Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма государства, его структура и основные признаки




По своему типу государства весьма разнообразны.

Форма государства (англ. form of state) - понятие, которое ха­рактеризует систему организации и способы осуществления госу­дарственной власти. Включает в себя: а) форму правления, б) форму государственного устройства, в) государственный ре­жим, а также г) связи между ними. По форме можно судить о внутренней организации государства, порядке образования, структуре и статусе органов государственной власти, специфике их территориальной организации, характере взаимоотношений друг с другом и с институтами гражданского общества, а также о формах, методах и ресурсах, которые используются государ­ственными структурами в процессе реализации своих власт­но-управленческих полномочий.

В различных странах государственные формы имеют свои от­личительные черты, которые по мере исторического развития на­полняются новым содержанием. На форму государства влияют природные условия и геополитическое положение страны, спо­соб производства, уровень развития экономики и ее восприим­чивость к достижениям научно-технического прогресса, мента­литет и культурный уровень народа, конфессиональная и нацио­нальная структура общества. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства с него­сударственными организациями, политическими партиями, цер­ковью, другими общественными институтами.

В последние годы ученые помимо классических предлагают не­мало новых подходов к анализу различных типов государства и ха­рактера их влияния на систему государственного управления. Тем не менее, наиболее распространенным остается давно сложив­шийся апробированный общественной практикой анализ форм государств по трем основным критериям: по форме государствен­ного устройства, форме правления и государственному режиму.

По форме государственного правления, характеризующей по­рядок формирования высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними, государства со вре­мен Аристотеля подразделяют на:

а) монархии, способные, говоря словами Аристотеля, «извра­щаться в тиранию». В условиях такого государства верховная власть принадлежит наследственному монарху. Монархических государств в чистом виде, а тем более абсолютистских, в современ­ном мире практически не существует. Сохранившиеся монархии, как правило, превратились в конституционные (парламентарные или дуалистические), сочетающие в себе в разных пропорциях мо­нархические, аристократические и демократические начала;

б) аристократии, способные «извращаться в олигархию». В аристократическом государстве верховная власть принадлежит элите - лучшим, наиболее опытным и разумным представителям общества;

в) демократии, способные «извращаться в охлократию». Спе­цифика демократического правления обозначается термином «республика», что предусматривает построение государственной власти от народа снизу доверху посредством различных форм прямого волеизъявления, представительства и открытой государ­ственной службы. Республики также бывают разными - прези­дентскими, парламентскими, смешанными. Особый тип респуб­ликанского правления представляет государство советской (на­родной) демократии.

В данном контексте следует учитывать, что каждая форма влас­ти предусматривает свою логику организации и функционирова­ния системы государственного управления. При монархическом принципе - это единоличное господство монарха с соответствую­щими наместниками на местах. Монархия, образно выражаясь, - это центр государственного организма, и от того, как он организо­ван, во многом зависит состояние и качество функционирования всех остальных составных частей этого организма. Аристократиче­ский принцип требует коллективного управления со стороны эли­ты с определенным распределением власти «по вертикали» и «го­ризонтали». Республиканский принцип основан на коллегиально­сти, сменяемости, выборности и подотчетности органов власти. Поэтому общенациональные политические процессы и решение вопросов государственного строительства в большинстве случаев сосредоточиваются вокруг выбора формы правления и персональ­но-кадрового наполнения властных структур.

По форме государственного устройства (англ. state organiza­tion), т.е. по способу административно-территориального (и/или национально-территориального) деления территории страны с со­ответствующим разделением власти, государства бывают унитар­ными или федеративными. Иногда говорят и о конфедеративном государстве, но такое определение трудно признать корректным: конфедерация - это не государство, а союз суверенных государств, создаваемый для реализации вполне конкретных общих задач. По­нятно, что характер построения государства как сложной, много­уровневой иерархической системы, охватывающей и интегрирую­щей общество в единую целостность, определяет многие каче­ственные характеристики государственного управления.

