Состав и организация работы МППК
МППК организуется в областных, городских отделах народного образования. В состав комиссии входят: ♦ председатель, главной задачей которого является организация и планирование заседаний комиссии; ♦ детский психиатр, который рассматривает состояние ребенка с точки зрения медицинских показателей, исключает острые заболевания и очаги воспаления центральной нервной системы и головного мозга, исследует психическое состояние ребенка; ♦ отоларинголог, исследующий органы слухового анализатора ребенка; ♦ офтальмолог, исследующий органы зрительного анализатора ребенка; ♦ дефектолог, который выявляет, есть ли у ребенка аномалии психического или физического развития, в связи с этим старается определить причины неуспеваемости и дает свои рекомендации в отношении дальнейшего развития, воспитания и обучения ребенка; ♦ психолог, который составляет интеллектуальные, поведенческие, мотивационные характеристики личности ребенка, выявляет его индивидуальные особенности; ♦ логопед, который исследует состояние органов артикуляции ребенка, речь, его активный и пассивный словарь, выявляет состояние сенсорных функций, развитие речевой моторики, определяет особенности развития познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; структуру речевого дефекта и уровень речевого недоразвития; выделяет детей с первичными речевыми нарушениями, имеющими вторичную задержку интеллектуального развития, от детей, недоразвитие речи которых определено умственной отсталостью; ♦ секретарь. Перед каждым специалистом, входящим в МППК, ставится своя узкая задача, однако, исследование ведется с учетом общих результатов обследования. Для более успешной работы состав специалистов МППК должен быть постоянным. Работа МППК осуществляется по определенному графику. В течение года комиссия собирается раз в месяц.
Ребенок, поступающий на МППК, должен иметь при себе: ♦ личное дело; ♦ медицинскую карту; ♦ характеристику, выполненную в определенной форме; ♦ направление районного психиатра; ♦ ученические тетради по математике и русскому языку за последнюю четверть. Ребенка должны сопровождать родители и педагог. Форма характеристики на ученика для направления на МППК I. Общие сведения: ФИО_________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________ Адрес________________________________________________________ Какие дошкольные учреждения посещал__________________________ __________________________________________________________________ Год поступления в школу_______________________________________ Классы, которые посещал ребенок________________________________ II. Семья и ребенок. Состав семьи__________________________________________________ Возраст и занятие родителей_____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Материальные условия_________________________________________ Жилищные условия (наличие у ребенка отдельной комнаты, угла)______________________________________________________________ __________________________________________________________________ Взаимоотношения между членами семьи__________________________ Отношение в семье к ребенку (кто воспитывает ребенка)___________________________________________________________ Режим ребенка________________________________________________ __________________________________________________________________ III. Особенности познавательной деятельности ребенка. Состояние органов чувств_______________________________________ Особенности внимания (устойчивость, переключаемость, объем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности восприятия (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению причинно-следственных связей)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти (преобладающий вид памяти, быстрота, точность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности речи _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности усвоения учебного материала (отношение к учебе, умение усвоить и применить полученные знания на практике, трудности в овладении новым материалом, результаты работы преподавателя по устранению данных трудностей)________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ IV. Эмоциональная сфера. Заторможенность, возбудимость, уравновешенность ________________ __________________________________________________________________ Преобладающее настроение_____________________________________ Способность к волевому усилию_________________________________ V. Особенности личности (соблюдение правил поведения, особенности учебной, трудовой, игровой деятельности, взаимоотношения в коллективе)________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На МППК ведется журнал приема детей, в котором указывается ФИО каждого ребенка, дата рождения, школа или детский сад, который посещал ребенок, домашний адрес, диагноз, с которым ребенок поступил на комиссию. Далее в журнал вносятся диагноз, который поставила комиссия, рекомендации, касающиеся типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, и класс (программа). На каждого ребенка заводится протокол, в котором записываются общие сведения о ребенке, условия воспитания, характеризуется состояние его познавательной деятельности, описываются результаты логопедического, педагогического обследования, его развитие в дошкольном возрасте. Протокол вшивается в личное дело и отсылается в ту школу или детский садик, куда направляется ребенок. МППК должна проследить, чтобы направляемые дети обязательно стали посещать специальное учреждение. Протоколы ведутся секретарем, который также должен быть квалифицированным специалистом. В дальнейшем протоколы хранятся в личном деле ребенка. Таким образом, преподаватели специальной школы могут заранее познакомиться с особенностями личности и психофизического развития, уровнем знаний нового ученика. Протоколы также помогают выяснить динамику развития ребенка, если он направляется на МППК повторно. Сравнивая новые результаты обследования с предыдущими, специалисты видят изменения в развитии ребенка.
