История ремизного ткачества
Введение Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Небо практически у всех народов мира стало частью не только материальной, но и духовной сферы. Многие художники, поэты, писатели и другие деятели культуры воспевали его красоту и неповторимость. С древних времен человек задавался вопросом о происхождении неба, с ним связано множество легенд, существуют различные толкования. В проекте «Небесный шатер» тема раскрывается с точки зрения христианского вероучения и священного писании – Библии. Декоративно-пространственная композиция представляет собой комплекс из семи полотен, выполненных в технике ремизного ткачества - особый вид изменения качества нитей, приводящий хаос в упорядоченную материю.
В своей работе я хотела показать бесконечную Божью любовь к людям, которая является смыслом и причиной существования всего живого.
История ремизного ткачества Ткани и их художественное оформление занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство оформления тканей имеет свою историю, уходящую вглубь веков, так как на протяжении всей истории развития человеческого общества ткани тесно связаны с практической деятельностью человека. Сохранившийся до наших дней принцип ткачества заключается в последовательном переплетении утком параллельно идущих основных нитей. В процессе ткачества основа делится на две части, образуя зев, в который вводится уток. Образование зева в ручном ткачестве (до появления ткацкого станка) достигалось различными приспособлениями: дощечками, бердечком или нитом. Ткачество с помощью бердечка и нита было широко распространено в Европе и в настоящее время существует в рогожном производстве и ручном ткачестве. Тканье по ниту, заключавшееся в образовании зева при помощи нитяных петель, развилось в существующее ныне ткачество на ткацких станках. По археологическим раскопкам можно предположить, что первый ручной ткацкий станок появился еще в 5-м тысячелетии до н. э., что было важнейшим достижением человечества на пути его развития. С появлением ткацкого станка стало развиваться узорное ткачество - украшение поверхности ткани орнаментом путем переплетения цветных нитей основы и утка. У разных народов создавались различные конструкции ткацких станков с горизонтальным или вертикальным расположением основы. Постепенно конструкции станков усовершенствовались, появились различные способы образования зева (разделения основы на четные и нечетные нити), что ускорило развитие ткачества. В дальнейшем получил распространение ткацкий станок с горизонтальным расположением основы. Станок был оснащен ремизками, которые подвешивались на специальных тягах, а управление ими осуществлялось с помощью педалей. В глазки ремизок пробирались основные нити. На станке было бердо для регулирования плотности основных нитей и прибивания утка к опушке ткани. Челнок пробрасывался в зев вручную. Так возникло ремизное ткачество, которое продолжает древнейшие традиции ручного ткачества.
В период развития мануфактур (XVI - XVIII вв.) в ткачестве происходило широкое разделение труда. Основу готовили с помощью барабанов, на которые пряжа сматывалась одновременно с нескольких десятков катушек (этот принцип лег в основу современной сновальной машины), а для перематывания утка с катушек на початки использовались ручные прялки. В эпоху промышленной революции в текстильной промышленности раньше, чем в других отраслях материального производства, начали применяться машины, достигшие за долгий путь своего развития высокого совершенства. Созданный Джоном Кеем в 1738 г. «летающий» челнок проложил путь к развитию механического ткацкого станка, который был создан Эдмундом Картрайтом в 1786 г. Этот станок уже был довольно высокопроизводительной машиной, оснащенной механизмами для прокладывания челнока, подъема ремизок, прибоя уточной нити и навивки ткани на валик, т. е. принципиально такой же ткацкий станок, какой используется сейчас, почти 200 лет спустя. В 1868-1887 гг. был создан многочелночный механизм с автоматической сменой утка, предназначенный для выработки пестротканых текстильных изделий. В дальнейшем многочелночные станки получили широкое применение для выработки ремизных тканей с разнородной уточной пряжей, отличающейся линейной плотностью, круткой, волокнистым составом и цветом. И все же способ изготовления тканей сохранился с глубокой древности. Хотя процесс ткачества совершенствовался, но основные принципы технологии остались прежними. Только в первой четверти XX в. появилось несколько конструкций бесчелночных ткацких станков. В середине XX в. появились ткацкие станки с прокладыванием утка пневматическим, гидравлическим способами и микрочелноками без уточной паковки. Современная текстильная промышленность оснащена высокопроизводительным оборудованием, автоматическими челночными и бесчелночными ткацкими станками, которые позволяют вырабатывать самые сложные и разнообразные переплетения и ткацкие рисунки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|