Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия первого дня и первого месяца жизни.

Все упражнения основаны на физиологических рефлексах новорожденного. Одно занятие может занимать несколько минут. Ребенок лежит на спине, и вы начинаете легкий массаж икр, бедер, кистей и плеч. Можно просто легко сжимать по пятьдесят-сто раз мышцы голени и бедер, несколько десятков раз прижать колени к животу, потом перейти к рукам. Положите ребенка на живот и помассируйте спину и плечи: ребенок разогреется. Все упражнения можно делать, сидя в кресле, чуть откинувшись назад и держа ребенка перед собой на коленях, можно на большой кровати. Во время занятий ребенок может быть раздет, если вы занимаетесь интенсивно, он не замерзнет.

1.ХВАТАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Вы даете младенцу пальцы, он хватается и на ваших руках легко повисает в воздухе.
Если родитель не уверен в себе и боится, что ребенок может упасть, можно много раз протягивать ребенка, лежащего на спине и держащегося за ваши пальцы, не поднимая его вверх. Но довольно скоро вы почувствуете, что пальцы разжимаются не вдруг, а постепенно, и слабеет хватка сначала на более слабой руке. Серьезных падений, если вы делаете упражнения над детской кроваткой или над диваном, произойти не может. Не нужно сразу слишком большой нагрузки, но если в первый день вам удалось сделать пять-шесть подходов, прогресс уже будет чувствоваться.

2. ШАГАТЕЛЬНЫЙ рефлекс.
Нагрузки на позвоночник быть не должно!!! Держите ребенка подмышками (не сильно сжимая грудную клетку) и давайте ему перебирать ногами по полу или по столу. Рефлекс образовался за счет того, что в последние месяцы внутриутробного развития легкие удары ногой в стенку матки помогали ребенку занять более удобное положение. "Хождение" по столу очень хорошо дополнить массажем стоп (тактильными мячиками, ковриками).
Потом возьмите ребенка на руки и имитируйте его прыжки на двух ногах: вы поднимаете и опускаете его, легко ударяя стопами о поверхность стола. Дети испытывают удовольствие от этого упражнения, его можно повторять десятки раз. Нагрузка на ребенка очень небольшая, а отцов можно убедить в том, что так они качают себе мышцы рук. Это упражнение полезно для икр, но к нему важно добавлять массаж коленей.


3.ПОЛЗАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Ползанье - это главное упражнение новорожденного. Заметьте: даже бабушки, враги всего прогрессивного человечества, ничего не смогут возразить против того, что ребенок всего-навсего ползает.
Вам нужно всего лишь разрешить ребенку ползать, слегка подпирая его пятки руками и сделав небольшой угол наклона. Есть трек для ползанья, но если вам негде его ставить, то можно обойтись без трека. В обычной деревянной детской кроватке вы можете положить плотный пробковый матрас под небольшим углом и менять этот угол, поворачивая под ним в разных плоскостях приспособленный Вами предмет в качестве опоры.
Не забывайте оставлять его в кроватке на животе, прижав его ноги к боковой стенке: наверняка вы найдете его через час в противоположном углу, даже если он спит.
Если вы укладываете ребенка на живот, выводите его ручки назад вдоль туловища, а позднее - подкладывайте его руки под грудь или под живот, пусть он сам попытается их вытащить и вывести вперед. Если у него не получается, то покажите ему своей рукой, как это делается, и снова спрячьте его ручки под грудь. Чем больше вы сами придумаете оригинальных упражнений - тем лучше. Тем больше дополнительных стимулирующих сигналов получит детский мозг, тем быстрее он будет развиваться.

Не беспокойтесь: вы не можете повредить своему ребенку, позволяя ему как можно больше двигаться в собственной кроватке.

