Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура выполнения дипломной работы




Е.В. Беклемешева

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и оформлению дипломной работы

Для студентов специальности 080111 - «Маркетинг»

 

 

Калининград

Издательство БГА РФ

ББК 65.291.3

Автор: Беклемешева Е.В., канд. экон. наук,доцент кафедры «Маркетинг и логистика»

 

 

Методические указания предназначены для студентов выпускных курсов очной, заочной и очно-заочной форм обучения специальности 080111.65 – «Маркетинг». В них сформулированы основные требования, предъявляемые к содержанию дипломных работ, порядку их выполнения, оформления, рецензирования. Приведены формы основных документов, используемых при оформлении дипломных работ, предложена их примерная тематика.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой маркетинга и логистики БГА РФ 26 октября 2011г., протокол № 2.

 

 

Рецензент: Щербинина Л.Ю., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и логистики БГА РФ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………...…………........3

2. Процедура выполнения дипломной работы………….…………………....4

3. Структура и содержание дипломной работы………………..…………….6

4. Технические требования нормоконтроля…………………...……………10

Приложение А. Примерная тематика дипломных работ …………..………19

Приложение Б. Форма заявления на закрепление темы и руководителя дипломной работы ………………………………………………..…………….21

Приложение В. Форма задания на выполнение дипломной работы ….….22

Приложение Г. Примеры задания на выполнение дипломной работы …. 23

Приложение Д. Примерный календарный план-график выполнения дипломной работы ………………………………………………………….…..25

Приложение Е. Пример титульного листа дипломной работы ……….…..26

Приложение Ж. Примеры структуры (содержания) дипломной работы...27

Приложение И. Примеры аннотации к дипломной работе …….…………29

Приложение К. Форма внешней рецензии на дипломную работу.………31

Приложение Л. Форма отзыва руководителя на дипломную работу ……32

Приложение М. Примеры оформления таблиц ……………………………33

Приложение Н. Пример оформления списка использованных

источников ……………………………………………………………………35

 

 

Общие положения

 

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Маркетинг» определено, что выпускная квалификационная работа маркетолога представляет собой законченную разработку, в которой решаются маркетинговые задачи по следующим направлениям:

· организация комплекса маркетинга

· организационно-методические рекомендации по исследованию теоретических и практических проблем в области маркетинга

· анализ и обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хозяйствования для формирования и развития маркетинговой деятельности

· определение концептуальных основ развития маркетинговой деятельности на предприятии

· обеспечение конкурентоспособности предприятия

· информационно-компьютерное обеспечение маркетинговой деятельности фирмы

· разработка маркетинговых коммуникативных систем.

Дипломная работа представляет собой завершающую стадию в изучении студентами общетеоретических и специальных дисциплин, теории и практики маркетинга на макро- и микроуровнях экономики.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста:

должен знать:

· основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;

· законы функционирования рынка и средств его регулирования;

· тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения;

· экономическое регулирование деятельности предприятия;

· методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;

· подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;

· стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж;

· специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;

должен уметь:

· анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг;

· использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;

· разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;

· определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;

· разрабатывать товарную политику предприятия (организации);

· правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразовании для внутренних и международных рынков;

· разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);

· создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия;

· организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.

Дипломная работа должна быть самостоятельным и законченным научным исследованием студента с элементами новизны, имеющими практическую значимость, результатом научно-исследовательской работы, выполняемой на протяжении всего периода обучения в Академии.

Цель написания и защиты дипломной работы заключается в выявлении, углублении, систематизации и закреплении теоретических и практических знаний студентов, полученных в процессе обучения в вузе. Дипломная работа дает возможность Государственной аттестационной комиссии наиболее объективно оценить уровень подготовки молодого специалиста - маркетолога к предстоящей практической деятельности.

 

 

Процедура выполнения дипломной работы

 

Процесс подготовки дипломной работы включает в себя следующие этапы:

1. Выбор темы дипломной работы, согласование ее с выпускающей кафедрой, определение структуры работы и объекта исследования, составление плана работы и определение графика ее выполнения.

2. Подбор и изучение литературы по теме дипломной работы, изучение объекта исследования, сбор практических материалов на месте прохождения преддипломной практики, выполнение необходимых расчетов, таблиц, построение графиков и диаграмм.

3. Оформление дипломной работы в соответствии со сроками представления отдельных разделов научному руководителю и последующая доработка отдельных разделов с учетом замечаний.

4. Техническое оформление дипломной работы, прохождение нормоконтроля и представление ее на выпускающую кафедру с необходимыми сопроводительными документами.

5. Рецензирование дипломной работы.

6. Подготовка доклада и иллюстративного материала (слайдов) для защиты дипломной работы.

7. Защита дипломной работы перед Государственной аттестационной комиссией.

