Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главные философские труды Вл. Соловьева




РЕФЕРАТ

по дисциплине "Философия"

 

на тему: "Философия Владимира Соловьева"

 

 

Выполнил, А.И.Исхакова

Студент группы 6131-11

 

Проверил, А.И.Меречин

 

Казань 2014


 

Содержание

Краткое вступление 3

Жизненный путь 3

Предшественники 6

Философские взгляды 9

Софиология 13

Философия любви 16

Социально-исторические воззрения 20

Заключение 22

Литература 24

 

Краткое вступление

Фигура Владимира Соловьева является для российской философии в некотором смысле знаковой. В настоящее время существует три подхода к точке зрения на время зарождения русской философии и на имя ее отца-основателя. Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, что русская философия как философия великой нации не могла зародиться слишком поздно, и ее начало относится к XI-XII веку, к трудам митрополита Иллариона и князя Владимира Мономаха. Сторонники социолого-материалистического подхода считают, что регулярная философия зародилась в России XIX века, и ее основателем следует считать Чаадаева. Однако существует и третий подход, – идеалистический – и его апологеты утверждают, что первым русским философом был никто иной, как Владимир Соловьев. Можно оспаривать эту точку зрения, но нельзя сбрасывать со счетов значение личности и трудов великого философа для всей русской истории. Вл. Соловьев является практически единственным русским философом, разработавшим действительно системную философию, философию охватывающую большую часть сторон жизни человека, общества и природы.

В то же время для современной русской философии творчество Соловьева является своеобразным откровением. Будучи убежденным и последовательным противником материализма Соловьев долгое время был закрытым для большинства людей, в той или иной мере заинтересованных философией. В связи с этим, думается, было бы не лишним дать краткое жизнеописание этого Человека, действительно с большой буквы.

Жизненный путь

Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г. в Москве в семье достаточно известной в России. Отец его знаменитый русский историк, профессор Московского университета, написавший историю России в 29-и томах. Вл. Соловьев с момента своего рождения был окружен высоконравственными и высокоинтеллектуальными людьми с точки зрения той эпохи. Дед его, Михаил Васильевич Соловьев, был протоиерей. О нем сохранилось предание как о человеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склонном к юмору, любившему остроумно шутить и вести себя весьма непринужденно. Его внуки собирались у него по воскресеньям, причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с Богом и Бог тоже беседует с ним. И если отцу Вл. Соловьев, пожалуй, обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно, оказал влияние на религиозное начало. Однажды он подвел вось­милетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве благословил его на служение Богу.

Лосский отмечает, что у Вл. Соловьева, как и у его деда, было это удивительное радостное ощущение жизни. Д. Н. Овсяников-Куликовский, сравнивая Франциска Ассизского и Владимира Соловьева, пишет по этому поводу: "Космическая радость бытия и чувство бессмертия у него (Франциска Ассизского) - не производные - интеллектуального порядка - величины и не фикция, а "непосредственно данные" экзальтированного сознания, очарованного наитием божества. Из всех возможных - и невозможных - миров мисти­ческий мир Франциска Ассизского представляется если не самым лучшим, то, бесспорно, самым радостным... И, прежде всего, в этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно: там много радости, много невинной веселости, там слышен порою без­заботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Боль­шою ошибкой было бы считать, что мистики этого типа - люди угрюмые, всегда погруженные в замогильные чаяния, чуждые живой жизни и земных радостей... Мистики, как Франциск и наш Соловь­ев, конечно аскеты, но их аскетизм в своем роде умеренный, не доходящий до юродства...- мистики типа Франциска и Соловьева вовсе не фанатики. Их вера несокрушима, как и их мистическая экзальтация, но у них нет того порабощения личности гнету властной идеи, которое составляет сущность фанатизма. Это - люди, внутренне свободные, широкие, гуманные; строгие к себе, они снисходительны к другим".

Безусловно, вся философия Соловьева в той или иной мере носит характер мистический. Однако, как отмечает Лосский, "один из аспектов мистики в понимании Соловьева - отнюдь не что-то невозможное и глупое, а наоборот, цельное восприятие жизни, при котором каждому явлению придается какой-то свой смысл, но не с пафосом и страшным выражением на лице, как часто делают наши "колдуны", но с той же легкостью, с какой мы понимаем правила сложения". В юности Владимиру часто снились вещие сны и являлись видения. София, один из краеугольных камней мировоззрения Вл. Соловьева являлась ему в качестве видения, видения носящего телесный характер, трижды.

В одном из стихотворений, "Три свидания", которое он пишет уже на финише жизненного пути о первом таком явлении сказано:

 

Алтарь открыт… Но где же священник, дьякон?

