Международная торговля и торговая политика
Теория международной торговли основана на концепции сравнительных преимуществ, сформулированной Давидом Рикардо в начале XIX столетия. Страна А обладает абсолютным преимуществом по отношению к стране Б в производстве какого-либо товара, если она производит этот товар с меньшими затратами ресурсов. Однако товарообмен между странами может быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров. Абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли. В данном случае имеет значение только сравнительное преимущество в производстве товаров. Если принять во внимание межстрановые различия в соотношении издержек то страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара, если она способна производить этот товар с меньшими альтернативными издержками, чем ее потенциальный торговый партнер. Каждая страна всегда обладает сравнительным преимуществом в каком-либо производстве, даже не имея абсолютного преимущества ни в одной отрасли. Анализ показывает, что в результате международной специализации и свободной торговли, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается, а страны достигают такого уровнГпотребления, который превышает их внутренние производственные возможности. В целях защиты местных производителей от иностранной конкуренции правительство может устанавливать на пути свободной торговли различные барьеры Такая политика, ограничивающая объем торговли, называется протекционизмом. Торговые ограничения выступают в форме импортных пошлин (тарифов) и нетарифных барьеров.
Пошлина — это акцизный налог, устанавливаемый правительством на импортируемый товар. Нетарифные барьеры включают в себя импортные квоты лицензии, добровольные экспортные ограничения. Все торговые ограничения приводят к повышению внутренних цен на импортные товары и снижают объем импорта. Основными аргументами, которые приводят сторонники протекционизма для оправдания торговых барьеров, являются: — необходимость обеспечения национальной обороны; — сохранение рабочих мест; — защита молодых отраслей от иностранной конкуренции. Исторический опыт убедительно опровергает эти аргументы. Издержки nplZvecZpez^awn протекционистской торговой политики превосходят получаемую выгоду.
Учебные цели 1. Понять, каким образом принцип сравнительного преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли. 2. Выяснить различие между абсолютным преимуществом и сравнительным преимуществом страны в производстве товаров и услуг. 3. Объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам — участницам этого процесса. 4. Рассмотреть основные формы торговых барьеров и экономические последствия введения импортных пошлин и нетарифных ограничений. 5. Оценить основные аргументы в пользу политики протекционизма и представить контраргументы. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ а. Экспорт б. Импорт в. Абсолютное преимущество г. Сравнительное преимущество д. Линия торговых возможностей е. Условия торговли ж. Выигрыш от торговли з. Протекционизм и. Импортная пошлина (тариф) к. Импортная квота л. Нетарифные барьеры м. Демпинг н. Экспортная субсидия о. Свободная торговля п. ГАТТ (GATT) 1. Налог, устанавливаемый на импортируемый товар. 2. Способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов по сравнению с другими торговыми партнерами.,
3. Показывает варианты выбора, которые имеются у страны при специализации на одном продукте и его обмене (экспорте) для получения другого продукта. 4. Всякие барьеры (за исключением таможенных пошлин), ограничивающие международную торговлю: импортные квоты, специальные лицензии и т. д. 5. Товары и услуги, которые одна страна продает гражданам и фирмам других стран. 6. Инструмент торговой политики, с помощью которого правительство может стимулировать местных производителей — экспортеров продукции. 7. Количественный лимит на ввоз товара из других стран. 8. Продажа на иностранном рынке товаров по ценам ниже их себестоимости. 9. Процесс международного обмена, основанный на принципе сравнительного преимущества и исключающий всякое вмешательство государства. 10. Товары и услуги, которые мы" покупаем у граждан и фирм других стран. 11. Способность страны производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками по сравнению с другими торговыми партнерами. 12. Отношение экспортных цен к импортным ценам. 13. Установление барьеров на пути свободной торговли. 14. Страны, участвующие в процессе международной торговли, достигают уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности. 