Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, принципы и методы научно-исследовательской работы




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы исследовательской деятельности

в области дизайна»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизаций «Дизайн интерьера»

«Компьютерный дизайн», «Арт-дизайн»,

«Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн костюма»

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности в области дизайна ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 24 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

 

Авторы: канд. пед. наук, доцент каф. ДПИ М.В. Панкина
  Место для ввода текста. Место для ввода текста.
Рецензент: канд. пед.н., доцент каф. культурологии и дизайна УрФУ Т.М. Степанова

 

 

Одобрена на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства. Протокол от __________________ № _____

 

Заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства   М.В. Панкина

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от ______________ №______

 

 

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Панкина М.В., 2012

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» призвана обеспечить органическое единство обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов, подготовить их к полноценной творческой деятельности, способствовать активизации междисциплинарных связей, пониманию различия и взаимодействия существующих жизненных явлений и процессов.

Цель дисциплины «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» - подготовить специалистов в области художественного образования и дизайна, владеющих методами организации и осуществления научно-исследовательской деятельности в индивидуальном и коллективном творческом процессе.

Задачи дисциплины:

· вовлечь студентов в рамках общего образовательного процесса в научные исследования художественно-педагогических, производственно-экономических и социально-культурных процессов;

· сформировать стремление к поисковой, исследовательской и творческой деятельности при решении поставленных теоретических и практических задач;

· сформировать у студентов понятийный аппарат научно-исследовательской деятельности;

· сформировать умения и навыки применения исследовательских методов для решения практических задач, представления об основных закономерностях научно-исследовательской работы;

· способствовать развитию у студентов культуры теоретического и творческого мышления на основе воспитания творческой личности, способной к самоопределению, самоуправлению и самореализации;

· способствовать активизации междисциплинарных связей.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» относится к факультативам (Б5, факультатив). Она дает возможность расширения, обобщения и углубления базовых знаний и навыков, способствует активизации междисциплинарных связей для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.

Изучение курса для студентов очной формы обучения рассчитано на четыре семестра (2,3,5,7), поэтому входные знания по перечисленным выше разделам могут быть также разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения базовых дисциплин.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: философия, общая психология, русский язык и культура речи. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Философия»:

Знания: особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; закономерностей развития техники.

Умения: свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику.

Владения: целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил, деятельно-коммуникативно-ментальной целостности личности в актах ее самореализации и самодеятельности; диалектическим методом мышления, эмпирическими и теоретическими приемами в процессах научного поиска, исследования; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач.

2.2. Из курса «Общая психология»:

Знания: психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; психологические теории становления и развития личности; особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности; психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности.

Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач.

Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей.

2.3. Из курса «Русский язык и культура речи»:

Знания: особенностей языковой нормы; классификации языковых норм; форм речи: устной и письменной; видов речевой деятельности; принципов стилистической дифференциации языка; специфики выделяемых функциональных стилей русского языка; стилеобразующих факторов и языковых особенности функциональных стилей русского языка; функционально-смысловых типов текста; принципов построения устного публичного выступления; принципов взаимодействия оратора и аудитории; особенностей различных типов речи: информирующей, аргументирующей, эпидейктической; принципов построения аргументирующих речей; принципов ведения дискуссии; видов стилистических ошибок и способов их устранения.

Умения: уметь пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; выявлять нарушение норм русского языка в речи; квалифицировать виды норм по разным основаниям; анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий (определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части и т.п.); находить ошибки в построении текста; различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений; анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения, разграничивать ситуации общения, в которых используется каждый стиль, соблюдать стилистические нормы, видеть стилевые ошибки и исправлять их; определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты; читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, создавать научные тексты (аннотация, конспект, реферат, доклад, курсовая и дипломная работы); различать первичный и вторичный текст; выделять в предложенном тексте реферата композиционные и лексико-грамматические особенности; владеть умениями и навыками поэтапной подготовки реферата; оформлять библиографический список.

