Что продается в магазине?»
Цели. Развиваем умение дифференцировать парные согласные К и Г, закрепляем умение подбирать слова с заданным звуком и заданной буквой. Закрепляем знания по теме «Магазин». Ход игры. Узнав буквы, написанные точками в кружках, ребенок обводит их. Взрослый объясняет, что домики — это магазины, а буква, написанная на двери каждого магазина, есть в его названии. Перечисляя (с помощью взрослого) знакомые названия магазинов, ребенок догадывается, что на верхнем рисунке — продуктовый магазин, на нижнем рисунке — универмаг (букву Г в слове универмаг проверяем с помощью подбора слов-родственников — универмаги и т. д.). Рядом с магазинами нарисованы товары, продающиеся в этих магазинах. Даем задание: указать стрелками, где какие товары продаются, если в магазине с буквой К должны быть товары, в названиях которых есть эта буква, а в магазине с Г — товары, в названиях которых есть буква Г. После выполнения задания ребенок уточняет, правильно ли были подобраны названия магазинов в соответствии с их ассортиментом. В конце игры ребенок раскрашивает картинки с товарами. Подпиши картинки сам» Цели. Тренируем умение согласовывать существительные с числительными. Учим анализировать и записывать словосочетания: два сапога, один сапог, два галстука, один галстук. Тренируем в определении парной согласной на конце слова (К — Г). Ход игры. Назвав предметы и их количество слева на картинке, ребенок пишет словосочетания: два сапога, два галстука. (Здесь обязательны комментарии взрослого о правильности написания слова сапоги. Ребенок, записав это слово в словосочетании, обводит красной ручкой букву а.) Аналогично выполняется задание к картинкам справа; при этом необходимы объяснения ребенка о правильном написании согласных в конце слов сапог, галстук. В конце игры ребенок выполняет звуковую и слоговую схемы слов, раскрашивает картинки.
Магазин» Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Тренируем в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке. На примере чтения и записи слова магазин продолжаем развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок прочитывает слово по часовой стрелке, начиная с буквы М (магазин). Затем он пишет это слово, выполняет его звуковую и слоговую схемы. Р р Покупки» Цели. Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву), определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты, учим находить пропущенные в нем гласные буквы. Ход игры. Ребенок называет и обобщает одним словом изображенные предметы (продукты). Анализируя недописанное слово, он вписывает пропущенные гласные. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова продукты, объясняя его правильное написание. Ребенок обводит красной ручкой О, комментируя написание слова; выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый объясняет, что эти продукты были куплены детьми — Ромой и Леной. Придя домой, дети выложили продукты, каждый на свой стол. Ребенок должен узнать и обвести по точкам буквы, написанные на столах, и догадаться, где стол Ромы, а где Лены. Ребенок комментирует свой выбор (Л — Ленин стол, Р — Ромин стол). Теперь ребенок должен «разложить» продукты по столам (указать стрелками). На Ленином столе должны лежать те продукты, в названиях которых есть буква Л, на Ромином — в названиях которых есть буква Р. В заключение ребенок раскрашивает рисунки. Разгадай слово» (Ребус)
Цели. Развиваем умение разгадывать ребусы. На примере слова пирог закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Продолжаем тренировать в определении парной согласной на конце слова, используя подбор слов-родственников (пирог — пироги). Закрепляем умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать рисунок. Ход игры. Прочитав в ребусе слог ПИ, ребенок подбирает на картинке предмет (рог), с помощью названия которого можно разгадать этот ребус. Угадав слово — пирог, — ребенок анализирует его: какая буква пишется на конце (подбирает слова-родственники). Записывает это слово под соседней картинкой, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Завершая игру, ребенок дорисовывает по точкам картинку-отгадку и раскрашивает ее. Очень вкусное слово» Цели. Закрепляем знания ребенка по теме «Продукты». Учим находить на рисунке очертания знакомых букв (конфеты — Т, бублик — О, сосиски — Р, батоны — Т). На примере слова торт тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез. Ход игры. Ребенок называет предметы на картинке, определяет, к каким видам продуктов они относятся (конфеты — кондитерские, бублик — хлебобулочные) и в каких отделах магазина их можно купить. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что с помощью предметов на рисунке написано слово. Ребенок называет увиденные буквы, читает слово, записывает его, раскрашивает предметы на картинке. Й й Транспорт» Цели. На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской — тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный). Ход игры. Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке (транспорт). Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова транспорт. (Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: [транспарт], транспорт.) Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные). Задание: вспомнить виды транспорта (воздушный, водный, городской, железнодорожный). Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов водный, воздушный, городской.
Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина. Взрослый задает вопрос: «Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный). Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта. Нарисуй сам» Цели. Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт». Ход игры. Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова транспорт, ребенок вписывает пропущенные гласные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово транспорт, и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта. Трамвай» Цели. Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Ход игры. Взрослый объясняет, что в написанных, словах нужно правильно расставить слоги — тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова: самосвал, трамвай, грузовик. Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему. (Трамвай лишний, так как это пассажирский транспорт, а остальные машины — грузовой.) Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками (трамвай). Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова трамвай.
