Развитие навыков одевания и раздевания.
Название реакции
| Приблизительный возраст возникновения реакции
|
Протягивает ручки и ножки, когда его одевают.
| 11 месяцев
|
Снимает шапку.
| 1 год 2 месяца
|
Стягивает носки.
| 1 год 2 месяца
|
Снимает ботинки.
| 1 год 3 месяца
|
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает–при раздевании).
| 1 год 6 месяцев
|
Снимает или надевает шапку.
| 1 год 8 месяцев
|
Снимает расстегнутое пальто, куртку и т.п.
| 1 год 10 месяцев
|
Снимает расстегнутые штанишки.
| 2 года
|
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…
| 2 года 6 месяцев
|
Надевает обувь, носки, штанишки.
| 2 года 6 месяцев
|
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию.
| 3 года
|
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки...
| 3 года
|
Расстегивает большие пуговицы.
| 3 года
|
Развитие навыков гигиены.
Название реакции
| Приблизительный возраст возникновения реакции
|
Активно участвует в мытье и вытирании рук.
| 1 год 4 месяца
|
Позволяет, чтобы ему почистили зубы.
| 2 года
|
Самостоятельно моет руки.
| 2 года
|
Вытирает нос, когда дают платок
| 2 года
|
Самостоятельно вытирает руки.
| 2 года 6 месяцев
|
Самостоятельно моет руки с мылом.
| 3 года
|
Чистит зубы.
| 3 года и старше
|
Развитие навыков туалета.
Название реакции
| Приблизительный возраст возникновения реакции
|
Реагирует на мокрые или грязные штанишки.
| 1 год 2 месяца
|
Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом.
| 1 год 8 месяцев
|
Дает знать взрослому, что хочет в туалет доступными ему средствами (не словами).
|
2 года
|
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок.
| 2 года
|
Просится в туалет (используя слова).
| 2 года 6 месяцев
|
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам).
|
3 года
|
ИГРА.
Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, непосредственно не направленная на удовлетворение биологических потребностей, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.
Совместная игра-развлечение – это организуемое взрослым воздействие на ребенка (например – катание ребенка на себе, «забодаю-забодаю» и т.д.), дающие малышу интенсивные приятные ощущения. Взрослый выступает в заданной упрощенной роли, (лошадки, козы…), ждет реакций ребенка и отвечает на них. Ребенок категорически не должен насильно вовлекаться в такие игры (как и в любые другие).
Главное значение таких игр – установление теплых, доверительных отношений, поднятие настроения.
Свободная детская игра – игра, управляемая ребенком. С чем бы ребенок ни играл, кого бы ни привлекал, содержание (тема) игры и ее ход контролируется ребенком. В этой игре если и есть оценка происходящего, то она исходит от ребенка. Эта игра дает ощущение внутренней свободы, уверенности в себе, достоинства, открывает дорогу творчеству, способствует раскрытию способностей, развитию воображения, самосознания, самостоятельности, умению почувствовать себя в роли другого.
Чтобы понять и принять такую игру, а тем более в ней участвовать, родителям необходимо уметь:
– наблюдать за ребенком;
– видеть в увлеченном занятии ребенка игровую тему;
– уважать выбор ребенка;
– оказывать ребенку эмоциональную поддержку;
– создавать условия для продолжения и развития игры;
– ненавязчиво помогать быть успешным;
– помогать ребенку поддерживать ориентировку и интерес;
– не оценивать действия и высказывания ребенка («хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно»);
– не устанавливать условных запретов (как играть, во что играть, что говорить…);
– неагрессивно утверждать безусловные запреты (нападать на партнера, ломать мебель и т.п.)
– не задавать вопросов, проверяющих знания ребенка;
– не сбивать ребенка с темы игры;
– не прерывать игру ребенка;
– не навязывать свою тему или способ игры;
– принимать и исполнять назначенные ребенком роли и правила.
ИГРУШКИ. Первые игрушки и сопутствующее оборудование
(Примерный перечень рекомендуемых игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей от рождения до 3-х лет)
0 - 2месяца
Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.
