Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные термины и понятия




1. е; 2. в; 3. а; 4. г; 5. б; 6. д; 7. ж.

Упражнения

1. а) Дефицит госбюджета составляет 0,2 млрд долл.

б) Излишек госбюджета составляет 0,2 млрд долл.

2. а) Государственный долг увеличится на 1 млрд долл.

б) Нет. Ежегодное превышение прироста национального продукта над сум­мой процентов составит 220 млн долл. Через 5 лет накопленной суммы окажется достаточно для выплаты долга.

3. а) 10 000 долл.

б) Нет.

в) Сумма долга — 10 000 долл., величина процента — 400 долл,

г) Сумма долга — 10 300 долл., величина процента — 412 долл.

д) Суммa долга — 10 000 долл., величина процента — 712 долл.

Тесты

1. в; 2. а; 3. г; 4. в; 5. г; 6. а; 7. в; 8. б; 9. г; 10. в; 11. а; 12. б; 13. г; 14. б; 15. в; 16. б; 17. в; 18. а,

Верно/Неверно

1. В; 2. В; 3. Н; 4. В; 5 В; 6. Н; 7. В; 8. Н; 9. Н; 10, Н; П. В; 12. Н; 13. В; 14. Н; 15. Н; 16. В; 17. В; 18. Н; 19. В; 20. Н.

Проблемы

1. а) Увеличится на 100 долл.

б) Увеличится на 20 долл.

в) Уменьшится на 25 долл.; уменьшится на 125 долл.; уменьшится на 25 долл.

2. а) Дефицит равен 30 млрд долл.; излишек равен 40 млрд долл.

б) Инвестиции должны быть на 40 млрд долл больше, чем сбережения.

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Главный вопрос, на который стремится ответить теория экономическо роста, сводится к тому, каким образом можно увеличить реальный объс-номинального продукта в долгосрочном периоде, то есть в услових полис занятости. Ответ на этот вопрос имеет практическое значение, так как е решение позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и, следовательн расширить возможности экономики удовлетворять потребности общества. Экономический рост измеряется двумя способами: увеличением реально ВНП и ростом его объема на душу населения за определенный nepni времени.

Факторы экономического роста можно разделить на три группы: фактор предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, объем основного и питала, технология); факторы спроса (уровень совокупных расходов) и фа торы распределения (эффективное использование ресурсов). Но при обсу] дении проблем экономического роста на первый план обычно выдвигает роль факторов предложения. Поэтому экономический рост нередко опре; ляют с помощью сдвига кривой предложения вправо, Рассматривая экон мический рост в его связи с факторами предложения, можно сделать вывс что увеличение ВНП определяется и наращиванием ресурсов, и повышена эффективности их использования. Первое требует расширения экстенсивш факторов роста предложения,, второе на первый план выдвигает интенсивна факторы его расширения. В настоящее время в развитых странах перв степенную роль в объяснении экономического роста играют интенсивна факторы — технический прогресс, организация и управление производство обшее и профессиональное образование. На экономический рост оказыва] влияние и иные факторы. Одни из них сдерживают экономический ро (например, большие капиталовложения в охрану окружающей природ выхолащивание творческого начала в трудовой деятельности, острые col альные коллизии и т. д.). Другие, напротив, могут его ускорять (наприме благоприятная социальная, культурная, политическая ситуация в обществ У экономистов нет однозначного отношения к экономическому росту, т как он сопровождается не только положительными, но и отрицательны! последствиями.

Среди сторонников экономического роста существуют разногласия относ тельно роли государства в его стимулировании и регулировании. Кейнсианская школа связывает экономический рост, в первую очередь, факторами спроса и утверждает, что с помощью фискальной и кредит! денежной политики государство может его регулировать, прежде всего, краткосрочном периоде. Сторонники теории экономики предложения счи' ют, что экономический рост связан, в первую очередь, с факторами пр< ложения, которое должно стимулироваться продуманной системой нало обложения.