15. Соглашение между государствами, направленное на сокращение пошлин и на устранение различных нетарифных ограничений в международной торговле. УПРАЖНЕНИЯ 1. Предположим, что спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в США имеют следующую динамику: Цена (долл.) Объем спроса (млн шт.) Объем предложения (млн шт.) 5 5 2 104 3 15 3 4 20 2 5 Спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в Японии имеют следующую динамику: Цена (долл.) Объем спроса (млн шт.) Объем предложения (млн шт.) 5 2,5 1 10 2,0 3 15 1,5 5 20 1,0 7 а) Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная вза имная торговля. Какова будет равновесная цена на радиоприемник? б) Какая страна будет экспортировать радиоприемники в другую страну? в) Каков будет объем экспорта? г) Предположим, что США вводят импортную пошлину в размере 10 долл на каждый радиоприемник. Что произойдет с объемом экспорта и импорта:
2. Рисунок 29.1 иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке магнитофонов в стране X. Мировая цена магнитофона равна отрезку ОВ. а) Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта при условии свободной международной торговли. Предположим теперь, что на каждый импортируемый магнитофон правительство вводит пошлину, равную отрезку ВС, б)/Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта после введения пошлины. в) Как изменится объем внутреннего производства магнитофонов? г) Определите на графике площадь фигуры, отражающей дополнительные расходы потребителей на покупку магнитофонов после введения импортной пошлины. д) Какая часть этих дополнительных расходов поступит в госбюджет как доходы от введения пошлины и какая часть составит дополнительную ренту местных производителей? е) Каковы чистые потери общества от введения импортной пошлины? 3. Рисунок 29.2 иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке одежды в стране X. ОА — мировая цена на одежду. а) Каков был бы импорт одежды в страну при отсутствии торговых ограничений? Правительство устанавливает импортную квоту, ограничивая ввоз одежды в страну до уровня FJ. б) Какая цена на одежду установится на внутреннем рынке после введения импортной квоты? а) Как изменится внутреннее производство и потребление одежды? г) Что показывает площадь прямоугольника FGKJ? д) Каковы чистые потери общества от установления импортной квоты? ТЕСТЫ 1. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т-пшеницы или 5 т угля, используя также одну единицу ресурсов. а) Страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь. б) Страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь. в) Страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу. г) Страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь. д) Все предыдущие ответы неверны. 2. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия экспортирует во Францию текстиль, то повышение цены на вино относительно цены на текстиль означает:
а) Улучшение условий торговли для Франции. б) Изменение угла наклона линии торговых возможностей Франции, в) Изменение угла наклона линии торговых возможностей Англии. г) Все предыдущие ответы верны, д) Верны только ответы а) и б). 3. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина: а) Приводит к сокращению международной торговли. б) Приводит к повышению цен. в) Приносит доходы в госбюджет. г) Способствует снижению жизненного уровня в стране. д) Все предыдущие ответы неверны. 4. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал: а) Томас Мальтус. б) Адам Смит. в) Пол Самуэльсон. г) Давид Рикардо. д) Альфред Маршалл. 5. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для: а) Защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции. б) Увеличения внутренней занятости. в) Предотвращения демпинга. г) Обеспечения обороны страны. д) Все предыдущие ответы верны. 6. Страны А и Б производят следующие количества товаров X и Y (в единицах): Товар X Товар Y______ Страна А 12 16 Страна Б 8 8 Если каждая страна специализируется на основе принципа сравнительного преимущества, то обменный коэффициент (условия торговли) составит: а) 1 ед. X за 11/3 ед. Y. б) 1 ед. X за 2 ед. Y. в) 1 ед. X за 1 ед., Y. г) от 1 до IV3 еД- X за 1 ед. Y. д) от '/г до 3/4 ед. X за 1 ед. Y. 7. Какая из следующих форм торговых барьеров не является существенным препятствием для свободной торговли: а) Пошлина на импорт. б) Добровольные экспортные ограничения. в) Импортная квота. г) Лицензии на экспорт и импорт. д) Все предыдущие ответы неверны. Тесты 8—13 следует выполнять последовательно друг за другом. 8. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах произ водства сукна и вина в двух странах, А и Б (используется только одиь ресурс — труд): Производство в час I Страна А | Страна Б Сукно (в метрах) 5 15 Вино (в литрах) 10 20 Сравнивая две страны и анализируя возможности торговли между ними будет верным утверждать, что страна А обладает; а) Абсолютным преимуществом в производстве сукна. б) Абсолютным преимуществом в производстве вина. в) Сравнительным преимуществом в производстве сукна, г) Сравнительным преимуществом в производстве вина. д) Не обладает сравнительным преимуществом ни по одному товару. 9. Вначале между двумя странами отсутствует взаимная торговля. Валют страны А — а, валюта страны Б — b. Цены на сукно в странах А и Б составляют соответственно 20а и 60b. Если каждая страна независимо др)п от друга производит оба товара, то цены на вино должны быть равна соответственно:
а) 5а, 20b. б) 40а, 45b. /в) 10а, 40b. г) 10а, 60b. д) 40а, 80b. 10. Если между двумя странами начнется взаимная торговля, то можн< предположить, что страна Б будет: а) Импортировать вино. б) Экспортировать вино. в) Импортировать и вино, и сукно. г) Экспортировать и вино, и сукно. д) Не будет ничего ни экспортировать, ни импортировать. 11. До начала процесса торговли для каждой страны было характерно сво ценовое, отношение, которое отражало внутренние производственные и: держки. Если между странами А и Б развивается торговля, то отношени цены на вино к цене на сукно: , а) Растет в стране А, падает в стране Б. б) Падает в стране А, растет в стране Б. в) Растет в обеих странах. г) Падает в обеих странах. д) Не изменяется ни в одной стране. 12. Если между двумя странами установились стабильные торговые свя;н то отношение цены на сукно к цене на вино может составлять (приблиз! тельно): а) 1,2 в обеих странах. б) 1,8 в стране А, 1,5 в стране Б. b) 1,6 в обеих странах. г) 2,1 в стране А, 1,3 в стране Б. д) 2,3 в обеих странах. 13. Если известно, что ежедневный экспорт сукна составляет 500 м, то с учетом ценового отношения, определенного в тесте 12, ежедневный объем экспорта вина равен: а) 600 л из страны А. б) 600 л из страны Б. в) 800 л из страны А. г) 800 л из страны Б. д) 1150 л из Страны А. BEPHd/HEBEPHO 1. Если в Бразилии уровень затрат на производство каждого товара (по всему кругу товаров) составляет 80% от уровня затрат Аргентины, то Бразилия обладает сравнительным преимуществом в производстве всех товаров по отношению к Аргентине. 2. Защита ряда отраслей в целях национальной безопасности — один из аргументов в пользу установления торговых барьеров. 3. Экономическое благосостояние страны в условиях свободной международной торговли всегда ниже, чем при введении импортных пошлин. 4. Сравнительное преимущество отражает международные различия в альтернативных издержках производства разных товаров. 5. Введение таможенных пошлин стимулирует внутреннее потребление в стране. 6. Необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции —-справедливый аргумент в пользу установления торговых барьеров. 7. Уровень жизни в России в большей степени, чем в Дании, зависит от внешней торговли. 8. Импорт товаров и услуг приводит к росту внутренних цен и является причиной инфляции. 9. Импорт увеличивает совокупный спрос в стране. 10. Условия торговли — это отношение экспортных цен к импортным ценам. 11. Цель введения импортных пошлин — сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции. 12. Международные различия в обеспечении ресурсами и в относительных количествах разных типов человеческих и материальных ресурсов —г важная основа для специализации и торговли. 13. С точки зрения ограничения импорта иностранных товаров импортные квоты более результативны, чем пошлины. 14. ГАТТ — это международная организация, объединяющая европейские страны, входящие в «Общий рынок». 15. Ограничения импорта ведут к сохранению в стране неэффективных отраслей и сдерживают рост эффективных производств. ПРОБЛЕМЫ 1. Предположим, что США могут производить 3 компьютера или 3000 бочек вина, используя при этом одну единицу ресурсов; Франция может производить 1 компьютер или 5000 бочек вина, используя при этом также одну единицу ресурсов. а) Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства? б) Данный пример иллюстрирует абсолютное или сравнительное преимущество? в) Как будет выглядеть линия производственных возможностей США, если максимальное количество компьютеров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 1000 штук. (Используйте рисунок 29.3.) г) На рисунке 29.3 начертите линию торговых возможностей США, предполагая, что страна производит только компьютеры и продает нх во Францию в обмен на вино (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бочек французского вина). д) Как будет выглядеть линия производственных возможностей Франции, если максимальное количество бочек вина, которое может быть произведено в этой стране, составляет 2 млн. (Используйте рисунок 29.4.) е) На рисунке 29.4 начертите линию торговых возможностей Франции, предполагая, что страна производит только вино и продает его в США в обмен на компьютеры (цена одного американского компьютера равна 2000 бочек французского вина). 