Владения: следить за соблюдением коммуникативных качеств речи в практике общения; использовать разные функциональные стили русского языка в практике общения; использовать любые разновидности национального языка, уместные в зависимости от коммуникативной ситуации; владеть нормами современного русского языка и фиксировать их нарушения; владеть актуальной лексикой современного русского языка; пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; владеть способностью создавать тексты-описания, тексты-повествования (определения, классификации) и тексты-рассуждения; владеть навыками использования описаний и рассуждений в различных жанрах письменной научной речи, в публичных выступлениях (презентациях, рефератах, курсовых и дипломных работах); обладать готовностью воспринимать и создавать письменные и устные тексты с учётом характера передаваемой информации; владеть способностью анализировать и создавать первичные и вторичные научные (академические) тексты в письменной и в устной форме; создавать рефераты по одному и нескольким источникам с отсутствием или наличием оценочной части; создавать письменный и устный текст на общественно значимую тему; владеть навыком произнесения текста; владеть навыками владения собой в ходе публичных выступлений.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· общая и профессиональная педагогика;

· педагогические технологии;

· методика профессионального обучения;

· проектирование;

· моделирование;

· художественное моделирование интерьера и предметной среды.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· сущность и особенности различных форм участия студентов в научно-исследовательской деятельности;

· сущность науки и её механизмы, направления и уровни научного познания, функции и средства науки;

· формы, принципы и критерии научного познания;

· методы научного познания, методы творческого мышления;

· сущность, принципы и методы научно-исследовательской работы;

· принципы построения стратегии и тактики исследования;

· жанры научных публикаций, стилистику научной речи;

· общую структуру научной работы, понятийно-терминологический аппарат научного исследования;

· стороны взаимодействия науки с художественной культурой, искусством и дизайном.

 

Уметь:

· планировать режим собственной учебно-исследовательской деятельности;

· применять эффективные способы ведения научно-исследовательской работы; самостоятельно составлять программу конкретного исследования, формулировать обоснованные суждения и выводы;

· свободно оперировать понятиями и категориями, системно излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· технологиями поиска и работы с различного рода источниками информации;

· методами научно-теоретического, ценностного и практического освоения действительности;

· методами методологического, теоретического и творческого мышления;

· навыками проведения прикладных, методических, поисковых и фундаментальных исследований;

· методикой мониторинга и обработки эмпирических данных и грамотного оформления результатов исследования.

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную общенаучную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

а) общекультурные компетенции (ОК):

• осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

• понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3);

• готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

• готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

• имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);

• владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

• владеет технологией научного исследования (ОК-19);

• готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

• способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);

• способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

• владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

• владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29);

б) профессиональные компетенции (ПК):

• способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

• готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

• готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14);

• способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

• готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30);

 

 

в) профессионально-специализированные компетенции (ПСК):

• владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК-3);

• владеет навыками анализа и профессиональной рефлексии художественно-проектной деятельности по созданию дизайн-продукта (ПСК-5);

• способен создавать новые, прогрессивные художественно-проектные решения, основанные на своих оригинальных концепциях (ПСК-6);

• владеет профессиональной терминологией, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий при решении художественно-проектных и педагогических задач (ПСК-7);

· способен организовывать коллективную проектно-творческую работу, стимулировать творческие процессы в группе (ПСК-9).

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц: 324 часа, из них аудиторных часов: для студентов очной формы обучения - 130, заочной формы обучения с полным сроком - 14 часов, заочной формы обучения с сокращенным сроком – 12 часов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине для студентов очной формы обучения составляет:

– аудиторная – по 2 часа в неделю в 2-м, 3-м, 5-м и 7-м семестрах.

 

 

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения  
очная заочная с полным сроком заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы в т.ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины: зач. ед. (часов) 9 (324) 9 (324) 9 (324)
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции - - -
1.2.2. Практические занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Другие виды самостоятельной работы      
Контроль самост. работы студента      
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс I, II, III, IV II, III, IV II, III, IV
2.2. Семестр 2, 3, 5, 7 3, 5, 7, 9 4,6,7
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр) 2, 3, 5 5, 7 3, 5
Зачет с оценкой (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) - 5, 7, 9 3, 5, 7

 

