Переход от свадхистханы к манипуре,
Или ЧЕТВЕРТЫЙ ДОМ "И я, живой, скитался над полями, Входил без страха в лес, И мысли мертвецов прозрачными столбами Вокруг меня вставали до небес. И голос Пушкина был над листвою слышен, И птицы Хлебникова пели у воды. И встретил камень я. Был камень неподвижен, И проступал в нем лик Сковороды". (Н. Заболоцкий)
Ключевые слова: поиск основ и структур; активизация скрытых законов; проявление скрытого порядка; распознавание образов; школа. Наука! Как много это слово значит для человека XX века, сколько надежд она породила и сколько индивидуальных и коллективных чаяний превратила в прах. Хотелось бы, конечно, понять ее роль в эволюции человечества; автор, однако, ставит себе гораздо более скромную цель: проследить, какую роль наука и научные (в широком смысле) методы играют в жизни отдельного человека (пары, фирмы…). О чем думает человек, глядя на звездное небо? Ответ в большой мере зависит от того, какой дом у него в этот момент активен. Если это первый дом, то, может быть, человеку покажется, что одна из звезд смотрит на него пристальнее других, и он увидит в ней себя или своего ангела-хранителя. Если же активен четвертый дом, то вполне вероятно, что он обеспокоится видимой хаотичностью и, главное, неравномерностью распределения звезд по небосклону, и начнет организовывать их в ту или иную структуру, например, в созвездия (говоря по-научному, кластеры). Как именно это нужно делать, ответит энергия четвертого дома и методы, призванные ее утилизировать. Бытие на уровне свадхистханы символически может быть уподоблено фауне, только что созданной Господом на земле: "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле". (Бытие 1:21–22) Люди, первоначально созданные Богом (Адам и Ева) также благополучно вписывались в эту свадхистханную идиллию, или райскую жизнь, не зная никаких ограничений, в частности, "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Однако некая закавыка была запланирована с самого начала, ибо внешне незначительно-невинным, но по существу тяжелым громовым раскатом прозвучало Божественное предостережение: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь его, смертию умрешь". (Бытие 2: 17) Казалось бы, ерунда какая, столько деревьев вокруг разных: и апельсиновые, и мандариновые, и яблони, и кокосовые пальмы, и даже ананасовые, и всего лишь от одного дерева нельзя есть плодов, — но этот запрет в одно мгновение разрушил свадхистханную реальность, включив Адаму и его жене четвертый дом, который через некоторое время с неизбежностью привел их в царство манипуры, то есть в структурированный мир с отчетливо определяющими его бытие законами: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься". (Бытие 3: 19) Таким образом, грехопадение Адама (будучи, конечно, спрограммировано Господом заранее) было первообразом всех научных исследований, целью которых является перевод объекта из состояния дикой, неуправляемой анархической свадхистханной свободы в регулируемую четкими законами структурную необходимость манипуры. Таким образом, включение четвертого дома это решимость вкусить от плодов дерева познания, что всегда сопряжено с известным риском, а главное — полной непредсказуемостью результатов. Народная мудрость чутко реагирует на четвертый дом, и в первую очередь подмечает его негативные стороны: "Многие знания — многие печали", "Много будешь знать — скоро состаришься". Тем не менее, и в жизни индивида, и группы, и вообще любого объекта есть периоды, когда четвертый дом включается совершенно отчетливо и альтернативы ему нет. Другое дело, как ищутся законы, структуры и принципы наведения порядка — произвольно навязываются объекту извне или создаются, исходя из его собственной природы.