Форма государственного устройства показывает, как структу­рирована и из каких частей состоит система государственного уп­равления; каково социально-правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения между ними; как строятся отношения между центральными и местными органами каждой властной вер­тикали; в какой политико-правовой форме выражаются интересы территорий, каждого народа и каждой нации данного государства.

По господствующему политическому режиму, т.е. по содержа­нию методов, приемов и способов практической реализации го­сударственной власти в стране и на международной арене, государства характеризуются демократическим или антидемократи­ческим (деспотическим, тоталитарным, авторитарным, фашист­ским, военно-полицейским и др.) режимом.

Главными принципами реализации государственной воли в условиях демократии являются: а) выборность власти; б) закон­ность, проведение в жизнь всеобщей воли народа в строгих рам­ках материального и процессуального права; в) разделение вла­сти; г) парламентаризм; д) экономический, политический и иде­ологический плюрализм, е) свобода слова, ж) гарантированность прав и свобод человека.

Для недемократических режимов, наоборот, характерными являются укомплектованность аппарата по номенклатурному строго классовому признаку, игнорирование общепринятых де­мократических институтов и ценностей, приоритетность адми­нистрирования, психологического, идеологического и даже фи­зического принуждения, тотальный контроль. Права и свободы человека в лучшем случае декларируются. На протяжении мно­гих десятилетий из документа в документ переходили формули­ровки о недопустимости подмены и командования Советами, о необходимости борьбы с бюрократизмом и безответственно­стью, утверждалось, что «смешивать функции партийных кол­лективов с функциями государственных органов... ни в коем слу­чае не следует», что такое смешение «даст гибельный результат».

Так оно, в конце концов, и получилось. Демократические ориентиры превратились в лозунги и пустые слова. Практика ко­мандования сверху, заложенная с первых дней советской власти, стала системой. А начало было следующим: только за период с ноября 1917 по февраль 1918 года из ЦК на места было направ­лено 1056 директивных писем. Около 200 из них касались работы партийного и государственного аппарата, 30 - вопросам укреп­ления партийной дисциплины, 20 - хозяйственно-политичес­ким задачам, 40 - рассмотрению фактов смешения функций партийных и советских органов. Эта простая статистика свиде­тельствует о стремлении центра все взять в свои руки, установить строгую подчиненность сверху вниз посредством партийной и государственной дисциплины. Так складывалась администра­тивно-командная система. Тем более, что экономическая (госу­дарственная собственность и плановая система хозяйствования) и социально-политическая (монопольно руководящая партия и огосударствление человека) база существовала. В политике процветали монополизм одной партии в лице партийно-государ­ственного аппарата; в идеологии - догматизированные со ста­линских времен идеи и концепции; в социальной сфере - урав­нительность «в бедности» и привилегии; в духовной сфере - двойная мораль и лицемерие; в управлении - не наука и закон­ность, а волевой нажим и администрирование.

В каждом государстве в любой исторический момент его су­ществования имеет место сочетание различных форм государ­ственной организации. Поэтому необходимо знание конкретных типологических характеристик государства, которое способно обеспечить адекватное понимание существа государственного управления.

Хотя справедливо и другое суждение: не существует строгой зависимости между формой государственной власти и системой государственного управления. Правовое и полицейское государ­ство в равной мере допускают республиканскую и монархичес­кую формы правления, унитарное и федеративное государствен­ное устройство. Истории известны не только демократические, но и-аристократические республики. Далеко не всегда парламен­тарная республика в постиндустриальном обществе обеспечивает реальное участие в управлении делами общества большинства населения. Вряд ли в условиях тоталитарного режима может быть в полной мере реализован принцип федерализма. Тоталитарные системы всегда сверхцентрализованы и другими быть не могут. Тоталитаризм способен лишь имитировать республиканские де­мократические институты. В этом смысле «советская федера­ция - нонсенс, ибо федерализм - это форма децентрализации государственной власти». Конституционно СССР был федера­тивным государством, но с точки зрения реально существующей системы государственного управления это было совсем не так. Государственный статус КПСС как центрального властно-руко­водящего и политически направляющего института советского общества, по сути дела, превращал советское федеративное госу­дарство в унитарное. И с этим утверждением трудно спорить. Рухнула КПСС - рухнула и федерация, на территории СССР возникло более десятка самостоятельных государств.