Не забывайте, что по полу ползать тоже интересно, а кроме этого - очень полезно. Некоторые малыши чувствуют себя на полу гораздо спокойнее, так как не ударяясь головкой об стенки могут ползать и крутится вокруг себя сколько пожелают. На полу можно создать целый "Диснейлэнд" для новорожденного младенца - пересеченную местность из подушек и подушечек, горку из крышки старого детского столики или чего-нибудь вроде этого. Все опасные места - края, углы заранее обложите подушками, одеялами или еще чем-то мягким. Кроме этого, положите и повесьте вокруг того места, где лежит ребенок много интересного - картинки, игрушки и так далее.

Подумайте сами, когда мозг развивается больше: когда ребенок лежит спеленутый в толстое одеяло и смотрит в белый потолок или когда он ползает и смотрит в разные стороны, причем в разных комнатах и на разных поверхностях? Ребенок развивается, общаясь с вами, и физический контакт родителей с ним – это, несомненно, форма общения. Все родители возятся со своим малышом, но мы предлагаем упорядочить эту "возню", превратить ее в ряд полезных целенаправленных упражнений.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ.
Если у вас достаточно широкий трек (кроватка), можете покатать ребенка вниз-вверх, как тесто, а потом на одном месте по часовой стрелке. Покрутитесь с ним по комнате, прижимая его к себе или положив его себе на плечо. Все движения убыстряйте постепенно, пусть изменение интенсивности происходит не за часы и дни, а только за недели. Имитируйте полет вверх, не выпускайте его из рук.
Хорошо покачать его, держа за руку и ногу, но он должен держать ваш палец, и никогда наоборот. Поднимите его за ноги вниз головой. Это совсем не "страшная", а полезная поза для покачивания и тренировки вестибулярного аппарата.
Упражнения такого типа называются динамическая гимнастика..
Дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.
Во время кормления руки его нужно оставлять свободными, и во сне возможность шевелиться должна всегда быть при ребенке.

Если у вас нет большого опыта, делайте все упражнения с максимальной осторожностью, медленно и постепенно увеличивая активность. Особенно это касается хватательного рефлекса. Если вы считаете себя неловкой матерью, способной выронить ребенка, пусть это будет над мягкой поверхностью и на маленькой высоте. Сложность в том, что если вы даете пальцы слишком медленно, то ребенок их не возьмет или сразу отпустит, а если вы вкладываете в его ладонь пальцы и сразу тянете руки вверх, то вам кажется, что вы можете ребенка выронить. Между двумя этими вариантами приходится лавировать - давать пальцы и не слишком быстро (он должен успеть ухватиться как следует), но и не давая ему времени на раздумье. Вспомните, как действует страховочный ремень в автомобилях: он вытягивается, если его медленно тащить, и тормозится при резком рывке. Именно так ребенок хватает ваши пальцы.
Но заметьте: не менее важным, чем само хватание, является, наоборот, "освобождение" руки, момент, когда ребенок почему-то (чаще всего из-за веса) отпускает ваши пальцы. Именно это является признаком, что с уровня медуллы - первого уровня управления - мы перебираемся "во второй класс".

Разговаривайте с новорожденным, развивайте его слух. Короткие занятия могут быть проведены, когда вы просто взяли ребенка на руки. Любая активность будет ускорять его развитие.
Не торопитесь давать ребенку соску или вынимайте ее, как только он засыпает. Новорожденный, которому дали соску во время ползанья, мгновенно перестает ползти. Соска в любом возрасте является тормозящим фактором для развития. Во время выполнения некоторых упражнений, а иногда и ползая, ребенок может кричать. Заметьте, что он, при этом он продолжает ползти. При определенной физической нагрузке ему требуется больше воздуха: он "вентилирует" легкие с помощью крика. Если это не истошный крик, нет повода прекращать занятие.