Типичная "четверодомная" ситуация для человека науки это богатый эмпирический материал, ждущий теоретического осмысления, систематизации и т. д. Здесь законы еще скрыты, а исследователю-теоретику предстоит их найти, и в его распоряжении имеются различные методы анализа, классификации, моделирования и обобщения, но это следует взять в качестве основы, неясно. Аналогичная проблема возникает при дележе добычи разбойниками после удачного ограбления. Особенно трудно последняя задача решается, если добыча разнородна (прекрасные пленницы, верблюды, заморские вина, драгоценности, золото), а у джентльменов удачи расходятся мнения о своих приоритетах. Типичный пример полностью "природного", то есть как бы не управляемого извне, четвертого дома — формирование реки, чьи истоки лежат в системе болот или при таянии снегов. Многочисленные крошечные ручейки и протоки, в которых вода еле движется, под действием ее переполняющего изобилия вынуждены постепенно сливаться друг с другом, так что водяная стихия отделяется от земляной, и граница их раздела становится разветвленным устьем будущей реки. В жизни человека есть несколько ярких моментов включения четвертого дома, и очень редко они воспринимаются им самим как позитивные, по крайней мере, актуально, то есть в момент активности дома; наоборот, ретроспективная оценка (как и при взгляде со стороны) часто оказывается гораздо более положительной. Субъективно четвертый дом нередко переживается как потеря свободы и многих возможностей не омраченного усилиями существования. Ребенок идет в школу с ее обязательным присутствием, уроками и отметками; барышня из благополучной семьи ("маменькина дочка") выходит замуж и становится хозяйкой дома; юноша идет в армию; свободный искатель религиозной или философской истины попадает к жесткому духовному учителю — все это примеры резкого включения четвертого дома, которое чаще всего переживается не без сожалений об утраченной свободе; однако при этом что-то и приобретается, хотя это "что-то" не сразу можно увидеть и по достоинству оценить.
Поднятие на философский (буддхиальный) и религиозный (атманический) уровень проблемы четвертого дома часто осмысляется как поиск природной и Божественной необходимости, которая наивно противопоставляется свободе в том или ином понимании и по пятому дому (см. главу 3) и уж, конечно, та и другая противоречат необходимости четвертого: в действительности они проявляются в совершенно разных ситуациях. Четвертый дом есть активная манифестация дотоле скрытых, но имманентно присущих объекту структур и законов существования. Когда происходит включение этого дома, объект безусловно расстается со значительной частью свободы, но в то же время он имеет некоторую свободу в выборе конкретной формы структур и законов, которые, постепенно появляясь, переводят его на уровень манипуры. Например, к окончанию школы ученик должен в том или ином виде выбрать себе тип дальнейшей социализации, то есть специфицировать свое будущее: найти институт, куда он будет поступать, или профессию по склонностям и т. п. Это иногда не особенно приятно, но уйти от прессинга четвертого дома не удается: начинается усиленное давление в семье, которая не желает содержать откровенного тунеядца. Можно, конечно, уйти из семьи и, например, примкнуть к хиппи — но и в рамках этого движения ищущий личной свободы или хотя бы свободы от социума индивид столкнется с множеством явных и неявных ограничений, с которыми ему придется считаться. (Конечно, окончание школы (как и института) не обязательно сопровождается резкой активизацией четвертого дома, но это все же достаточно распространенный сюжет). Каковы же последствия включения четвертого дома? Главное из них заключается в том, что манифестирует себя та основа, или скелет, на которую объект впоследствии будет опираться в течение всего своего существования. Неважно, происходит это в процессе сопротивления внешнему прессингу или как результат внутреннего развития, но отныне объект обладает определенной устойчивой структурой, способной успешно противостоять внешним и внутренним врагам; и его жизнь подчинена законам, которые охраняют его от множества неприятностей и деструктивных внешних и внутренних воздействий.
