Формирование обобщенной оценки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методы типа мозговой атаки
Концепция «мозговая атака» получила широкое распространение с начала 50-х гг. как метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления. Методы этого типа известны также под названиями «мозговой штурм», «конференция идей», «коллективная генерация идей» (КГИ). Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые нужно выявить. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей, конференций идей, метода обмена мнениями. В зависимости от принятых правил и жёсткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (в последнем случае создаются две группы: одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая старается максимально их раскритиковать). Мозговую атаку можно проводить в форме деловой игры, с применением тренировочной методики «стимулирования наблюдения», в соответствии с которой группа формирует представление о проблемной ситуации, а эксперту предлагается найти наиболее логичные способы решения проблемы.
МЕТОДЫ ТИПА СЦЕНАРИЕВ
Методы типа сценариев – это методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде . Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, упорядоченные по времени. Однако требование временных координат позднее было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению независимо от того, в какой форме он представлен.
Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию или разработке вариантов проекта. Таким образом, сценарий помогает составить представление о проблеме, а затем приступить к более формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц для проведения других методов системного анализа.
МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Группа методов экспертных оценок наиболее часто используется в практике оценивания сложных систем на качественном уровне. Термин «эксперт» происходит от латинского слова expert - «опытный». Для реализации методов экспертных оценок важную роль играет тщательная подготовкаих проведения. Последовательность организации экспертизы. Для количественной оценки степени согласованности мнений экспертов применяется коэффициент конкордации
где d - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения; Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0< W <1, причем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие.
Обработка результатов опроса экспертов
Перейдем к рассмотрению процедур, выполняемых на этапе обработки результатов опроса. На базе оценок экспертов получается обобщенная информация об исследуемом объекте (явлении) и формируется решение, задаваемое целью экспертизы. При обработке индивидуальных оценок экспертов используют различные количественные и качественные методы. Выбор того или иного метода зависит от сложности решаемой проблемы, формы, в которой представлены мнения экспертов, целей экспертизы. Чаще всего при обработке результатов опроса используются методы математической статистики.
В зависимости от целей экспертизы при обработке оценок могут решаться следующие проблемы: Формирование обобщенной оценки
Итак, пусть группа экспертов оценила какой-либо объект, тогда xj – оценка j-го эксперта, , где m – число экспертов. Для формирования обобщенной оценки группы экспертов чаще всего используются средние величины. Например, медиана (ME), за которую принимается такая оценка, по отношению к которой число бoльших оценок равняется числу меньших. Может использоваться также точечная оценка для группы экспертов, вычисляемая как среднее арифметическое:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|