Основные особенности развития ребенка в этом периоде: - с рождения младенец наделен тем запасом инстинктов, которые позволяют ему быстро адаптироваться к окружающей действительности. Особое значение для развития ребенка имеют сенсорно-скоординированные движения рук и ног, которые формируются у него в первый год жизни очень быстрыми темпами. В последующем это отражается на становлении познавательных и интеллектуальных способностей, уже на втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, и эта реакция всегда эмоционально окрашена. А развитию наглядно-действенного мышления предшествует развитие движений рук и совершенствование работы органов чувств. - младенцы не способны провести грань между собой и окружающим их миром, но постепенно они начинают познавать себя как отдельных существ и изучать свое тело. Это происходит в период от трех до восьми месяцев. В первый год жизни формируется личность ребенка. Зачатки его личностных качеств коренятся во взаимодействии с взрослыми. Приобретаемый в первый год жизни опыт накладывает своеобразный отпечаток на уже определенный темперамент.
До одного года ребенок проходит следующие этапы эмоционального развития:
• с момента рождения до трех месяцев он стремится к регулярности и покою, но вместе с тем концентрируется на своих ощущениях и переживаниях. На этой стадии все люди для него выглядят примерно одинаково;
• в период от двух до семи месяцев он становится более внимательным к окружающему его миру. Он узнает близких людей и направляет свое внимание, прежде всего, на тех, кто о нем заботится;
• в период от девяти месяцев до полутора лет он играет более активную роль в эмоциональных отношениях с взрослыми, которые его окружают.
Развитие общих движений.
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног.
1,5 месяца
Лежа на животе, приподнимает голову.
2 месяца
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво).
3 месяца
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии.
3 месяца
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч).
4 месяца
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе.
4 месяца
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку.
4 месяца
Когда тянут за ручки, пытается присесть.
4,5 месяца
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо.
5 месяцев
Лежа на спине, трогает ручками колени.
5,5 месяцев
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок.
6 месяцев
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен).
6 месяцев
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны.
6 месяцев
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни.
7 месяцев
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой.
7 месяцев
Посаженный, сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие.
7,5 месяцев
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки (" ласточка ").
8 месяцев
Лежа на животе, поворачивается по кругу.
8 месяцев
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой.
8 месяцев
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед).
8 месяцев
Лежа на боку, приподнимает голову.
8 месяцев
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище.
8,5 месяцев
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад.
9 месяцев
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад.
9,5 месяцев
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого).
9,5 месяцев
Ползает на животе
9,5 месяцев
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад.
10 месяцев
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет.
10 месяцев
Сидя без поддержки не падает, когда тянется в сторону.
10 месяцев
Встает на четвереньки из положения сидя.
10 месяцев
Встает, держась за опору.
11 месяцев
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу.
11 месяцев
Садится из положения на четвереньках.
11 месяцев
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой.
11 месяцев
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене.
11 месяцев
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору.
11 месяцев
Ползает на четвереньках.
1 год 1 месяц
Переступает боком вдоль мебели (стены).
1 год 1 месяц
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения.
1 год 1 месяц
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель.
1 год 1 месяц
Стоит без опоры несколько секунд.
1 год 1 месяц
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги.
1 год 1 месяц
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает
1 год 2 месяца
Встает с пола без поддержки.
1 год 3 месяца
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены.
1 год 3 месяца
Присаживается на корточки и играет в этой позе
1 год 6 месяцев
Залезает на диван, кресло.
1 год 6 месяцев
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется.
1 год 6 месяцев
Встает с маленького стульчика (с опорой).
1 год 6 месяцев
Бежит, смотря под ноги.
1 год 6 месяцев
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться.
2 года
Садится на маленький стульчик.
2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого.
2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу.
2 года
Ходит задом–наперед.
2 года
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре).
3 года
Перешагивает через препятствия
3 года
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно.
3 года
Встает с маленького стульчика без опоры.
3 года
Встает на цыпочки.
3 года
Стоит на правой ноге 3 секунды.
3 года
Стоит на левой ноге 3 секунды.
3 года
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом.
3 года
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом.
3 года
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр).
3 года
Пинает мяч с размаху
3 года
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола.
3 года
Перепрыгивает через веревку на земле.
3 года
Подпрыгивает на месте, расставив ноги.
3 года
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают.
3 года
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо.
3 года
Проходит на цыпочках 3 метра.
3 года
Развитие движений рук
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Изолированные хаотические движения рук.
2 месяца
Лежа на спине, подносит ручки ко рту.