В принципе самопознание человека возможно (и необходимо) под каждым домом, но под четвертым оно в некотором смысле самое глубокое, ибо здесь он познает законы и структуры своего бытия и устройства. Если Бог, являющийся человеку под первым домом, не различает подробностей и просто раскрывает ему свои объятия, говоря: "ты — это Я", то под четвертым домом Бог проявляется гораздо тоньше, косвеннее, опосредуя Себя структурами и законами, носящими явно Божественное происхождение, но предназначенными для детального и постижимого для человека рассмотрения. Вероятно, похожее ощущение выражено в строках раннего Пастернака:
* * *
Каковы же признаки включения и выключения четвертого дома? Признаком его включения является критическое состояние объекта, когда уровень свадхистханного процветания уже видимым образом себя изживает, ощущается как аморфный, громоздкий, бесструктурный, и в то же время в нем чувствуется своеобразная готовность к структуризации, и видны некоторые намеки на будущее более системное и организованное существование. Так хаотично тусующиеся подростки после двадцати теряют интерес к групповому времяпрепровождению, разбиваются на пары и оседают в семейном кругу. В практике ученого включение четвертого дома создает ему ощущение, что предварительный набор эмпирического материала закончен, и пришла пора приводить в порядок полевые записи, начинать обрабатывать экспериментальные данные, строить графики и сводные таблицы. Вообще у объекта на свадхистханном уровне есть два возможных пути эволюции: через четвертый дом на манипуру и через восьмой на муладхару, и часто в самом начале включения четвертого дома альтернатива ясно ощущается: объект, завершив свой период жизни на свадхистхане, словно выбирает между окончательным распадом (восьмой дом) и структуризацией, резко повышающей уровень его связности. Так перед лицом общей угрозы сплачиваются мелкие группы, составляющие этнос, и возникает государство, — или же народ гибнет и рассеивается под пятой завоевателя.
Окончание четвертого дома переживается в момент, когда новые законы и структуры уже подготовлены и объект вступает в манипурную фазу своего бытия, окончательно прощаясь со своей былой свободой и аморфностью. При этом возникает четкое ощущение, что нечто создано, и оно качественно отличается от того, что было раньше, и в первую очередь — силой конструктивных возможностей. В эволюции естественных объектов четвертый дом воспринимается как чудо, так как структура в объекте возникает как бы ниоткуда, в полном противоречии с "законом" возрастания энтропии, а когда четвертый дом заканчивается, эффект чуда тоже исчезает, и даже если свежеиспеченный манипурный объект функционирует как часы, прежнего волшебства уже нет.
Четвертый дом в гороскопе пары включается, когда наступает время всерьез выяснить дотоле сумбурно-хаотичные отношения и привести их в некоторый порядок, а точнее — выработать более или менее устойчивые принципы разрешения конфликтов, взаимодействий друг с другом и с внешним миром и т. д. Свадхистханные отношения в паре необременительны для участников: здесь не характерен акцент на взаимных обязательствах, и пафос скорее заключается во взаимных удовольствиях: мне хорошо с тобой, тебе хорошо со мной, нам интересно вместе — ура! А если я чем-то увлечен или занят своим — извини и подожди, пока я освобожусь. Однако в какой-то момент парный эгрегор может потребовать большего согласования и единства пары (например, с целью совершения существенной внешней работы), и тогда у партнеров включается четвертый дом: их отношения начинают казаться слишком аморфно-неопределенными и в воздухе повисают приблизительно такие вопросы: чего я хочу от партнера (а он от меня), и хочу ли вообще чего-либо? Какими должны быть правила наших взаимодействий и каков характер наших взаимных обязательств? Иногда по ходу решения этих вопросов происходит и внешняя детерминация: пара обручается или поселяется вместе, заключает деловой или учебный контракт и т. п. Четвертый дом в гороскопе семьи играет важную роль, так как вообще семья тяготеет к свадхистхане и в ней нередко погрязает, особенно в период выращивания маленьких детей. Однако если посреди визгов, крика, топота, грязных пеленок и разбросанных игрушек отец семейства воздевает руки к небу и восклицает: "Господи, должен же здесь быть хоть какой-то порядок!" — то это вполне может означать, что семейный эгрегор активизирует четвертый дом и какие-то шаги по упорядочению семейной жизни и энергии возможны. Вопрос заключается в том, чтобы понять, каковы эти шаги и что может организовать этот по виду безнадежный хаос. Ответ на этот вопрос нужно искать в сферах, на