Многие экономисты считают, что экономический рост предполагает участ государства в формировании определенной индустриальной политики, i торая создает благоприятные условия и стимулы для повышения его темпов.

При наличии самых различных точек зрения на роль государства в регу­лировании экономического роста, экономисты, как правило, признают, что возможности его влияния на уровень капиталоемкости и склонности к сбережению в условиях полной занятости очень ограничены.

Учебные цели

1. Раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения.

2. Понять различия между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом.

3. Определить основные факторы, оказывающие влияние на экономический рост.

4. Дать характеристику технического прогресса в современных условиях.

5. Показать характер и возросшую роль инвестиций в человеческий капитал как фактора экономического роста.

6. Выявить отрицательные последствия технического прогресса.

7. Раскрыть роль государства в регулировании экономического роста.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

а. Инвестиции в человеческий капитал

б. Инновация

в. Экономический рост

г. Экстенсивный экономический рост

д. Интенсивный экономический рост

1. Инвестиции, направленные на повышение квалификации и развитие спо­собностей работников.

2. Увеличение реального объема ВНП в абсолютном выражении, или в рас­чете на душу населения.

Экономический рост, основанный на использовании интенсивных фак-оров (более эффективное использование ресурсов). 4. Первое коммерческое применение новой технологии. 5.. Экономический рост, основанный на использовании экстенсивных фак­торов (увеличение объема используемых ресурсов).

УПРАЖНЕНИЯ

1. На основании данных, приведенных в таблице 28.1, определите следующие величины:

а) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения (полученные данные занесите в таблицу).

б) Оптимальную численность населения в данной стране.

в) Абсолютную величину прироста ВНП во 2-м году по сравнению с 1-м годом.

. г) Прирост ВНП (в процентах) в 4-м году по сравнению с 3-м годом, д) Прирост ВНП (в процентах) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.

2. На основании данных, приведенных в таблице 28.2, определите:

а) Реальный объем ВНП в каждом году (полученные данные занесите в таблицу).

б) На сколько процентов выросла производительность труда во 2-м году по сравнению с 1-м годом? На сколько процентов вследствие этого (количество труда осталось без изменения) увеличился реальный объем ВНП?

в) На сколько процентов выросло количество труда в 3-м году по сравнению со 2-w годом? На сколько процентов вследствие этого (производительность труда не изменилась) увеличился реальный объем ВНП?

г) На сколько процентов увеличился реальный объем ВНП в 3-м году по сравнению с 1-м годом?

3. В таблице 28.3 представлены данные, характеризующие отношение между количеством часов рабочего времени, затраченного в сталелитейной про­мышленности и объемом выплавки стали в индустриально развитой стране.

 

 

а) При каком уровне затрат рабочего времени предельный продукт труда уменьшается? При каком уровне средний продукт труда сокращается?

б) Предположим, что использование новой технологии позволило в два раза увеличить производительность труда в сталелитейной промышленности. Определите величину предельного продукта труда при увеличении объема рабочего времени с 4 до 5 миллионов часов. Определите величину среднего продукта труда при использовании 6 млн часов рабочего времени.

в) Если до использования новой технологии производилось 4 млн т стали, а после ее введения стало производиться 8 млн т, то во сколько раз выросла производительность труда?

г) Изобразите на рисунке 28.1 кривую среднего продукта труда до исполь­зования новой технологии.

ТЕСТЫ

1. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых стра­нах — это:

а) Увеличение объема рабочего времени.

б) Технологические изменения в производстве.

в) Увеличение объема применяемого капитала.

г) Реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту.

д) Pост квалификации рабочей силы.

2. Какой из приведенных ниже показателей больше всего подходит для измерения военного потенциала государства?

а) Номинальный объем ВНП.

б) Реальный объем ВНП.

в) Номинальный объем ВНП в расчете на душу населения.

г) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения,

д) Среднедушевой доход семьи.