3 месяца
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев.
3 месяца
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п.
3 месяца
Смотрит на движения своей руки.
3 месяца
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты.
3,5 месяца
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими.
3,5 месяца
Трясет погремушкой, вложенной в руку
4 месяца
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот.
4,5 месяца
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его.
4,5 месяца
Водит пальцами по поверхности игрушки.
4,5 месяца
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот.
5 месяцев
Большую часть времени кисти раскрыты.
5 месяцев
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой–тянется за игрушкой.
5 месяцев
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета.
6 месяцев
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой–тянется ко второй игрушке и захватывает ее.
6 месяцев
Перекладывает предмет из руки в руку.
6 месяцев
Тянется к удаленному предмету.
7 месяцев
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами.
7 месяцев
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой.
7 месяцев
Рассматривает то один предмет, то другой, которые держит в руках.
8 месяцев
Поднимает предмет двумя руками.
8 месяцев
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).
8 месяцев
Отталкивает мяч в случайном направлении.
8 месяцев
Стучит предметом о предмет.
9 месяцев
Хлопает в ладоши.
9 месяцев
Ощупывает людей и предметы.
10 месяцев
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный " пинцетный захват ").
10 месяцев
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает
11 месяцев
Бросает предметы в игре.
11 месяцев
Берет мелкий предмет 2 пальцами (кончиками большого и указательного)-точный " пинцетный захват ".
1 год
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет.
1 год
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием–колышек, кольцо- стержень и т.п.).
1 год 1 месяц
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.).
1 год 1 месяц
Пытается рисовать каракули.
1 год 2 месяца
Ставит кубик на кубик.
1 год 4 месяца
Соединяет предметы (стержень-кольцо, колпачок-ручка и т.п.) под контролем зрения.
1 год 4 месяца
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
1 год 4 месяца
Разворачивает завернутый в бумагу предмет.
1 год 6 месяцев
Ставит 3 кубика друг на друга.
1 год 8 месяцев
Переворачивает страницы книги по одной.
1 год 8 месяцев
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие.
1 год 9 месяцев
Схватывает движущийся предмет (например –мяч).
2 года
Разрывает бумагу.
2 года
Пытается остановить катящийся к нему мяч.
2 года
Нанизывает на шнур большие (2 см) " бусины " с отверстием 0.5-0.6 см.
2 года
Ставит 4-6 кубиков друг на друга.
2 года
Переливает жидкость из одной емкости в другую.
2 года 6 месяцев
Складывает бумагу пополам по подражанию.
2 года 6 месяцев
Нанизывает на шнур средние (1.5 см) " бусины " с отверстием 0.3-0.4 см.
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см.
1 месяц
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого.
1,5 месяца
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты.
2 месяца
Предпочитает смотреть на новые предметы.
2 месяца
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров.
2 месяца
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу.
2 месяца
Улыбается, увидев что-то знакомое.
3 месяца
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см
3 месяца
Рассматривает предметы в комнате.
3 месяцев
Смотрит на свою руку.
3 месяца
Смотрит на предмет, который держит в руке.
3 месяца
Больше улыбается, когда видит мать, чем других.
3,5 месяца
Предпочитает объемные игрушки.
4 месяца
Моргает при быстром приближении предмета.
4 месяца
Смотрит на свое отражение в зеркале.
5 месяцев
Узнает бутылочку (и/или грудь)
5 месяцев
Реагирует на маску
5 месяцев
Рассматривает окружение на улице.
6 месяцев
Выбирает взглядом любимую игрушку
6 месяцев
В новом месте–осматривается, может быть испуган.
6 месяцев
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого.
8 месяцев
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см.
8 месяцев
Отличает " своих " от " чужих " по внешнему виду.
8 месяцев
Следит за игрой в мяч.
9 месяцев
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами.
1 год
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом
1 год
Понимает 2-3 жеста (" пока ", " нельзя " и др.).
1 год 1 месяц
Обходит высокие препятствия при ходьбе.
1 год 2 месяца
Подражает увиденным действиям взрослого.
1 год 3 месяца
Узнает себя и близких на фотографиях.
1 год 4 месяца
Показывает несколько названных предметов или картинок.
1 год 4 месяца
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку.
1 год 4 месяца
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки …).
1 год 6 месяцев
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки
1 год 6 месяцев
Узнает свои вещи, одежду
2 года
Подбирает парные игрушки или картинки к указанной
2 года
Подбирает предмет к его рисунку.
2 года 6 месяцев
Знает 2-4 основных цвета.
3 года
Узнает предмет по рисунку его характерной части.