С точки зрения конституционного строя и формы государства нынешняя Россия является демократическим федеративным пра­вовым социальным светским государством с республиканской формой правления. На эти характеристики и их определяющее влияние на содержание, принципы и методы государственного уп­равления мы обращаем особое внимание. При этом подчеркиваем, что Российская Федерация в своем социально-политическом и экономическом развитии указанных качественных параметров пока не достигла. Страна прошла лишь первый этап на длинном пути построения современного цивилизованного государства, со­ответствующего вышеуказанным характеристикам.

Россия - демократическое государство. Демократизм россий­ской государственности базируется на конституционном закреп­лении народовластия, гарантированности прав и свобод челове­ка, разделении власти, выборности высших государственных ор­ганов, политического, экономического и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. В трактовке де­мократического характера нашего государства особо важное зна­чение играет положение о том, что первоосновой и первоисточ­ником власти в стране является не отдельный класс или отдель­ная социальная группа, не партия или элита (хотя от нее очень многое зависит), а весь многонациональный российский народ. Всякие попытки захвата или незаконного удержания власти, присвоения властных полномочий и использования власти в ко­рыстных целях преследуются законом. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя также рассматриваются как тяжкое преступление против народа, про­тив основ конституционного строя и безопасности государства.

Формы реализации власти народа могут быть различны, но главное заключается, как писал в свое время Г. Бокль, в дру­гом - «ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее постепенно не увеличивает свою власть, не расширяет своих прав и не внедряется в жизнь государ­ственной машины». Каналы прямого волеизъявления народа - это референдумы и свободные выборы, собрания, сходы и кон­ференции граждан, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения к президенту и парламентариям, в другие органы власти. В отличие от прямой представительная демократия, это форма осуществления народовластия через орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления. Существенную роль в реализации власти народа играют полити­ческие партии, общественные палаты, неправительственные организации, различного рода политические движения.

Но демократизм государства заключается не только в господ­стве народа, а, прежде всего, в рациональной организации соци­ума на основе законности, многопартийности, гласности и сво­боды - свободы слова, совести, передвижения, выбора форм экономической жизни, места жительства и т.д.

Россия - федеративное государство. Российская Федерация, как сложное союзное государство, состоит из 86 относительно самостоятельных и юридически равноправных субъектов, для ре­шения общих задач объединенных по административно-террито­риальному и национально-территориальному принципу. Наша федерация отличается следующими чертами:

- она является конституционной, а не договорной;

- территория страны состоит из территорий отдельных субъек­тов: республик, краев, областей и автономий. На огромных про­сторах страны проживает более сотни наций и народностей, объе­динившихся вокруг русского народа, являющегося «ядром и главной цементирующей силой многонационального россий­ского государства»;

- компетенция между федерацией и ее субъектами разграни­чивается Конституцией Российской Федерации, а также отдель­ными договорными документами;

- верховная законодательная, исполнительная и судебная власти - прерогатива федеральных органов. При этом субъекты федерации наделены учредительными полномочиями, имеют са­мостоятельную правовую и судебную систему, обладают правом принятия собственных конституций и уставов, формирования своих высших законодательных, исполнительных и некоторых судебных органов;

- наличие единого союзного гражданства;

- федеральная законодательная власть представлена двухпа­латным парламентом - Федеральным Собранием, которое со­стоит из Государственной Думы и Совета Федерации;

- внешнеполитическую деятельность осуществляют феде­ральные государственные органы под непосредственным руковод­ством Президента Российской Федерации, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

В основу российской федеративной системы положены прин­ципы государственной целостности; законности; конституцион­ного разграничения сфер деятельности и компетенции централь­ных и местных государственных органов; гарантированности прав и свобод граждан; равноправия и права на самоопределение народов; равноправия субъектов федераций; демократизма при самых широких возможностях граждан активно участвовать в фе­деральных и региональных политических процессах. Федератив­ное устройство, тем самым становится важнейшим фактором обеспечения равновесия между центробежными и центростре­мительными силами на основе закона и компромисса.