3. Какая из перечисленных ниже стран достигла в последние четыре деся­тилетия наиболее высоких темпов экономического роста?

а) Великобритания. б) Италия. в) Япония. г) ФРГ. д) США.

4. Данные о росте реального объема ВНП и реального объема ВНП в расчете на душу населения:

а) Показывают, что реальный объем ВНП на душу населения всегда растет быстрее, чем суммарный реальный объем ВНП.

б) Преуменьшают экономический рост, потому что они не принимают во внимание фактор загрязнения окружающей среды.

в) Преуменьшают экономический рост, потому что они не принимают во внимание имевшее место сокращение рабочего времени

г) Преувеличивают экономический рост, потому что они не принимают во внимание улучшение качества жизни.

д) Показывают, что реальный объем ВНП всегда растет быстрее, чем номи­нальный объем ВНП.

5. Производлительность труда измеряется отношением:

а) Затрат капитала к затратам труда.

б) Реального объема продукта к количеству часов рабочего времени.

в) Реального объема продукта к численности населения.

г) Количества часов рабочего времени к реальному объему ВНП.

д) Затрат капитала к реальному объему продукта.

6. Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на рост производи­тельности труда?

а) Технологические изменения.

б) Увеличение количества работников.

в) Уровень образования и квалификации работников

г) Эффект масштаба производства.

д) Уровень организации производства.

7. Какое из приведенных ниже равенств является верным?

а) Объем продукта = производительность труда / количество часов рабочего времени.

б) Производительность труда = количество часов рабочего времени / объем продукта.

в) Объем продукта = количество часов рабочего времени * производитель­ность труда.

г) Количество часов рабочего времени = производительность труда * объем продукта.

д) Производительность труда = количество часов рабочего времени х объем продукта.

8. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) Сдвигом влево кривой производственных возможностей.

б) Сдвигом вправо кривой производственных возможностей.

в) Движением точки по кривой производственных возможностей.

г) Движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

д) Движением от одной точки к другой за пределами кривой производствен­ных возможностей.

9. В модели «AD—AS» экономический рост может быть представлен как:

а) Сдвиг влево кривой AS.

б) Сдвиг вправо кривой AD.

в) Сдвиг влево кривой AD.

г) Сдвиг вправо кривой AS.

д) Все предыдущие ответы неверны.

10. Исторически перемещение рабочей силы из сельского хозяйства впро­мышленность:

а) Порождает инфляционные явления.

б) Не влияет на среднюю производительность труда.

в) Приводит к росту средней производительности труда.

г) Приводит к сокращению средней производительности труда.

д) Приводит к уменьшению объема ВНП в расчете на душу населения.

11. При прочих равных условиях, если в экономике, характеризующейся полной занятостью, происходит значительное перемещение ресурсоз в произ­водство средств производства, то следует ожидать:

а) Увеличения объема текущего потребления.

б) Снижения объема потребления в будущем.

в) Снижения темпов роста ВНП.

г) Увеличения производительности труда.

д) Уменьшения объема инвестиций.

12. В экономике, характеризующейся полной занятостью, высокие темпы экономического роста требуют:

а) Низкой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций.

б) Высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций.

в) Высокой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций.

г) Снижения нормы сбережений и инвестиций.

д) Низкой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций.

13. Сторонники теории экономического роста приводят в защиту своей кон­цепции все из приводимых ниже доводов, кроме того, что:

а) Экономический рост приводит к повышению уровня жизни.

б) Легче бороться с нищетой, когда экономика успешно развивается.

в) Имеется прямая связь между увеличением реального объема ВНП и оздо­ровлением окружающей среды.

г) Экономический рост создает предпосылки к повышению уровня образо­вания и квалификации.

д) Экономический рост приводит к укреплению обороноспособности страны.

14. Предположим, что в экономике занято 50 рабочих, каждый из которых работает 3000 часов в год. Производительность труда составляет 8 долларов в час. Общий объем произведенного продукта составит:

а) 150 000 дол л. г) 1200 000 долл.

