На правом притоке р. Волга – р. Дубне имеется речной грузовой причал с
проектным грузооборотом 850 000 тонн в год.
Внутренняя-местные предприятия ТАНТК им. Г. М. Бериева, Ростсельмаш, ТагАЗ, Роствёртол, НЭВЗ – экспортный характер, удовлетворяет местный рынок.
Внешняя - соседние регионы(за исключением Калмыкии, очень малая доля импортирования из республики в РО). Украина, Казахстан, Страны ЕС и США, КНР.
Местные крупные производители, для МСБ из отраслей- АПК, Машиностроения, Строительства, ТЭК.
Оптово-розничная торговля.
Длина 90
железнодорожного пути по г. Дубне составляет 4 км однопутной железной
дороги грузонапряженностью 46 млн. т.км/год и пропускной способностью 14
пар поездов в сутки.
Участок железнодорожного пути Москва-Вербилки двухпутный,
Вербилки-Дубна – однопутный. Пути оборудованы полуавтоматической
блокировкой в четном и нечетном направлениях. Участок Москва-Дубна
обслуживается фирменными безостановочными поездами.
На правом притоке р. Волга – р. Дубне имеется речной грузовой причал с
проектным грузооборотом 850 000 тонн в год.
В 100 км от г. Дубны расположен (около 1,5 часов езды на автомобиле)
международный аэропорт «Шереметьево».
В 12 км от г. Дубны в Тверской области расположен аэродром «Борки» с
бетонной взлетно-посадочной полосой длиной 1200 метров. Владельцем
аэродрома является Национальный авиаклуб им. В.П. Чкалова. Класс
аэродрома – учебно-тренировочный.
В настоящее время ФУАД «Центральная Россия» начала капитальный
ремонт отдельных отрезков автодороги А-104 и завершает проектирование
реконструкции этой дороги с увеличением полос движения.
Дорожная система г. Дубны включает городские дороги общей
протяженностью 109 км. Соединение улично-дорожной сети правобережной и
левобережной частей города осуществляется через тоннель под шлюзом № 1
канала им. Москвы и по мостовому переходу плотины ГЭС-191. Движение
транспорта через тоннель и по мостовому переходу имеет ограничение по
габаритам и по нагрузке на ось проезжающего транспорта. В настоящее время
ФГУП «Канал им. Москвы» проводит проектирование капитального ремонта
указанных переходов.
Условия внутреннего спроса
Качество спроса
Соответствующие тенденции развития спроса
Объём спроса
Наличие города миллионика- Ростов-на-Дону и т.н. Ростовской агломерации естественным образом даёт большую возможность развитию крупных торговых точек при этом предоставляя качественное предложение в том или ином районе города.
Наличие крупных городов в области Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Волгодонск, Батайск, Новошахтинск и др. также способствует определенному качественному спросу среди населения.
По закону Энгеля, спрос на качественную продукцию в основном наблюдается в крупных городах области, тем не менее наблюдается тенденция к увеличению торговых точек с дешёвой продукций в райцентрах («Магнит», «Лента»), спрос на продукцию длительного пользованиянаблюдается в городах с население более 150 тыс.
Основные культурные (досуг) с её оплатой наблюдается в Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах. С 2011 года наблюдается тенденция увеличения спортивных комплексов во всех районах области и её доступности населению, но это программа действует за счёт консолидированного бюджета региона. Также увеличение ФОК-ов в сельских районах. Строительство доступного жилья наблюдается в Ростове-на-Дону, в Шахтёрских городах (Новошахтинск, Гуково, по программе переселение из ветхого жилья). Не бюджетное строительство компаниями в микрорайонах и пригородах Ростова-на-Дону. Строительство по принципу ГЧП гостиниц и др. сопутствующей инфраструктуры по «дорожной карте» подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Практическое задание №4
Региональная экономика
1)Экономическое районирование- это установление территориальной структуры производительных сил, выявление специализированных частей народного хозяйства и взаимосвязей между ними.
2) Соц. Экон. ситема- целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
3)Пространственная интеграция экономики России-
4) Таксономия экономического района- трехзвенная таксономия(расположение, порядок) экономических районов, в соответствии с которой объектами регулирования могут быть:
· макрорегионы (крупные экономические районы, федеральные округа),
· мезорегионы (субъекты Федерации, города федерального значения),
· микрорегионы (города, городские и сельские административные районы, сельсоветы).
5 Современный экономический район- это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
6 Основные принципы районирования- Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.
Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса.
7 Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
1) реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации;
2) преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель;
3) стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы);
4) продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов;
5) стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса;
6) переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР;
7) развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
8) преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России. Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России.
Региональное управление
1) 1) Административно территориальное устройство- деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его — в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).
2) 2) Основные принципы выделения федеральных округов- это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой, не нарушая границы субъектов РФ, общее руководство через полпредство назначаются Президентом РФ.
3) Субъекты и объекты управления- Субъекты - производители, посредники, потребители, а также социальныеинституты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования. Объектомявляются люди в организациях и совокупностьотношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. 4)Иерархия управления региона- - инструмент для реализации целей и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности. в системе регионального управления можно выделить три уровня: 1. Национальный (в РФ- федеральный); 2. Региональный; 3. Муниципальный.
Системный подход в управлении регионом- Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности (и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.
Методы, инструменты, институты управления регионом- Инструменты воздействия на субъекты экономической деятельности в регионе можно классифицировать по следующим критериям (более полная классификация инструментов воздействия по направлениям воздействия представлена на рис. 1): 1. По механизму воздействия: Инструменты прямого воздействия - могут быть применены к субъектам экономической деятельности, находящимся в государственной или муниципальной собственности; Инструменты косвенного воздействия - используются для негосударственных предприятий; 2. По степени регламентированности: Формальные инструменты - применяемые в соответствии с существующей законодательной базой; Неформальные инструменты - используемые за счет личных связей с руководством региональных предприятий или же путем оказания на них неформального давления.
Институты- федеральные органы власти, региональные органы власти, МСУ, бизнес-сообщества.
Моделирования в управлении экономикой региона- системный анализ, центральной процедурой которого, как известно, является построение обобщенной (единой) модели региона, отражающей все факторы и взаимосвязи реальной системы. анализ и прогнозирование ресурсного потенциала региона;
собственно выработка вариантов управленческих решений; Выработка реальных стратегических вариантов развития региона на практике ведется по трем основным направлениям: производства регионального подчинения (в зависимости от специфики региона может быть отдельно выделен блок производства нерегионального подчинения);
производственная инфраструктура региона; социальная инфраструктура региона.
метод имитационного моделирования, который позволяет формировать обобщенную модель системы на основе единого фрейма данных;
·реализует итерационный характер разработки модели, поэтапный характер
детализации моделируемых подсистем, что позволяет постепенно увеличивать полноту оценки принимаемых решений по мере выявления
новых проблем и получения новой информации;
·предлагает новую методологическую основа научного исследования
–эксперимент на имитационной модели (что позволяет оценивать последствия принимаемых решений не на живых людях, а на компьютерных
моделях). Главным преимуществом имитационного моделирования является то, что эксперт может ответить на вопрос «Что будет, если?», т.е. с помощью эксперимента на модели вырабатывать стратегию развития;
·широко применяется в системах принятия решений, так как позволяет
анализировать большое число альтернатив, стратегий, проводить сценарные расчеты, исследовать стохастические системы в условиях неопределенности и т.д.,
·позволяет изучать динамику развития социальных систем
Управление производственными организациями- Производственная организация как формальная организация может быть описана в виде системы указанных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она представляет собой пирамиду, горизонтальной срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный - отношения власти и субординации. Формальная организация может быть также описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного человека и отдельного структурного подразделения легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае такая позиция называется функцией, во втором – статусом.
Управление собственности региона-собственность субъекта Федерации (средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество). Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее форм, управление строится на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Государственная собственность является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти и управления, а муниципальная - объект совместного ведения органов даже трех уровней - федерального, субфедерального и местного. а смену глобальным устремлениям к приватизации государственной собственности приходит более обоснованная и дальновидная стратегия превращения имущественных объектов федеральной и региональной собственности в действенный рычаг стабилизации и оживления, подъема производственной экономики и социальной сферы. Особенно это важно применять к имущественным объектам государственной собственности, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, которые в меньшей мере поглощены волной приватизации в сравнении с объектами федеральной собственности. Такая стратегия управления имуществом субъекта Российской Федерации ведет к снижению возможностей быстрого получения доходов от приватизации в региональный бюджет, но позволяет обеспечить более высокую бюджетную эффективность за более продолжительный отрезок времени.
Программно целевое управление в регионе-
Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных
и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства,
научно-технического, экономического, инвестиционного, социально демографического
, внешнеэкономического, культурного, экологического развития. Обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях.