Упражнение №1. Используем опорный рефлекс и рефлекс поиска равновесия.
Держите малыша правой рукой в вертикальном положении прижатого к вашей груди спиной. Левую руку подставьте под его ступни, и вставьте указательный палец между ступнями. Обхватите другими пальцами левой руки обе ступни малыша. Теперь правой рукой обхватите грудь малыша так, чтобы ваша правая рука проходила подмышкой его правой ручки и под подбородком, а пальцы правой руки обхватывали левую ручку малыша, таким образом, чтобы большой палец вашей правой руки оказался возле левого ушка малыша.
Несмотря на детальное описание положения в пространстве ваших рук и тела малыша, далеко не у каждого родителя хватит терпения разобраться во всем и принять правильную исходную позицию. Еще сложнее делать само упражнение. Малыша нужно подбрасывать левой рукой, в строго вертикальном направлении лишь чуть придерживая его правой рукой.
Если правильно выполнить это упражнение, вскоре малыш упрется ножками в вашу левую руку, и будет стараться стоять ровно, как столбик. Он сам будет помогать вам искать равновесие. Родителям нужно быть очень осторожными при выполнении этого упражнения, чтобы не уронить малыша.
Научитесь также выполнять это упражнение, удерживая ступни малыша правой рукой и страхуя его левой. Чередуйте поддержки правой и левой рукой на протяжении каждого занятия.
Упражнение №2. Используем шагательный рефлекс.
Обхватите грудку малыша правой рукой, как описано в упражнении №1, а левую ладонь прижмите к его спине. Поставьте малыша на пол в вертикальном положении. Как только ножки коснутся пола, малыш начнет последовательно переставлять их и топать вперед.
У некоторых родителей не получается водить малыша по столу или по полу. Но неплохо, получается, водить его по дну ванной. Ну что ж и это уже не плохо. 1 и 2 упражнения проводятся после 3 месяцев жизни.
Упражнение №3. Используем толкательный рефлекс.
Положите малыша на животик на матрасе или столе, покрытом одеялом. Приложите свои большие пальцы или ладони к ступням малыша. Он оттолкнется и, продвинувшись вперед, подожмет ножки. Опять приложите ладони к его ступням, и он оттолкнется снова. Проще всего заставить ребенка ползти, если положить его себе на живот. Малыш найдет, от чего отталкиваться и будет продвигаться вперед. Чем чаще вы будете предоставлять малышу возможность поползать, тем раньше он научится ползать по любой поверхности.
Предостережение: если вы выбрали для обучения малыша стол, положите по краю стола подушки или валик из полотенца. На узкой и высокой поверхности учить ползать ребенка нельзя. Страхуйте малыша всякий раз, когда кладете его на животик на любую возвышенность.
Упражнение №4. Используем хватательный рефлекс.
Малыш лежит на диване или мягко застеленным столе. Мама касается его ручек пальцами, и как только кулачки разжимаются, быстро вставляет свои указательные пальцы в ручки малыша, а остальными пальцами обхватывает его кулачки с захватом предплечий. Малыш хватает мамины пальцы и крепко их держит. Теперь тяните ребенка к себе. Поднимите его над поверхностью стола, и немного подержите.
Положите обратно на стол и опять поднимите. Проделайте это упражнение несколько раз. Если малыш держится за ваши пальцы достаточно крепко, попробуйте поднять его, не обхватывая кулачки. Как только почувствуете, что сила сжатия его пальчиками ваших указательных пальцев уменьшается, положите малыша обратно на спинку. Дайте ему немного отдохнуть и опять поднимите его. Повторите упражнение еще несколько раз. С каждым днем ручки у малыша будут становиться все сильнее, и вскоре вы сможете подолгу носить его по комнате над мягкой поверхностью, повисшего на ваших пальцах.

