Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование государственного налогового контроля. Субъекты государственного налогового контроля




Введение

налоговый контроль камеральный правовой

Чтобы проконтролировать правильность начисления налогов и сборов, а также соблюдение прочих норм налогового законодательства, НК РФ предусматривает проведение мероприятий налогового контроля.

Государственный налоговый контроль обеспечивает обратную связь общества, экономики и налогоплательщиков с органами государственной власти. По своей сути, налоговый контроль - это заключительная фаза управления налогообложением и один из элементов налогового механизма, тесно связанных с налоговым планированием и налоговым регулированием.

Актуальность данной темы заключается в том, что правильное и точное соблюдение налоговых норм гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

Цель данной работы - рассмотреть порядок проведения государственного налогового контроля.

Задачи работы состоят в следующем:

.   Изучить правовое регулирование и субъектов государственного налогового контроля;

.   Определить стадии государственного налогового контроля; порядок проведения камерального и выездного контроля;

.   Рассмотреть финансовую, административную, уголовную ответственность, предусмотренную за нарушение налогового законодательства.

При написании работы были использованы материалы специальной литературы, законодательные акты, справочные пособия и другие источники информации.

 


Правовое регулирование государственного налогового контроля. Субъекты государственного налогового контроля

 

Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике, а также деятельность специальных контролирующих органов по учету налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений, улучшению налоговой дисциплины и проверке соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками [1, c. 22].

Государственный налоговый контроль обеспечивает формирование доходной базы бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических и других реформ. Решению стратегических и тактических целей государственного налогового менеджмента способствует своевременность и всеобщий охват налогового процесса контрольными действиями. Таким образом, одной из главных задач налогового контроля как функционального элемента государственного налогового менеджмента является препятствование уклонению от налогов.

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. В качестве основных источников налогового права выступают:

Конституция РФ,

законы,

указы,

постановления,

межведомственные и ведомственные нормативные документы и др.

Другие нормы, регулирующие налоговые отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в финансовых законах.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регламентируются также международно-правовыми договорами.

Взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, образует систему налогового законодательства. Центральное место в системе российского налогового законодательства занимает Налоговой кодекс. Остальное законодательство принимается только в соответствии с Кодексом.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 02.11.2004 г., с изм. от 01.07.2005 г.) систематизировал общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения в стране [1, c. 22].

Основы законодательства о налогах и сборах сформулированы в ст. 118 НК.

Статьей 82 НК определены формы проведения государственного налогового контроля.

Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Порядок и условия проведения такого учета определены ст. 83-86 НК.

Кроме того, налоговым кодексом определены виды нарушений законодательства о налогах и сборах и санкций за эти нарушения.

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы [8]:

контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы;

субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны.

Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки.

Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона - контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта - контролирующего орган и организационно ему не подчинена.

Согласно законодательству (ст. 87 НК) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме налоговой проверки, которой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Вместе с тем лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли 3 года (ст. 113 НК).

Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...