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, - бесследно вдруг иссяк он.

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,


Кивнула мне и скрылася в туман. [1]

 

Реалии русского бытия толкают Вл. Соловьева на путь в достаточной мере стандартный для русского философа. В тринадцать лет он переживает острейший религиозный кризис, отразившийся на всей дальнейшей судьбе ученого. Нигилизм побеждает. Выбросив в сад иконы, Соловьев встает на материалистическую точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм. Позже, однако, Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма - "упрощенной философии" так и всего материализма в целом, как односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, Вл. Соловьев создает собственную философскую систему. Окончив в 1859 г. гимназию с золотой медалью, Вл. Соловьев поступает в Московский университет, на физико-математический факультет, где изучались также и все естественные науки. Он увлекался тогда биологией, но, вероятно, это был не его путь, и, прова­лив один из экзаменов на II курсе, Вл. Соловьев переходит на историко-филологический факультет и всерьез занимается филосо­фией.

С этого момента начинается подлинно научная деятель­ность. Первая его серьезная работа - магистерская диссертация "Кризис западной философии (против позитивистов)" сразу обращает на себя внимание. Язык его прост и убедителен, что, однако, сочетается с глубиной и широтой исторического материала. После защиты диссертации Вл. Соловьев получает должность до­цента на кафедре философии Московского университета, затем на год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вер­нувшись в Россию, он, по причине склоки, переводится в Петер­бургский университет. После прочтения лекции, в которой он призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, Вл. Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам уходит из университета, что, по-видимому, было связано с его нежеланием продолжать педагогическую деятельность. Объяснить это нежелание можно, пожалуй, тем, что ему, как человеку в высшей степени творческому, отзывавшемуся каждому порыву тво­рящей души, было трудно сдерживать себя в рамках универси­тетских распорядков и т.п. Министр народного просвещения, принявший отставку Вл. Соловьева с профессорской должности, начертал на прошении: "Этого я не хотел".

Вл. Соловьев начинает усиленно работать в области философии религии, теософии. Именно к этому периоду его деятельности относится работа "Россия и вселенская церковь", посвященная проблеме образования новой религии, включающей в себя все положительные черты многочисленных направлений христианства. Забегая вперед, скажем, что мысль эта не покидает философов и посей день. Одним из значительных трудов в этой области можно назвать "Розу Мира" Даниила Андреева. В своей кни­ге он идет еще дальше, чем Вл. Соловьев и рисует картину интеррелигии, включающей в себя в той или иной степени все рели­гиозные системы мира.

Среди прочего Соловьев увлекался и написанием стихотворений, шуточных пьес. Его влияние на развитие культуры России несомненно. Так, например, он участвовал в редактировании словаря Брокгауза и Ефрона (заведовал в нем философским отделом). Учение же о Софии оказало несомненное влияние на эстетику русского символизма. Авторы этого направления считали Вл. Соловьева олицетворением переломной эпохи (А.А. Блок "Рыцарь монах", "Владимир Соловьев и наши дни", А. Белый "Арабески"). [2]

В последние годы своей жизни Вл. Соловьев опять вер­нулся к философии, создает такие работы, как "Красота в приро­де", "Смысл любви", "Понятие о боге (В защиту философии Спинозы)", "Теоретическая философия". Особое место в этом ряду занимает "Оправдание добра". Труд этот заслуживает отдельного разговора, поэтому мы остановимся на нем попозже.

Понимая, что идеи его и идеалы еще очень далеки от воплощения в жизнь, остро переживая дисгармонию общества, Вл. Соловьев приходит в уныние. В последний год своей жизни он рисует мрачные картины конца света и описывает в своих "Трех разговора " явление антихриста. После этой работы Вл. Соловьев уже ничего не пишет.

Крупнейший русский философ, прекрасный поэт и один из замечательных людей эпохи - Вл. Соловьев, ушел "из этого мира" в подмосковном имении его друзей С.Н. и Е.Н. Трубецких "Узкое" 31 июля 1900 г. "вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма". Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.

 

Предшественники

Философия Владимира Соловьева сложилась, как уже ясно, далеко не сразу. Переболев материалистическим увлечением, серьезно переработав ряд трудов известных западных идеалистов (например, Канта, Шеллинга и некоторых других), философ в то же время отдал должное и отечественному философскому опыту. Сам Соловьев называл П.Д. Юркевича, В.Д. Кудрявцева и Н.Ф. Федорова своими непосредственными учителями.