Соблюдение изложенных принципов позволяет успешно реа­лизовать две основные функции федерализма: с одной стороны, децентрализации и разделения государственной власти по верти­кали и интеграции национальных и территориальных сообществ в единое российское государственно-правовое сообщество рав­ноправных народов и территорий. Рациональное сочетание и взаимодействие этих факторов является непременным услови­ем стабильности и устойчивости государственного управления, залог сохранения многообразия субъектов федерации при сохра­нении общенационального единства и неделимости государства, гарантом решения множества непростых проблем, которые на­копились за последние десятилетия.

Тем не менее, следует признать, что далеко не все проблемы федерализма в нашей стране решены удачно. В январе 1998 года по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сийской Федерации состоялась Всероссийская научно-практи­ческая конференция на тему: «Проблемы и перспективы разви­тия российского федерализма», которая дала нелицеприятные, но обоснованные оценки сложившейся в стране ситуации. С большой тревогой говорилось о кастово-бюрократической си­стеме управления; приоритетности региональных, а подчас этни­ческих интересов над интересами общенациональными; стрем­лении к дележу общественного богатства по национально-регио­нальному принципу; ограничении свободы передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и информации; господстве в некоторых регионах этнического кланово-группового принци­па формирования местной власти.

Конференция предложила комплексные рекомендации по пре­одолению накопившегося негатива. Прозвучала идея принятия фе­деративного кодекса, в котором были бы упорядочены правовые основы и согласованы технологии регулирования федеративных отношений в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Целый ряд высказанных рекомендаций уже реализова­ны либо находятся на стадии активной проработки и реализации.

Россия - правовое государство. Правовое государство - это реальное воплощение принципов законности, права и свободы, реализуемых преимущественно в правовых формах и строго огра­ниченных законом пределах. Главное для правового государства - законность; стремление оградить человека от произвола, тоталь­ного государственного контроля и мелочной опеки; гарантированность индивидуальных свобод и основополагающих, прежде всего естественных прав личности.

Конечно, это идеал, который в реальной практике государ­ственного строительства (даже в условиях развитой демократии) достичь крайне сложно. Тем более в условиях России с ее много­вековым опытом господства абсолютизма и тоталитаризма. Но вектор движения российского государства избран правильный и дает достаточно четкое представление о будущем России как правового государства, главные отличительные черты которого:

- суверенитет народа. Российский многонациональных на­род - вот основной источник и первооснова власти в стране, государство лишь представляет, защищает и гарантирует инте­ресы нарда, каждой социальной группы и каждого отдельного гражданина;

- господство права и верховенство закона, нормативное (за­конодательное) регулирование общественных отношений строго на правовой основе. Отсюда верховенство Конституции РФ и за­конодательства, гарантирующего свободу в соответствии с прин­ципом «все, что не запрещено законом, разрешено» и ограничи­вающего государство принципом «государству запрещено все, что не разрешено законом»;

- соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Это означает, что в случае, ес­ли международным правовым актом, к которому присоединилась Россия, установлены иные нормы, чем предусмотрены законода­тельством Российской Федерации, применяются нормы между­народного права;

- приоритет прав и свобод личности, ее свободное развитие. Современное российское государство исходит из того, что в ие­рархии его ценностей человек, его права и свободы являются высшей ценностью и главной целью государственной политики, что чрезмерное вмешательство властей в жизнь общества и граж­дан неизбежно превращает государство в деспотическое;

- последовательное проведение в жизнь а) принципа разде­ления государственной власти на исполнительную, законода­тельную и судебную ветви на основе соответствующих «сдержек и противовесов» и б) принципа федерализма, предусматриваю­щего конституционное разграничение предметов ведения феде­ральных органов государственной власти и органов государствен­ной власти субъектов федерации;

- самостоятельность и независимость судебной власти - именно она следит за тем, чтобы две другие ветви в своих реше­ниях и действиях следовали закону. Независимый суд призван за­щищать примат права, которое обладает всеобщностью, распро­страняется в равной мере на государственные и общественные институты, касается всех физических и юридических лиц;