Но если ваши занятия будут редкими, то быстро набирающий вес малыш, не сможет висеть на ваших пальцах больше 2-3 секунд. Некоторые родители поднимают своих малышей из кроватки или коляски только вышеописанным способом. Сонный или уставший малыш слабо проявляет хватательный рефлекс и ему сложно удерживать свой вес. Поэтому постарайтесь освободиться от домашних дел к моменту пробуждения малыша и, не мешкая, начинайте делать зарядку. Хватательный рефлекс проявляется лучше, если ребенок голоден и с ним уже поделали другие упражнения. Но лучше всего он проявляется, как впрочем, и все другие рефлексы, если с малышом регулярно и подолгу занимаются. Можно использовать хватательный рефлекс и по-другому: положив малыша, уже захватившего ваши пальцы на животик или спинку, на любую обширную поверхность (не очень твердую), тяните его волоком по этой поверхности.
Упражнение №5. Используем хватательный рефлекс.
Если вы регулярно делаете с малышом первое и четвертое упражнения, то вскоре его ручки, ножки и спинка окрепнут достаточно, чтобы выполнять следующее упражнение.
Лежащему на спине малышу, вы вставляете в ладошки свои указательные пальцы и тянете его к себе, переводя его из горизонтального положения в вертикальное, и даете ему возможность упереться ножками о твердую поверхность и встать на ножки. Как только малыш начнет присаживаться, опустите его обратно на спинку. Это упражнения проводятся, когда ребенок хорошо удерживает спинку. Многие дети воспринимают это упражнение как игру.
Упражнение №6. Используем подражательный рефлекс
Обычно мы начинаем делать это упражнение, когда малышу исполнится 2 недели. Возьмите малыша на руки таким образом, чтобы его лицо оказалось перед вашим лицом.
Ребенок должен быть спокойным и расслабленным. Говорите малышу различные слова, произнося их четко и выразительно. Расскажите ему, какие звуки издают различные животные и птицы. Вскоре малыш начнет шевелить губами и двигать язычком. Ежедневно разговаривайте с малышом, произнося каждое слово четко и правильно. Привлекайте внимание ребенка к своему лицу, издавая необычные звуки.
Используя рефлекс подражания, научите ребенка хлопать ручкой по воде, качать головой, кланяться, махать ручкой "До свидания", хлопать в ладоши.

Постарайтесь несколько, а лучше много раз в день делать малышу рефлекторные упражнения, и он будет развиваться быстро и гармонично. И умственно, и физически такие дети развиваются быстрее, чем их сверстники, лежащие большую часть дня в кроватке.
Многие родители считают, что нормально развивающийся ребенок должен к 6 мес. сидеть, и поэтому всячески упражняют его в этом умении: помогают присесть, стараются посадить, поддерживая за руки, или сажают в подушки. Но это можно делать лишь после того, как он будет ползать, самостоятельно садиться, так как, владея всеми этими движениями и находясь в соответствующей обстановке, ребенок легко меняет положение своего тела, не сидит подолгу неподвижно. Длительное сохранение определенной позы вредно для детей всех возрастов, а особенно первого года жизни, так как может привести к искривлению позвоночника. Неподвижность всегда утомительна для ребенка, так как связана с нагрузкой на одни и те же группы мышц. При долгом сохранении определенной позы замедляется кровообращение.

Динамическая гимнастика.

У большинства «нормальных» людей динамическая гимнастика вызывает ужас. Так, что прежде, чем приступить к занятиям Вы должны понять, зачем это нужно и быть твердо уверены, что у вас все получится. Динамическая гимнастика – это комплекс различных висов и переворотов, то есть ребенка держат за ручки или за ножки и всячески его раскачивают или раскручивают. При этом активно работает вестибулярный аппарат.

