изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значение индивидуальных ориентаций (для одних – это отдых и развлечения, для вторых – красивая и комфортная жизнь, для третьих – собственное благополучие и карьера, для четвертых – благополучие семьи, здоровье, хорошая (оплачиваемая) работа. Так же отмечается рост идеологичности и мировоззрения плюрализма, многовариантности, мозаичности и фрагментарности мировоззрения. Усиливаются позиции тех, для кого важными становятся ценности собственности и имущественного положения, реализуемые сквозь призму утилитаризма, индивидуальных предпочтений и устремлений. В ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: амбивалентность, сочетание противоположных оценок; нестабильность, изменчивость; эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; отсутствие выраженного интереса к политическим и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность; снижение идеалов, доминирование прагматических установок; ориентация на гедонические ценности, получение наслаждений (кайфа); преобладание инструментальных ценностей над терминальными (по Рокичу).
3. Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформулированная таким образом, выгляди несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных норм поведения). Воспитание сегодня – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть. Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами. В Методических рекомендациях «Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя» (приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21) записано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако, ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Цели и задачи классного руководителя: Цель деятельности – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи: · формирование и развитие коллектива класса; · создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; · формирование здорового образа жизни; · организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; · защита прав и интересов обучающихся; · организация системной работы с обучающимися в классе; · гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; · формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; · организация социально значимой творческой деятельности обучающихся. Таким образом, сегодня законодательно закреплены основные задачи воспитания школьников и определен главный субъект, персонально отвечающий за воспитательный процесс в современной школе.
В последние два десятилетия воспитательная деятельность классных руководителей начала обновляться, но значительная часть наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Актуальна проблема поиска классными руководителями форм, приемов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации в нашей стране. Сегодня создана модель эффективной деятельности классного руководителя, которая включает следующие характерные черты: 1) стратегическое управление и долгосрочное перспективное планирование процесса воспитания; 2) направленность содействия воспитательной деятельности на развитие детей; 3) системность осуществления воспитательного взаимодействия; 4) ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей; 5) технологичность работы педагога-воспитателя; 6) диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Е.Н. Степанов – педагог-исследователь на основании анализа деятельности эффективно работающих классных наставников отмечает следующие методологические подходы и теоретические положения: 1. Методологические основания воспитательной деятельности: - идеи системного подхода и теории воспитательных систем - деятельностный подход - личностно-ориентированный подход Классные руководители подчеркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Ивановой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
2. Целевые ориентиры воспитательной деятельности Цель рассматривается как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания самих детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся.
3. Принципы системы воспитания учащихся В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но отмечается, что они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями.
4. Содержание воспитательного процесса Во-первых, ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные, региональные и местные традиции и ценности. Характерно выделение доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность («лицо») классного сообщества. В создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность. Во-вторых, направленность на развитие ребенка (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала личности учащегося).
5. Организация процесса воспитания учащихся. Выявлено шесть характерных моментов: стратегическое планирование (от 2-х до 5 лет); системный способ организации воспитательного процесса («крупные дозы воспитания» по В.А.Караковскому); малые формы воспитательной работы; традиции классного коллектива; общение; диагностический инструментарий (совокупность критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности). В новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века. 4. Современные подходы в воспитании школьников
Обновление теоретической базы школьного воспитания является актуальной, насущной задачей. Воспитанность – одна из решающих жизненных ценностей. Она означает не только тягу к извлечению материальных благ, но и осознание необходимости широкой культуры. Концепция «Многокультурного образования» Г.Д. Дмитриева является своеобразным сочетанием идей поликультурного и мультикультурного образования. Многокультурное образование исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный социальный характер и отвергает неконструктивизм, авторитарность, навязывание ценностей, насилие над учеником. Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня – не данность, а необходимость как на уровне учителя (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности иотсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения (в т.ч. учебниками гуманитарного цикла). Только тот ребенок способен к развитию в себе толерантности, который имеет прочную культурную идентичность. Это может быть и мультиидентичность. Дмитриев отмечает, что «…каждый человек есть пересечение многих культур и поэтому можно говорить о наличии у индивида нескольких идентичностей, т.е. человек мультиидентичен. В условиях демократии люди имеют право сами определять свою идентичность». Многокультурное образование называют «освобождающим образованием», так как оно побуждает школьников подвергать сомнению идеи, ценности, не бояться быть самим собой, быть любознательным, задавать вопросы, интересоваться культурой своих одноклассников и культурным контекстом их жизни, быть активным социальным преобразователем человеческих отношений, избавляться от культурной неграмотности, от стереотипов, предубеждений. Таким образом, воспринятые Г.