Игрушки с подвижными частями и фиксированной мелодией –3-6 месяцев
Висящие погремушки- "бусы", подвески
Погремушки ("гантели", кольца, шар с рукояткой и т.д.).
Мячи разных размеров
Мячик с колокольчиком внутри
Игрушки- пищалки
Неваляшки
Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия "Happy baby", "Знаки зодиака", "Классика для малышей" и др.).
Детское креслице с наклонной спинкой.
Коврик (упругий, моющийся).
6 -12 месяцев
Активный центр
Книжки-картинки с плотными страницами, лучше -моющимися
Набор для игры с водой
Игрушки для жевания, кусания
Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем
Мягкая игрушка (может быть музыкальная)
Машинка среднего размера с веревочкой
Игрушечный телефон
Корзинка, сумочка.
Набор пластмассовой посуды
Коробочки с крышками.
Стульчик со столиком
Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.)
Качели
1 -1.5 года
Пастель, мелки, карандаши, фломастеры
Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
Набор форм, вставляющихся друг в друга
Мягкие куклы среднего размера
Тряпичная (гибкая) кукла
Фигурки животных (средние)
Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя)
Кукла, одевающаяся на руку (лучше–с большим открывающимся ртом)
Мягкие игрушки–зверюшки
Металлофон
Тамбурин
Барабан
Свисток, дудочка
Книжки с картинками
Книжки с короткими стихотворениями для детей
Большая грузовая машина со съемным водителем
Большая легковая машина со съемным водителем
"Почтовый ящик", лучше–с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши)
Матрешка
Составные игрушки из 2-3-х частей (например, "Лего")
Самокат ("машина", "лошадка" и т.п.)
Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.)- на шесте или на веревочке
Игрушки-модели предметов, людей, животных -1.5-2 года Конструкторы «Лего»
Парные картинки, лото
Кисти, краски (не токсичные)
Набор для нанизывания ("Бусы")
Игрушечная мебель
Пластилин и другие материалы для лепки
Пазлы (простые)
Разрезные картинки из 2-3-х частей
Кегли
Сказки ("Репка", "Теремок" и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет
Миниатюрные модели бытовых предметов
Игрушечный набор "Семья"
Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.)
Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)
Набор для игры с песком
2-3 года
Модель дома
Конструкторы «Лего»
Пазлы (для составления целого из частей)
Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами "Найди маму")
Одежда для кукол по сезону
Игрушечные часы
Куклы для театра
Рекомендуемая литература.
Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. — 192 с.: ил. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
В этой книге родители найдут интересные идеи об использовании самых необычных материалов и ряда технологий в изобразительном творчестве детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем; Книга для родителей.
М.:, 000 «Полиграф сервис», 2002. — 132 с. ISBN 5-86388-052-Х.
В книге описаны психологические особенности общения матери и младенца. Рассмотрены этапы становления эмоциональной сферы ребенка, выделены признаки ее благополучного развития. Опираясь на традиционные способы взаимодействия взрослого с младенцем, авторы предлагают систему игр, направленную на развитие и воспитание маленького ребенка.
Книга адресована прежде всего родителям, а также воспитателям, психологам и учителям-дефектологам детских дошкольных учреждений
Наши руки не для скуки. ПОДЕЛКИ: папье-маше, бумажные цветы. Рэй Гибсон
Перевод с английского П.Я. Гальперштейна.
Редакторы: Черил ЭВАНС, при участии Файоны Уайт, Оформление: Роберт Уолстер и Джейн Фелстид, Ян Мак-Ни Фотографии: Аманда Хейвуд, Иллюстрации: Прю Гринер, Редактор серии: Черил Эванс
Изд-во «Росмэн» 1998 г
В этой книге из серии «Наши руки не для скуки» предложен курс занятий по развитию у детей навыков ручного труда. Однако, с большим успехом родители ее могут использовать в качестве руководства по изготовлению поделок из папье-маше и бумаги.
Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Учимся слушать и слышать.
