Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Vi. Написание текста курсовой работы




 

Приступать к работе над самим текстом курсовой рекомендуется в том случае, когда структура работы в целом, логика построения сложилась в сознании студента, связи между определенными тезисами, фактами и аргументацией устоялись, студент представляет объем сочинения, его границы.

В первую очередь следует заняться текстом той главы, содержание которой в наибольшей степени осмыслено студентом. Введение и заключение принято писать после того, как основной текст работы уже создан. Исключение составляют цели и задачи работы, которые должны быть сформулированы в самом начале исследования.

Введение курсовой работы является очень важной частью сочинения, поскольку здесь обосновывается актуальность темы исследования, при необходимости – ее научная и практическая значимость. Во введении должны быть сформулированы цель и задачи исследования, кратко определена структура работы. Рекомендуется также с первого курса приучаться включать во введение работы определение объекта и предмета методов исследования, указание на степень изученности темы, новизну работы. Рекомендуемый объем введения – от двух с половиной до четырех страниц.

Если говорить о возможной схеме введения, то рекомендуются следующие структурные элементы введения:

– обоснование актуальности, научной и практической значимости темы;

– объект, предмет и методы исследования;

– характеристика степени изученности темы;

– характеристика основных нормативно-правовых актов, материалов судебной и административной практики;

– определение цели и задач исследования;

– краткая характеристика структуры работы, ее обусловленность поставленными целью и задачами.

При этом надо учесть, что не для всех тем курсовых работ по теории государства и права характерна практическая значимость. Это обуславливается объективными причинами: теория государства и права связана с проблематикой, которая имеет научную, теоретическую ценность, но не всегда имеет выход на юридическую практику, на конкретные правоотношения между субъектами. В силу этих причин не во всех темах могут быть использованы нормативные источники (имеются в виду нормативные акты, начиная с Конституции РФ и заканчивая подзаконными актами). Естественно, что это не будет рассматриваться как недостаток работы, поскольку вызвано не зависящими от студента причинами.

Актуальность темы работы означает важность, значительность темы в настоящее время, современность, злободневность. При этом не следует писать о теме работы вообще. Необходимо показать, почему эта тема на данный момент вызывает интерес, каким образом она связана с общественной жизнью, с научными исследованиями. Нужно проиллюстрировать, каким образом тема соединяет прошлое и настоящее, личность и общество в целом, юридическую науку и складывающуюся практику. В принципе все темы, предлагаемые студентам для написания работы, обладают актуальностью в той или иной степени.

Обоснование научной значимости темы курсовой работы должно быть четким и аргументированным. Оно невозможно без предварительного анализа источников и литературы. Научная значимость означает, что при исследовании данной тематики разрешаются научные проблемы: формулируются определения понятий, признаки тех или иных явлений, выявляются научные закономерности.

Если говорить о практической значимости темы исследования, то она означает, что в ходе ее анализа разрешаются вопросы, возникающие на практике: например, в связи с принятием тех или иных правовых норм, их реализацией, в том числе через принятие правоприменительных актов компетентными органами. Обоснование практической значимости невозможно, в свою очередь, без анализа юридической практики, то есть принимаемых властных правоприменительных и правоинтерпретационных решений компетентными субъектами.

Объект работы – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется? При этом следует учесть, что проблематика тем курсовых работ, которые выполняются на первом курсе по теории государства и права, главным образом, сосредоточена на исследовании общественных отношениях, которые изучаются студентом в пределах заявленной темы. Например, по теме «Понятие государства» объектом будут служить общественные отношения по поводу существования и деятельности государства.

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Применительно к юристам это могут быть нормативные правовые, правоприменительные, правоинтерпретационные акты. Поэтому, к примеру, по теме «Юридическая техника», предметом будут служить, во-первых, нормативные акты и акты применения права как иллюстрация использования тех или иных юридико-технических правил, во-вторых, вопросы понятия, средств, способов, приемов, основных требований юридической техники, которые излагаются и анализируются в учебной и научной литературе по данной теме.

