Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 4. Принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Понятие и классификация




Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с признаками государственной службы, закрепленными в Федераль­ных законах «О системе государственной службы Российской Фе­дерации» и «О государственной гражданской службе Российской Фе­дерации», а также в «Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма. Гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответст­вующим органам государственной власти и управления, соблюде­ния служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом спо­собностей и квалификации.

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (статья 3) установлены следующие принципы государственной службы:

1. Федерализм.

2. Законность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

4. Равный доступ к государственной службе.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих;

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляет собой новое явление в российском законодательстве. Права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

К принципам государственной службы следует также отнести общепризнанные основополагающие правила поведения, законодательно закрепленные в нормативных актах, регулирующих отдельные направления деятельности органов внутренних дел.

Кроме названных ранее, можно также отметить Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

В нем предусмотрено, что в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе, всем лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, если это не противоречит правовому статусу, рекомендуется придерживаться следующих принципов:

- исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и со­держание деятельности органов государственной власти и государ­ственных служащих;

- осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами ком­петенции государственного органа;

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препят­ствующих добросовестному исполнению должностных (служеб­ных) обязанностей;

- соблюдать установленные законом ограничения для госу­дарственных служащих;

- соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятель­ность решений политических партий или иных общественных объ­единений;

- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности раз­личных этнических, социальных групп и конфессий, способство­вать межнациональному и межконфессиональному согласию;

- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим Должностных (служебных) обязанностей, а также избегать кон­фликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

- при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов,

- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при ре­шении вопросов, лично его касающихся;

- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их ру­ководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

- соблюдать установленные в государственном органе прав, ла публичных выступлений и предоставления служебной информации;

- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

Государственный служащий, наделенный организационными распорядительными полномочиями по отношению к другим госу­дарственным служащим, также призван:

- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- не допускать случаев принуждения государственных слу­жащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.


Заключение

В настоящее время наиболее приоритетным направлением раз­вития кадровой работы в органах внутренних дел Российской Фе­дерации является качественное улучшение системы подготовки и воспитания кадров.

В целях упрочения духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел, воспитания у сотрудников гражданственно­сти, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм будет создаваться качественно новая система образова­тельно-воспитательной работы среди личного состава. Особое вни­мание в работе предлагается уделять индивидуально-воспитательной работе руководителей подразделений и сотрудни­ков воспитательных аппаратов, укреплению дисциплины, форми­рованию морально-психологической устойчивости и поддержанию здорового психофизического состояния личного состава.

Важным по-прежнему остается и дальнейшее совершенствова­ние нормативной правовой базы кадровой работы, включая разра­ботку и внедрение нового порядка и условий прохождения службы в органах внутренних дел. Не менее актуальным является создание оптимальной системы научно-аналитического и информационного обеспечения регулирования кадровых процессов в системе МВД.

Реализация приоритетных направлений кадровой позволит обеспечить создание организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопро­фессионального кадрового корпуса ОВД, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД обществом и государством.


Литература:

1. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РФ в 1999г.).

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Рос­сийской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об утверждении общих принципов служебного по­ведения государственных служащих».

5. Приказ МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

6. Овсянко Д.М.Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 2005.

 


[1] См. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2063.

[2] См.: ч. 2 ст. 1 и ч. 6 ст. 8 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

[3] См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

[4] См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

[5] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 18 апреля 1991. № 16. Ст. 503.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...