которые укажет положение четвертого дома в семейном гороскопе. Например, Луна в четвертом доме укажет на принципиальную роль в этом матери — и старших детей, которые должны брать на себя заботу о младших. Четвертый дом в Тельце даст ключи к упорядочению семейной жизни в структурном регулировании событийного потока, в частности, правильном распорядке дня дома, при четвертом доме во Льве можно начинать поиски правильной структуризации с одежды членов семьи, а если он начинается в Деве, то с расстановки мебели. Четвертый дом в гороскопе государства покажет способ, обстоятельства и сферы проявления естественных государственных структур, как характерных для его взаимодействия в народом, так и внутренних, то есть связывающих друг с другом различные звенья государственного аппарата. Резкое включение четвертого дома переживается государственными руководителями, например, в ситуации, когда народ или внутренние структуры перестают подчиняться распоряжениям сверху и требуются какие-то особые меры. В качестве первой из них служит смена идеологии (которую не следует путать с пропагандой: если первая идет по четвертому дому, то вторая — по третьему). Идеология это не обязательно четкая политическая система — гораздо чаще она не выдерживает никакой критики с точки зрения логики, да на это и не рассчитана; функция идеологии заключается в трансляции некоторых тонких принципов, на которых государственный эгрегор основывает свою власть над этносом и собственно государственным аппаратом. Сильный четвертый дом даст государство, чьи руководители склонны подводить серьезную структурную базу под свои решения; кроме того, им необходимо, что называется, кожей чувствовать настроения своего народа, ибо здесь идеология, не отражающая его устремлений, обречена на провал; если же эти устремления прочувствовать правильно, за адекватную идеологию народ простит государству многое. Четвертый дом в гороскопе фирмы включается у ее руководства, когда оно ищет принципы управления внешними и внутренними ее делами. Для рядового сотрудника четвертый дом фирмы ощущается, например, в ситуациях, когда он пытается понять, как ему лучше вписаться в общий процесс производства и перестать беспорядочно болтаться, перемещаясь из отдела в отдел без надежды на существенное повышение. Вообще четвертый дом показывает общий стиль руководства и исполнения распоряжений, особенно в тех местах и ситуациях, где нужно навести порядок. Например, Солнце в четвертом доме может дать директора, который лично вырабатывает главные принципы поведения сотрудников всех уровней — но следить за их соблюдением ставит кого-то другого; при этом главным будет выполнение любого задания в целом, то есть на уровне "да-нет", в срок или не в срок, и т. п. Луна в четвертом доме даст гораздо более мягкую идеологию, здесь от начальников теоретически будет спрашиваться забота о подчиненных, а от последних — о своих клиентах или поручениях: типично для научного института или фирмы поддержки. Четвертый дом в гороскопе книги покажет пафос автора в деле наведения порядка — в первую очередь между своими героями. Четвертый дом это основа произведения, скрытые пружины повествования, которые обеспечивают его целостность и не дают поэме развалиться на бессвязную серию стихотворных зарисовок, а роману — на сборник новелл или, хуже, набор сплетен. Подобную цементирующую роль часто играет главный сюжет, и четвертый дом встает над теми страницами, где этот сюжет (вначале неявно) себя проявляет. Свадхистханная фаза романа или повести часто длится довольно долго: после исходного представления действующих лиц (первый дом) идет их последовательная обрисовка и разработка образов, пока писателю это не надоест и он не почувствует, что пора уже начинать действие, разворачивая сюжет и как-то стравливая или спаривая героев друг с другом. Вот тут уже опытный читатель, бегло просмотревший описательные (свадхистханные) страницы, резко замедляет скорость чтения и бдит каждую строчку, боясь пропустить самую суть. Опасности и препятствия. Как всегда, актуальны не только опасности объекта при включении данного дома, но и тесно связанная с ними опасность объекта для окружающей среды. Ниже автор приводит некоторые характерные примеры: сама по себе тема заслуживает отдельной толстой книги. Вопрос своевременности действий — один из самых острых в природе. Опасно пропустить момент включения дома — но не менее опасно счесть, что он уже включился, когда на самом деле объект еще находится в стационарной фазе. Здесь важна ориентировка на среду, которая при включении определенного дома объекта обязательно разворачивается к нему двойственным домом, то есть с