СПб.: «Паритет», 2003.— 144 с.— (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»). ISBN 5-93437-140-1
Пособие содержит сведения по развитию слухового восприятия, внимания и памяти в соответствии с периодами возрастного развития ребенка от рождения до трех лет, наиболее благоприятными для освоения определенных видов деятельности. С учетом возрастных особенностей описаны скрининговые обследования слуха у детей первого, второго и третьего годов жизни.
В каждом возрастном периоде даны различные виды игр на формирование слуха у детей. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем и сочетаются с работой по развитию речи детей раннего возраста.
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина.
СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997 — 160 с. с илл. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая») ISBN 5-86188-011-5
В книге изложена методика лепки из пластилина, которая наиболее полно отражает следующие принципы: как работать с пластилином, как сделать занятия интересными для детей, как превратить труд в игру, сказку. Авторы предлагаемой методики используют свои разработки в детских садах и младших классах средней школы.
Материал приводится в доступной, занимательной форме, с большим количеством иллюстраций, что делает книгу привлекательной для детей и их родителей.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров.–Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. –224 с.: ил.–(Серия: "Вместе учимся мастерить")
В книге из серии «Вместе учимся мастерить» рассматриваются разнообразные изделия из бумаги и картона. Читатели найдут для себя информацию о выполнении подарков и сувениров, познакомятся с особенностями их сборки и оформления. Предлагаемые изделия могут быть выполнены детьми дошкольного и младшего школьного возраста как вместе с родителями, педагогами, так и самостоятельно.
Сигал М. Ребенок играет: от рождения до года.
СПб: Питер Пресс, 1996. — 224 с. — (Серия «Вы и ваш ребенок»). ISBN 5-88782-085-3 (рус); ISBN 0-937858-50-1 (англ.)
Эта книга расскажет об изменениях, которые могут происходить в вашем ребенке в каждый из двенадцати месяцев; предложит более 400 игр и занятий, которые ускорят физическое и умственное развитие малыша; даст советы, как, используя игру, решить бытовые проблемы.
Сигал М. Ребенок играет: от года до двух лет
СПб: Питер Пресс, 1996. — 224 с. — (Серия «Вы и ваш ребенок»). ISBN 5-88782-087-Х
Эта книга — живой взгляд на повседневную жизнь детей в возрасте от года до двух лет. Она содержит сотни, практических советов о том, как творчески подходить к игровым занятиям, как при помощи игры научить малыша следить за собой, помогать родителям по дому, заводить друзей. Вы узнаете, как наилучшим образом решать многочисленные бытовые проблемы, как относиться к проявлению ребенком характера, как обходиться со скачком в развитии детей, приходящимся на этот возраст.
Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста.
М.«Школьная Пресса», 2000.— 160 с. ISBN 5-9219-0019-2
В пособии собрано более 300 различных забав, шуток, игр и упражнений для младенцев.
Детские частушки, шутки, прибаутки.
Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Бахметьева Т.Н., Соколова Г. Т. Худ. Соколов Г. В., Куров В.Н.—Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 2000. — 224 с., ил. — (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). ISBN 5-8133-0157-7
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Бытуют в детской среде и частушки. Воспользуйтесь в воспитании ребенка этим неоценимым народным богатством!
Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. Пер. с англ. О. Ю. Поповой.
М.: Теревинф, 2002.— 112 с.— (Особый ребенок). ISBN 5-901599-05-5
В книге двух музыкальных терапевтов из Великобритании описаны игры, способствующие общему развитию ребенка. Этим данная книга отличается от других сборников музыкальных игр, ориентированных либо на развлекательные задачи, либо на задачи специального (музыкального) образования. Описание каждой игры сопровождается указанием ее психологических целей и рисунком-иллюстрацией. Специально для русского издания подготовлен словарь, рассказывающий об используемых в играх музыкальных инструментах.
Издание предназначено для педагогов-воспитателей, музыкальных работников, детских психологов системы общего образования, а также для специалистов по работе с детьми и взрослыми, имеющими психические и физические недостатки. Во многих случаях родители могут использовать книгу самостоятельно
Воспользуйтесь поиском по сайту: