Сущность, принципы и методы научно-исследовательской работы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы исследовательской деятельности в области дизайна»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизаций «Дизайн интерьера» «Компьютерный дизайн», «Арт-дизайн», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн костюма»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности в области дизайна ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Одобрена на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства. Протокол от __________________ № _____
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от ______________ №______
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» призвана обеспечить органическое единство обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов, подготовить их к полноценной творческой деятельности, способствовать активизации междисциплинарных связей, пониманию различия и взаимодействия существующих жизненных явлений и процессов. Цель дисциплины «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» - подготовить специалистов в области художественного образования и дизайна, владеющих методами организации и осуществления научно-исследовательской деятельности в индивидуальном и коллективном творческом процессе. Задачи дисциплины: · вовлечь студентов в рамках общего образовательного процесса в научные исследования художественно-педагогических, производственно-экономических и социально-культурных процессов; · сформировать стремление к поисковой, исследовательской и творческой деятельности при решении поставленных теоретических и практических задач; · сформировать у студентов понятийный аппарат научно-исследовательской деятельности; · сформировать умения и навыки применения исследовательских методов для решения практических задач, представления об основных закономерностях научно-исследовательской работы; · способствовать развитию у студентов культуры теоретического и творческого мышления на основе воспитания творческой личности, способной к самоопределению, самоуправлению и самореализации; · способствовать активизации междисциплинарных связей. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» относится к факультативам (Б5, факультатив). Она дает возможность расширения, обобщения и углубления базовых знаний и навыков, способствует активизации междисциплинарных связей для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.
Изучение курса для студентов очной формы обучения рассчитано на четыре семестра (2,3,5,7), поэтому входные знания по перечисленным выше разделам могут быть также разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения базовых дисциплин. Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: философия, общая психология, русский язык и культура речи. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «Философия»: Знания: особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; закономерностей развития техники. Умения: свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику. Владения: целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил, деятельно-коммуникативно-ментальной целостности личности в актах ее самореализации и самодеятельности; диалектическим методом мышления, эмпирическими и теоретическими приемами в процессах научного поиска, исследования; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач. 2.2. Из курса «Общая психология»: Знания: психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; психологические теории становления и развития личности; особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности; психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности. Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач.
Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей. 2.3. Из курса «Русский язык и культура речи»: Знания: особенностей языковой нормы; классификации языковых норм; форм речи: устной и письменной; видов речевой деятельности; принципов стилистической дифференциации языка; специфики выделяемых функциональных стилей русского языка; стилеобразующих факторов и языковых особенности функциональных стилей русского языка; функционально-смысловых типов текста; принципов построения устного публичного выступления; принципов взаимодействия оратора и аудитории; особенностей различных типов речи: информирующей, аргументирующей, эпидейктической; принципов построения аргументирующих речей; принципов ведения дискуссии; видов стилистических ошибок и способов их устранения. Умения: уметь пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; выявлять нарушение норм русского языка в речи; квалифицировать виды норм по разным основаниям; анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий (определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части и т.п.); находить ошибки в построении текста; различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений; анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения, разграничивать ситуации общения, в которых используется каждый стиль, соблюдать стилистические нормы, видеть стилевые ошибки и исправлять их; определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты; читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, создавать научные тексты (аннотация, конспект, реферат, доклад, курсовая и дипломная работы); различать первичный и вторичный текст; выделять в предложенном тексте реферата композиционные и лексико-грамматические особенности; владеть умениями и навыками поэтапной подготовки реферата; оформлять библиографический список.