Д. Дмитриевым идеи американской мультикультурной традиции в педагогике, творчески адаптированные к российской культуре, стали достоянием педагогической общественности и могут считаться теоретической предпосылкой для становления межкультурного образования в России. Педагог Н.Е. Щуркова пишет: «Воспитание – это введение ребенка в контекст современной ему культуры благодаря организуемой активной деятельности и непрерывному процессу порождения в личностной структуре ребенка таких новообразований, как - отношение к объективному окружению мира - знание объектов окружающей реальности - умение взаимодействовать с объектами действительности Процесс воспитания – это организуемая повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Это процесс постоянный и беспрерывный. Критерий воспитанности школьника – мера овладением достижений культуры: наукой и техникой, моралью и нравственностью, искусством и художественным языком, историей общественного развития и персоналиями выдающихся личностей, продвижением цивилизации и способами их использования, а также языком, несущим в себе отражение материальных и духовных достижений человечества. Малая мера – низкий уровень воспитанности. Большая мера – высокий уровень воспитанности. «С позиций данного критерия воспитанность сегодняшних наших детей находится на нижайшей линии, что дает право некоторым философам говорить о «катастрофе культуры». В школе все воспитание сводится к «успеваемости» и «дисциплине», разбавленные некоторыми эпизодическими мероприятиями, предполагается, что этого достаточно для духовного обогащения личности. Она предлагает выделить ряд наилучших положений, практическая реализация которых, затрагивая все сферы школьной жизни, позволяет перевести воспитание в режим повседневности и целостности. Задачи современной школы: 1. Высокая культура человеческого взаимодействия и межличностного общения между всеми членами школьного коллектива. 2. На уроках должна царить культура учебной деятельности (культура мышления, речи, организации учебного труда, использование технических средств, интеллектуальных умений – умение слушать, видеть, ставить вопрос и отвечать на него, умение воспроизводить, творить, читать, писать и др.), а также культура интеллектуальной тишины). 3. Культура предметно-вещного обустройства школьного дома (в т.ч. и одежда). 4. Культивирование разнообразной деятельности вне урока (культура осмысления жизни). 5. Культура творческой деятельности. В мировом сообществе также ведется полемика о путях воспитания. В теоретических обоснованиях воспитания в настоящее время прослеживаются две основные парадигмы: с позиций социологизаторства и биопсихологизма. Российские ученые в 90-х гг. ХХ в. пытались выработать новую философско-педагогическую концепцию воспитания. При этом часть из них фактически предложила иные средства воспитания для прежней цели – формирования человека, полностью социально детерминированного. Создавалась иллюзия, что методами социализации можно решить проблемы отдельного человека. Социопедагогика видит в школе главный социальный фактор воспитания. Школа рассматривается как специфическая модель социальной среды, в которой едва ли не главным носителем общественных ценностей является учитель. Биопсихологическая парадигма рассматривает гуманизацию воспитания как поворот к личности ребенка. Встав на позиции идей гуманистического воспитания академик Е.В. Бондаревская утверждает, что современное воспитание – это процесс, который «встраивается в жизнь ребенка, а не надстраивается над ней». Она предлагает относиться к ребенку, прежде всего, как «субъекту жизни и помочь ему в разрешении его жизненных проблем», поощряя самоидентификацию, собственный выбор, персональный имидж посредством психологической и педагогической поддержки. В разработке идеала воспитания важно учитывать педагогический запрос общества. Бондаревская Е.В. отмечает: «Молодой человек, подготовленный к жизни в обществе, видится свободной, деловой, предприимчивой, компетентной, творческой личностью, обладающей внутренним механизмом нравственной саморегуляции, обращенной к человеку, ориентированному на саморазвитие и созидательную деятельность. Достижение указанного результата возможно при решении проблемы формирования у детей культуры жизненного самоопределения. Поэтому наряду с педагогическим запросом общества следует признать равноправными источниками целеполагания самого воспитанника и воспитателя, учителя, педагогический коллектив». В качестве идей, определяющих базовые основы содержания воспитания, используя материалы Е.В. Бондаревской, можно выделить следующие: · воспитание свободного человека, обладающего высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей деятельности, образа жизни; · воспитание гуманного человека, осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращенного к людям, доброго, способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию помощи конкретным людям, стремящегося к миру, добрососедству, взаимопониманию; · воспитание духовного человека, имеющего развитые потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством, в автономии внутреннего мира, в приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры; · воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству; · воспитание практичного человека, владеющего практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, физическая закалка, хорошие манеры и др.); · воспитание устойчивого человека, имеющего осознанные и развивающиеся мировоззренческие позиции в отношениях к окружающим, к себе и е предметам внешнего мира, определяющего систему жизненных смыслов. Идеал воспитания также может формироваться из онтологического представления о человеке как единстве его личностных, индивидуальных и субъектных характеристик. В этом случае выделяется три аспекта воспитания: 1) социально-нормативный – обретение чувства общности с окружением через принятие социальных норм, выраженных в идеологии школы, общ6ественном мнении, традициях и ритуалах (результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром); 2) индивидуально-смысловой – выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности (результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающими миром, как способе обмена информацией и связанными с нею эмоциональными состояниями); 3) ценностно-деятельностный – взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения (результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта). Педагоги Ю.К. Бабанский и Н.К. Гончаров основным критерием и показателем воспитанности называют «отношение учащихся к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям и активная жизненная установка». Они выделяют несколько направлений совеменного воспитания: гражданское, духовно-нравственное, здорового образа жизни, интеллектуальное, патриотическое, экологическое, экономическое и художественное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|