Методы работы – конкретный научный инструментарий, используемый для раскрытия поставленной темы. Во введении должны быть перечислены все методы, использованные в курсовой работе (от общих, применяемых в большинстве гуманитарных наук, к частным, характерным для теории государства и права), дана их характеристика и информационная возможность для раскрытия поставленной темы.

Степень изученности темы показывает, насколько глубоко тематика работы рассматривалась и анализировалась в науке теории государства и права. Здесь нужно показать, какие понятия раскрыты, каковы имеющиеся исследования по изучаемым явлениям, их признакам, закономерным связям с другими явлениями, процессам с участием этих явлений. Рекомендуется привести авторов и названия наиболее важных научных работ по данной теме.

Если тематика работы связана с правовым регулированием исследуемых отношений, рекомендуется указать наиболее значимые нормативные акты, дать их характеристику, отметить информационную ценность для данного исследования.

Цель принято рассматривать как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В определении цели намечаются стратегическая программа всего исследования и осознается в целом конечный результат работы. Следует иметь в виду, что применительно к курсовой работе на первом курсе цель не стоит формулировать слишком сложно и наукообразно. Как правило, целью работы может выступать всесторонний анализ во всех возможных аспектах того или иного государственного или правового явления, которое является основным объектом исследования. Если студент настроен на проблемное изложение, то в этом случае формулировка цели может заключаться в выявлении научных проблем, обосновании того или иного способа их разрешения. Например, цель работы по теме «Рецепция римского права в российском праве» может заключаться в аргументированном доказывании преемственности основных принципов российского права со стороны принципов римского права. Цель работы, как и все компоненты введения, должна быть согласована с научным руководителем.

Задачи исследования темы намечают пути достижения поставленной цели, т. е. выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Если цель работы одна, то задач должно быть несколько. Для правильной постановки задач большое значение имеет составление расширенного плана, поскольку в нем отображаются конкретные вопросы, которые необходимо рассмотреть в последовательности, чтобы раскрыть тему. В число задач может включаться анализ научных взглядов по тематике, критический их анализ, выявление признаков явления, его видов, соотношения данного явления со смежными. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение конечной цели исследования.

Краткое описание структуры работы является по существу перечислением элементов плана работы. То есть указывается, что работа включает в себя введение, определенное количество глав, заключение, список использованных нормативных актов, материалов юридической практики и специальной литературы. При этом желательно конкретизировать, о чем идет речь в каждой главе курсового сочинения, и показать, как материал каждой главы вписывается в общую канву работы, каково логическое построение всей работы.

Работа над введением является весьма ответственной и трудоемкой. Поэтому неоценимую помощь здесь должен оказать научный руководитель, который может правильно сформулировать актуальность, научную и практическую значимость работы, а также другие элементы введения.

Итак, как было отмечено выше, работу над курсовым сочинением нужно начинать с той главы, которая максимально осмыслена студентом, по которой точно подобран и распределен материал. В то же время, поскольку большинство работ рекомендуется строить по принципу «от общего к частному», начинать все-таки целесообразно с первой главы, в которой и должны быть отображены общие положения темы.

Каждая глава – это самостоятельный элемент курсовой работы, который должен носить законченный характер. В связи с этим в первом параграфе каждой главы должно содержаться своего рода вступление (преамбула) в материал главы. Скажем, если речь идет о правовой норме, необходимо определить роль и значение нормы права в системе права, а также обозначить, какие вопросы будут рассмотрены в данной главе. В конце главы в последнем параграфе необходимо сформулировать промежуточные выводы, своего рода квазизаключение. Выводы, положенные в основу таких квазизаключений, можно затем легко использовать в главном заключении в самом конце работы. При этом излишние подробности и частности в главном заключении можно и не отображать.

Таким образом, каждая глава работы, с одной стороны, должна представляться так, как если бы она была отдельным, самостоятельным сочинением. С другой стороны, должна чувствоваться стройность, логичность и системность всего текста в целом. Достичь этого не так сложно, как может показаться, если правильно разработан проспект работы, и особенно если он носит расширенный характер. В этом случае, распределив найденный материал (карточки, конспекты с указанием страниц), студент целенаправленно, не сбиваясь на повторения и перестановки, излагает материал.