б) 750 000 долл. д) 1 400 000 долл.

в) 1 000 000 долл.

15. Реальный объем ВНП США в 1929 году составлял 710 млрд долл., в 1940 году — 773 млрд долл. Реальный объем ВНП в расчете на душу населения составлял в 1929 году — 5820 долл., а в 1940 году — 5553 долл. Почему первый показатель увеличился, а второй уменьшился?

а) Реальный объем ВНП отражает уровень экономического развития страны, который за указанный период вырос, а реальный объем ВНП в расчете на душу населения отражает жизненный уровень, который, наоборот, снизился.

б) В течение указанного периода страна переживала великую депрессию, поэтому динамика указанных показателей ни о чем не говорит.

в) В течение указанного периода численность населения США росла быстрее, чем реальный объем ВНП.

г) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения отражает уровень производительности труда, тогда как первый из указанных показателей его не отражает.

д) Реальный объем ВНП отражает рост цен, а второй из указанных пока­зателей его не отражает.

16. Статистика большинства экономически развитых стран показывает:

а) Доля инвестиций в ВНП и темпы роста производительности труда нахо­дятся в обратной зависимости.

б) Существует тесная прямая связь между долей ВНП, направляемой на инвестиции, и темпами роста производительности труда.

в) Высокие предельные налоговые ставки на доходы корпораций и личные доходы способствуют инвестициям.

г) В периоды высокой безработицы не происходит создания новых рабочих

мест.

д) Сокращение численности занятых работников приводит к падению сред­ней производительности труда.

17. В стране X отношение капитал/продукт равно 3, а в стране Y оно равно 2. Если сберегаемая (и инвестируемая) доля ВНП в обеих странах является одинаковой, то в стране X темп роста ВНП:

а) На 50% выше, чем в стране Y.

б) В 2 раза ниже, чем в стране Y.

в) Составляет 2/з от темпа роста в стране Y.

г) На 331/з% больше, чем в стране Y.

д) Все предыдущие ответы неверны.

18. В стране А сберегаемая (и инвестируемая) доля ВНП составляет 15%, а в стране Б — 10%. При условии, что отношение капитал/продукт в обеих странах является одинаковым, темп роста ВНП в стране А:

а) На 50% больше, чем в стране Б.

б) На 5 процентных пунктов больше, чем в стране Б.

в) На З31/з% больше, чем в стране Б.

г) Равняется темпу роста в стране Б.

д) Все предыдущие ответы неверны.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Если объем ВНП растет быстрее, чем численность населения, то объем ВНП в расчете на душу населения снижается.

2. Технический прогресс является основным фактором роста производитель­ности труда в развитых странах.

3. Экономический рост — это увеличение номинального объема ВНП за определенный период времени.

4. Общий объем произведенного в стране продукта равен количеству часов рабочего времени, деленному на производительность труда.

5. Статистика показывает,,что имеется тесная прямая связь между долей ВНП, направляемой на инвестиции, и ростом производительности труда.

6. Из двух определений экономического роста рост реального объема ВНП в расчете на душу населения наиболее точно отражает это понятие.

7. Предположим, что в двух странах объем ВНП одинаков и равен 500 млрд долл. Если годовой темп роста ВНП в первой стране составил 3%, а во второй — 5%, то разница в величине годового прироста ВНП между этими странами составляет 10 млрд долл,

8. Реальный объем ВНП равен затратам труда, деленным на производитель­ность труда.

9. Природные ресурсы — важный фактор экономического роста в России.

10. Чем ббльшая доля ВНП в условиях полной занятости направляется на инвестиции, тем выше темп роста ВНП.

11. Экономический рост не зависит от инвестиций, вкладываемых в чело­веческий капитал.

12. Экономический потенциал страны растет, когда кривая производствен­ных возможностей сдвигается влево.

13. Увеличение количества рабочего времени — интенсивный фактор эко­номического роста.

