Ценностный контекст содержания образования.
Здесь правильно говорить об осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации ценностей в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении их в качестве фундамента образования, цели, условий для развития. Б.Т. Лихачев фундаментально разрабатывал проблему воспитательных ценностей. Он проанализировал сущность и основное содержание категории «ценность» и выявил источники ценностей воспитательной системы. По Лихачеву ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность его внутреннего мира. Четыре источника воспитательных ценностей: 1. Индивидуально-личностный – продуцирует такие ценности как воля к жизни, любви, рачительность, коллективизм, достоинство, уравновешенность, свободолюбие, уверенность в себе. 2. Природный – человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность. 3. Социумный – научные, этические, эстетические, религиозные, материальные ценности. 4. Социально-космический – романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни. Сегодня рассматриваются следующие аспекты ценностного расширения содержания образования. 1. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (А. Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью». Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. В процессе обучения познание человеком самого себя можно организовать следующими способами: а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных героев и др.;
б) очеловечивание информации: любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки нему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося; в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться? 2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Выработка у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. 3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества. 4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка. 5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании. Работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить разговаривать их с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу как: осознание, ранжирование, изменение, формулирование, отстаивание, поддержка, сравнение. Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души. Методические возможности работы с ценностями
Речь идет об осознанном методическом оформлении работы с ценностями. Прежде всего, каждому педагогу нужно научиться грамотно методически оформлять процесс трансляции своих ценностей. Сегодня на помощь педагогу, готовому включиться в работу по формированию ценностей воспитанников приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процесс формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации. Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал ценностной работы. Каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач педагогом-наставником), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. Важно построить деятельность так, чтобы работа с ценностями воспитанников стала ее контекстом и содержанием. Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос: «Как, каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из «знаемой» нормы в руководство к действию?» 1. Необходимо правильно определиться с тем, что такое процесс формирования ценностей и какую роль в нем может играть педагог. 2. Необходимо проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей. 3. Необходимо выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе. Педагог может создать условия для формирования ценностей: - личностное влияние педагога и других значимых взрослых; - ценностный диалог; - погружение в ценностную среду; - специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания; - создание ситуаций ценностного выбора.
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Например, одной из главных ценностей становится чувство экзистенциональной безопасности. Формируется диалогичное отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством. Если воспитание – процесс формирования ценностного сознания, то осуществляется он может именно в форме ценностного диалога двух субъектов: воспитанника и воспитателя. Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, мероприятийного (событийного) ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе.
Проживание и осознание ценностных ситуаций. Развитие рефлексии, способности детей и подростков осознавать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Конструирование ситуаций ценностного выбора. Целенаправленное создание таких ситуаций.
5. Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае
В настоящее время в Красноярском крае принята стратегическая программа развития системы воспитания, которая предполагает разработку эффективных механизмов практики воспитания в расчете на ее системные изменения. Она предполагает выделение приоритетов на каждом шаге развития системы воспитания, непрерывного рефлексивного сопровождения. Программа включает в себя основные концептуальные положения, описание проблем воспитания, основные направления сетевых форм, механизм реализации стратегической программы (основные линии, принципы и этапы).
Программа является первым в ряду других управленческих документов, организующих становление новой системы воспитания в Красноярском крае на основе развертывания сетевых форм становления ценностей здорового образа жизни, определения социально-значимой деятельности и духовно-нравственного развития ребенка в условиях досуга и свободного времени. Механизм реализации программы состоит из двух взаимосвязанных линий. Первая линия включает в себя тип действий, направленных на системное изменение уже сложившейся практики воспитания, реализация которого осуществляется в плановом подходе. Вторая линия включает в себя тип действий, направленных на развитие инновационных практик воспитания, реализация которых осуществляется в проектном подходе по трем вышеизложенным направлениям. Для развития практики воспитания в крае предполагается для каждого из обозначенных стратегических направлений программы: «Сетевые формы становления ценности здорового образа жизни», «Сетевые формы становления ценности использования свободного времени для личностного развития», «Сетевые формы становления ценности осуществления социально значимой деятельности»создание пакета стартовых проектов, разрабатываемых на конкурсной основе различными творческими коллективами края.
Основное требование к создаваемым пакетам – учет городских и сельских особенностей в развитии практики воспитания края.
Назначение пакета стартовых проектов – создание прецедентов устойчиво воспроизводящейся локальной новой практики воспитания. На основе действующих образцов новой практики воспитания осуществляется разработка соответствующих норм, методик, технологий управления организации воспитания, осуществляется постепенный переход на новую практику воспитания уже в масштабах всего Красноярского края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания как основа возрождения гражданина России, человека культуры и нравственности //Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования: Материалы к научно-практической конференции. – Вып.1. – Ростов-н/Д., 1993. 2. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. 3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. 4. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска //Социологические исследования. – 2007, № 12. – С. 127.
5. Караковский В. Тревоги российского образования //Скепсис. – 2007, № 3 - 4. 6. Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя //Классный руководитель. – 2007, № 2. – С. 4—5. 7. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений //Социологические исследования. – 2008, № 2. – С.83-95. 8. Степанов Е.Н. Повышение профессиональной квалификации педагогов //Классный руководитель. – 2006, № 1. – С. 6-11. 9. Степанов Е.Н. Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. – 2007, № 6. – С.96. 10. Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае. – Красноярск: КГУ, 2007. 11. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика. – 1994, № 5. – С. 34-36. 12. Щуркова Н.Е. Воспитание в режиме повседневной жизни //Воспитание школьников. – 2007, № 7. – С.17-23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|