Основной материал работы включает в себя теоретическую и (по некоторым темам) практическую стороны. Выше было отмечено, по какой общей схеме может строиться изложение материала. При этом изложение точек зрения по определенному тезису невозможно без анализа литературы по теме. Это и является по существу теоретической стороной исследования. Что касается практической стороны, то она должна заключаться в анализе фактов социальной жизни, в первую очередь – юридических фактов, правовых документов. Исследование фактов может идти и параллельно с анализом научных взглядов, если эти факты могут обосновать или опровергнуть подход того или иного ученого. Выводы по каждой главе и по работе в целом должны включать как теоретическое, так и практическое обоснование. Если работа имеет исключительно теоретическое значение и звучание, то фактологический анализ там может быть не представлен или представлен минимально.

С первого курса студент должен учиться выявлять и формулировать проблемные моменты, связанные с тематикой работы. Это могут быть неопределенности в понятиях, разночтения в возможных признаках явлений, в их классификациях, соотношении между собой, неясности в толковании норм права, способах разрешения конфликтов и пр. На проблемные моменты следует указывать в выводах по главам и в основном заключении.

Каждая глава должна начинаться с новой страницы (это касается также введения, заключения и списка литературы). Параграфы не рекомендуется начинать с новой страницы.

Неоценимую помощь в работе над курсовым сочинением могут оказать рабочие карточки и конспекты. Для обоснования своих суждений, тезисов, выдвигаемых гипотез автору необходимо широко использовать выписки, сделанные в процессе изучения источников и литературы. В качестве обоснования своих мыслей студент может привести доводы, полученные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме прямого или свободного изложения, либо цитирование специальных мест из опубликованных работ, статей и др., но с обязательной ссылкой на источник. Не рекомендуется использовать громоздкие цитаты. Цитировать нужно только суть доказательства или подтверждение того, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому положению. Если по тому или иному вопросу в литературе встречаются различные точки зрения, то рекомендуется сделать обзор научных подходов и дать их критический анализ. Последний основывается на фактических данных, умозаключениях ученых. При этом необходимо показать, почему автор курсового сочинения принимает или отвергает точку зрения определенного ученого. Обоснование (мотивировка) должно быть построено в полном соответствии с законами логики, с применением методов сравнения и системного анализа. Приводимые для иллюстрации тех или иных положений примеры должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей.

Важно подчеркнуть, что содержание курсовой работы необходимо излагать в полном соответствии с планом. Только после всестороннего раскрытия содержания одного вопроса рекомендуется переходить к рассмотрению и освещению другого.

Необходимо учитывать, что определенные требования предъявляются и к стилю работы. В силу того, что курсовая работа выступает как научно-исследовательская работа, в ней должен использоваться научный стиль изложения. Это означает строгую логическую последовательность, стремление к точности, сжатости, однозначности выражений; взвешенное обоснование выводов. Необходимо минимизировать эмоциональную сторону исследования. То есть студент должен стремиться к тому, чтобы работа не выглядела как публицистический труд.

Необходимо вести литературное изложение от третьего лица во множественном числе, а не от первого лица, поскольку в курсовой работе не предполагается акцентирование внимания на субъекте исследования. Курсовая работа выполняется студентом под научным руководством соответствующего преподавателя, который призван способствовать формированию научной позиции учащегося. Кроме того, излагая точку зрения, студент говорит в подавляющем большинстве случаев от имени некоторой научной школы, от лица ряда известных правоведов. Именно поэтому рекомендуется использовать в тексте такие выражения: «по нашему мнению», «как нам представляется», «как нам кажется», «исходя из нашей точки зрения» и пр. Допустимо также использование страдательного залога («был разработан комплексный подход», «проведены научные исследования», «были сделаны выводы»), изложения от третьего лица («как считает автор», «как отмечал профессор N»). Также вполне допустимы неопределенно-личные предложения («это понятие определяют так…», «как принято говорить»).