Образец формы протокола медико-педагогической комиссии, разработанный С.Д. Забрамной: Протокол №__________________ I. Формальные сведения Фамилия________________________ Имя_________________________ Отчество________________________ Год и месяц рождения ребенка___________________________________ Адрес________________________________________________________ Кем направлен на комиссию: из семьи, детского сада, школы (в каких классах обучался и сколько лет) ______________________________________ __________________________________________________________________ Возраст и профессия родителей__________________________________ __________________________________________________________________ II. Анамнестические сведения и данные медицинского обследования (заполняются врачом)_______________________________________________ III. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования_______________________________________________________ Легко ли вступает в контакт_____________________________________ Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Круг представлений об окружающем и точность этих представлений______________________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности восприятия картин, текстов _________________________ Восприятие величины, формы, цвета______________________________ Восприятие времени___________________________________________ Восприятие пространства (различение правой и левой стороны; умение сложить фигуры по образцу, сложить картинку, разрезанную на части, и т.д.)_______________________________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности внимания_________________________________________ Особенности памяти (быстрота запоминания, точность воспроизведения) ___________________________________________________ Особенности мышления (характеристика процессов анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, проявляющаяся в работе с сюжетными картинками, текстами, при классификации, при объяснении смысла загадок, пословиц, установлении причинно-следственных связей и т.д.)______________________
__________________________________________________________________ Особенности речи (фонематический слух, произношение, словарный запас, грамматический строй, характер ошибок в устной и письменной речи)______________________________________________________________ Состояние чтения, письма, счета_________________________________ Целенаправленность деятельности________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения (адекватность поведения в процессе обследования; понимание эмоционального смысла картин, текстов; усидчивость, работоспособность) __________________________________________________________________ IV. Диагноз (развернутый)______________________________________ V. Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________________ Председатель комиссии Врач-психоневролог Педагог-дефектолог Логопед Психолог Секретарь комиссии «» _______________ 200___г.
Для отображения диагноза специалистами нередко используются индексы. Вот некоторые из них: 317 — легкая умственная отсталость (дебильность), IQ 50-70% от возрастной нормы; 317.01 — дебильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (при натальной инфекции, токсикозах беременности, отравлениях); 317.02 — дебильность, обусловленная предшествующей травмой или удушьем (травма и гипоксия во время родов); 317.03 — дебильность, связанная с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна); 317.04 — дебильность, связанная с недоношенностью; 317.08 — дебильность, обусловленная другими причинами (нарушение обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия); 317.09 — дебильность невыясненной этиологии; 318.0 — умеренная умственная отсталость, не резко выраженная имбецильность, IQ 35—45% от возрастной нормы, с достаточно развитой речью и способностью к усвоению некоторых элементов школьных знаний; 318.01 — имбецильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (при натальной инфекции, токсикозах беременности, отравлениях); 318.02 — имбецильность, обусловленная предшествующей травмой или удушьем (травма и гипоксия во время родов); 318.03 — имбецильность, связанная с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна); 318.04 — имбецильность, связанная с недоношенностью; 318.08 — имбецильность, обусловленная другими причинами (нарушение обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия); 318.09 — имбецильность невыясненной этиологии; 318.1 — выраженная имбецильность, IQ 34—20% с навыками самообслуживания; 318.11; 318.12; 318.13; 318.14; 318.18; 318.19 — выраженная имбецильность, причины аналогичны умеренной умственной отсталости;
318.2 — глубокая умственная отсталость, идиотия, IQ менее 20% от возрастной нормы; 318.21; 318.22; 318.23; 318.24; 318.28: 318.29 — идиотия, причины аналогичны имбецильности; 315 — специфическая задержка развития; 315.0 — задержка развития навыков чтения; 315.1 — задержка развития навыков счета; 315.2 — задержка развития навыков письма — дисграфия; 315.3 — нарушения развития речи, алалия, дислалия; 315.4 — задержка моторного развития — синдром неуклюжести, синдром дискроксии; 315.6 — психологический инфантилизм с задержкой интеллектуального развития; 315.8 — другие специфические задержки развития; 315.9 — неуточненные специфические задержки развития без дополнительного уточнения; 310 — специфические психотические расстройства на почве органического поражения головного мозга; 310.0 — синдром лобной доли; 310.1 — изменение личности или познавательной способности (снижение, а не нарушение); 310.11 — снижение вследствие энцефалитов или менинго-энцефалитов; 310.12 — снижение вследствие сифилиса и паралича; 310.13 — эпилепсия; 310.16 — снижение вследствие дегенеративных болезней нервной системы; 310.18 — снижение вследствие других заболеваний; 310.19 — неуточненные заболевания головного мозга; 294.1 — слабоумие; 294.11 — слабоумие вследствие энцефалита, менинго-энцефалита; 294.12 — сифилитическое и паралитическое слабоумие; 294.13 — травматическое слабоумие; 294.14 — эпилептическое слабоумие; 294.18 — слабоумие вследствие других органических заболеваний головного мозга; 294.19 — слабоумие вследствие неуточненных заболеваний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|