Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура бакалаврской работы




Бакалаврская квалификационная работа должна включать в себя следующие элементы:

введение (вначале излагаются актуальность рассматриваемой проблемы, цель и задачи бакалаврской работы, сроки и место её выполнения, фамилия, имя и отчество научного руководителя.

Необходимо дать краткую характеристику области, в которой выполнена работа (1–3 предложения) и места в этой области раздела, по которому выполнялась работа. Все важные утверждения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники.

Затем обосновывается актуальность работы:

а) новизна и теоретическая значимость;

б) практическая значимость работы.

При этом обычно упоминаются предыдущие труды научной группы в данной области, и обосновывается важность их развития в данной работе. Далее следует фраза, которую лучше повторить дословно: «В связи с этим, целью данной работы являлось…(цель должна быть одна!)…. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи … (первая задача, вторая задача и т. д., итого – от двух до пяти задач)».

Конец введения состоит либо из последней сформулированной задачи, либо нескольких слов после неё – о путях решения задач.

Размер введения бакалаврской работы составляет 1–1,5 страницы. В него не следует включать обзорный материал);

реферативная (обзорная) часть (демонстрирующая понимание выпускником поставленной проблемы и общее знание о состоянии исследований в данной области);

исследовательская (содержательная) часть (целью является демонстрация способности выпускника проводить отдельные вычисления (делать выводы), либо воспроизводить результаты, полученные другими авторами, или являющиеся элементом новой исследовательской работы. Исследовательская часть должна показывать уровень профессиональной подготовки выпускника в объёме дисциплин, предусмотренных учебным планом для бакалавров по направлению подготовки.

Оценка работы (проекта) заключается в определении уровня теоретических и практических знаний выпускника, его умения применять их для решения конкретных задач при решении сложных проблем);

заключение (итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, их практическая значимость, возможность применения полученных результатов работы и дальнейшие перспективы исследования этой темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нём не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом, заключение должно давать ответ на вопросы о том, зачем предпринято исследование, что сделано и к каким выводам пришел автор).

В соответствии с поставленными целями выпускник, в процессе выполнения работы, должен:

1. Обосновать актуальность выбранной темы, её научную и практическую ценность и значение для управления.

2. Усовершенствовать свои базовые теоретические знания по выбранной теме в процессе изучения первоисточников (монографий, статей в научных журналах и сборниках, нормативно-технической документации), а также справочной литературы по избранной теме.

3. Изучить материально-технические и социально-экономические условия жизнедеятельности конкретной организации и характер их влияния на управление и изменение технико-экономических показателей её работы.

4. Адекватно выбрать метод исследования и собрать необходимые данные (статистический материал, данные исследований) для осуществления анализа.

5. Проанализировать собранные данные, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.

6. Аргументировано изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.

7. На основе проведённого теоретического анализа и практического исследования сделать собственные выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности работы при решении специальных задач.

8. Оформить работу (проект) в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

Выполнению работы способствуют приобретённые навыки в области решения специальных задач и ситуаций, так как основой бакалаврской работы, как правило, служат материалы, полученные выпускником при прохождении практик (войсковых стажировок), поэтому предварительная формулировка тем бакалаврских работ определяется при подготовке к соответствующей практике (войсковой стажировке). Желательно определиться с тематикой бакалаврских работ не позднее второго курса обучения.

Утверждение тем работ в окончательной формулировке и кандидатур руководителей проводится на заседаниях выпускающих (профилирующих) кафедр, после защит по практикам (стажировкам).

В качестве руководителя бакалаврской работы могут быть назначены преподаватели выпускающих и других кафедр или работники Академии, а в качестве консультантов – специалисты организаций, в которых выпускник – бакалавр будет проходить научную практику.


6. ВЫПОЛНЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

При выполнении ВКР обучающийся должен показать свои способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач в соответствии с государственными образовательными стандартами. Целесообразно вести поиск заказчика ВКР с момента поступления в магистратуру.