Владения: следить за соблюдением коммуникативных качеств речи в практике общения; использовать разные функциональные стили русского языка в практике общения; использовать любые разновидности национального языка, уместные в зависимости от коммуникативной ситуации; владеть нормами современного русского языка и фиксировать их нарушения; владеть актуальной лексикой современного русского языка; пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; владеть способностью создавать тексты-описания, тексты-повествования (определения, классификации) и тексты-рассуждения; владеть навыками использования описаний и рассуждений в различных жанрах письменной научной речи, в публичных выступлениях (презентациях, рефератах, курсовых и дипломных работах); обладать готовностью воспринимать и создавать письменные и устные тексты с учётом характера передаваемой информации; владеть способностью анализировать и создавать первичные и вторичные научные (академические) тексты в письменной и в устной форме; создавать рефераты по одному и нескольким источникам с отсутствием или наличием оценочной части; создавать письменный и устный текст на общественно значимую тему; владеть навыком произнесения текста; владеть навыками владения собой в ходе публичных выступлений. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: · общая и профессиональная педагогика; · педагогические технологии; · методика профессионального обучения; · проектирование; · моделирование; · художественное моделирование интерьера и предметной среды.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По окончании изучения курса студент должен: Знать: · сущность и особенности различных форм участия студентов в научно-исследовательской деятельности; · сущность науки и её механизмы, направления и уровни научного познания, функции и средства науки; · формы, принципы и критерии научного познания; · методы научного познания, методы творческого мышления; · сущность, принципы и методы научно-исследовательской работы; · принципы построения стратегии и тактики исследования; · жанры научных публикаций, стилистику научной речи; · общую структуру научной работы, понятийно-терминологический аппарат научного исследования;
· стороны взаимодействия науки с художественной культурой, искусством и дизайном.
Уметь: · планировать режим собственной учебно-исследовательской деятельности; · применять эффективные способы ведения научно-исследовательской работы; самостоятельно составлять программу конкретного исследования, формулировать обоснованные суждения и выводы; · свободно оперировать понятиями и категориями, системно излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · технологиями поиска и работы с различного рода источниками информации; · методами научно-теоретического, ценностного и практического освоения действительности; · методами методологического, теоретического и творческого мышления; · навыками проведения прикладных, методических, поисковых и фундаментальных исследований; · методикой мониторинга и обработки эмпирических данных и грамотного оформления результатов исследования. Дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области дизайна» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную общенаучную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО: а) общекультурные компетенции (ОК): • осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); • понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3); • готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6); • готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7); • имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14); • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18); • владеет технологией научного исследования (ОК-19); • готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21); • способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22); • способен к когнитивной деятельности (ОК-24); • владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28); • владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29); б) профессиональные компетенции (ПК): • способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11); • готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13); • готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14); • способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18); • готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30);
в) профессионально-специализированные компетенции (ПСК): • владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК-3); • владеет навыками анализа и профессиональной рефлексии художественно-проектной деятельности по созданию дизайн-продукта (ПСК-5); • способен создавать новые, прогрессивные художественно-проектные решения, основанные на своих оригинальных концепциях (ПСК-6); • владеет профессиональной терминологией, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий при решении художественно-проектных и педагогических задач (ПСК-7); · способен организовывать коллективную проектно-творческую работу, стимулировать творческие процессы в группе (ПСК-9).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц: 324 часа, из них аудиторных часов: для студентов очной формы обучения - 130, заочной формы обучения с полным сроком - 14 часов, заочной формы обучения с сокращенным сроком – 12 часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине для студентов очной формы обучения составляет: – аудиторная – по 2 часа в неделю в 2-м, 3-м, 5-м и 7-м семестрах.
Таблица 1
Таблица 2 Распределение учебной нагрузки по дисциплине для студентов очной формы обучения
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы обучения Таблица 3
Продолжение таблицы 3
Окончание таблицы 3
4.3. Содержание дисциплины Сущность, принципы и методы научно-исследовательской работы · Введение. Система НИРС в РГППУ и Институте искусств. Портфолио студента. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов · Наука как особая форма познания. Направления научного познания. Сущность науки и ее механизмы. Уровни научного познания · Функции и средства науки. Формы научного познания. Принципы научного познания. Структура, аспекты, критерии научности знания · Методы научного познания: универсальные, общенаучные и частные; методы эмпирические и теоретические · Общенаучные методы исследования в художественной и дизайнерской деятельности · Методы творческого мышления · Эвристические методы в искусстве, архитектуре и дизайне · Жанры научных публикаций. Общая структура научной работы · Стилистика научной речи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|