Таблица 2

Распределение учебной нагрузки по дисциплине

для студентов очной формы обучения

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
2-й 3-й 5-й 7-й
Общая трудоемкость дисциплины 9 (324)        
Аудиторные занятия          
лекции - - - - -
практические занятия          
семинарские занятия - - - - -
лабораторные работы - - - - -
другие виды аудиторных занятий - - - - -
Самостоятельная работа          
изучение теоретического курса          
домашние семестровые задания          
курсовой проект - - - - -
домашние задания          
другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля   зачет зачет зачет зачет с оцен-кой

 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы обучения

Таблица 3

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
                 
1. Введение. Система НИРС в РГППУ и Институте искусств   1,2       Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
2. Наука как особая форма познания. Направления научного познания   3,4, 5       Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
3. Функции и средства науки. Формы и принципы научного познания   6, 7, 8       Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
4. Методы научного познания   9,10       Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
5. Общенаучные методы исследования в дизайнерской деятельности   11, 12,       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
6. Методы творческого мышления   14,       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
7. Жанры научных публикаций. Общая структура научной работы. Стилистика научной речи   16 - 20       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
Итого за 2 семестр         Зачет
 
8. Основные требования к проводимому научному исследованию           Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
9. Стратегия и тактика исследования           Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
10. Цель исследования. Актуальность темы исследования           Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.
11. Анализ состояния исследуемой проблемы. Информационное обеспечение выбора темы   4,5       Еженед. Собеседов.; участие в практ. занятии.

Продолжение таблицы 3

                 
12. Наука как часть художественной культуры     6,7         Собеседов.; участие в практ. занятии.
13. Системный подход к исследованию проблем искусства и творчества в научном проектировании     8,9         Участие в практ. занятии, дом. задан.
14. Проектная разработка как научно-методическое исследование     10,         Участие в практ. занятии, дом. задан.
15. Выставочная деятельность как одна из форм научной работы студентов     12,         Участие в практ. занятии, дом. задан.
16. Научный эксперимент в исследовании художественной направленности   14,         Участие в практ. занятии, дом. задан.
Итого за 3 семестр         Зачет
 
17. Деятельностный подход как научная стратегия современного образования   1,2       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
18. Интеллектуальная собственность   3,4       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
19. Принципы подготовки тезисов, статьи, доклада, их роль в научно-исследовательской работе   5,6       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
20. Подготовка реферативного материала на основе анализа литературных источников   7,8       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
21. Подготовка научной статьи по проблеме художественного творчества и дизайн-проектирования   9,10       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
22. Курсовой проект как научное исследование   11, 12,       Еженед. Участие в практ. занятии, дом. задан.
23. Формы участия в днях НТТМ, участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Научно-практическая конференция   14,       Еженед. Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
Итого за 5 семестр         Зачет
 

Окончание таблицы 3

                 
24. Выпускная квалификационная работа. Основные требования к написанию пояснительной записки           Еженед. Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
25. Введение, его роль в пояснительной записке           Еженед. Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
26. Аппарат исследования           Еженед. Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
27. Основная часть пояснительной записки: главы и разделы   4,5       Еженед. Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
28. Заключение пояснительной записки   6,7         Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
29. Научный эксперимент, мониторинг.   8,9         Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
30. Обработка и представление результатов эксперимента   10,         Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
31. Требования ГОСТ к оформлению библиографического списка по теме исследования ВКР. Оформление приложений к пояснительной записке. Реферат к пояснительной записке     12,         Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
32. Отзыв научного руководителя и рецензента на ВКР. Подготовка доклада для защиты ВКР     14,         Собеседование, участие в практ. занятии, дом. задан.
Итого за 7 семестр         Зачет с оценкой
 

 

 

4.3. Содержание дисциплины

Сущность, принципы и методы научно-исследовательской работы

· Введение. Система НИРС в РГППУ и Институте искусств. Портфолио студента. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов

· Наука как особая форма познания. Направления научного познания. Сущность науки и ее механизмы. Уровни научного познания

· Функции и средства науки. Формы научного познания. Принципы научного познания. Структура, аспекты, критерии научности знания

· Методы научного познания: универсальные, общенаучные и частные; методы эмпирические и теоретические

· Общенаучные методы исследования в художественной и дизайнерской деятельности

· Методы творческого мышления

· Эвристические методы в искусстве, архитектуре и дизайне

· Жанры научных публикаций. Общая структура научной работы

· Стилистика научной речи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...