14. Увеличение численности работников — экстенсивный фактор экономи­ческого роста.

15. Экономия, обусловленная масштабом производства, не оказывает влия­ния на производительность труда.

16. Прекращение работы во время забастовок положительно влияет на эко­номический рост.

17. Если темпы увеличения объема применяемого капитала превышают тем­пы роста рабочей силы, то капиталовооруженность сокращается.

18. Экономический рост обостряет противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.

19. Экономический рост — важная предпосылка повышения качества жизни.

ПРОБЛЕМЫ

1. а) Предположим, чтов экономически слаборазвитой стране отношение капитал продукт равно 3. Как повлияют на величину ВНП в условиях полной занятости инвестиции объемом 10 млн долл.?

б) Предположим, что доля сбережений в ВНП составляет 5%, отношение капитал/продукт равно 3. Определите темп роста ВНП в условиях полной занятости.

в) Каким окажется темп роста ВНП при увеличении доли сбережений в ВНП до 10 %?

г) Определите темп роста ВНП в расчете на душу населения в условиях полной занятости, если численность населения в стране выросла на 4% за год при условиях, указанных в пункте б); при условиях, указанных в пункте в).

2. Предположим, что в некоторой экономически слаборазвитой стране от­ношение капитал/продукт равно 2; объем ВНП в условиях полной занятости составляет 20 млрд долл. Для упрощения допустим, что государственные расходы и внешняя торговля отсутствуют. Функция потребления СС пред­ставлена на рисунке 28.2.

а) Определите объем инвестиций в данном году при условии, что достигнута полная занятость.

б) Определите величину ВНП в условиях полной занятости в следующем году.

в) Каким должен быть объем инвестиций в будущем году, необходимый для достижения полной занятости (предельная склонность к потреблению рав­на 0,5)?

3. Предположим, что единственными компонентами совокупного спроса в стране являются инвестиции и потребление. Средняя склонность к потреб­лению равна 0,8; отношение капитал/продукт составляет 2. В течение всего указанного периода экономика находится в условиях полной.занятости. Заполните таблицу 28.4 недостающими данными.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Основные понятия и термины

I. а; 2. в; 3. д; 4. б; 5. г.

Упражнения

1. а) См. таблицу 28.5.

б) 150 млн чел.

в) 15 млрд долл.

г) 46,7%.

д) "9,1%.

2. а) См. таблицу 28.6.

б) 5%; 5%.

в) 10%; 10%.

г) 15,5%.

3. а) Предельный продукт труда уменьшается после затрат 3 млн часов рабочего времени; средний продукт труда сокращается после затрат 3 млн часов рабочего времени.

б) 2 т стали/час; 3 т стали/час.

в) В 2 раза.

г) См. рисунок 28.3.

Тесты

1. б; 2. б; 3. в; 4. в; 5. б; 6. б; 7. в; 8. б; 9. г; 10. в; 11. г; 12. в; 13. в; 14. г; 15. в; 16. б; 17. в; 18. а.

Верно/Неверно

1. Н; 2 В; 3. Н; 4. Н; 5. В; 6. Н; 7. В; 8. Н; 9. В; 10. В; 11. Н; 12. Н; 13. Н; 14. В; 15. Н; 16. Н; 17. Н; 18. Н; 19. В.

Проблемы

1. а) ВНП в условиях полной занятости увеличится на З'/з млн долл.

б) 12/з%.

в) 31 /з%.

г) -21/з%; - 2/з%.

2. а) 5 млрд долл.

б) 22,5 млрд долл.

в) Если объем ВНП равен 22,5 млрд долл., расходы на потребление составят 16,25 млрд долл. В этом случае инвестиции составят 6,25 млрд долл.

3. См. таблицу 28.7.

Таблица 28.4

  ВНП Сб ережения Инвестиции Изменения в величине ВНП
Год         в условиях полной занятости
        млн долл.    
             
            по
             
      266,2 266,2   133,1

Тема 29

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...