Выбор темы дипломной работы во многом определяет успех ее написания и защиты. Выбор темы должен базироваться на следующих принципах. Во-первых, тема дипломной работы должна быть актуальной на данный момент времени, она должна быть связана с современными проблемами и задачами развития отрасли и организации. Во-вторых, тема должна согласовываться с возможностью получения реальной информации и материалов, на основе которых будет разрабатываться дипломная работа. В-третьих, проблемы, решаемые в процессе дипломного проектирования, должны быть интересны в практическом плане для организации, предоставившей студенту материалы для выполнения работы. В-четвертых, тема должна быть вполне посильна студенту для раскрытия. В-пятых, предлагаемая тема должна соответствовать профилю специальности и специализации, по которой студент обучается в вузе, а также индивидуальным профессиональным и научным интересам студента. В-шестых, тема дипломной работы должна отражать основные сферы и направления деятельности маркетолога, выполняемые им функции в организации.

Тематика дипломной работы определяется выпускающей кафедрой, рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Примерный перечень тем дипломных работ по специальности 080111.65 «Маркетинг» приведен в приложении А. В отдельных случаях, например, при поступлении специального заказа от руководства предприятия – объекта исследования, формулировка темы может изменяться – заблаговременно и при согласовании с научным руководителем. Новая формулировка темы отражается в заявлении студента-дипломника на закрепление темы и научного руководителя (форма заявления приведена в приложении Б).

Объект исследования дипломной работы выбирается по месту прохождения преддипломной практики или месту трудовой деятельности студента-заочника в случае, если его должность и характер производственной деятельности являются близкими получаемой специальности. Студент получает от научного руководителя дипломной работы задание на подготовку дипломной работы по форме, приведенной в приложении В. Образец заполненной формы задания на дипломную работу представлен в приложении Г.

Примерный календарный план-график представлен в приложении Д.

Перед окончательным оформлением дипломная работа должна быть тщательно отредактирована и в обязательном порядке пройти нормоконтроль на выпускающей кафедре, что подтверждается соответствующим визированием на титульном листе (пример титульного листа представлен в приложении Е). Затем работа переплетается.

Законченная и оформленная работа подписывается студентом на последней странице основного текста (перед списком использованных источников) с указанием даты завершения и передается научному руководителю для подготовки письменного отзыва.

Вместе с отзывом научного руководителя дипломная работа сдается заведующему кафедрой в установленные календарным графиком сроки для последующего рецензирования и допуска к защите.

Полностью законченная и оформленная дипломная работа со всеми необходимыми прилагаемыми документами (рецензия, отзыв научного руководителя, аннотация) сдается на выпускающую кафедру не позднее, чем за неделю до первого заседания ГАК (конкретный срок сдачи работы на кафедру устанавливается научным руководителем с учетом степени ее готовности).

 

 

3 Структура и содержание дипломной работы

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой самостоятельную творческую законченную работу студента. Объем выпускной квалификационной работы не должен превышать 80 страниц (без приложений и списка использованных источников). При согласовании с руководителем допускается корректировать объем дипломной работы, сокращая или увеличивая его на 5-10 страниц текстового и/или графического (включающего таблицы, рисунки) материала. Объем приложений не ограничивается.

Независимо от выбранной темы при подготовке дипломной работы целесообразно придерживаться приведенной ниже структуры:

Введение

Глава 1 Теоретические и методологические основы исследуемой проблемы

Глава 2 Маркетинговый анализ хозяйствующего субъекта и его проблем в рамках заявленной темы дипломной работы

Глава 3 Разработка и экономическое обоснование рекомендаций, мероприятий по решению выявленных во второй главе проблем

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Во введении (2-4 страницы машинописного текста):

- раскрывается актуальность, своевременность и народнохозяйственное значение избранной темы;

- формулируется цель, задачи и направления исследования, формулируемые в соответствии с содержанием (названиями глав и параграфов работы);

- указывается объект и предмет исследования (предприятие, рынок конкретного продукта, методы управления и т.п.);

- описывается информационная база (перечисляются основные авторы литературных источников, труды которых использовались в работе; названия предприятий, учреждений, организаций, предоставивших материалы для проектирования; источники в сети интернет; журналы и газеты, статьи из которых применялись);

- формулируется новизна и практическая значимость исследования;

- характеризуется структура работы.

Первая глава работы (25-30 страниц машинописного текста) является теоретической и должна раскрыть сущность той или иной стороны исследуемой проблемы маркетинговой деятельности. Теоретические положения первой главы должны продемонстрировать знание студентом экономической литературы, показать историческое развитие анализируемых проблем и процессов, умение выделить основные проблемы современного этапа их развития, сопоставить различные точки зрения по рассматриваемым вопросам. В первой главе также приводятся материалы по методикам исследования, которые находят применение во 2 и 3 главах дипломной работы. Основные положения, сформулированные и изложенные в первой главе, должны являться теоретической базой для анализа, проводимого в последующих главах дипломной работы.

При написании первой главы необходимо использовать монографическую литературу, материалы научных конференций и журнальные статьи по исследуемой проблеме, разработки кафедры, материалы периодической печати.