 

  Памфил Даниилович Юркевич 1827 – 1874. Профессо­р философии Московского университета с 1863 по 1874 г. Он был реальным учителем Вл. Соловьева и после его смерти ученик принял должность учителя - стал преподавать философию на той же кафедре. Он (Юркевич) считал, что истина обнаруживается не только мышлением, но и "сердцем", так как обнаружение исти­ны связано с религиозными и нравственными стремлениями челове­ка. Он проповедовал идею невозможности познания Бога, а таким образом и истины, без любви. Подвергнув материализм основа­тельной критике, он навлек на себя газетную клевету, всякую грязь. Больше его оппонентам ответить было нечем. Он написал всего лишь одну книгу, вложив себя больше в преподавательст­во Вл. Соловьев высоко ценил его как человека и философа.    
Виктор Дмитриевич Кудрявцев 1828 – 1892. Про­фессор философии в Московской духовной семинарии. Он разви­вал идею невозможности объяснения устройства мира посредством дуалистической теории, т.к. это, говорил он, ведет лишь к со­перничеству материализма и идеализма, в котором кто-то из них побеждает. Мы должны найти третий путь, который объединит дух и материю. Этим принципом является абсолютно совершенное су­щество - Бог, который сотворил мир так, что материя служит в качестве основания для проявления духа. В этом ключе затем и работал Вл. Соловьев, не ударяясь сильно ни в сторону материа­лизма, ни в сторону идеализма, а гармонично компилируя их.  
  Николай Федорович Федоров 1828 – 1903.Вот что го­ворит о нем Н.О. Лосский: " Жизнь Федорова заслуживает всесто­роннего изучения, ибо это был несомненно, праведник и некано­низированный святой". Основой его учения также был девиз - "К истине - с Богом. Что же касается его идей среди них было много любопытных, так к примеру, он считал, что "когда челове­чество покончит с голодом и удовлетворит свои другие потреб­ности, оно тем самым, покончит источником человеческой борьбы, ибо именно страх перед физическими страданиями, по его убежде­нию, заставляет людей разобщаться и враждовать. В этом утверж­дении, однако, кроется ошибка. Именно разлад между людьми, между человеком и природой, порождает борьбу за существование. Другая его идея – нравственный долг человека – воскрешение предков. "Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыно­вей) для воскрешения мертвых (отцов). " Вообще, Федоров делает большую ставку на достижения человечества в сфере научно-тех­нического прогресса.    
         

Философские взгляды

Владимир Соловьев сам неоднократно признавал, что его работы не являются системой законченной, строгой. Он неоднократно изменял свое мнение по тому или иному вопросу. Прео­долев религиозный кризис юношеских лет, Соловьев приходит к убеждению, что человечество может духовно возродиться лишь бла­годаря истине во Христе. В письме к Е.В. Романовой он пишет: " Предстоит задача: ввести вечное содержание христианства в но­вую, соответствующую форму... Представь себе, что некоторая, хотя бы небольшая часть человечества вполне серьезно, с созна­тельным и сильным убеждением будет исполнять в действитель­ности учение о безусловной любви и самопожертвования, - долго ли устоят неправда и зло в мире! Но до практического осущест­вления христианства в жизни еще далеко. Теперь нужно еще силь­но поработать над теоретической стороной, над богословным ве­роучением. Это мое настоящее дело". Добавим, что основной вопрос культуры " ставит человечество перед ди­леммой: принять или отвергнуть истину после того, как она бу­дет познана... "

Среди наиболее важных трудов Владимира Соловьева отметим следующие произведения:

Табл. 1.

Главные философские труды Вл. Соловьева

 

Книга Годы написания
Кризис западной философии (против позитивистов)  
Философские начала цельного знания  
Критика отвлеченных начал 1877-1880
Чтения о Богочеловечестве 1877-1881
Три речи в память Достоевского 1881-1883
Религиозные основы жизни 1882-1884
Великий спор и христианская политика  
История и будущность теократии 1885-1887
Россия и Вселенская Церковь  
Смысл любви 1892-1894
Оправдание добра  
Первое начало теоретической философии 1897-1899
Три разговора 1899-1900

 

Теоретические изыскания Соловьева всегда преследовали практические цели: совершенствование мира, преодоления себялю­бия, осуществление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсолютных ценностей. Принято делить творческую жизнь, если это слово здесь уместно, на три периода: в первый период интересы Соловьева сосредоточиваются в основном в об­ласти теософии, во второй - в области теократии, и в третий - в области теургии. На первом этапе, он надеялся, что осущест­вление Софии, мудрости в мире, может быть достигнуто посредством познания Бога и его отношения к миру. Затем Вл. Соловьев обращает свой взор в сторону государства, осуществля­ющего христианские идеи, что гарантировало бы, как он считает, справедливость во всех отношениях. И на третьем этапе Соловьев всецело занят теургией, т.е. мистическим искусством, создающем новую жизнь, согласно божественной истине.