точки зрения объекта ведет себя так, словно у нее происходит противоположный переход; в нашем случае это переход с манипуры на свадхистхану, то есть девятый дом. С точки зрения человека с интенсивно включенным четвертым домом, вся окружающая среда представляет собой колоссальный источник многозначительного эмпирического материала, который идет непрерывным потоком и словно ждет обобщения и структуризации, почти прямо намекая на существование законов, которым он подчиняется и которые его порождают. При этом чем глубже и фундаментальнее закон, подлежащий открытию, тем более разнороден и парадоксален эмпирический материал, который внешнему наблюдателю может показаться просто-напросто огромной свалкой, а идея найти в ней хоть какую-то закономерность — безумной. Однако истина заключается в том, что со свадхистханы на манипуру переходит вполне определенный объект, который исследователю может быть вначале не виден (или даже недоступен, и показаться лишь в ходе изысканий), и внешняя среда поставляет информацию, косвенно наводящую ученого на структуру именно этого, иногда очень крупного и сложного объекта, и никакого другого; здесь бывает чрезвычайно важно ответить на такой вопрос: "А чем я, собственно говоря, занимаюсь?" — и ответ иногда оказывается совершенно неожиданным. Особенно актуально вышесказанное теперь, на переходе к эпохе Водолея, когда теряет силу материалистически-декартовская научная парадигма, мертвой стеной отделяющая исследователя от исследуемого объекта, и актуализируется холистический подход, удачно выраженный Станиславом Ежи Лецом: "Не следует забывать, что микробы смотрят на нас через другую сторону микроскопа". Другими словами, обнаружение структуры законов, внутренне присущих некоторому сложному и доселе аморфному объекту, сопряжено для исследователя с аналогичными событиями в его внутренней жизни, тем более для него значимыми, чем крупнее открытие и трансформация, которые он совершает во внешнем мире. Ярким примером может служить эволюция взглядов Станислава Грофа, обнаружившего в многочисленных экспериментах чрезвычайно важную роль опыта рождения человека для всей его последующей жизни. Придерживающийся вначале вполне традиционно-материалистических взглядов психиатр под влиянием информации, идущей из глубин подсознания пациентов во время сеансов с ЛСД, пришел к выводу о принципиальной важности трансперсональных и мистически-духовных переживаний человека — совершенная ересь (а может быть, и мания) с точки зрения классической психиатрии. Конечно, не всем дано совершать открытия на уровне Фрейда или Грофа. Однако каждый человек, включающийся в ситуацию четвертого дома, должен совершить хотя бы мини-изыскание, постичь и материализовать некоторую структуру, правило или закон, таящиеся пусть не очень глубоко, но под поверхностью явлений. При этом происходит трансформация объекта с уровня свадхистханы на манипуру — его качественное изменение, начало того, что в психологии называют интеграцией. Ключи к интеграции психоаналитики, исследователи Грофа, гештальтисты и другие психологи ищут (и находят) в самых разных направлениях — на них, кстати говоря, укажет положение четвертого дома в гороскопе — но общий смысл здесь всегда один и тот же — поиск новых структур, которые более совершенным способом объединят психику. С этой точки зрения психопатологические симптомы (соответствующие болезненным состояниям под четвертым домом) можно рассматривать как манифестации некоторой перезревшей свадхистханной области в психике, уже готовой к структуризации, но еще не нашедшей к ней адекватных ключей. В качестве такого ключа могут выступить забытые детские воспоминания, или родовой стресс, или прямое влияние того или иного эгрегора (трансперсональные переживания), или мистический опыт, или удачно подобранная картина мира (гештальт). Что же касается истинной причины, активизирующей человеку в том или ином варианте четвертый дом, то, по мнению автора, она заключается не в каком-то тяжелом событии или влиянии (сглаз, карма прошлых воплощений, всевозможные травмы и т. д.), а в самой природе эволюционного процесса, не оставляющего в покое ни один атом и ни одну волну, но заставляющего их развиваться под действием энергии Мирового Разума и, в частности, диалектического архетипа, изображенного на рисунке 2 (см. главу 1). Итак, четвертый дом это поиск ключей интеграции (принципов согласия, скажет политический деятель); какие же здесь характерны ошибки? Распространенная ошибочная идея решения проблемы четвертого дома заключается в переносе чужого опыта, то есть попытках использования ключей и структур, хорошо зарекомендовавших себя на другом материале. Тогда