Магистерская диссертация представляется в виде, которой позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у её автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

В результате освоения программы подготовки магистра, выполнения и защиты магистерской диссертации, выпускник магистратуры должен научиться:

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся литературных данных;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

представлять итоги проделанной работы в виде отчётов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

формировать и реализовывать собственный проект.

Магистр должен быть подготовлен к деятельности, требующей углублённой фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей профессиональной образовательной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.

Если на кафедрах имеются свои методические указания к выполнению магистерских диссертаций по конкретным направлениям магистерской подготовки, то они также должны использоваться магистрантами в своей деятельности в части, не противоречащей, но дополняющей данное Положение.

Тема магистерской диссертации определяется выпускающей кафедрой в соответствии со спецификой направления магистерской подготовки.

Тема диссертации предварительно формулируется в начале обучения в магистратуре и утверждается приказом начальника Академии.

Магистру предоставляется право выбора темы работы, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки.

Основой магистерской диссертации является научно-исследовательская работа в течение всего периода обучения в магистратуре.

Задачами НИР в этот период являются:

расширение научно-технического кругозора магистранта за счёт участия в информационно-аналитическом процессе и самостоятельного изучения научной литературы, отражающей последние достижения в области исследования;

проведение научных исследований, выполнение технических разработок, оформление их результатов;

закрепление полученных теоретических знаний при решении конкретных научных и технических задач;

участие в разработке программных и технических средств, а также методических указаний по дисциплинам кафедры;

работа над содержанием магистерской диссертации и подбор материалов, необходимых для её оформления.

Ход научного исследования, на основании и по результатам которого производится оформление магистерской диссертации, можно представить в следующем виде:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Поиск и изучение литературы.

3. Составление литературного обзора по заданной теме.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Постановка цели и конкретных задач исследования.

6. Выбор метода (методики) проведения исследования.

7. Описание процесса исследования.

8. Обсуждение результатов исследования.

9. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

При выполнении научно-исследовательской работы и диссертационного исследования следует вести записи, которые могут иметь вид чернового варианта или же научного отчёта. В любом случае, отчётный документ будет составлять основу магистерской диссертации.

При оформлении записей в виде научного отчёта рекомендуется выполнять его со следующими составом и содержанием:

1.Техническое задание на проведение НИР.

Основные части технического задания: развёрнутая формулировка темы; определение объекта и предмета исследования (разработки); цель исследования (разработки); планируемый результат проведения работ; технические требования на проведение работ; перечень материалов, представляемых по завершении НИР; порядок сдачи приёмки НИР. Приложением к техническому заданию являются план проведения работ (с разбивкой по этапам) и технико-экономическое обоснование разработки, включающее характеристику существующих достижений в области НИР.

2. Аннотация материалов НИР.

Содержание аннотации: название темы; определение объекта и предмета исследования; характеристика методов исследования; характеристика полученных результатов.

3. Библиографическая справка.

Разделы справки: перечень изученных источников; анализ и обобщение сведений по тематике исследования, полученных магистром в процессе патентно-информационного поиска.

4. Материалы, которые обучающийся предполагает использовать в качестве заимствований, со ссылкой на источник.

В перечень материалов входят: список монографий и статей, содержащий, кроме библиографических сведений, краткую характеристику освещения в приведённых источнике сведений по объекту или предмету исследования и заключение о том, как источник будет использован в диссертации; схемы известных экспериментальных установок; результаты ранее проведённых исследований; известные алгоритмы и пакеты программ и т.п.

5. Материалы, отражающие проведённую обучающимся работу: формулировка положений по теоретическим исследованиям; разработанные алгоритмы и тексты программ; расчёты ручные и проведённые с помощью ЭВМ; схемы и описания экспериментальных установок, описания условий проведения эксперимента; таблицы, графики, диаграммы, характеризующие полученные экспериментальные данные.

6. Предложения по компоновке и содержанию магистерской диссертации.

Выпускающая кафедра может принять решение о том, что отчётный документ в целом (или его части, отражающие работу магистра в конкретных семестрах) должен представляться к защите перед научным руководителем или комиссией кафедры на предмет обсуждения результатов исследования и выставления зачёта за научно-исследовательскую работу.