Следует использовать принятые в юриспруденции специальные термины и понятия, причем в том значении, которое придает им правовая наука и практика. Фразы следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. Поэтому нужно подбирать такие термины, выражения, с помощью которых можно точно и однозначно раскрыть содержание юридического понятия. Если говорить о юридической практике, то она связана с официально-деловой терминологией, так что проникновение этого стиля в работу, где дается анализ практики, неизбежно («в соответствии с нормативном актом», «вследствие нарушения», «согласно закону» и прочие выражения и словосочетания).

Необходимо избегать излишнего усложнения текста, перегрузки его многочисленными терминами, не всегда четко понятными автору. Подобное изложение можно рассматривать как ложную наукообразность, которую зачастую сопровождает поверхностное содержание.

Заключение к курсовой работе – не вспомогательный раздел по отношению к основной части, а чрезвычайно важная и ответственная часть сочинения. Заключение – это итог работы, проделанной студентом под научным руководством преподавателя. В заключении идет обобщение тех выводов, которые автор делал в главах сочинения. Не стоит представлять себе заключение исключительно как механический пересказ в сжатой форме того, что изложено в главах и параграфах. Необходимо показать, что студент достиг цели, которую обозначил во введении, выполнил поставленные задачи; попытаться обобщить изложенные в работе тезисы на более высоком уровне, показав их значимость в научном и (в отдельных случаях) практическом плане. То есть заключение отличается от основной части не количественно, а прежде всего качественно. Следует стараться не просто копировать выводы, изложенные в главах, а попытаться переосмыслить их с учетом всей работы в целом. Это требует знания всей темы в частностях, чтобы отразить в заключении связи между содержанием всех разделов работы.

Рекомендуется следующее построение заключения курсовой работы: вначале краткое, реферативное изложение выводов в последовательности разделов сочинения (глав и параграфов), затем – перечисление проблем научного и (возможно) практического характера, которые были выявлены в работе; наконец – рекомендации и предложения (по поводу рассмотрения тех или иных понятий, признаков явлений, закономерностей их развития, внесения изменений в нормы действующего права). Рекомендуется начинать заключение указанием на то, что по результатам работы были получены следующие результаты («мы пришли к следующим выводам»); цель и задачи работы были выполнены. Следует учесть, что в заключении излагаются лишь те положения, которые уже доказаны и обоснованы и не требуют нового анализа.

Объем заключения должен составлять около 10% общего объема работы, то есть в пределах 2 – 3 страниц. То есть студенту необходимо максимально четко проработать выводы, проблематику, дабы не выйти за пределы максимума.

Поскольку написание заключения – чрезвычайно непростой и ответственный процесс, неоценимую помощь в работе студенту должен оказать научный руководитель, направив выводы и соображения в необходимое русло. Сказанное, однако, не означает, что преподаватель будет писать заключение за студента. Подобная практика наносит вред студенту, который не приучается с первого курса правильно формулировать выводы и обозначать научные и практические проблемы.

Что касается списка использованной литературы, то его правильнее именовать «Список использованных нормативных правовых актов, материалов юридической практики и специальной литературы»[3].

Если практика не использовалась при написании работы, то список можно обозначить как «Список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы». Список включает три раздела: (1) нормативные правовые акты; (2) материалы юридической практики; (3) специальная литература. Если практика не использовалась, то список будет включать соответственно два раздела. В разделе «Нормативные правовые акты» должны быть расположены нормативные правовые акты по юридической силе (от актов, имеющих более высокую силу, к тем, которые обладают меньшей силой). Если акты имеют одинаковую юридическую силу, то в этом случае следует располагать их в соответствии с датами принятия: от принятых позднее к тем, которые приняты ранее. Материалы юридической практики располагаются в зависимости от их юридического характера, степени значимости (от постановлений Конституционного Суда РФ к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, затем судебные решения судов по конкретным делам, решения иных правоприменительных органов).

В списке специальной литературы перечисляются все источники учебной и научной литературы по алфавиту в зависимости от фамилии автора.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...