получается ситуация, которая при решении загадок вызывает у вопрошающего реакцию типа: "Правильно, но не то". Вот типичный пример. Рассказывают, что в достопамятные тридцатые годы пришел к психиатру человек с жалобой на то, что ему кажется, будто за ним постоянно следят. Психиатр выслушал больного, осмотрел его, поставил диагноз: "мания преследования", прописал таблетки и попросил зайти через неделю. Этого пациент сделать, однако, не смог: его арестовали. Вероятно, в тюрьме ключи к интеграции психики нашлись, и в каком-то отношении человеку стало легче. Возникает, однако, вопрос: мог ли ему помочь квалифицированный психолог? С точки зрения холистической психологии, ответ звучит так: "В принципе да, хотя это и очень трудно, и рискованно для самого психолога". Дело в том, что такая вещь как арест в те времена означала срок заключения от десяти лет и выше или расстрел, то есть была событием четкого атманического звучания. Это означает, что и ключи к интеграции в большой степени атманичны, то есть их нужно искать или в тяжелой травме детства или рождения, или в прошлых воплощениях, или в рабстве у очень жесткого эгрегора, имеющего атманическую власть. Психиатр, способный поднять пациента на такие высоты, чтобы соответствующая структура (тонкий кармический узел) стала видна, должен сам пережить высокое состояние, например, расширение сознания до планетарного уровня, откуда местный (государственный) тиран смотрится как глобально-мировой. Если это получается, то не только происходит интегрирование психики пациента и он выздоравливает, но и карательные органы от него отступают: по тем или иным "случайным" для материалиста причинам закрывают его дело и снимают наблюдение. Этот пример показывает уровень трудностей, с которыми сталкивается психолог, пытающийся психологическими методами подходить к случаям из "большой" психиатрии, скажем, лечить не неврозы, а психозы. Тяжелая душевная болезнь это своего рода рабство человека в плену у могущественного жесткого эгрегора с сильным атманическим выходом, то есть имеющим значительную власть над жизнью человека (а часто и его ближайшего окружения) в целом. Это, так сказать, трансперсональный взгляд — здесь данная судьба мыслится как жертвенная для того или иного коллектива (например, этноса). С субъективной точки зрения, тяжелый параноик находится в чрезвычайно мрачной реальности, часто плохо совместимой с общесоциальной, и нередко (но не всегда!) вопрос о ее высветлении решается лишь на пути интеграции, но поиск ключей и сил для ее осуществления нисколько не проще поиска способов вызволения человека из сталинского лагеря. Если психиатр имеет такую духовную силу, что способен посмотреть шизофреническому демону прямо в глаза, то он может помочь пациенту действительно выздороветь и интегрироваться; если же этой силы нет, приходится ограничиваться сомнительным симптоматическим лечением, а главное — отгораживаться от проблем пациента железными ярлыками: бред, галлюцинации, фантазмы. Что ж, с точки зрения жесткого государственного эгрегора, любой диссидент — патентованный сумасшедший, а его мечты о правах человека — типичный бред. Итак, первое затруднение, с которым приходится столкнуться при решении проблем четвертого дома, заключается в том, что ключи к ним абсолютно уникальны, и найти их можно единственным способом: тщательным изучением и исследованием существа дела, то есть сути проблем объекта: что ему нужно и какие пути подсказывает текущая ситуация. Типичный пример проблемы четвертого дома — синтаксический анализ предложения, в частности, определение того, какое слово относится к какому (это включает и проблему определения смысла местоимений, то есть отнесения их к тем или иным словам предшествующей фразы). Все попытки реализации машинного перевода имеют на этой фазе серьезное испытание: настолько серьезное, что о машинном переводе художественной литературы до сих пор (насколько известно автору) всерьез говорить не приходится; существуют лишь программы перевода технических текстов с весьма узким синтаксическим спектром. Другими словами, структуры и законы, обнаруживающиеся в ходе трансформации объекта под четвертым домом, в высшей степени специфичны — и если они найдены неправильно или неточно, то структуризации не происходит или она идет настолько неуклюже, что в результате получается нежизнеспособный монстр. Таким, вероятно, покажется потомкам здание цивилизации конца XX века, изобилующее формальными объединениями и средствами связи между людьми, совершенно не осознающими своей связи с эгрегорами, которым они служат, и не умеющими толком общаться вне пределов специальных психотерапевтических групп.