3 года
Развитие слуха.
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Вздрагивает или моргает при резком звуке.
с рождения
Прислушивается к звуку колокольчика.
1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки.
2 месяца
Прислушивается к голосу взрослого.
2 месяца
Улыбается, когда слышит голос взрослого.
2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других.
2,5 месяца
Прислушивается к музыке.
3 месяца
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию.
3 месяца
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери).
3 месяца
Выделяет любимую музыку.
4 месяца
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности.
4 месяца
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха.
4 месяца
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет.
4 месяца
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора.
4 месяца
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого.
5 месяцев
Смотрит внимательно на объект, издающий звук.
5 месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса.
6 месяцев
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа).
6 месяцев
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.
6 месяцев
Смеется в ответ на некоторые звуки.
6 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука.
7 месяцев
Пытается воспроизвести " мелодию " услышанной речи.
7 месяцев
Интересуется предметами, производящими звук.
8 месяцев
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки.
9 месяцев
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой.
10 месяцев
Замирает, когда ему говорят " нельзя ", " подожди " и т.п.
10 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово " ладушки " начинает хлопать в ладоши).
11 месяцев
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной.
11 месяцев
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов (" мама ", " папа ", " баба "...).
1 год
Начинает " танцевать " при звуках музыки.
1 год 2 месяца
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют.
1 год 2 месяца
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых.
1 год 2 месяца
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, " причесывает ", " качает " или " кормит " куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.
1 год 4 месяца
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов).
1 год 4 месяца
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали.
1 год 4 месяца
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали.
1 год 4 месяца
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова.
1 год 6 месяцев
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий).
1 год 6 месяцев
Любит играть со взрослым в " голоса животных " (например: " как коровка мычит? "–" му-у-у ").
1 год 6 месяцев
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них.
2 года
Понимает 100 слов и более.
2 года 3 месяца
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя).
2 года 3 месяца
Пытается петь
2 года 6 месяцев
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их, спустя несколько часов).
3 года
Развитие общения.
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого.
2 месяца
Поддерживает зрительный контакт с говорящим.
3 месяца
Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются.
4 месяца
Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить.
4 месяца
По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить и успокаивается.
5 месяцев
Обменивается со взрослым звуками, выражением лица по очереди.
5 месяцев
Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта.
6 месяцев
Выражает интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом.
6 месяцев
" Требуя " продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет.
Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых.
8 месяцев
Тянет руки навстречу взрослому.
8 месяцев
Играет " в прятки ".
8 месяцев
Подражает интонации говорящего.
10 месяцев
Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости).
10 месяцев
Подражает выражению лица взрослого.
10 месяцев
Понимает несколько жестов: указательный, " до свидания ", " иди ко мне ", " нельзя " и т.п.
11 месяцев
Поворачивается, когда его зовут.
1 год
Специально бросает предметы, чтобы их поднимали.
1 год
Проявляет удовольствие, когда хвалят.
1 год
Использует указательный жест.
1 год 1 месяц
Использует 2 жеста и более: " до свидания ", " ладушки ", " большой " и т.п.
1 год 2 месяца
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли.
1 год 3 месяца
Использует знак " да "–кивает головой.
1 год 4 месяца
Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим.
1 год 4 месяца
Обращает внимание на плачущего ребенка.
1 год 4 месяца
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет.
1 год 4 месяца
Приветствует знакомых людей доступными средствами.
1 год 4 месяца
Использует знак " нет "–качает головой в стороны.
1 год 6 месяцев
Легко повторяет увиденные жесты.
1 год 8 месяцев
Начинает плакать, чтобы добиться своего
1 год 8 месяцев
Использует более 10 жестов и других выразительных средств.
2 года
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт.
2 года
Знает, чего нельзя делать, но пытается " спровоцировать " взрослых на запрет.
2 года
" Отыгрывает " на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.).
2 года
Изображает поведение взрослого.
2 года 6 месяцев
Понимает и употребляет слова " я ", " мой ".
2 года 6 месяцев
Вступает в контакт с детьми и взрослыми.
3 года
Постоянно задает вопросы.
3 года
Развитие речи.
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Произносит гласные звуки близкие к " а ", " ы ", " у ", возможно в сочетании с согласным " г " (гулит).
4 месяца
Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя…", "бабаба…", "мамама…" (лепечет).
10 месяцев
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: " ба! " (бах!), " дя " (да) и т.п.
1 год 2 месяца
"Говорит на своем языке"–произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации.
