Тема 3: Особенности памяти лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Программа самостоятельной работы По учебной дисциплине «Логопсихология» Для студентов заочной формы получения образования По специальности 1-03 03 01 Логопедия Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии следующего семестра Тема 1: Особенности восприятия лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе Вопросы для изучения: 1. Особенности различных видов гнозиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. 2. Приемы работы по развитию различных видов восприятия у лиц с нарушениями речи. Задания для выполнения: 1. По материалам изучения гнозиса детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (статьи: Воронова, А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией/ А.П. Воронова // Дефектология.- 1993. - № 1. – С. 47-52; Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи /Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 13-17) составить таблицу «Состояние гнозиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи».
2. Выполнить тестовые задания: 1. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1а 2б …
2. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний римских цифр, арабских цифр и букв. Римские цифры пишите в порядке возрастания, арабские цифры и буквы (прописные) без знаков препинания. Например: I1а II3г III4е…
3. Установите закономерность: Тест Л.Бендер – зрительно-моторная координация; методика Тардье - …..; методика Рингеля - … ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 1 (Статьи). Форма отчетности: таблица, ответы на тестовые задания Литература: основная 1, 3, 5.
Тема 2: Особенности внимания лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе Вопросы для изучения: 1. Произвольное внимание и его значение для развития речи. 2. Приемы работы для развития внимания детей с нарушениями речи. Задания для выполнения: 1. Из конспектов занятий Ю.Е. Веприцкой (Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е.Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010.– С.79-115) выписать не менее 3-х упражнений, игр для развития внимания. 2. Сформулировать к каждому упражнению, игре цель. Адаптировать содержание упражнений, игр с учетом нарушений речи у детей.
3. Выполнить тестовые задания: 1. Завершите предложение: Избирательность внимания, как поиск, выбор объектов познания у лица с заиканием выражается в ______________________________. 2. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1а 2б …
3. Низкие показатели выполнения корректурной пробы детьми со стертой дизартрией обусловлены: 1) общей моторной неловкостью; 2) низким уровнем развития графомоторных навыков; 3) низкой работоспособностью; 4) трудностями узнавания знаков 4. Типичные ошибки выполнения корректурной пробы у детей со стертой дизартрией в отличие от их нормально говорящих сверстников: 1) пропуск знаков; 2) ошибочное вычеркивание знаков 5. Причиной существенного различия в показателях количества пропусков и ошибочно вычеркнутых знаков при выполнении корректурной пробы детьми со стертой дизартрией является: 1) низкая концентрация внимания; 2) недостаточность зрительно-пространственных представлений; 3) трудности распределения внимания; 4) низкий уровень развития психомоторных навыков 6. Типичные ошибки выполнения методики Мюнстерберга детей школьного возраста и взрослых с заиканием: 1) пропуск слова; 2) неполное подчеркивание слов; 3) подчеркивание ложного слова; 4) подчеркивание дополнительного слова 7. Замедление темпа выполнения заданий на внимание лицами с заиканием обусловлено: 1) несформированность умения владения карандашом; 2) пространственное расположение знаков; 3) различная степень вербализации материала; 4) трудности произнесения отыскиваемых знаков; 5) низкая сформированность зрительно-пространственных представлений ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 2 (Конспекты Веприцкой Ю.Е.). Форма отчетности: не менее 3-х упражнений, игр для развития внимания, ответы на тестовые задания.
Литература: основная 1, 3, 5. Тема 3: Особенности памяти лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе Вопросы для изучения: 1. Особенности слухоречевой памяти детей с тяжелыми нарушениями речи. 2. Приемы работы по развитию слухоречевой памяти лиц с нарушениями речи. Задания для выполнения: 1. Опираясь на работыГуменной Г.С. (Гуменная, Г.С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы/ Г.С. Гуменная// Расстройства речи и методы их устранения. - М.:МГПИ, 1975. —С.420-427; Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией/ Г.С. Гуменная // Речевые расстройства у детей и методы их устранения.- М.:МГПИ, 1978. -С. 45-54) определить условия эффективного запоминания и воспроизведения материала при системных нарушениях речи, приемы развития запоминания словесного материала. 2. Подобрать упражнения, игры для запоминания словесного материала для ребенка с нарушениями речи в рамках реализации каждого приема. 3. Выполнить тестовые задания: 1. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1а 2б …
2. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1аб 2вг … 1. Общие закономерности развития памяти детей с нарушениями речи; 2. Специфические закономерности развития памяти детей с нарушениями речи. -------------------------------------------------------------------------------------------- а)низкая продуктивность долговременной памяти; б)положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти; в)соотношение развитости памяти разной модальности; г)монотонная динамика нарастания количества воспроизводимого материала; д)преобладание смысловой памяти над механической 3. Вставьте пропущенные слова:
1)Испытуемые с заиканием не воспроизводят 10 слов даже к _____предъявлению. 2)Только половина из них воспроизводит 10 слов к _____ предъявлению. 3)Чем лучше внимание, тем ________________. 4)Особенности памяти лиц с заиканием связаны с вниманием, мышлением и обусловлены ______________________. 5)Степень выраженности расстройств слухоречевой памяти у лиц с афазией зависит от ____________________. 4. Письменно ответьте на вопрос: чем объясняются трудности выполнения задания на запоминание материала лицами с заиканием? 5. Письменно ответьте на вопрос: чем объясняется уменьшение запинок в речи лиц с заиканием при выполнении заданий на слухоречевую память? ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 3 (Гуменная Г.С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы и Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией) Форма отчетности: перечень условий эффективного запоминания и воспроизведения материала при системных нарушениях речи, перечень приемов развития запоминания словесного материала и упражнения, игры к ним, ответы на тестовые задания. Литература: основная 1, 3, 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|