Э э Моя мама» Цели. Закрепляем умение составлять предложения по картинке и определять количество слов в предложении. Учим составлять предложения с заданными словами и определенным количеством слов. Ход игры. Ребенок рисует портрет своей мамы. Взрослый произносит предложение, относящееся к рисунку (Это моя мама); просит подобрать к нему соответствующую схему из предложенных. (Правильный ответ: третья схема — для предложения из трех слов.) Ребенок объясняет свой выбор. Ему дается задание определить, сколько слов должно быть в предложении по предыдущей схеме (два слова), и изменить только что разобранное предложение, чтобы оно подходило к новой схеме (Моя мама. Или: Это мама.). Затем в предложении должно остаться одно слово, соответственно верхней схеме (Мама.). Взрослый продолжает игру по обратному варианту: ребенку предлагается придумать предложения к этой картинке соответственно трем данным схемам. Ставится условие, что к схеме из одного слова относится предложение Портрет (Портрет. — Мамин портрет. — Это мамин портрет. И другие варианты). Подарки для мамы» Цели. Учим ребенка согласовывать местоимения ЭТА, ЭТО, ЭТОТ, ЭТИ с существительными. Развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и вставлять пропущенные в слове буквы. Тренируем в составлении и записи предложения к заданной схеме. Ход игры. Ребенок называет изображенные предметы (торт, кольцо, бусы, роза). Взрослый объясняет, что все эти предметы можно подарить маме, и просит найти для них слово-обобщение (подарки; нужно обратить внимание ребенка на правильное написание слова подарки). Даем задание: вставить пропущенные буквы в словах предложения, написанного над картинками (Подарки для мамы.), и самостоятельно выполнить схему этого предложения. Ребенок читает слова эта, этот, это, эти, указывает стрелками, к какому из нарисованных предметов будет относиться каждоеслово, и устно составляет с ними предложения: Эта роза для мамы. Эти бусы для мамы. В конце игры ребенок записывает над схемой одно из составленных предложений. Если ребенок не может написать словом выбранный предмет-подарок (кольцо), то он рисует его в схеме предложения. Внимательный мальчик»
Цели. Закрепляем знание ребенка о том, что имена пишутся с заглавной буквы. Закрепляем умение узнавать и правильно писать знакомые буквы. На примере имен Эдик, Элли, Эмма тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку угадать имена детей, изображенных на картинке. Имена можно прочитать, зачеркнув неправильно написанные буквы. Прочитав имена, ребенку нужно догадаться и указать стрелкой, как зовут каждого ребенка. Имя мальчика ребенок указывает сразу (Эдик). Взрослый объясняет, что Эдик подарил на 8 Марта Эмме цветы, а Элли — шарики. Догадавшись по объяснению, ребенок указывает, как зовут каждую девочку. Вспомнив правило о написании имен с заглавной буквы, ребенок сам подписывает под картинками имена этих детей и составляет звуковую и слоговую схемы. Е е Что это за реки?» (Ребусы) Цели. Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Ход игры. Ребенок последовательно разгадывает ребусы, подписывает слова-отгадки и анализирует их, выполняя звуко- вую и слоговую схемы. Взрослый просит ребенка объяснить (или сам объясняет), что обозначает каждое слово (Нева, Мойка, Фонтанка), обращает внимание ребенка на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Ребенок анализирует схему предложения и вписывает недостающие слова: Нева, Мойка, Фонтанка — это реки. (Здесь ребенок сам вспоминает правило написания названий рек с заглавной буквы.) Мой родной город» Цели. Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения. Ход игры. С помощью взрослого ребенок производит звуко-буквенный анализ слова Петербург, вставляет пропущенные буквы, обобщает их (гласные); прочитав предложение, выполняет его схему, комментируя свои действия. Необходимо обратить внимание на объяснения ребенка о написании слов Мой и Петербург с заглавной буквы. В заключение ребенок выполняет обводку или рисунок одного из памятников родного города, рассказывает об этом памятнике. Путешественники» Цели. Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы. Развиваем звуко-буквенный анализ, продолжая тренировать ребенка в подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знания о букве Е [йэ]: смягчении предыдущего согласного и обозначении двух звуков в начале слова (Ереван). Ход игры. Ребенок по стрелкам читает названия городов, устно выполняя их звуковой анализ; подбирает соответствующую данному названию звуковую схему, записывает это слово над выбранной схемой и раскрашивает схему. (Необходимы комментарии ребенка о написании названий городов с заглавной буквы.) Можно предложить ребенку вспомнить русские города, в названиях которых есть буква Е (Елец, Белгород, Зеленогорск, Челябинск и т.д.). Ь ь Весенние прятки» Цели. Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от. Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок определяет изображенное на ней время года (весна). Взрослый сообщает, что на рисунке не только изображена весна, но и написаны названия весенних месяцев. Дается задание: найти на рисунке названия месяцев и обвести входящие в них буквы разными карандашами (март — синий, апрель — зеленый, май — красный). Ребенок рассказывает, где он нашел каждую букву. (М — за сугробом, слева от дерева; Я — на веточке дерева; Р — за сугробом справа от дерева; Т — на крыльце домика — МАРТ. Затем ребенок по порядку пишет названия весенних месяцев, цифрой в кружке отмечая их очередность и называя порядок следования (Первый — март, второй — апрель, третий — май). В заключение ребенок раскрашивает весеннюю картинку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|