Построение разделов основной части и рукописи диссертации на соискание степени магистра может быть следующим:

введение;

аналитический раздел;

теоретический раздел;

экспериментальный раздел;

заключение;

библиографический список использованных источников.

Введение должно кратко характеризовать современное состояние вопроса, которому посвящена работа, а также обозначить её цель. Во введении следует чётко сформулировать, в чём заключается новизна и актуальность рассматриваемого вопроса и обосновать, по существу, необходимость выполнения проведённых исследований и разработок.

Во введении раскрываются обстоятельства выбора темы (участие в перспективной научно-технической программе, выполнение поисковой НИР, инновационного проекта, хоздоговорной работы по заказу стороннего предприятия, госбюджетной НИР, участие в работе над грандом и т. п.) и характеризуется её актуальность, а также определяются объект и предмет исследования, обосновывается их выбор и формулируются цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимается некоторое идеальное представление о результате научной деятельности, к которому стремился соискатель степени магистра в процессе проведения НИР. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, состояния науки в области исследований, суммы знаний, умений и навыков, полученных магистрантом в процессе обучения.

Завершать введение следует характеристикой объёма и структуры диссертации. При этом каждый раздел, заключение, каждое приложение характеризуются одним предложением, оформленным в виде абзаца.

Разделы диссертации могут разделяться на четыре-пять подразделов, в которых излагается их основное содержание. Каждый подраздел должен иметь содержательный заголовок. Первый подраздел может иметь несколько вводных предложений, представляющих собой краткое введение в раздел. В последний подраздел должны включаться содержательные выводы по разделу.

В аналитический раздел, посвящённый анализу существующих достижений в области исследований, включается литературный обзор и корректная критика состояния вопроса, проведённые по изученным выпускником научным и патентным публикациям как в отечественных, так и зарубежных источниках. Кроме того, во всех подразделах этого раздела приводится анализ современных тенденций развития объекта, предмета и методологии исследования.

Примерная структура аналитического раздела (критического обзора информации по теме) может быть следующей:

в первом подразделе описываемого раздела приводится формальное описание структуры объекта в виде упрощённых функциональных и структурных схем, определяется место объекта в существующих классификациях, проводится анализ публикаций, посвящённых объекту исследования, и выделяются задачи, решённые в отношении объекта другими исследователями;

во втором подразделе анализируются факты применения фундаментальных теорий для создания известных методологий решения проблем, аналогичных сформулированным в диссертации;

в третьем подразделе анализируются известные решения задач, аналогичных задач, сформулированные в диссертации. При анализе следует особо подчеркнуть задачи, которые будут развиты в дальнейшем;

в четвертом подразделе даётся обоснование постановки цели и задач исследования, сформулированных во введении, а также выбора методов их решения.

В теоретическом разделе последовательно излагаются основные положения теорий, использованных для решения задач диссертации.

В первом подразделе этого раздела раскрываются особенности применения фундаментальных теорий и методов для решения поставленной научной или технической задачи, а также излагается метод формирования модели (аналитической, эмпирической и т. п.) объекта исследования или процесса, в котором объект используется.

Второй подраздел посвящается разработке модели объекта исследования, процесса, в который вовлечён объект и т. п. Модель должна носить целевой характер, обладать наглядностью, обозримостью, лёгкостью оперирования и т. п. качествами и способствовать решению задач, сформулированных во введении. Модель должна обладать наглядностью, обозримостью, лёгкостью оперирования и тому подобными качествами и способствовать решения задач, сформулированных во введении.

В третьем подразделетеоретического раздела характеризуются разработки и излагаются конкретные теоретические положения, разработанные лично автором. Здесь могут быть сформулированы и доказаны ранее неизвестные утверждения, касающиеся предмета исследования, приведена математическая модель конкретного объекта или процесса, показано ранее неисследованное влияние какого-либо параметра на его характеристики и т. п. В подразделе могут приводиться обоснованные упрощения модели и теоретически доказываться влияние упрощений на точность получаемых результатов.

В четвертом подразделеописываются оригинальные алгоритмы, методы, методики.

