Способы и условия приобретения знаний
Что такое начало интеллекта Ученые до сих пор не располагают общепризнанной теорией интеллекта. Правда, практические психологи могут неплохо мерить интеллект у взрослых людей и детей старше 3 лет. Упрощенно говоря, под интеллектом понимаются знания, которыми владеет человек, и его умение решать возникающие задачи, используя эти знания. Но как эти знания систематизированы, как они организованы? Если знаний много, но они в полном беспорядке, толку от них мало. До них просто не доберешься, когда они понадобятся. Ребенок уже от рождения снабжен некоторыми очень важными сведениями о мире, в который он пришел. Важнейшим является знание о том, что мир состоит из объектов, что эти объекты обладают набором свойств (их можно видеть, трогать, часть из них слышать и пробовать на вкус), и что они расположены в пространстве. Можно также предположить, что у ребенка есть врожденные идеи о том, что у событий (явлений) есть причины и что действия порождают эффект. Тогда все поведение ребенка по приобретению знаний является с самого начала разумным поведением, направленным на получение ответов на такие вопросы, как "что?", "почему?", "откуда?" и т.д. Способы и условия приобретения знаний Существует три способа, посредством которых ребенок приобретает знания. Это: v наблюдение, v исследование, v общение с мамой. Для того чтобы реализовать эти способы, нужно, во-первых, чтобы было: v что наблюдать, v что исследовать, v с кем и на какие темы общаться. Если эти условия не выполняются, например, ребенок все время лежит один в полутемной и тихой комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске, то о каких знаниях можно говорить?
Некоторые американские специалисты считают, что, гуляя с ребенком, лучше всего носить его за спиной, или, когда он постарше, на плечах. При этом создаются оптимальные условия для самостоятельного наблюдения ребенком за происходящим вокруг. Однако, для приобретения знаний очень полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к тому, что каждому из них показалось интересным. Мама комментирует наблюдаемое и высказывает к нему свое отношение. Для совместного наблюдения надо, чтобы мама и ребенок видели друг друга. Это удобно, если мама держит ребенка на руках, или сидит рядом с ним. Когда ребенок начинает ползать или ходить, его возможности знакомиться с окружающим резко расширяются. И это ускоряет его интеллектуальное развитие. В нашей стране почему-то не понимают, что ребенку с моторными нарушениями нужно непосредственно физически помочь передвигаться в пространстве и знакомиться с окружающим, а не только стимулировать его моторное развитие, используя, например, массаж и специальные упражнения. Исследование предметов осуществляется ребенком на примере игрушек. Надо помнить, что игрушки выполняют роль учебных пособий. Именно с этой точки зрения их надо оценивать. Считается, что вначале игрушки нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений разнообразием цветов, запахов, звуков, материалов, температур и т. д. Это период так называемой стимуляции. Позже игрушки используются для формирования первых понятий, для демонстрации того, что разные предметы служат для разных целей, но есть группы предметов выполняющих одну и ту же функцию. При этом предметы, входящие в одну группу, в чем-то друг с другом схожи. Например, у всех машин есть колеса. Некоторые игрушки, такие как мячик, являются инструментами для исследования внешнего мира. Но тут на первом году ребенку нужна помощь мамы. Ребенок с интересом роняет или бросает мячик, но он, обычно, еще не может его поднять
Вторым необходимым условием осуществления наблюдения исследования и общения с мамой является способность ребенка к этим формам поведения. Ребенок должен располагать для каждой из этих форм поведения всем комплексом программ, обеспечивающих данное поведение. Остановимся здесь на наблюдении и на исследовании. Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка от рождения. Однако вначале она очень несовершенна и принципиально улучшается в первые месяцы жизни. Увеличивается точность работы системы, расширяется рабочий диапазон, совершенствуются стратегии слежения и рассматривания. Это обусловлено тем, что сама система ответственная за эти функции, усложняется и расширяется. В нее включаются новые отделы мозга. Для отладки этой системы необходима тренировка. Нужно стимулировать поведение по слежению за объектами и их рассматриванию. Считается, что это особенно необходимо для детей, у которых, в силу мозговых нарушений, ослаблено внимание и понижена активность. Исследование предметов маленьким ребенком включает целый набор различных действий. Значительная часть этих действий осуществляется руками под контролем зрения. Здесь действуют программы, известные физиологам и техникам, как программы "глаз - рука". В возрасте двух-трех месяцев ребенок очень интересуется своими руками. Он двигает пальцами и внимательно наблюдает за этими движениями. Создается впечатление, что он пытается выяснить, к какому эффекту и к какой конфигурации кисти (степени ее раскрытости и т.д.) приводит то или иное движение. Очевидно, это необходимо знать, если управление действием будет начинаться с указания требуемой конфигурации кисти. Похоже, что такая программа действительно используется в программе хватания предмета, действующей примерно с пятимесячного возраста. С этого времени движения хватания состоят из двух элементов. Первый из них – это движение всей руки в сторону предмета. (Этот элемент, хотя и осуществляемый с низкой точностью, есть и у новорожденных). Второй элемент осуществляется при приближении кисти руки к предмету. Кисть поворачивается нужным образом и раскрывается в соответствии с величиной и формой предмета.
Сжимание пальцев происходит, когда ладонь уже коснется предмета. Этого второго элемента нет в хватательных движениях новорожденного. Практики раннего вмешательства считают, что изучение ребенком собственных рук действительно нужно для его дальнейшего развития. И его следует стимулировать. Это значит, что ребенок не должен быть спеленут, и кисти рук у него должны быть свободны. Как это согласуется с традициями, принятыми там, где вы живете? Рекомендуется, естественно, стимулировать и весь комплекс исследовательских действий, полностью сформированный уже во втором полугодии. В этом возрасте ребенок не только тянет игрушку в рот, но и ощупывает ее, трясет, внимательно рассматривает, бьет игрушкой по кровати или по полу. И наблюдение за объектами, и их исследование осуществляются ребенком только в том случае, если эти объекты для него интересны. Интересно все новое, яркое, необычное. Ниже в рекомендациях содержатся конкретные указания, какими свойствами должны обладать объекты, как часто их следует менять и т. д. Здесь мы хотели бы специально обратить ваше внимание на то, что ребенка особенно привлекает ситуация, когда его действия вызывают эффект. Таким эффектом может быть появление звука (начинает звонить звонок или колокольчик) или зажигание света, или открывание крышки коробки и появление игрушки и т.д. На Западе это уже учитывается при создании игрушек. У нас этого пока нет. Но вы с мужем легко можете придумать сами, как обеспечить такой эффект
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|