- взаимная ответственность и доверие государства и личнос­ти. Эти отношения строятся не только на формально-норматив­ной основе, а прежде всего на прочной основе морально-этичес­ких обязательств друг перед другом: государство создает необхо­димые правовые условия для честной жизни и плодотворного тру­да человека. Человек, в свою очередь, добросовестно исполняет нормативно закрепленные предписания - соблюдает законы, платит налоги, бережет памятники истории и культуры, охраняет природу, заботится о детях и нетрудоспособных родителях, защи­щает Отечество.

В России сейчас идет активный процесс формирования пра­вового государства: в 1993 году принята конституция, содержа­щая принципиально новую для нашей страны концепцию де­мократического государства; проведена приватизация и разго­сударствление; сложилась многопартийность и постоянно совершенствуется избирательный механизм; реформируется си­стема правосудия; усиливается борьба с коррупцией и бюрокра­тизмом. Тем не менее, следует констатировать, что этот процесс протекает крайне сложно, трудно и противоречиво.

Россия - социальное государство. Конституция Российской Фе­дерации в ст. 7 устанавливает, что наша страна - социальное госу­дарство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство - это государство, высшей ценно­стью которого является человек, его жизнь и личное достоинство. Внутренняя и внешняя политика такого государства направлена на защиту не только общенациональных, региональных, корпо­ративных и групповых интересов, а, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных частных интересов человека. Каждое его управленческое решение носит правовой характер, обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного секторов экономики. Важнейшими признаками социального государства также являются: сильная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности власти, общества, бизнеса и гражданина; забота об экологичес­кой безопасности жизни человека; нетерпимость к бюрократиз­му, коррупции и иным антиобщественным теневым отношени­ям; забота о развитии гражданского общества и авторитете каж­дого его института.

Социальное государство решает две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы создать условия, материально обеспе­чивающие достойную жизнь и свободное развитие человека - максимально возможное сокращение безработицы, установле­ние минимального размера заработной платы, охрана труда и здоровья людей, обеспечение реального доступа граждан к об­разованию, здравоохранению, достижениям науки, культуры и искусства и т.д. Вторая - поддержка слабо защищенных в со­циальном плане слоев населения, забота о семье, материнстве и детстве, инвалидах и пожилых гражданах. Мощь государства обеспечивают не те деньги, которые отпускаются чиновникам, а те, которые остаются в карманах граждан.

Базовые принципы социального государства: социальная справедливость, демократизм, гуманизм, нравственность и за­конность. Эти принципы носят основополагающий системооб­разующий характер. При этом следует оговориться, что в Кон­ституции РФ речь не идет об абсолютном праве человека на со­циальные блага, гарантирующие его достойное существование, а только лишь об обязательствах государства содействовать реше­нию социально-бытовых проблем человека, если эти проблемы он сам по каким-либо объективным причинам решить не в со­стоянии. В этой связи напомним позицию профессора М.В. Баглая: социальным «называется то государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, бла­гополучии своих граждан и их социальной защищенности». Со­циальное государство - это механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отно­шений, гармонизации свободы, права, социальной ответствен­ности и социальной справедливости.

Россия - светское государство. Это один из базовых его прин­ципов, который характеризует взаимоотношения государства и церкви, определяет их взаимные права и обязанности, устанав­ливает пределы возможностей законодательной, исполнитель­ной и судебной власти в реализации принадлежащих им полно­мочий по регламентации порядка образования, деятельности и упразднения различных религиозных объединений. Положе­ние о светском характере российской государственности, соглас­но ст. 14 Конституции РФ, означает, что никакая религия в Рос­сии не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом. А значит, церковь не является ча­стью государственного аппарата, а религия не может быть осно­вой его политики и повседневной управленческой деятельности.