Управление финансами региона-является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и общества в целом.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают различные формы финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъектами управления финансами является совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.
Управление конкурентоспособности региона- Общая конкурентоспособность регионахарактеризуется наличием ресурсного потенциала, а также совокупностью самых разнообразных условий территориального развития, реализация которых обеспечивает лидирующие позиции региона в мировых обменах и высокое качество жизни людей на данной территории. Экономическая конкурентоспособность региона– его способность эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы развития экономики и производить товары (услуги), отвечающие высшим требованиям спроса национального и международных рынков, создавать условия для обеспечения устойчивогороста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования путем системных инноваций, эффективного воспроизводства и капитализации региональных ресурсов, а также обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения. Стратегическая конкурентоспособность региона – цель достижения общей конкурентоспособности региона в стратегической перспективе путем реализации всех доступных факторов регионального развития и эффективной адаптации региона к постоянным изменениям внешней среды.
Управление экономической безопасностью-экономическая безопасность трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»; уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики.
Практическое задание №4.2
Федеральный округ- не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом. В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является не более чем представителем Президента РФ и работником администрации Президента. Никаких конституционных полномочий представители Президента не имеют.
Отрасли рыночной специализации - отрасли специализации играют ведущую роль в структуре хозяйства стран и районов, определяют их место в территориальном (международном, межрайонном) разделении труда. По этой причине отрасли специализации именуют также профилирующими отраслями, отраслями международного (межрайонного) значения. Отраслям специализации принадлежат решающая роль не только в производстве и экспорте (вывозе) продукции, но и во влиянии на размещение производительных сил (районообразующая функция отрасли), так как именно эти отрасли выполняют на территории (страны, района и т.д.) роль ядра, притягивающего к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие производства.
Территориально-производственный комплекс —производственно-территориальные комплексы, форма пространственной организации производительных сил социалистического общества, наиболее полно отвечающая задачам их развития в условиях научно-технической революции. Т.-п. к., являясь частью хозяйства экономического района (подрайона), представляют собой совокупность взаимосвязанных промышленных и с.-х. предприятий, формируются на определённой территории (не всегда в границах существующих административно-территориальных единиц), активно участвуют в общей системе территориального разделения труда. Экономическое единство Т.-п. к. создаётся производственными связями предприятий, использованием общерайонных природных и экономических ресурсов и условий, а также общей системой расселения. По сравнению с изолированным (штучным) размещением предприятий планомерное формирование Т.-п. к. даёт возможность получать значительный экономический эффект за счёт комбинирования и кооперирования предприятий, рационального использования природных и трудовых ресурсов, вторичного сырья, транспортных сетей, снижения стоимости строительства вспомогательных и обслуживающих предприятий, инженерных коммуникаций и социально-культурных объектов.
Инфраструктура- под ней понимаетсясовокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимаетсясовокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционированиянациональной экономики.
Рыночные факторы районирования - разделение территории страны на экономические районы — служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании административно-территориального устройства и т. д.
В зависимости от целей экономического районирования, решаемых им задач различают две его разновидности — районирование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (промышленное, сельскохозяйственное и т. д.).
Факторы экономического районирования- условия и ресурсы, влияющие на процесс образования экономических районов, их структуру, границы и функционирования хозяйства. К ним относятся:
- Природные условия и ресурсы, которые играют опосредованную роль в отраслевом и интегральном районировании. В отдельных районах природопользования является базой развития отраслей специализации;
- Природные факторы формирования трудового потенциала. Трудодефицитнисть и трудонадлишковисть - важные факторы, которые влияют не только на формирование отраслевой структуры, но и определяют социально-экономическую ситуацию в регионе;
социально-экономическая ситуация формирует инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность района;
- Научно-технический потенциал, который может служить основой формирования инвестиционных технологий в районе и существенно влиять на формирование отраслевой структуры хозяйства;
- Сеть транспортных коммуникаций, которая может быть основой формирования как внутрирайонных, так и межрайонных экономических связей.
Районообразующие факторы районирования- обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологического и организационного факторов. Значение принципа районообразования в рыночной экономике,, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он уступает влиянию традиционной территориальной комплексности.
геополитическое положение;
- территориальное деление труда и специализацию хозяйственной деятельности;
- природные условия и ресурсы;
- население с его трудовыми навыками, коммуникационными, этническими,
- национальными особенностями, отличиями в образе жизни;