Согласные звуки русского языка
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у вашего малыша есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Позаботьтесь заранее о логопедической помощи такому ребенку. Ряд игр и заданий предлагаемого пособия рассчитан на предупреждение у дошкольников различных видов дислексии и дисграфии. Для обогащения и активизации словаря ребенка в пособии предлагаются игры по различным лексическим темам (перечень тем вы найдете в пособии). Уточнить, какие знания должен получить шестилетний ребенок по этим лексическим темам, можно в Программе детского сада (раздел «Родной язык и ознакомление с окружающим»). Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у... и т.д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э. Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука: Я обозначает звуки [а] и [йа], Ю - [у] и [йу], Е — [э] и [йэ], Ё — [о] и [йо]. Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях: - в начале слова (яблоко, юрта...), - после мягкого знака (обезьяна, льют...), - после твердого знака (объявление, разъединять..,), - после гласной буквы (большая, моё...). В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак...). Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П — звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф — в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т.д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м.., р-р-р...), но пропеть их нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет — значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...). Некоторые согласные звуки являются парными, т.е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар. Согласные звуки русского языка
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласными (сла[т]кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами проверки написания слов с оглушаемыми согласными. Здесь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»). В пособии есть различные варианты игр и заданий на эту тему. Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, ЗЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ. Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки. Для лучшего усвоения этой темы можно использовать материалы из сборника «Веселая грамматика» (сост. В.Волина.— М.: Знание, 1995), например стихотворение «Дружат гласные с согласной». В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. В данном пособии в соответствии с программой первого класса используются следующие графические обозначения:
[2] Слог-слияние (то же, что открытый, прямой слог из двух звуков) для краткости называем просто слиянием. Ребенку объясняем, что слияние состоит из двух звуков — согласного и гласного. Слияние всегда можно пропеть, так как последним Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове. Для большей наглядности и занимательности занятий советуем изготовить плоскостные пособия по образцу представленных в данных тетрадях на рисунках. Это домики для букв и три неваляшки (красная, зеленая и синяя), а также карточки с разноцветными буквами. КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ Две тетради, составляющие пособие, предусматривают различные виды работ с использованием цветных карандашей (раскрашивание предложенных картинок и рисование своих), разноцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, выполнение других графических упражнений), неразлинованных листов и листов в клетку. Играм и заданиям, посвященным непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют подготовительные игры (I—VI в тетради №1). Они способствуют: - развитию слухового и зрительного внимания, - развитию различных видов памяти, - ознакомлению с функциями различных анализаторов, умению сосредотачиваться на них, - умению управлять движениями кисти рук (мелкая моторика), - умению пользоваться карандашом и ручкой, - тренировке в восприятии устной речи, - умению ориентироваться на листе бумаги, - умению различать и использовать цвета и их оттенки. После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой (в обеих тетрадях).
Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова), с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом. В рабочих тетрадях при знакомстве с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагаются следующие задания: - Назови предмет, изображенный на картинке; - Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); - Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук (гласный — красная клетка, твердый согласный — синяя, мягкий согласный — зеленая); - Объясни, почему ты закрасил клетку именно этим цветом; - Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место звука в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова; звук гласный, твердый или мягкий согласный). В некоторых случаях эта схема используется с написанием в ней (с помощью воспитателя) букв, например: Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы. Здесь можно предложить такие задания: - Определи, на какие окружающие предметы похожа буква; - Определи форму и количеств элементов в букве; - Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается; - Изобрази букву с помощью палацев руки, спичек, проволоки, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики; - «Напиши» букву в воздухе, объясни свои движения; - Обведи букву по контуру, - Напиши букву по точкам; - Самостоятельно напиши букву. Под цифрой 2 в рабочих тетрадях даютсяследующие задания: - Обведи букву по контуру; - Напиши букву по точкам; - Сам напиши строчку этой буквы. Под цифрой 3 дается задание Продолжи орнамент. Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии. Задания под цифрой 4 имеют общее название Закончи рисунок. Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам; - найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква); - раскрасить картинку; - найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква). Игры с наглядными пособиями (обе тетради). Закреплению знаний о новом звуке и новой букве способствуют игры и задания под общим названием Посели букву в домик. Два вида домиков — для согласных и для гласных — изображены вверху листа. Знакомясь с очередной буквой, ребенок вписывает ее в соответствующую клетку домика — «поселяет в домик». К концу занятий оба домика оказываются заселенными буквами в определенном порядке: в одном подъезде первого домика «живут» гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в другом — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И); во втором домике один подъезд отведен для звонких согласных, другой — для глухих и т.д. Примечание. Поскольку предполагается определенная система расположения букв в домиках (соседство парных согласных и т.д.), взрослый должен сориентировать ребенка при вписывании первых букв. В этих играх используются три неваляшки — «хозяйки домиков». Они помогают ребенку запомнить, что согласные бывают твердыми и мягкими, что йотированные гласные смягчают согласные, а также усвоить звуковые схемы, выполнять фонематический анализ и синтез слов. Хорошо, если вы изготовите плоскостные фигурки для этих игр. Каждая неваляшка имеет определенный цвет, соответствующий характеру звуков: красная обозначает гласные, зеленая — мягкие согласные, синяя — твердые согласные. Неваляшки имеют передний и задний карманы. В них находятся карточки с разноцветными буквами — «ключики». Цвет букв на карточках соответствует цвету неваляшки, в кармане которой они лежат. В карманах красной неваляшки находятся гласные буквы. В переднем кармане — гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в заднем кармане со звездочкой (*) — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И). Гласные второго ряда представляем ребенку как буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные (МЮ, ПЯ и т.д.). В карманах синей и зеленой неваляшек находятся согласные буквы. На переднем кармане этих неваляшек нарисован колокольчик. Он обозначает звонкость согласных. В заднем кармане (без колокольчика) — глухие согласные. С этими пособиями проводятся следующие игры. Красная Синяя Зеленая (гласные) (твердые согласные) (мягкие согласные)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|