Вл. Соловьев ставит своей философии цель – оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания" и, отвергая наивный материализм, Соловьев предпринимает наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Шеллинга) и научный эмпиризм.

Читаем у него: "... полное определения истины выражается в трех предметах: сущее, единое, все ". Вообще, истина для Вл. Соловьева - это абсолютная ценность, принадлежащая са­мому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать ее - значит преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть, т.е. Абсолюта. Существа этого мира только в том случае могут под­няться до Бога, если они проникаются чувством совершенной люб­ви, т.е. отрекаются от своего самоутверждения, что отнюдь не приводит к потере индивидуальности, напротив, существо обнару­живает свое истинное я, дух, заложенный, в нем. Существа же, сохраняющие свою эгоистическую исключительность, становятся непроницаемыми друг для друга. Их жизнь строится на грубых принципах материального мира. Вот тут то и начинается то, с чем пытался бороться Федоров, - разобщенность людей, их "борьба за место под солнцем".

Вот как делит Вл. Соловьев процесс восхождения мира к Богу. На низшей ступени этого процесса - эволюции природы - создаются предварительные ступени и условия единства мира. Та­ких ступеней пять: "царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие ".

Эти ступени представляют собою ряд наиболее твердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственного смысла, осуществляемого в богоматериальном процессе". Процесс же духовного роста человечества описывается им следующим образом: "...природное человечество посредством своей деятель­ности совершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвы­шается до идеи безусловного совершенства. Человечество духовное или от Бога рожденное не только понимает умом, но принимает сердцем и делом это безусловное совершенство как действительное начало всего того, что должно быть во всем, и стремится осуществить его до конца или воплотить в жизни всего мира". И далее, "каждый новый тип представляет новое условие... для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо, прежде всего, должно быть, затем он должно быть живым, потом - быть сознательным, далее - быть разумным и, наконец, - быть совершенным ".

Эта теория вписывает в себя все достижения естествоз­нания, объясняя их и давая, таким образом, оригинальную и ясную перспективу их исследования. Для Вл. Соловьева это качество вообще примечательно. Вся его система - это цельная компиляция всех направлений философской мысли, объединяющая их на новом, гармоничном уровне.

Соловьев полагает что "нравственный элемент… не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии",[3] Соловьев связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на Земле", понимая правду как реализацию христианского идеала.

Это утверждение еще раз подтверждается при рассмотре­нии системы этики Вл. Соловьева. Вершиной его работы в этом направлении принято считать его трактат "Оправдание добра". Что же это за книга?

Своей целью философ ставит здесь определение правды, не впадая в какой бы то ни было тон наставления и проповеди. По его глубочайшему убеждению, на протяжении своего существо­вания человечество идет по этому пути к правде, которая, ко­нечно, в то же время является и истиной и религией. Но отноше­ние его к этим трем ипостасям вполне свободное и необязываю­щее. И если человек хочет быть животным, пусть будет таковым, но пусть тогда не воображает о себе как о путнике на пути к добру и свету. Вообще, весь этот трактат построен на самом тщательном внимании к человеческим нуждам и стремлениям, на рассмотрении самых обыкновенных путей человеческой жизни, взы­вающих, несмотря на стихию зла, к ясной простоте правды и доб­ра, установленных не путем насилия, но в результате самых иск­ренних влечений человеческой воли. Весь трактат "Оправдание добра" проникнут мягкой, благожелательной, отческой заботой о приведении человека и всей его истории к благополучному завер­шению. Человеческое влечение к добру оправдывает собою то, что очень часто считается несовместимым противоречием. Так, нравственности свойственно аскетическое начало. Но она вовсе не цель, а только путь к добру, да и то не единственный. Ха­рактерно, что здесь идет перекличка с буддизмом, в котором также провозглашается "серединный путь", не поощряющий чрез­мерных отклонений. Это еще раз показывает, что, сколько бы ни было религий, все они имеют в себе зерно истины, надо только суметь его увидеть.[4]

Личность человека - на первом плане. Но этот план то­же далеко не окончательный. Вл. Соловьев дает целую теорию семьи, где личность хотя и на первом плане, но находится в согласии с другим рядом личностей, или предков, или потомков. Половая любовь вполне оправданна, но и она не довлеет, а со­держит в себе и многое другое. Деторождение благо - благо, но тоже не единственное. Личность есть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе. Общество есть полнота, но завершение этой полноты не просто в обществе, а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве. Экономическая и политическая жизнь, государство и право - это неотъемлемые мо­менты исторического стремления человечества к правде и добру. Но и самая общая нравственная организация должна быть религи­озной и завершаться во вселенской церкви, считает Вл. Соловь­ев.