Из собственного опыта. Как многим современным детям, моей дочке при первом же обследовании невропатолога, примерно в 1,5 месяца, поставили диагноз повышенный мышечный тонус и внутричерепное давление. Назначили целый список препаратов, изучив инструкции которых я выяснила, что их применение у детей до 12 лет запрещено! Я долго ходила по разным врачам, все они назначали хоть и разные препараты, но от этого их количество не уменьшалось. Мы прошли курс лечения – 1 месяц. Все стало только хуже. Если раньше я замечала, что напряжены ножки, то теперь и ручки. Последовал второй курс – еще хуже. На свое счастье я узнала про динамическую гимнастику, когда моему ребенку было где-то 4 месяца. И, о чудо! Было достаточно самых простых упражнений из комплекса динамической гимнастики и никакого тонуса! После всего одной недели занятий, я забыла про тонус. Обследование показало, что внутричерепное давление тоже в норме. Я выбросила горы вредных лекарств! Только ради этого стоило побороть в себе сомнение и начать заниматься. Кроме того, ребенок не заставил себя долго ждать, чтобы порадовать меня своими успехами. Начать действительно бывает сложно, и, прежде всего, для самой мамы. Да и детки бывают разные. Один готов летать до потолка и визжать от восторга, другой сразу начинает плакать. Поэтому, любая мама сама должна почувствовать своего ребенка. Сначала просто давала два пальца ребенку, так как хватательный рефлекс в этом возрасте развит хорошо, любой ребенок схватится и начнет пытаться приподняться. Потом приподнимите ребенка сами на несколько секунд, чтобы он повисел. Если реакция нормальная, можно пробовать вис за ножки. Лучше положить ребенка на животик и потихоньку приподнимать ножки, пока он не окажется висящим вниз головой. Если ребенок сопротивляется, не настаивайте, но пытайтесь каждый день изо дня в день сильнее и приподнимая ребенка. Главное, чтобы занятия не вызывали у него отрицательных эмоций, и через пару недель у большинства детей висение вверх ногами вызывает восторг.

Некоторые советуют динамическую гимнастику прямо с рождения, другие чуть позже, месяца в 1,5 -2. Каждая мама должна сама решить, когда ее ребенок, да и она сама уже готовы приступить к занятиям. Положитесь на материнскую интуицию.

Достаточно подробно комплекс динамической гимнастики описан в книге М. Трунова, Л. Китаева "Экология младенчества. Первый год".

Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый обычно держит его за две руки или за две ноги, либо за руку и ногу. Основные движения - висы, качания, вращения, перевернутые упражнения («вверх ногами») и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Первое движение, которое вам следует освоить – это приподнимание ребенка. Делается это так: вкладываете большие пальцы в его цепкие ручки, запястья охватываете своими ладонями и тянете ребенка вверх, без рывков и резких движений. Заниматься лучше над диваном или кроватью во избежание травм.
Поднимать ребенка нужно плавно, почти отрывая его от поверхности. Ручки у ребенка должны выпрямляться – это способствует скорейшему избавлению от тонуса (присмотритесь к своему ребенку во время сна - у него согнуты ручки и ножки, а поза похожа на ту, в которой он находился 9 месяцев в утробе). Повторите подъемы 3-5 раз - и вы увидите, что ребенок очень рад этому новому в его жизни движению!
Кстати, именно таким образом (за руки, вложив свои большие пальцы в ладони ребенка) многие специалисты рекомендуют переносить новорожденного ребенка с места на место в повседневной жизни (даже если вы не занимаетесь динамической гимнастикой).

Когда вы поймете, что бояться нечего, то сможете давать большую нагрузку: например, из первого движения (подъема) следует полный отрыв от поверхности. Потом можно поменять положение, взяв ребенка за ноги, за этим следует «качание» - просто покачайте из стороны в сторону висящего на руках или ногах ребенка, перенося его и собственный вес с одной стороны на другую. Или вперед-назад.
Затем покружитесьс ребенком вокруг своей оси, и не забудьте покружиться в другую сторону. Конечно, перед этим упражнением следует убедиться, что у вас достаточно места, и поблизости нет никакой мебели, которую вы могли бы задеть.
Ну вот, азы пройдены. Теперь, если у вас осталось желание продолжать, лучше всего обратиться к тренеру по динамической гимнастике- без его руководства дальше идти опасно. Хотя и просто покачивания в разных положениях могут быть полезными, без выраженного экстрима.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...