Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением.
Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.
У всех народов есть свои традиционные игры с малышами. Оказывается, что они очень похожи у разных народов. В России наиболее известны следующие игры:
«Коза рогатая»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Забодает, забодает, забодает!
В эту игру начинают играть в 3-4 месяца.
«Игра в прятки»
или, как ее иногда называют, в «Тютю, где я?»
Мама закрывает лицо руками, говорит «тю-тю», потом открывает его и радостно сообщает «А вот я!»
В эту игру играют, начиная примерно с 5 месяцев
«Игра в ладушки»
Ладушки - ладушки
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Полетели - полетели
На головку сели.
В эту игру принято часто играть в возрасте около 8 месяцев.
«Игра в «Сороку - белобоку»
Сорока - белобока
Кашу варила.
Детей кормила.
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала
Ты мал, в лес не ходил,
Дров не носил.
Вот тебе, вот тебе, вот тебе.
В эту игру играют примерно в 10 месяцев.
Наверняка там, где вы живете, приняты еще какие-то игры. Постарайтесь их узнать.
Относительно нужных игрушек и их применения вы узнаете в сокращенном и несколько адаптированном переводе американского учебного пособия "Обучение с помощью игры", составляющем содержание остальных частей этой серии. В приводимой ниже таблице даются списки желательных игрушек с указанием цели их применения. Нам казалось, что мамам удобно иметь перед глазами такую сводную таблицу. Она удобна при планировании того, какие игрушки надо пытаться достать, что можно сделать самой, а где вообще можно обойтись вместо игрушек предметами домашнего обихода.
Такая сводная таблица может также помочь тем из вас, кто хочет организовать у себя в районе (городе) библиотеку игрушек. В Санкт-Петербурге такие библиотеки уже появляются. Кстати, в США библиотеки игрушек возникли во время кризиса (''великой депрессии"' тридцатых годов).
Развиваемая способность
Игрушки, предметы, материалы
Примечание
Возраст 0-3 месяца
Зрительное слежение и рассматривание.
Мобиль с яркими лентами, елочными игрушками (но не стеклянными), шариками из фольги, кубиками или другими фигурками из цветной бумаги. Воздушные шары.
Надо менять игрушки, чтобы они не надоедали ребенку.
Слуховое внимание.
Колокольчик или бубенчик, привязанный к мобилю или укрепленный над кроватью.
Движения ребенка могут вызывать звучание.
Кожная чувствительность.
Кусочки разных тканей и материалов: шерсть, вельвет, бархат, фланель, махровая ткань, хлопок, мех, перья, губка, резина.
Гладить руки, ноги, тело ребенка.
Знание собственных рук.
Яркий браслет (из ткани, резины), колечки из ленточек на пальцы, яркий носок, одеваемый на руку.
Помещать руки ребенка так, чтобы он их видел.
Возраст 4-6 месяцев
Исследование объектов путем хватания, ощупывания, рассматривания, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания, сосания.
Предметы для хватания, ощупывания и рассматривания: тряпочные овощи, грибы и звери из различной ткани, кубик, бигуди, зубная щетка, деревянная ложка, крышки, колокольчик.
Привязываются к шнурку, натянутому над кроватью. Их нельзя брать в рот.
Возраст 7-9 месяцев
Действия двумя руками. Умение стучать одним предметом по другому.
Кубики, ложка и крышка от кастрюльки, погремушки. Игрушечный молоток, погремушка, дощечка, по которой можно стучать.
Показать, как стучать.
Знание связи между предметом и присущим ему действием, приводящим к эффекту.
Звучащие при воздействии на них предметы: колокольчики, резиновые пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью.
Показать, что делать с игрушками, чтобы издавать звук.
Знание собственного лица.
Зеркало на стене, куда ребенка подносят; зеркало у пола в углу, где ребенок играет; переносное зеркало.
Нужны металлические зеркала.
Возраст 10 - 12 месяцев
Умение собирать мелкие предметы.
Палочки, кубики, шарики, крышки от бутылок, пустые катушки, большие пуговицы. Ящики, пластиковые банки, коробки.
Предметы должны быть такими, чтобы ребенок не мог их проглотить, если возьмет в рот.
Умение надевать браслеты, кольца, бусы.
Пирамидка с деревянными кольцами, резиновые, пластмассовые кольца, браслеты, крупные бусы. Шнуры или резиновые палки, на которые можно надевать предметы.
Показать, как надо надевать.
Умение совершать с предметами соответствующие им действия.