Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории математики о делимости чисел

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования и науки Кудымкарского муниципального района

МОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс учебной – исследовательских работ учащихся

Секция математика

ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ ЧИСЕЛ

                                                                                        Работу выполнила       

ученица 8-ого класса      

                                                                                          Трошева Наталья.

                                                                                  Руководитель:

                                                                                    Копытова Н.Г.,

                                                                                         учитель математики

 

 

2009г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5

Из истории…………..……………………………………………………..…6-8

Признаки делимости чисел:

1. Признаки делимости на 2…………………………………..…………...9

2. Признаки делимости на 3…………………………………………….…9

3. Признаки делимости на 4……………………………………………….9

4. Признаки делимости на 5……………………………………………….9

5. Признаки делимости на 6………………………………………...….9-10

6. Признаки делимости на 7……………………………………………...10

7. Признаки делимости на 8……………………………………………...10

8. Признаки делимости на 9……………………………………………...10

9. Признаки делимости на 10…………………………………………10-11

10.  Признаки делимости на 11……………………………………………11

11.  Признаки делимости на 12……………………………………………11

12.  Признаки делимости на 13……………………………………...…….12

13.  Признаки делимости на 14……………………………………………12

14.  Признаки делимости на 15…………………………………………....12

15.  Признаки делимости на 19………………………………………...12-13

16.  Признаки делимости на 25………………………………………...….13

17. Признаки делимости на 50…………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………….14

Библиографический список………………………………………………15-16

Приложения………………………………………………………………..16-18

 

Введение

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.

Д. Пойа

В арифметике много разделов и один из них - делимость чисел.

При изучении на уроках математики темы «Признаки делимости   чисел на 2, 3, 5, 9,10» возник интерес к исследованию чисел на делимость. Было предположено, что если можно определить делимость чисел на эти числа, то должны быть признаки, по которым можно определить делимость натуральных чисел на другие числа.Признак делимости - это правило, по которому, не выполняя деления, можно установить, делится ли одно число на другое. Признаки делимости всегда интересовали ученых разных времен и народов.

Старинная восточная притча:

Давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил своим трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему – четвертую часть, а младшему – пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.

- О, мудрец!- сказал старший брат. - Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему – половину, среднему – четверть, младшему – пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты, о, достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?

- Нет ничего проще, - ответил им мудрец. – Возьмите моего верблюда и идите домой.

Братья дома легко разделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5.Старший брат получил 10, средний – 5, а младший – 4 верблюда. При этом один верблюд остался (10+5+4=19). Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались:

- О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд – лишний.

- Это не лишний, - сказал мудрец,- это мой верблюд. Верните его и идите домой.

 

    Объект исследования – изучение всевозможных признаков делимости.

Предмет исследования – нахождение признаков делимости.

Цель исследования – найти и систематизировать признаки делимости, позволяющие решить задачи, не прибегая к громоздким решениям и выводам.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) Самостоятельно исследовать делимость чисел.

2) Изучить дополнительную литературу с целью ознакомления с другими признаками делимости.

3) Объединить и обобщить признаки из разных источников.

4) Сделать вывод.

Гипотеза: исследованные признаки делимости способствуют эффективному и рациональному решению задач.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Работа имеет практическое применение. Ее могут использовать  школьники и взрослые при решении реальных ситуаций; учителя, как при проведении уроков по математике, так и на факультативных курсах и дополнительных занятий на повторение.  

Данное исследование будет полезным для учащихся при самостоятельной подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. А также будет полезно и для учеников, целью которых стали высокие места на городских олимпиадах.

 

Из истории математики о делимости чисел

Большой вклад в изучение признаков делимости чисел внес Б. Паскаль.
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (Blaise Pascal) (1623–1662), французский религиозный мыслитель, математик и физик, один из величайших умов 17 столетия. Родился в Клермон-Ферране (провинция Овернь) 19 июня 1623. Юный Блез очень рано проявил выдающиеся математические способности, научившись считать раньше, чем читать Свой первый математический трактат «Опыт теории конических сечений» он написал в 24 года. Примерно в это же время он сконструировал механическую суммирующую машину, прообраз арифмометра. Работы Паскаля в области точных наук, или ранний период его творчества относится к 1640-1650 году. За эти 10 лет разносторонний ученый сделал очень много: он нашел алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число, сформулировал способ вычисления биноминальных коэффициентов, изложил ряд основных положений элементарной теории вероятности, впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. Вместе с Галилеем и Стевином Паскаль разработал основные положения классической гидростатики и установил ее основной закон – «Закон Паскаля». Умер Паскаль в Париже в 1662 году.

Признак делимости Паскаля.

Натуральное число а  разделится на другое натуральное число b только в том случае, если сумма произведений цифр числа а на соответствующие остатки, получаемые при делении разрядных единиц на число b, делится на это число.

Например: число 2814 делится на 7, так как   делится на 7. (Здесь 6-остаток отделения 1000 на 7, 2- остаток от деления 100 на 7 и 3- остаток от деления 10 на 7).

 

Делители и кратные.

Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...