Рассмотрим теперь расположение четвертого дома в гороскопе. Сначала бросим на него общий взгляд. Сильный четвертый дом дает человека, которому очень важна школа в широком смысле этого слова. В его внешней и внутренней жизни часто возникают аморфные объекты и ситуации, требующие поиска адекватных структур, способных их организовать, но этот поиск, занимая иногда у человека массу сил и времени, дает ему в то же время глубокое удовлетворение, сродни тому, которое испытывает ученый, открывающий четкую систему там, где до него виднелась беспорядочная куча. Сильный четвертый дом труден для проработки — но его обладатель имеет дар видеть глубже многих других людей. Проработка дает, помимо успехов, соблазн гипертрофированного мнения о силе структурных и системных методов вообще; в связи с этим весьма вероятны попытки решения методами, свойственными четвертому дому, проблем совершенно иных домов, например, двенадцатого, первого или пятого (последнее с точки зрения окружающих особенно непростительно). Человек со слабым четвертым домом, наоборот, далеко не всегда стремится к прояснению и выявлению скрытых структур, даже если это требует от него незначительных усилий; он вообще не склонен, что называется, глубоко копать. Ему не свойственно поэтому характерное "четверодомное" занудство, то есть стремление дойти до сути в тех случаях, когда это вовсе не требуется или противопоказано. Тем не менее, и ему придется когда-то столкнуться с вызывающе-аморфным объектом, в котором нужно будет обнаружить и частично материализовать структуру. Наиболее вероятно, что это случится на транзитном потоке, управляемом четвертым домом, и в этой ситуации человек при всем желании не сможет увильнуть от деятельности, неуловимо похожей на научную. Гармоничный четвертый дом даст человеку хорошую школу в любой области деятельности, с которой он всерьез столкнется. У него будут замечательные учителя, которые тактично упорядочат для него внешний и в известной степени внутренний хаос, предстающий перед учеником после первых шагов включения в любой эгрегор, а если внешних учителей под рукой не окажется, их роль сыграет внутренний, то есть человек сам интуитивно почувствует, какой порядок и структура скрыты за поверхностью явлений. Однако идти слишком глубоко ему не захочется, да и как правило не потребуется; когда гранит науки покажется ему вредным для зубов, перед его мысленным взором вспыхнет указание Станислава Леца: "Не будь подозрительным — не ищи всюду смысла", — и он отступит, не чувствуя себя разочарованным. Проработка дает способности учителя, методиста, теоретика, особенно в областях, на которые укажет положение четвертого дома в картине, например, четвертый дом в Весах может дать преподавателя ритмики, а в Рыбах — богословия. Пораженный четвертый дом дает человеку, мягко говоря, своеобразный способ видения структуры в аморфных объектах, что на низком уровне проработки дома означает совершенную неприспособленность к решению задачи структуризации — но в то же время чрезвычайное стремление к этому. Человек чувствует, что где-то здесь зарыта собака, но где именно, понять никак не может, и в зависимости от темперамента взрывает землю динамитом или роет подземный ход бульдозером, и обычно лишь во второй половине жизни постигает лично ему свойственные особенности успешных поисков адекватной объекту структуры. Проработка дает способности, далеко превышающие среднестатистические, к обнаружению новых законов, упорядочивающих дотоле аморфное бытие, и трансформирующих объект совершенно неузнаваемым образом, подобно тому как феодальная страна превращается в индустриальную, а вялый лежебока — в преуспевающего дельца. Однако главная забота этого человека носит внутренний характер, и преодолеть свою собственную аморфность и построить адекватный скелет в областях, определяемых положением четвертого дома, для него может оказаться труднее и болезненнее достижения любых внешних целей.
Положение четвертого дома в Зодиаке покажет транзитный поток, на материале которого человеку необходима школа, и где он так или иначе будет вынужден заниматься поисками глубоко лежащих структур, переводя объекты (в том числе и внутреннего мира) из фазы законченного, но аморфного и отчасти перезревшего процветания в царство порядка и необходимости. Конечно, ситуации четвертого дома могут встретиться в жизни человека на любом транзитном потоке, но на том, которым управляет этот дом, они выражены более отчетливо и всегда там отзываются.
"Ты сам свой высший суд". (А. Пушкин) Выражаясь пышным языком, четвертый дом это школа жизни, и если его вершина стоит в Овне, человек проходит эту школу, учась разбираться в сути вещей на материале ценностных психологических и мировоззренческих противоречий и тупиков, возникающих через некоторое время после начала новой жизни или, по крайней мере, существенных жизненных программ. Это очень нелегко, так как большая часть принципиальных экзистенциальных и ценностных тупиков (буддхиальные отходы) человеком не осознается или подвергается очень серьезной цензуре подсознания, и средний человек склонен прорабатывать этот аспект на внешнем материале, что может дать склонности к философии "задним числом", но также и способности к глубокому пониманию чужих душевных переживаний, и часто к своеобразному глобальному видению достаточно тонких процессов внешнего мира, в частности, зреющих узлов тонкой (буддхиальной) кармы. Однако лишь очень глубокая проработка аспекта (в том числе и на материале противоречий собственных ценностей) дает человеку возможность создавать структуры, превращающие существенные (например, групповые) ценностные противоречия в хорошо структурированные энергетические блоки, становящиеся затем источниками конструктивных и сбалансированных событийных цепочек — умение, необходимое государственным деятелям, особенно работающим в законодательных органах.
"Эх, яблочко, куды ты котишься, Ко мне в рот попадешь — не воротишься". (Песня) Активизацию четвертого дома этот человек переживает достаточно ярко: его жизненный поток делается вызывающе-аморфным, концы не желают сходиться с концами, срываются ожидания, возникают неприятные внутренние диссонансы, и все это имеет как будто скрытый смысл и подчинено какой-то идее, но постичь ее довольно сложно. Вообще проработка четвертого дома дает учителя; в данном случае это учитель практической жизни, дающий глубокую теоретическую подготовку по такому вопросу: к чему приводит реализация уже начатых планов, или как расхлебывать кашу, вами же самими заваренную. Занимаясь этим с должным усердием на материале собственной жизни, тельцовский четвертый дом может попутно постичь суть самых неожиданных явлений. На низком уровне у окружающих регулярно возникает вопрос: что этот человек делает со своей жизнью? — ибо выглядит она порой чрезвычайно нелепо; однако навести в ней порядок не так-то просто, и часто ему гораздо легче помочь в этом другим, чем нежели справиться самому.
"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь". (К. Прутков) Этому человеку нужна хорошая школа мышления, ибо все его попытки разобраться в сути проблемы и увидеть возможную структуру аморфного объекта будут наталкиваться на специфические ментальные проблемы, а именно: наведения порядка в его собственных ментальных противоречиях и неувязках. При этом не имеется в виду, что они должны быть разрешены; некоторая их часть так или иначе попадает в канал Рака и затем в астральное тело, но для человека далеко не безразлично, в каком виде ментальные остатки будут отправлены вниз. В данном случае это должны быть не хаотичные пучки высохшей травы, а аккуратно перевязанные брикеты сена, или стога, собранные вполне определенным образом. В наш век идолопоклонства перед ментальным планом, когда господствующая идея заключается в том, что непротиворечивой мыслью можно объять и объяснить весь проявленный мир, предложение о сознательном планировании и структурировании мента<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|