Вторая глава (30-35 стра­ниц машинописного текста) является расчетно-аналитической и может включать в себя рассмотрение сле­дующих вопросов:

- технико-экономическая характеристика объекта исследования с оценкой основных показателей деятельности в динамике минимум за 3-летний период (товарооборот, затраты, прибыль, численность персонала, стоимость основных фондов и др.);

- маркетинговая характеристика объекта исследования (анализ факторов макро- и микросреды; характеристика элементов комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политики); оценка управления маркетинговой деятельностью на предприятии по ее элементам и т.п.);

- углубленный анализ аспектов маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта, относящихся к проблематике дипломной работы. Например, если тема работы касается исследования конкурентоспособности, то необходимо выполнить подробный анализ конкурентов, конкурентоспособности товаров и предприятия в целом. По итогам данного этапа исследования формулируются маркетинговые проблемы, мероприятия по решению которых предстоит разработать и обосновать в 3 главе.

При выполнении дипломной работы, особенно в части оценки экономических показателей деятельности, финансового положения предприятия, студенты могут столкнуться с проблемой коммерческой тайны. Если использовать реальные данные не представляется возможным, то вероятны следующие варианты решения данной проблемы, согласуемые с предприятием:

· названия организаций приводятся условными.

· абсолютные значения показателей заменяются на относительные величины, либо используются шифрованные величины (реальные цифры умножаются или делятся на известную автору величину; к реальным цифрам прибавляется или отнимается известное автору число).

Третья глава (15-20 страниц машинописного текста) является прикладной и должна содержать конкретные практические рекомендации, предложения и мероприятия, имеющие целью вы­бор реальных способов решения выявленных во второй главе маркетинговых проблем, повышения конкурентоспособности предприятия и его продукции на рынке. Данная часть дипломной работы обязательно должна содержать расчет ожидаемого экономического, либо социального эффекта от внедрения результатов дипломного проектирования на конкретном предприятии и указывать на возможность их распространения на других субъектах хозяйственно-экономической деятельности. При этом могут рассматриваться различные виды эффектов или их сочетания:

- организационный (разработка новых производств, организационных, в т.ч. маркетинговых структур, новых форм и методов управления маркетинговой деятельностью и т.д.);

- научный (обнаружение новых ранее неизвестных факторов и оценка их влияния на маркетинговую деятельность хозяйствующего субъекта, создание новых изделий или процессов, создание новых методов маркетинговых исследований и т.д.);

- социальный (повышение уровня удовлетворенности потребителей товарами и услугами фирмы, повышение степени их приверженности, привлечение новых потребителей, расширение сферы использования концепции социально-этического маркетинга, повышение материального благосостояния и профессионально-квалификационного уровня маркетологов, повышение производительности труда);

- внешнеэкономический (возможность экспорта товаров, услуг, научных идей, управленческих технологий, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, разработка проектов по освоению новых рынков, разработке или расширению базы иностранных поставщиков, в том числе за счет внедрения прогрессивных логистических методик);

- финансовый (обеспечение требуемой нормы доходности при условии решения маркетинговой проблемы, эффективное использование собственных и заемных средств предприятия, снижение финансовых рисков при реализации инвестиционных проектов, улучшение показателей финансового состоянии предприятия и т.д.);

- бюджетный (повышение доходов и уменьшение расходов бюджетов различных уровней при решении маркетинговой проблемы).

Для написания расчетно-аналитических и практических частей дипломной работы используется собранный студентом в процессе преддипломной практики материал, а также инструктивная и специальная литература, данные статистических сборников, аналитических отчетов и т.д.

В заключении отражаются основные результаты выполненной ра­боты, описывается результативность решения поставленных перед проектированием и сформулированных во введении работы цели и задач. Примерный объем заключения 3-5 страниц машинописного тек­ста.

В список использованных источников включаются все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломной рабо­ты, ссылки на которые приведены в тексте дипломной работы. Общее количество источников не должно быть менее 40, при этом Интернет - источников – не более 10% от общего их числа. Рекомендуется также, чтобы не менее половины общего количества источников были новыми (изданными не ранее, чем за 5 лет до начала дипломного проектирования).

В приложении помещаются (по необходимости) иллюстративные материа­лы, имеющие вспомогательное значение (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.), а также материалы по использованию результатов исследований с помощью вы­числительной техники (алгоритмы, программы расчетов и решения конкретных задач и т.д.).

Примерная структура (содержание) дипломных работ на темы: «Маркетинговые исследования рынка мясных полуфабрикатов»; «Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия (на примере ОАО «Молоко»)» представлена в приложении Ж.

Рекомендуется включать в каждую главу дипломной работы 2-5 параграфов. Допускается включать в параграфы 2-5 пунктов (пункты могут нумероваться 2.2.1, 2.2.2, 3.1.2 и т.п.).

К дипломной работе прилагается (но не подшивается и не учитывается в нумерации страниц): аннотация (примеры представлены в приложении И), внешняя рецензия (приложение К) и отзыв научного руководителя (приложение Л).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...