При необходимости теоретический раздел может быть разбит на два, а именно – на раздел, раскрывающий особенности применения фундаментальных теорий и методов для решения поставленной научной или технической задачи, и раздел, характеризующий разработки в области исследования, принадлежащие лично автору.

Материал теоретического раздела должен подтверждать компетентность соискателя степени магистра техники и технологии в теории по направлению магистерской подготовки, а также демонстрировать его общематематическую и общетехническую грамотность. Материал должен в максимальной степени иллюстрироваться схемами, чертежами, графиками, таблицами, диаграммами.

Цель экспериментального раздела – подтверждение теоретических положений диссертации. Эксперименты проводятся, как правило, с применением методов планирования экспериментов. Корректность теоретических положений может быть подтверждена экспериментами, проведёнными и другими исследователями.

В первом подразделеэтого раздела ставится задача эксперимента (уточнение структуры, определение параметров, проверка работоспособности, нахождение оптимальных условий функционирования, определение управляемости, наблюдаемости и т. п.). Далее определяются условия проведения эксперимента.

Во втором подразделепроводится системное планирование эксперимента, для чего строится математическая модель процесса его проведения, обеспечивающая требуемое качество исследования. Рекомендуется обоснование и оптимизация количества проводимых опытов. Здесь же приводятся зависимости, по которым в диссертации будут обрабатываться результаты эксперимента, включая зависимости для определения ошибок.

В третьем подразделепо пунктам излагается методика проведения эксперимента и определяются дополнительные условия его проведения (необходимость разработки вспомогательных экспериментальных установок, программного обеспечения и т. п.)

В четвёртом подразделеописываются условия проведения опытов и результаты наблюдений (цифровые табличные данные по результатам целесообразно вынести в приложение). Здесь же приводятся и описываются структурные и функциональные схемы установок, схемы алгоритмов, использованных при проведении эксперимента, как разработанные магистрантом, так и заимствованные (в последнем случае необходимы ссылки на источник заимствования).

В пятом подразделерезультаты экспериментальных исследований сопоставляются с теоретическими выкладками и интерпретируются автором диссертации.

В заключении должен быть подведён итог проведённого исследования и подчёркнут тот вклад в современное состояние данной области знания, который внесён этим исследованием. Рекомендуется делать выводы по каждой задаче, поставленной во введении и по каждому разделу диссертации.

Заключение должно содержать анализ новых, ещё не решённых задач, возникших в связи с полученными результатами и являющихся отправными точками будущих исследований. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию и которое выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указываются вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. Если результаты исследований удалось реализовать практически, в качестве заключительного пункта выводов необходимо дать формулировку эффекта (научного, технического, экономического или иного), достигнутого от внедрения результатов, полученных в диссертации.

Объём заключения должен составлять 1–2 страницы.

В графическую часть рекомендуется выносить иллюстрационные материалы из числа нижеперечисленных:

структура системы, составляющей частью которой является объект исследования;

структурная и функциональная схемы объекта исследования;

математические модели объекта (процесса), в котором он используется;

формулировки оптимизационных задач;

формулировки и основные этапы доказательства справедливости ранее неизвестных утверждений, касающихся предмета исследования;

графики, диаграммы, чертежи, фотографии, демонстрирующие ранее не исследованное влияние какого-либо параметра на характеристики объекта;

упрощения моделей и теоретическое доказательство влияния упрощений на точность получаемых результатов;

методики, алгоритмы, способы решения научных задач;

сборочные чертежи, принципиальные схемы объекта исследования;

структурные, функциональные или принципиальные схемы, сборочные чертежи экспериментальных установок, а также временные диаграммы, эпюры, фазовые портреты и т. п. их функционирования;

модель экспериментальных исследований;

обработанный статистический материал, подтверждающий проведение экспериментов;

результаты сравнения теоретических и экспериментальных данных;

результаты обработки данных на ЭВМ по алгоритмам, созданным в диссертации.

В качестве иллюстрационного материала могут быть использованы действующие макеты узлов и блоков экспериментальных установок, образцы материалов, изделий и т.п.


ОФОРМЛЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...