1 год 6 месяцев
Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: " мама ", " дядя "…
1 год 6 месяцев
Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: " а", " о ", " у ", " и ", " м ", " п ", " б ", " к ", " г ", " дь", " ть ", " нь ", " ль ", " сь ". Например: " мама ", " ляля ", " дя " (дай), " ня " (на) и т.д.
1 год 6 месяцев
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: " тетя ", " кися " (киса) …
1 год 8 месяцев
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: " тетя ", " катя ", " синя " (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный.
1 год 10 месяцев
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: "мама Лена".
2 года
Строит предложения из 2-х слов: " мама дай ", " баба ди " (баба иди).
2 года
Пытается произносить трех- четырехсложные слова. Например: " алясе " (хорошо), " павозик " (паровозик)…Среди произносимых звуков появляются " н ", " т ", " д ".
2 года
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов.
2 года 6 месяцев
Строит предложения из 3-4-х слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: " Это моя миська больсей " (Это мой большой мишка).
2 года 6 месяцев
Повторяет за взрослым двустишие.
3 года
Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения. " Кода папа мой придет с работы, мы подем гулять "". В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки: " с ", " л", " ы ", " в ", " р ", " з ".
3 года
Развитие мышления.
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Настойчиво пытается что-либо достать.
5 месяцев
После отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет.
9 месяцев
Играет в " прятки "–либо ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого (реагирует, когда он нашел или его нашли).
1 год
Достает предметы из коробки.
1 год
Смотрит на предмет, на который указывает или смотрит взрослый.
1 год
Пользуется указательным жестом.
1 год
Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых.
1 год
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 3-х, если она была спрятана у него на глазах.
1 год
Запоминает местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения.
1 год
Понимает (смеется), когда взрослые ведут себя как маленькие или совершают странные действия.
1 год 1 месяц
Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее.
1 год 1 месяц
Совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном, пультом от телевизора, машинкой и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением.
1 год 3 месяца
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах.
1 год 4 месяца
Вытягивает за веревочку спрятанный предмет.
1 год 4 месяца
Показывает 3-5 частей тела на себе.
1 год 4 месяца
Показывает 3-5 частей тела на кукле.
1 год 4 месяца
Складывает все кубики (6-8) в коробочку.
1 год 5 месяцев
Строит башню из 3-4 кубиков.
1 год 5 месяцев
Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести).
1 год 6 месяцев
Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается.
1 год 6 месяцев
Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы.
1 год 8 месяцев
Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье в стиральную машину и т.п.
1 год 8 месяцев
Понимает 2 предлога расположения (" в ", " на ", " под " или другие).
2 года
Убирает предметы на свои места.
2 года
Сортирует предметы (яблоко-морковь, машинка–мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки.
2 года 2 месяца
Строит " мостик " из 3-х кубиков после показа
2 года 2 месяца
Играет в кого-либо.
2 года 2 месяца
По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам (" цветочки ", " зверюшки " и т.д.).
2 года 2 месяца
Среди 5 картинок находит одну " такую же ", какую показывает взрослый.
2 года 2 месяца
Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: " Покажи, что можно есть? ", " Покажи, у кого есть ножки? " и т.п.
2 года 2 месяца
" Разговаривает " с игрушками, играет в их общение друг с другом.
2 года 4 месяца
Среди 10 картинок находит одну " такую же ", какую показывает взрослый
2 года 4 месяца
Выполняет сложные просьбы, состоящие из 2 частей. Например: " Покорми Лялю, потом положи ее спать ". Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует.
2 года 6 месяцев
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку.
2 года 6 месяцев
Раскладывает предметы 2-х цветов в две коробочки, в каждую–одного цвета.
2 года 6 месяцев
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах.
2 года 6 месяцев
Складывает разрезанную картинку (или пазлы) из 2-х частей.
2 года 6 месяцев
Раскладывает предметы по величине (большой–маленький) в две разных коробочки.
2 года 8 месяцев
Строит " домик " или другое сооружение из 5 кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд).
2 года 10 месяцев
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части.
3 года
По просьбе выбирает " один " предмет и " много ".
3 года
Задает вопросы –" почему? ".
3 года и старше
Складывает разрезанную картинку из 4-х частей.
3 года и старше
Понимает 4 предлога расположения (" в ", " на ", " под ", " за ").
3 года и старше
Понимает 1 предлог направления движения (" к ", " от " и т.п.).
3 года и старше
Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце.
3 года и старше
Развитие навыков приема пищи.
Название реакции
Приблизительный возраст возникновения реакции
Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз).
6 месяцев
Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами.
6 месяцев
Держит бутылочку, из которой сосет.
7 месяцев
Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает.