Ресентимент и моральная оценка
К ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА Ницше выдвинул тезис, что христианская мораль, а в особенности христианская любовь, — утонченнейший цветок рессентимента. Ницше в «Генеалогии морали» пишет: «Из ствола еврейской ненависти, создающей идеалы и пересоздающей ценности, произросло нечто новое – новая любовь» «Любовь выросла из ненависти, как ее крона». Ницше пишет, что Иисус из Назарета – не был ли он самим соблазном в наиболее жуткой и неотразимой его форме; что на пути этого спасителя Израиль достиг последней цели своей мстительности; что восстание рабов начинается с того, что ressentiment становится творческим и порождает ценности; что мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения в противостоящем внешнем мире. Слабость превращается в заслугу Бессилие – в доброту Трусливая подлость – в смирение Подчинение – в послушание Безобидность слабого – в терпение, в добродетель.
По Шелеру, Рессентимент – психич. Установка вследствии систематического запрета на выражение душевных движений, аффектов = запрета, порожд-го склонность к ценностным иллюзиям и оценкам. Начало Р.- импульс мести с торможением и сдерживанием, переносом на другое время =немощь, бессилие. Начальная форма Р. – жажда мести, зависть, недоброжелат-во, коварство и злоба. НЕТ: 1) НРАВСВТЕННОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 2) АДЕКВАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО «ОТМЩЕНИЮ» Р.- там, где чувство бессилия от невозможности претворить аффекты в поступки. Неудовлетворенное чувство мести – может привести к нравственному надлому и даже смерти. Формирование Р.- когда мщение откладывается (месть – позиция слабой стороны, но она как бы уравнивает оскорбленного и оскорбившего) В условиях реальной социальной демократии – нет большой социальной базы для Р. Ее так же нет и в сословном, кастовом, феодальном об-вах (кр-янин сравнивает себя с кр-янином, феодал – с феодалом). Каждый – от короля до проститутки – занимает формально-благородную позицию в социально-космическом универсуме – на своем месте в сословном об-ве.
Максимальный Ресентимент – в обществах, где формальное равенство индивидов сочетается с их фактическим (имущественным, образовательным, классовым) неравенстсвом. Еврейский Р. = гонения + высокая самооценка = конституционное равноправие + фактическая дискриминация. Парламентаризм – Р.-ая критика – не для устранения зла, а как предлог для высказывания. Р. формирует зависть, ревность и стремление к конкуренции. Зависть – сознание бессилия достать вещь. Экзистенциальная зависть: «я не могу простить, что я не есть ты». Гете: «Против превосходства другого нет спасительного средства, кроме любви». Благородный человек – сознание собственной ценности и полноты бытия, - непосредственное переживание истинных ценностей. Подлый человек – познает ценности посредством сравнения себя с другими. Подлый человек 1) Сильный тип – карьерист 2) Слабый тип – ресентимент 1-я стадия Ресентимента - принижение достоинств другого человека 2-я стадия Ресентимента – фальсификация ценностей – объекты сравнения теряют объективную ценность Спиноза: хороший = желаемый. Принижение ценностей (2-я стадия) – противоположно сознательному отречению от них (пример - секс в старости). Однако через мнимый, иллюзорный «ресентиментный» мир просвечивают «истинные» ценности. Формирование Ресентимента – зависит: 1) от социальной стр-ры об-ва, в котором живут 2)от психотипа самого человека и его жизненной ситуации Так, м.б. Ведьма – мстительная женщина. «старая дева» - ресентиментая форма полового удовлетворения
Противоядие такому Р.-у – своевременное возрастное «отречение» от ценностей, специфичных для предшествующих жизненных этапов. Возрастной Р. – Рессентимент пенсионеров (Бисмарк на пенсии, в России – Витте – А.Д.) Преступники, как правило – не Р.- ые типы – реализуют, а не вытесняют свои (-) чувства. Исключение – поджоги и др. «безмотивные» преступления из злости.
Романтическая душа, стремящаяся убежать от современности в античность, в средневековье – Р-т к современной эпохе. Парламент, пресса – разрядка желания отомстить – разрядка Р-та. Без демократии – чувство бессилия, немощи, депрессия – вытеснение ненависти = Р-т. Ницше ошибается, когда полагает, что корнем подлинной (Хр-ой) нравственности м.б. Р.-т. Подлинная нравственность основана на ранговом порядке ценностей – это такая же аксиома, как истины математики = «порядок сердца» Паскаля. Выражение «фальсификация ценностных таблиц» Ницше – значит, имеются «истинные ценности». Иначе – не может идти речь о борьбе истинных и ложных ценностей. Р-т начинается: 1. с фальсификации предметной картины мира (Басня «Лиса и виноград») - желание хулить, ниспровергать, унижать Экстремальный Р-т – сама человеческая сущность, ее бытие и явление становится «укором» - молчаливым, невысказанным. Ненависть приводит к: 2. «фальсификации ценностных таблиц» - переоценке ценностей. Утверждается ценность страдания боли, смерти. Если честный человек вынужден лгать, то вырабатывается определенный автоматизм. Фальсификация происходит на подходе переживаний к сознанию – «органическая лживость».
РЕСЕНТИМЕНТ И МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА Течения этического релятивизма - Конт, Милль, Спенсер – отрицают факт существования разных моралей. Релятивисты доказывают, что разные способы поведения рассматривались как полезные для «человеческого благополучия», «улучшения жизни» или того, что сам философ-релятивист признает «благом» в зависимости от достигнутого людьми уровня развития ума, цивилизации и культуры. Фундаментальные ценности остаются неизменными – изменяются лишь условия жизни, с которыми взаимодействуют фундаментальные ценности. Мораль – система правил предпочтения самих ценностей. Этические релятивисты – абсолютизировали мораль современной им эпохи. Отношение морали к этике – как отношение системы Птолемея к системе «идеальной ас- трономии». Буржуазная мораль в Европе – уходит корнями в Р-т. Она – вытесняет христианскую. Апофеоз – Великая французская революция. Семя христианской этики взросло отнюдь не на почве ресентимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|