Государство как субъект управления общественными процессами
1. Сущностные характеристики государства как субъекта управляющего воздействия. 2. Функции государства и общественное предназначение государственного управления. 3. Основные направления реформирования системы государственного управления на современном этапе. На семинаре по третьему вопросу может быть заслушан доклад «Государственное управление и административная реформа»
Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993. 2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 196-ФЗ. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. 5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. 6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. 7. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. 8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824. 9. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314. 10. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 № 649. 11. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 11 июля 2004 г. № 865.
12. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 1474. 13. Указ Президента РФ «Об оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 2007 г. № 825. 14. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 24 сентября 2007 года № 1274. 15. Концепция внешней политики Российской Федерации //Дипломатический вестник. - 1993. - № 1. - С.3-23. 16. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2005 г. № 30. 17. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452. 18. Постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» от 11 ноября 2005 г. № 679. 19. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р. 20. Методические рекомендации Правительственной комиссии по проведению административной реформы 23 декабря 2005 года по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Литература: 1. Административная реформа // Отечественные записки. 2004. - № 2. - 556 с. 2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. - С. 64-70, 179-191. 3. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России: Монография. - М., 2004. - 543 с.
4. Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. - М., 2002. - С. 70-72, 79-85. 5. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2007. - С. 94-115, 129-137. 6. Лапина М.А. Административная реформа: анализ первых итогов и проблем, стоящих перед субъектами исполнительной власти // Политика и право. - 2005. - № 10. 7. Правоведение: Учебник / Под ред. Мальцева Г.В. - М., 2003. - С. 15-28,39-47,53-56. 8. Приоритетные национальные проекты: цифры, факты, документы / Под ред. В Глазычева. - М., 2006. - 152 с. 9. Путин В.В. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. 10. Путин В.В. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2005 г. 11. Путин В.В. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006г. 12. Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри. - М., Институт проблем государственного и муниципального управления ГУ - ВШЭ. 2004. - С. 5-34. 13. Социологическая энциклопедия. В двух томах / Научный рук. Г.Ю. Семигин. - М.. 2003. Т. 2. - С. 727. 14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К.Бабаева. - М., 2006. - С. 71-87. 15. Юридическая энциклопедия / Под редакцией Б.Н. Топорнина. - М., 2001.- С. 217-221. 16. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. - М., 2005. - 575 с.
Тема 6 ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА НА ХАРАКТЕР И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Практически вся история человечества - это история поиска наиболее приемлемых форм организации власти и оптимальных систем управления делами общества. В контексте сказанного трудно не согласиться с Питером Друкером, который говорил, что «в мире нет бедных и богатых стран, есть плохо или хорошо управляемые государства». В этой формуле сформулирована очень важная в научном и практическом отношениях мысль: качество жизни зависит не только от природных богатств, развитости производительных сил, национальных традиций, менталитета и культурных особенностей народа, а прежде всего от качества власти, ее способности эффективно и справедливо решать общественные проблемы. Для того чтобы глубже разобраться в диалектике взаимосвязей формы государства и качества государственного управления, автор предлагает организовать две лекции и подачу учебного материала выстроить в следующем порядке:
1. Форма государства, его структура и основные признаки. 2. Влияние федеративного устройства государства на функциональную и организационную структуру государственного управления. 3. Национальный компонент в государственном управлении. 4. Политический режим и стиль государственного управления. Ключевые понятия, которые будут использованы в этой теме, можно представить следующим образом:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА - понятие, характеризующее систему организации и способы осуществления государственной власти. Определяется тремя составляющими: формой государственного правления, формой государственного устройства, господствующим государственным режимом ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - способ организации государственной власти, включающий порядок образования и структуру высших государственных органов, объемы и временные рамки их полномочий, способы взаимоотношений друг с другом и населением ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих государственное управление отдельными национально-территориальными и/или административно-территориальными единицами ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ - реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы реализации государственной власти и осуществления организационно-управленческой деятельности ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип территориальной организации государства и распределения власти, когда субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые в одностороннем порядке не могут быть изменены центральной властью НАЦИЯ - историческая общность людей, основанная на общности территории, исторических, экономических и политических связей, психологического склада, менталитета, языка, литературы, религии и других особенностей культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|