Провозглашение Российской Федерации светским государ­ством органически увязано с конституционно-правовым закреп­лением свободы совести и вероисповедания, права исповедовать (индивидуально или совместно с другими) любую религию или не исповедовать никакой. В полной мере это право позволяет свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Образование в нашей стране также носит светский характер, школа отделена от церкви. Тем самым подтверждается светский, а не атеистичес­кий характер российского государства.

Российское государство и церковь взаимно нейтральны, при­чем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство не ведет атеистической пропаганды, гарантирует свободу религиоз­ных объединений и вероисповедания, не вмешивается во внут­реннюю каноническую деятельность религиозных структур. Церковь же в свою очередь не участвует в политике, не может со­здавать свои организации в государственных структурах, органах местного самоуправления и войсковых частях, не претендует на осуществление государственных функций и воздерживается от всего, что может способствовать насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности госу­дарства, подрыву его безопасности и т.д. Она вправе произво­дить, тиражировать и распространять религиозную литературу, осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую работу, устанавливать и поддерживать международные религиоз­ные связи. Священнослужители могут избираться в выборные органы власти, но только как граждане, а не священнослужители.

Россия представляет собой многоконфессиональную страну, в которой наряду с православным христианством и исламом су­ществуют и другие вероисповедания, в том числе католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др. В этих условиях важное значе­ние имеет равенство религиозных объединений перед законом. Отсюда запрет государственным структурам, всем органам законодательной, исполнительной и судебной власти предоставлять какие-либо преимущества и привилегии одним из религиозных объединений по сравнению с другими. Другое дело, что государ­ство может и должно оказывать помощь церкви в содержании, реставрации и охране зданий, являющихся памятниками исто­рии и культуры, предоставлять определенные налоговые льготы, не препятствовать в организации воскресных школ и др.

И самое главное: российское законодательство запрещает со­здание и деятельность общественных объединений, цели или де­ятельность которых направлены на разжигание социальной, на­циональной и религиозной розни. Это важнейший императив государственного управления и всей политики российского госу­дарства.

Россия - президентская республика. Согласно ч. 1 ст. 1 Кон­ституции РФ Россия является республикой, что означает консти­туционное закрепление в России принципа народного суверени­тета, того, что все высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканская форма правления распространяется также на все субъекты Федерации. Главным признаком российской республиканской формы прав­ления являются выборность и сменяемость главы государства, участие народа (непосредственно или в опосредованных формах) в осуществлении государственной власти.

Не менее важной характеристикой является и то, что Россия фактически является президентской республикой. Это утвержде­ние справедливо, несмотря на то, что в нашей стране глава госу­дарства не возглавляет исполнительную власть, что наше государ­ство характеризуется некоторыми чертами, которые присущи только парламентарной республике. В Российской Федерации в руках всенародно избираемого главы государства сосредоточе­ны огромные полномочия. Президент определяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства, стоит на страже суверенитета и целостности страны, координирует взаи­модействие органов различных ветвей власти. Президент утвер­ждает структуру исполнительной власти, формирует правительство и по своему усмотрению отправляет его в отставку, самостоятель­но назначает и освобождает министров, заслушивает отчеты пра­вительства и федеральных министров. Может по своей инициати­ве проводить заседания правительства. Кроме того, он непосред­ственно осуществляет руководство министерствами и службами силового блока, являясь при этом Верховным Главнокомандую­щим Вооруженными Силами Российской Федерации. Его указы и распоряжения обязательны для всех властных структур.

Представленный перечень полномочий свидетельствует об особом месте и об определяющей роли Президента Российской Федерации в управлении страной. Все это позволяет квалифици­ровать форму правления в Российской Федерации не только как президентскую, а скорее «как суперпрезидентскую республику», в которой президент обладает широкими дискреционными пол­номочиями и может действовать по собственному усмотрению, вправе действовать независимо от правительства и полностью контролирует его.

Мы проанализировали основные характеристики, принципы, признаки и особенности российского государства с точки зрения его формы, которые самым активным образом влияют и учиты­ваются в государственном управлении. Далее рассмотрим влия­ние федеративного устройства страны ее национальной конфи­гурации и политического режима на характер государственного управления. Для России все это весьма актуально и значимо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...