2. Вернитесь к проблеме I. Предположим, что цена компьютера растет. Теперь она равна цене 4000 бочек вина. Другими словами, теперь один американский компьютер обменивается на 4000 бочек французского вина. а) Начертите на соответствующих рисунках (рис. 29.3 и 29.4) новые линии торговых возможностей США и Франции. б) Показывают ли полученные результаты, что уровень потребления в США теперь может быть ниже, чем раньше? Выше, чем раньше? Объясните ваш ответ. в) Показывают ли полученные результаты, что уровень потребления во Франции теперь может быть ниже, чем раньше? Выше, чем раньше? Объясните ваш ответ. 3. Между странами А и Б из-за политических проблем отсутствовала взаимная торговля. Наконец, политические противоречия устранены и страны начинают торговать между собой. В стране А сигареты относительно дешевы, а масло относительно дорого. В стране Б масло относительно дешево, а сигареты относительно дороги. Итак, если между странами А и Б устанавливается режим свободной торговли, то: а) Спрос на сигареты, производимые в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на сигареты в стране А вырастет или упадет? б) Спрос на сигареты, производимые в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на сигареты в стране Б вырастет или упадет? в) Спрос на масло, производимое в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране А вырастет или упадет? г) Спрос на масло, производимое в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране Б вырастет или упадет? д) Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства масла увеличится или уменьшится? е) Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства масла, увеличится или уменьшится? 4. В странах G и Н производятся только продукты питания и одежда. Ниже приведены производственные возможности этих двух стран (производство измеряется в единицах). а) Какова альтернативная стоимость одежды, выраженная в продуктах питания, в стране G? б) Какова альтернативная стоимость одежды, выраженная в продуктах питания, в стране Н? в) Если между странами G и Н начинается процесс свободной торговли, то какая страна будет экспортировать продукты питания? Какая страна будет экспортировать одежду? г) В каких пределах будут находиться «условия торговли» между двумя странами? 5. Предположим, чтадве страны, А и Б, производят два товара — велосипеды и теннисные ракетки; обе страны используют общую валюту. В таблице 29.1 показаны затраты труда на производство двух/товаров в странах А и Б. а) Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров? б) Рассчитайте для каждой страны альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в ракетках, и альтернативные издержки производства ракеток, выраженные в велосипедах? в) Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве велосипедов? Предположим, что международная торговля отсутствует. Каждая страна имеет 300 работников, занятых 40 часов в неделю. Первоначально в каждой стране половина работников занята в производстве велосипедов, а другая половина — в производстве теннисных ракеток. г) Рассчитайте объемы производства велосипедов и ракеток в каждой стране и заполните таблицу 29.2. Теперь предположим, что начался процесс международной торговли. Стра-новая специализация осуществляется следующим образом: страна, обладающая сравнительным преимуществом в производстве теннисных ракеток выпускает только ракетки; другая страна производит велосипеды на уровне суммарного объема производства, имевшего место при отсутствии торговли, направляя оставшиеся трудовые ресурсы на выпуск ракеток. д) Рассчитайте объем производства велосипедов и ракеток в каждой стране, заполните таблицу 29.3 и покажите, какие выгоды могут иметь обе страны от международной торговли. е) На отдельном графике начертите линии производственных возможностей для каждой страны. ж) Можно ли на основе данной графической иллюстрации производственных возможностей сделать вывод о потенциальном выигрыше от международного обмена? Обоснуйте наш ответ. ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|