Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая, административная, уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства




 

Основанием для привлечения лица к ответственности является совершение им налогового правонарушения. Налоговая ответственность выражается в применении уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.

Организации несут следующую ответственность:

за совершение налоговых правонарушений - штрафы;

за несвоевременное перечисление налогов и сборов - пени [5, c. 79].

Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке.

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена не только налоговым законодательством, но и в Кодексе РФ об административных нарушениях, в Таможенном и Уголовном кодексах РФ.

С 1 июля 2002 г. введен в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Данный кодекс ввел ответственность организаций, должностных лиц и граждан за правонарушения в сферах производства и оборота алкогольной продукции, налично-денежного обращения, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за неприменение контрольно-кассовой техники; а также дополнительно к Налоговому кодексу ответственности должностных лиц, граждан за совершение налоговых правонарушений. В Кодексе об административных нарушениях представлена почти дословно большая часть налоговых правонарушений, установленных в Налоговом кодексе РФ. Отличия между ними в величине и порядке взыскания штрафных санкций. В Кодексе об административных нарушениях штрафы устанавливаются в кратных размерах к МРОТ, налагаются на руководителей организаций-налогоплательщиков и удерживаются из их личных доходов [3, c. 3].

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность. Кодексом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.

В Уголовном кодексе РФ кроме штрафов за налоговые правонарушения предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы для лиц, совершивших налоговые преступления.

За преступления в сфере экономики, в т. ч. и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с гл. 22 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

В зависимости от характера и степени общественной опасности все преступления делятся на 4 категории [4, c. 72]:

небольшой тяжести - деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышает двух лет лишения свободы;

средней тяжести - деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышает пяти лет лишения свободы;

тяжкие - деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышает десяти лет лишения свободы;

особо тяжкие - признаются деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ст. 15 УК РФ).

Преступлениями небольшой, средней тяжести и тяжкими преступлениями признаются как умышленные, так и неосторожные деяния, а особо тяжкими - только умышленные деяния.

Уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов с организации путем не представления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо лажных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Крупным размером в данной статье, а также в ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 7 млн 500 тыс. руб.

 


 

Заключение

 

Специфика налоговых правоотношений такова, что отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, могут быть эффективно реализованы только при наличии особой формы государственного контроля - налогового контроля, который принципиально отличается от общего контроля со стороны государственных органов за соблюдением иного законодательства.

Сущность налогового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства.

Место налогового контроля в системе финансового контроля определяется тем, что налоги составляют до 90% государственных доходов.

Все виды налогов, права и обязанности объектов контроля устанавливаются только законодательными актами; независимость и объективность - эти принципы относятся к основополагающим принципам финансового контроля, поскольку субъекты контроля должны обладать законодательной, организационной, финансовой независимостью от тех, кого они проверяют.

Налоговый контроль должен быть основан на сборе максимально полной информации о налогоплательщике, умении выбрать для проверки тех из них, которые вызывают наибольшее сомнение в их добросовестности. При этом необходимо в полной мере обеспечить соблюдение законных прав налогоплательщиков (налоговую тайну).

Значимость налогов и сборов как элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

Налоговый контроль - это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. // Финансы. - 2010. - №4. - С. 22-24.

2. Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы: Учебник / А.И. Архипов, И.А. Погосов и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 160 с.

.   Данилевский Ю.А., Налоговый контроль: нарушения и наказания // Бухгалтерский учет. - 2012. - №11. - С. 12

.   Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль / Л.Н. Овсянников // Финансы. - 2013. - №2. - С. 71-72.

.   Украинцева А.И. Сущность, формы и методы налогового контроля // Административное и муниципальное право. - 2011. - №6. - С. 79-84

6. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 462 с.

7. Барулин С.В. Государственный налоговый контроль: http://www.be5.biz/ekonomika/n002/14.htm

8. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». - www.nasledie.ru/schetpal/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...