Философ подчеркивает здесь, что человечество не может развиваться, если нет безусловной цели развития. Так как цель развития человечества - это незыблемая полнота и взаимопрони­занность материальных и духовных сил, то необходимо эту цель человечества наименовать каким-нибудь особым термином. Для ре­лигиозного философа Вл. Соловьева этим термином является "цер­ковь".

Что можно сказать о Соловьеве как о философе в целом? Во-первых, необходимо отметить его необычайную склонность к по­нятийной философии, как в ее истории, так и в ее системати­ческом построении. Его дарования в этой области не только рав­нялись многим выдающимся европейским философам, но по силе эти дарований и по убедительности логики он превзошел многих из них.

Во-вторых, понятийная философия у Вл. Соловьева всег­да отличалась весьма острым историзмом, при котором ни одна теория не отбрасывалась без разбору, а, наоборот, всякое фи­лософское направление получало у него законное место, органи­чески вход в общечеловеческий прогресс мысли и жизни.

В-третьих, понятийная философия имела для Вл. Соловь­ева настолько самостоятельное значение, что, в сущности гово­ря, не нуждалась даже в авторитете веры, что отнюдь не означа­ло для Вл. Соловьева, что разум исключал веру и откровение. Это значило лишь освобождение его от всяких авторитетов и пре­доставление его полной свободе, что приводило его (разум) в конечном итоге к тому же самому мировоззрению, которого требо­вал авторитет веры. В идеале Вл. Соловьев мыслил себе такую понятийную систему разума, которая вполне параллельна вере и откровению, но создается собственными усилиями самого разума.

В-четвертых, всей теоретическая философия Вл. Соловь­ева обладает удивительной особенностью, о которой мы упоминали уже не раз, Она во многом совпадает с различными философскими учениями, которыми изобилует человечество. Но при этом фи­лософское рассуждение в теоретических вопросах мысли развива­ется у Вл. Соловьева слишком искренне и убедительно, а также самостоятельно и тончайшим образом критически, так что нет ни­какой возможности говорить о каких-нибудь прямых заимствовани­ях у других мыслителей. Получается даже исторический парадокс: Вл. Соловьев весьма близок ко многим философам, но он мыслит настолько самостоятельно, что как будто бы этих философов не существовало или как будто бы он с ними не был знаком. Но ост­рая критика Вл. Соловьевым многих зарубежных философов свиде­тельствует о том, что он не только не был с ними знаком, но и умел находить у них такие особенности, которые были для них уничтожающими. Но критика всегда подается у него в тонах впол­не спокойного и даже созерцательного раздумья.

В-пятых, при большой любви к абстрактно-категориаль­ным операциям, при такой, можно сказать влюбленности в чистую мысль Вл. Соловьев вовсе не превратился в абстрактного систе­матика на всю жизнь, а, наоборот, оставался им лишь в ранней молодости. Конечно, эти понятийные конструкции никогда не отб­расывались Вл. Соловьевым целиком и полностью. Но уже с самого начала 80-х годов его начинают волновать совсем другие воп­росы, зачастую отнюдь не философские. [5]

Отметим некоторые характерные черты философских построений Владимира Соловьева.

 

Софиология

Термин София пришел в русскую философию из эллинистической научной мысли. Наибольшей полнотой теория софизма обладала у неоплатоников. В буквальном переводе с греческого слово "София" означает мудрость, премудрость.

В России именно Соловьев вводит термин София в свою систему. София в его устах приобретает существенно иной смысл, нежели в античной неоплатонистской традиции и воспринявший ее элементы христианской мистике средневековья.

У Вл. Соловьева София носит двойственный характер. С одной стороны он вводит ее в контекст христианской теософии. С другой она предстает в его трудах в качестве наиболее мистического элемента как самого философско-теоретического мышления, так и конструируемой им системы "положительного всеединства".[6]

София с точки зрения Соловьева есть "тело Божие, материя божества". Немаловажна для него и возможность воплощения Софии в реальную личность, когда она становится предметом не только чисто рационального акта мышления, но интимно-эмоционального переживания. София выступает носителем обобществленной человечности, становясь залогом осуществления исторической судьбы человека и мира.

Во многом идея Софии носит у Соловьева и мистический характер, объясняемый, прежде всего, личностными переживаниями автора. Но одновременно она и носитель абсолютной истины, и образ Вечной Жены, и многое-многое другое.

 

Табл. 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...